План-конспект урока Многообразие голосеменных растений
план-конспект урока по биологии

Данный конспект урока предназначен для ознакомления и закрепления знаний учащихся о многообразии и значении голосеменных растений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konspekt_uroka_mnogoobrazie_golosemennyh_rasteniy.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РТ   «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха».

  Учитель биологии – Куулар Ч.О.                              

                   План-конспект   урока в 7 классе.

     Тема: «Многообразие  голосеменных  растений, их  роль  

                    в    природе   и   практическое  значение».

           Цель  и  задачи  урока:

1.Познакомить  учащихся  с  многообразием  видов  голосеменных  растений, их ролью  в  природе  и  практическим  значением.

2.Проводить  коррекционную  работу  по  развитию   слухового  восприятия, речи, проводить  контроль  и  самоконтроль  над  произношением, расширение  кругозора  учащихся, обогащение  словарного  запаса. Развитие  внимания, памяти, мышления детей с нарушениями слуха.

3.Воспитание  у  учащихся  чувства  прекрасного  и  бережного  отношения к  природе  своего  края, развивать  и  воспитывать  экологическую  культуру  у  учащихся.

Оборудование: коллекции  веток,  шишек голосеменных растений, гербарные  экземпляры  голосеменных растений,  сундучок (реквизиты: кедровые орехи, ветка лиственницы, живица смолы, пихтовый веник, ветка можжевельника), мультимедийный  проектор, экран, дидактические карточки, таблички.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Фонетическая зарядка.

3.Актуализация знаний:

а) Фронтальный опрос

б) Работа с карточками (2 учащихся)

в) Биологический диктант

4. Изучение нового материала.

                                   Ход  урока:

               I.  Организационный момент.

Учитель:

-Наденьте  наушники,  включите  усиление,  как  меня  слышите?

(За экраном)

-…, скажи, пожалуйста, кто сегодня дежурит в классе?

- …, ребята готовы к уроку?  Начинаем урок.

II. Фонетическая  зарядка.

(За экраном)

           - ..., спроси  у …, какой  сегодня  дежурный  звук ?

-Сегодня  на  уроке  будут  встречаться  слова  с  дежурным  звуком «С» , прочитайте  их:

Семена      сосна       растения       древесина         голосеменные                 секвойя            строительный                  лиственница

Ребята, не  забывайте  хорошо  говорить  дежурный  звук, контролируйте  критические  звуки.

III.Актуализация знаний:  

(Учитель за экраном )

 -…, узнай  у  …,  какую  тему вы  изучали  на  прошлом  уроке?

Сейчас проверим, как вы поняли прошлую тему.

1) Фронтальный опрос:

- Какие растения относятся к голосеменным  растениям ?

(ответы учащихся)

- Давайте  выясним, чем  же  отличаются  голосеменные  растения  от  других  растений. Назовите  характерные  признаки  голосеменных  растений.

(ответы учащихся).

Двое учащихся работают с карточками.

                              Карточка.

Выпишите  названия  голосеменных  растений:

Береза, пихта, сирень, лиственница, тополь, сосна, черемуха, кипарис , рябина

Учитель: Молодцы, ребята, теперь  я  проверю, как  вы  знаете ветки и  шишки  голосеменных  растений.  На листочках будете писать биологический диктант.  Внимательно послушайте, как будете работать: на  экране - названия голосеменных растений:

1.Сосна     2. Ель      3. Пихта       4Лиственница      5.Можжевельник

Задание 1:

Я  буду  показывать  ветки  голосеменных  растений, а вы  будете  писать  номер  растения, ветку  которого  я  показываю.

Учитель  показывает  ветки  хвойных  растений, учащиеся на листочках записывают номера  растений.

Правильные  ответы:

1.Пихта  2.Ель   3.Можжевельник  4.Сосна  5.Лиственница (4-2-1-5-3)

Задание2: Я показываю  шишки  голосеменных  растений, а вы  пишете  номер  растения, шишку  которого  я  показываю:

           1.Ель    2.Кедр     3.Сосна    4.Лиственница      5. Можжевельник

            Учитель показывает шишки голосеменных растений, учащиеся          записывают номера  голосеменных растений.

        Правильные  ответы:

             1.Можжевельник      2.Лиственница      3.Кедр       4.Сосна        5.Ель  

                                                              (5-3-4-2-1)

Взаимопроверка работ учащихся:

Учитель (за экраном): -…,  скажи, пожалуйста  ребятам, чтобы поменялись  тетрадями.

Ребята, на интерактивной  доске представлены  правильные  ответы биологического диктанта, критерии оценок. Проверьте  и оцените работу товарища, поставьте  оценки.

           После взаимопроверки, учащиеся комментируют и оценивают работу  товарищей.

IV. Изучение   нового материала:

Учитель (за экраном): Откройте тетради, запишите число, тему  урока.

Учитель:

 Сегодня, ребята, вы познакомитесь с  многообразием  и  значением голосеменных  растений в природе и жизни человека, узнаете, где применяются голосеменные растения.

Словарная работа:

На уроке  будут  встречаться  незнакомые  слова :

Фитонциды- образованные растениями биологически активные вещества, убивающие и подавляющие рост и развитие бактерий.

Резонансные качества – способность усиливать звучание.

Рассказ учителя с элементами беседы:

Голосеменные растения  распространены по  всему  земному  шару. В  нашей  стране  около  90%  лесов  представлены  различными  видами  голосеменных  растений. Ребята, как  вы  думаете, какое  дерево  самое  распространенное  в  нашей  республике?  (ответы учащихся)  

В нашей  таежной республике  самым  распространенным  деревом  является  лиственница. Лиственница  является  самым  распространенным  деревом  и в  России.

Как  в  природе , так и в  жизни  человека  хвойные  по  своему  значению занимают   2 место  после  цветковых . Различают  около  700 видов  деревьев  и  кустарников. Многие  из  хвойных  деревьев   вы встречали в  нашей  местности.

-Какие  хвойные  растения  растут  в  нашей  республике?

Физкультминутка.

Я буду показывать ветки голосеменных растений, а вы встанете, если растение произрастает в Туве, а если нет- остаетесь сидеть на месте.

(Учитель показывает гербарные экземпляры –ветки ели, сосны, лиственницы, кедра  (сосны сибирской кедровой), пихты, можжевельника, кипариса, тисса).

 В Туве  растет  сосна  обыкновенная  и  сосна  сибирская  (кедровая).

Сосну  сибирскую  кедровую мы  обычно  называем  кедром. Давайте, ребята, посмотрим, чем же  они  отличаются.

(Работа в парах) Учащиеся рассматривают ветки сосны обыкновенной и сосны сибирской кедровой.

Учитель:

У  сосны  обыкновенной по 2  хвоинки, а в ветке сосны  сибирской  в  пучке  по 5  хвоинок.  Древесина  кедра  высоко  ценится  как  строительный  и  поделочный  материал. Только  древесина  кедра  используется  для  производства  карандашных  палочек. Обладая  прекрасными  резонансными  качествами, кедровая  древесина  используется  при  изготовлении  роялей. Тувинцы из древесины кедра изготавливают домашнюю утварь, например, «тос-карак»,  которого применяют для разбрызгивания молока, маленькие столики- «ширээ» и другие изделия. Пихта  имеет  изумительный  запах, из  листьев  и  молодых  веток  получают  пихтовое  масло ,  которое  используется  как  дезинфицирующее , косметическое  и  лечебное  средство.

О  голосеменных  растениях, которые  встречаются  в  нашей  местности,  ребята  подготовили  интересные  сообщения:

1.Ель              2. Сосна           3. Лиственница .

Учащиеся выступают с сообщениями. Показ слайдов о ели, сосне, лиственнице.

Учитель:

Среди  голосеменных  растений   есть  растения, которые  занесены  в                            Книгу  рекордов  Гиннесса,   например, рекорд  долгожительства  принадлежит  одному  из  видов  сосны- ее  возраст  определяют  приблизительно  в  4900  лет. Среди  голосеменных  встречаются  много  гигантов  растительного  мира.- секвойя дендрон или  мамонтово  дерево, экземпляры  которого  имеют  толщину ствола до 12 метров.

Проводится  гимнастика  для  глаз.

Посмотреть вправо, влево,

Посмотреть вверх, вниз,

Налево, направо,

Закрыть глаза, глубокий вдох

Посмотреть по кругу, поморгать

Учитель:

-Откройте  учебники, прочитайте  значение  голосеменных  растений.

Выборочное  чтение.  ( Учащиеся по цепочке читают значение голосеменных растений).

Учитель:

Давайте  подытожим значение голосеменных растений:

 1.Голосеменные  растения  являются  основой растительного  покрова  тайги.

 2. Поставляют  в  атмосферу  Земли  кислород.

 3.Строительный  материал.

 4.Семенами  голосеменных  растений  питаются  птицы  и  звери.

V. Закрепление .

Учитель:

А  теперь, ребята, поиграем в игру, которая называется «Золотой сундучок» .  Я  приготовила  взолотом   сундучке   несколько  сюрпризов. Вы  должны  отгадать, что за предмет или вещество, связанное с голосеменными растениями,  лежит в сундучке.

Игра: «Золотой  сундучок » (Алдын  аптара).

1. У  наших  предков   были  очень  крепкие  зубы, так  как  они  с малых  лет  жевали   вещество, которое  лежит в шкатулке. Это  вещество  укрепляет десна, дезинфицирует  ротовую  полость (смола ( живица) лиственницы - саат).

2.С давних времен считается, что дым  этого  голосеменного  растения  изгоняет  злых  духов, и в настоящее время большинство тувинцев дымом  этого  растения  окуривают дома,  жилища, юрты , что  за  растение  лежит  в сундучке? (Можжевельник)

3. В  сундучке  лежит  макет двухструнного смычкового музыкального инструмента тувинского народа,  изготовленного из сосны. Какой этот инструмент? В Туве 2009 год был объявлен Годом этого инструмента. (Игил)

4. Трудно найти мальчишку в Туве, кто не собирал бы плоды этого голосеменного растения, они очень вкусные и полезные. Что лежит в сундучке? (Кедровые орехи).

 5.  В шкатулке лежит ветка дерева, которое является самым распространенным деревом России (Ветка лиственницы).

6. Здесь  находится веник, который используется  в  банях, так как  он обладает приятным ароматом, благодаря содержащимся в ветвях и хвое эфирным маслам (Пихтовый веник).

  Молодцы, ребята, думаю ,что  сегодня  вы  узнали  очень  много  интересного  и  полезного.

VI. Итог  урока.

_Ребята , что  нового  узнали  вы  на  этом  уроке?

Вывод:

-Голосеменные  растения распространены  по  всему  миру, среди  них  встречаются  деревья  и  кустарники. Среди  них  много  растений – долгожителей, например, сосны, секвойи  могут  жить  до  4  тысяч  лет, многие  деревья  занесены в  книгу  рекордов  Гиннесса, например, мамонтово  дерево  имеет  ствол  толщиной до 12  метров, а высота  может  достигать  до  100  метров.

Хвойные  занимают  очень  важную  роль  в  природе  и  жизни  человека.

Хвойные  растения  образуют  тайгу и выделяют  кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов.  Шишками  и  семенами  хвойных  растений  питаются  птицы  и  звери.

Голосеменные  хороший  строительный  материал – из  них  строят  дома, изготовляют  мебель, музыкальные  инструменты.

Подведение  итога  урока. Анализ  и  оценка  деятельности  учащихся  на  уроке.  Выставление  оценок

                    Домашнее  задание : Заполнить   таблицу:

Название  растения

Значение  в  природе  и  жизни  человека

Лиственница

Сосна

Ель

Кедр

Пихта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"

Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...

Многообразие Голосеменных растений

Презентация к уроку "Многообразие растений Отдела Голосеменные....

Презентация к уроку "Размножение голосеменных растений" - 6 класс

Данная презентация дает возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом, способствует развитию наглядно-образного мышления, делает урок интересным и насыщенным....

Презентация к уроку "Размножение голосеменных растений"

Данная презентация предназначена для проведения урока "Размножение голосеменных растений"...

Презентация к уроку "Отдел Голосеменные растения" 6 класс

Данная презентация поможет провести урок по заданной теме в разделе "Систематика растений", особенно в условиях изучения курса "Растения" 1 час в неделю в 6-х классах. В презентации указаны полезные с...

Презентация "Многообразие голосеменных растений"

Презентация к уроку по теме "Многообразие голосеменных растений"...

Урок биологии "Голосеменные растения"

Данный урок предназначен для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при изучении курса Биологии в 7 классе. На уроке изучаются группа растений, которые относятся к...