контрольная работа по темам: Селекция. Антропогенез
учебно-методический материал по биологии (11 класс) на тему

Задания контрольной работы для обучающихся вечерней школы за II сессию. Контрольная работа состоит из 3 частей. Даны критерии оцеивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota.docx123.14 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно – обобщающий урок по темам

 «Основы селекции»,  «Антропогенез».

II cессия

Вариант 1.

Часть А. Выберите один правильный ответ из 4 предложенных.

А 1. Наука о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов:

- цитология     - генетика           - селекция        -микробиология        

А 2. Выберите ученного, который создал открыл центры происхождения культурных растений:

- Ч. Дарвин             - Н. И. Вавилов          -  Г. Д. Карпеченко        -И. В. Мичурин

А 3. Как называется явление «гибридной силы»?

- аутбридинг          - мутагенез          - инбридинг          - гетерозис

А 4. Близкородственное скрещивание проводят для:

- повышения жизнеспособности             - получения гетерозиготных организмов

- улучшения свойств у гибридов              - получения чистых линий          

А 5. Аутбридинг – это

-  массовый отбор производителей        - скрещивание особей разных пород

- скрещивание близких родственников   - кратное увеличение числа хромосом

А 6. Метод, основанный на внедрении генов из одного организма в другой:

- клеточная инженерия                    – методполиплоидии

- генная инженерия                            - клонирование

А 7. Как называется наука о происхождении и эволюции человека

- филогенез           - кариокинез          - антропогенез               - онтогенез

А 8. Человек относится к типу:

-  членистоногих        - хордовых           -  кишечнополостных           -обезьяновых

А 9. Общий предок человекообразных обезьян и человека:

- синантроп       - дриопитек          - питекантроп        - австралопитек

А 10. Доказательство происхождения человека от животных

- редуценты       - симбионты        - рудименты       - консументы

А 11. Как называется древнейший человек, ископаемые остатки которого были найдены на острове Ява

- неандерталец         - питекантроп          - палеоантроп          - синантроп

А 12. Единство всех человеческих рас как представителей одного вида Человек разумный доказывает

- сущность единого центра происхождения рас

- общность анатомических признаков

- возможность плодовитых браков между представителями разных рас

- общность физиологических процессов

Часть В. Выберите два правильных ответа из пяти.

В 13. Выберите методы, которые применяет клеточная  инженерия.

а) методы полиплоидии

б) выращивание клеточных культур на питательной среде

в) метод замещенных линий

г) метод дополненных линий

д) клонирование

 

В 14. Какие признаки сформировались у человека в связи с прямохождением?  

а) появилась сводчатая стопа 

б) появился подбородчатый выступ на нижней челюсти

в) мозговая коробка увеличилась

г) верхние конечности стали массивнее нижних

д) позвоночник приобрёл изгибы

 В 15.  Атавизмами у человека являются:

а) хвостатость 

б) копчиковые позвонки-остатки скелета хвоста

в) многососковость

г) аппендикс

д) верхнее веко

В 16. Установите соответствие между методами и направлениями селекции:

Метод селекции

Направление селекции

А) массовый отбор

1) селекция растений

Б) полиплоидия

2) селекция животных

В) искусственное осеменение

Г)испытание родителей по потомству

Д) искусственный мутагенез

В 17. Установите правильную последовательность этапов эволюции человека.

а) Человек разумный

б) Человек умелый

в) Австралопитек

г) Человек прямоходящий

 

Часть С 18. Ответьте кратко на вопросы, используя рисунок.

http://www.studfiles.ru/html/2706/505/html_Va7bjNPc6n.C3si/htmlconvd-NWGHg2_html_m467a7702.png

  1. Кем был получен капустно-редечный гибрид?
  2. Почему он был бесплоден?
  3. Как была восстановлена плодовитость у капустно-редечного гибрида?

Оценка в баллах

Часть А - по 1 баллу,  итого 12 баллов.

Часть В - по 2 балла, итого 10 баллов (если неполный ответ  по1 баллу)

Часть С - 3 балла (если неполный ответ, то 1-2 балла)      

Итого максимальный балл - 25

Контрольно – обобщающий урок по темам

 «Основы селекции», «Антропогенез».

II сессия

Вариант 2.

Часть А. Выберите один правильный ответ из 4 предложенных.

А1. Искусственно созданная человеком группа растений с наследственно закрепленными хозяйственными признаками:

- порода          - штамм         - сорт              - популяция

А 2. Выберите ученого, который преодолел бесплодие отдаленных гибридов.

- Н. И. Вавилов      - Г. Д. Карпеченко      -  Г. Мендель    -  И. В. Мичурин

 А 3.Как называется явление «гибридной силы»?

- аутбридинг          - мутагенез          - инбридинг          - гетерозис

А 4. Бесплодие межвидовых гибридов преодолевается с помощью:

- полиплоидии       - гетерозиса      - инбридинга        - отдаленной гибридизации  

А 5. Инбридинг –

- получение мутаций                            - близкородственное скрещивание        

- неродственной скрещивание            - скрещивание разных родов, видов        

 А 6. Клеточная инженерия основана на:

- кратном увеличении числа хромосом

- получении генно-модифицированных организмов

- выращивание клеток на питательной среде

- внедрении ядер соматических клеток в яйцеклетки

А 7. Процесс историко-эволюционного становления человека как вида, развитие его трудовой деятельности, речи:

- цитокинез        - гаметогенез         - кариокинез            -антропогенез

А 8. Человек относится к классу:

-  земноводных     - приматов         - млекопитающих          - кишечнополостных

А 9. Основным фактором антропогенеза является

- труд         - общественный образ жизни       - речь         -рассудочная деятельность

А 10. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется

- резус-фактор                                 - рассудочная деятельность

-  четырёх камерное сердце            -  абстрактное мышление

А 11. Ископаемые остатки какого древнейшего человека были найдены вблизи Пекина?

-  питекантропа          - палеоантропа           - синантропа            - австралопитека

А 12.  Какой процесс относят к социальным факторам антропогенеза

- борьбу за существование             -  мутационный процесс 

- появление речи                              -  естественный отбор

 

Часть В. Выберите два правильных ответа из предложенных.

В 13. Выберите методы, которые применяет клеточная  инженерия.

а) методы полиплоидии

б) выращивание клеточных культур на питательной среде

в) метод замещенных линий

г) метод дополненных линий

д) клонирование

В 14.  В связи с прямохождением у человека:

а) освобождаются верхние конечности 

б) стопа приобретает сводчатую форму 

в) большой палец верхних конечностей противостоит остальным

г) уменьшается волосяной покров

д) мозговой отдел черепа меньше лицевого

В 15.  Рудиментарными органами человека являются:

а) аппендикс – отросток слепой кишки 

б) верхнее и нижнее веко

в) ушные раковины 

г) копчиковые позвонки – остатки скелета хвоста 

д) многососковость

В 16. Установите соответствие между методами и направлениями селекции:

Метод селекции

Направление селекции

А) массовый отбор

1) селекция растений

Б) полиплоидия

2) селекция животных

В) искусственное осеменение

Г)испытание родителей по потомству

Д) искусственный мутагенез

В 17.  Установите последовательность эволюции человека

а) австралопитек

б) человек современного типа

в) человек умелый

г) человек прямоходящий

Часть С 18. Ответьте кратко на вопросы, используя рисунок.

«Нормальная и полиплоидная гречиха»

http://www.studfiles.ru/html/2706/505/html_Va7bjNPc6n.C3si/htmlconvd-NWGHg2_html_259153d8.png

  1. Какие организмы называют полиплоидными?
  2. Как получить полиплоидные растения?
  3. Почему селекционеры стремятся получить растения- полиплоиды?

Оценка в баллах

Часть А - по 1 баллу,  итого 12 баллов.

Часть В - по 2 балла, итого 10 баллов (если неполный ответ  по1 баллу)

Часть С - 3 балла (если неполный ответ, то 1-2 балла)      

Итого максимальный балл - 25

 

 Система оценивания контрольной работы

На выполнение работы дается 40 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 18 заданий.

Часть А включает 12 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный.

Часть В содержит 5 заданийс выбором нескольких верных ответов, на соответствие, на хронологию.

Часть С содержит 1 задание со свободным ответом. При выполнении заданий части С надо дать ответ из нескольких слов или одного-двух предложений.

 

За правильно выполненное задание части А начисляется 1 балл. Максимум 12 баллов.

Правильное выполнение заданий части В оценивается двумя баллами. Максимум 20 баллов.

Задания со свободным развернутым ответом части С оцениваются от нуля до трех баллов. За правильный полный ответ, содержащий все необходимые элементы (3 и более), обучающийся получает 3 балла.  Максимум 25 баллов

Система оценивания варианта № 1

Ч  асть А

За каждый правильный ответ – 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

КЭС

№ задан.

Ответ варианта 1

Ответ варианта 2

Часть А

3.8

А1

Селекция

Сорт

3.8

А2

Н.И. Вавилов

Г.Д. Карпеченко

3.8

А3

Гетерозис

Гетерозис

3.8

А4

Получения чистых линий

Полиплоидия

3.8

А5

Скрещивание особей разных пород

Близкородстенное скрещивание

3.9

А6

Генная инженерия

Выращивание клеток на питательной среде

6.5

А7

Антропогенез

Антропогенез

6.5

А8

Хордовые

Млекопитающие

6.5

А9

Дриопитек

Труд

6.5

А10

Рудименты

Абстрактное мышление

6.5

А11

Питекантроп

Синантроп

6.5

А12

Возможность плодовитых браков между представителями разных рас

Появление речи

Часть В

3.9

В13

б, д

б, д

6.5

В14

а, д

а, б

6.5

В15

а, в

а, г

3.8

В16

  1. а, б, д    2. в, г
  1. а, б, д    2. в, г

6.5

В18

вбга

авгб

3.8

Часть С

Элементы ответа:

  1. Г. Д. Карпеченко
  2. гибрид был бесплоден, так как хромосомы капусты и редьки не могли образовывать гамет (конъюгировать).
  3. С помощью полиплоидии.

Элементы ответа:

1. полиплоидными называют растения, у которых число хромосом увеличено кратно гаплоидному набору.

2. для получения полиплоидных растений кратно увеличивая число хромосом используют колхицин.

3. Полиплоидные растения имеют более крупные размеры, высокая урожайность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока информатики № 7 в 8 классе по теме: Контрольная работа по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования».

Данный урок является заключительным уроком по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором проверяются знания, умения и навыки по данной теме, умение работать в среде ...

Контрольная работа по теме "Селекция" (по материалам ЕГЭ)

Тест  по теме "Селекция" по материалам  ЕГЭ может быть использован при проведении контрольных уроков по общей биологии в 11 классе или подготовке к ЕГЭ...

Модуль для дистанционной работы по теме "Селекция"

Данный материал представляет собой рабочие карты учащихся по теме «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов», расположенных в соответствии с логикой изложения учебного ма...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Контрольная работа по теме: "Селекция, антропогенез"

Контрольная работа по курсу биологии 11-го класса содержит основные вопросы по темам "Селекция, антропогенез"...

контрольная работа по теме "Антропогенез"

контрольная работа по теме антропогенез в 9 классе. 2 варианта без ответов...

Проверочная работа по теме «Селекция растений"

Проверочная работа  по теме «Селекция растений"...