«Биологический урок – игра по теме: «Дыхание и Пищеварение»
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Биологический урок - игра по теме "Дыхание и пищеварение" используется для обобщения и систематизации полученных знаний при прохождении тем "Дыхание, пищеварение", для смены вида деятельности на уроке, для формирования и развития у обучающихся устойчивого познавательного интереса к предмету биологии на основе активизации мыслительной деятельности в процессе обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Биологический урок – игра по теме:

«Дыхание и Пищеварение» (8 класс).

Цель урока - игры :  - обобщить и систематизировать полученные знания;

                                    - сменить вид деятельности на уроке;

                                    - дать эмоциональную разрядку.

Для проведения игры выбираются три арбитра : два следят за правильностью ответов команд , поведением участников ,чтобы не было подсказок, а один – секундант, следящий за регламентом игры.

Играющие должны разделиться на две команды и занять свои места.

Команда справа называется «Язва».

Команда слева называется «Пупок».

Биологическая игра включает в себя некоторые конкурсы из телевизионных передач, таких как «Золотая лихорадка», «Счастливый случай», «Звездный час», «Устами младенца».

 

1 конкурс: «Разминка»(5 минут).

В теле - шоу «Золотая лихорадка», Леонид Ярмольник просил игроков называть бульвары Москвы, реки Евразии, а я прошу, чтобы вы назвали органы, части тела, т. e., всё то, что относится к Пищеварительной системе, а это чуть более 40 слов . Выигрывает та команда, которая назовёт слово последней.

2 конкурс: «Счастливый случай» (7 минут).

1.Не пускает пищу в гортань (надгортанник).

2.Не дают трахее сужаться (хрящевые полукольца).

3.Очищает вдыхаемый воздух от пали и микробов (слизистая оболочка и носовая полость).

4.Поверхностный слой воздухоносных путей (слизистая оболочка).

5.Выстилает наружную поверхность лёгких (плевра).

7.Внутри содержит голосовые связки (гортань).

8.Самая длинная часть воздухоносно пути (трахея).

9.Место газообмена между легкими и кровью (лёгочные пузырьки).

10.Место диффузии газов (лёгочные пузырьки) .

11.Что выходит из крови в лёгкие (углекислый газ) .

12.Что проникает из лёгких в кровь (кислород) .

13.Потребители кислорода (клетки тканей) .

14.Переносчик кислорода (гемоглобин) .

15.Обеспечивают вентиляцию лёгких (вдох и выдох) .

16.Следствие сокращения мышц диафрагмы (вдох) .

17.Следствие расслабления мышц диафрагм (выдох) .

18.Измерияется спирометром (жизненная ёмкость) .

19.Причина увеличения грудной полости (сокращение грудных мышц) .

20.Пространство между плеврами (плевральная щель).

21.Уменьшнается у курящих (жизненная ёмкость).

22.Физическое явление – причина газообмена в лёгких (диффузия).

23.Продукт распада органических веществ (углекислый газ).

24.Почему у альпинистов на большой высоте начинаются головокружения. (недостаток кислорода в верхних слоях атмосферы).

25.Самая большая железа (печень).

26.Отдел, следующий за желудком (слепая кишка).

27.Самый длинный орган пищеварения  (тонкая кишка).

28.Отдел,следующий за желудком  (12-перстная кишка).

29.Кишка в форме подковы  (толстая кишка).

30.Вырабатывает желчь  (печень).

31.Проводит пищу в желудок  (пищевод).

32.Завершает расщепление питательных веществ (тонкая кишка).

32.Завершает расщепление питательных веществ (тонкая кишка).

33. Отдел всасывания продуктов расщепления питательных веществ (тонкая кишка).

34.Место обитания бактерии – кишечной палочки ( аппендикс).

35. Вырабатывают соляную кислоту (железы желудка).

36. Препятствует попаданию пищи в гортань при глотании (надгортанник).

37. Причина слюноотделения (рефлекс).

38. Причина продвижения пищи по кишечнику (перистальтика кишечника).

39. Функция ворсинок (всасывание).

40. Усиливает волнообразное сокращение кишок (желчь).

41. Результат недостаточной активности человека (ожирение).

42. Результат нарушения гигиены ротовой полости (кариес).

3 конкурс : «Звездный час» (5 минут)

Позаимствован у игры «Звездный час». Вам дано слово, состоящее из 23 букв – МЕЛАНОЦИТОСТИМУЛИРУЮЩИЙ. За 4 минуты Вам необходимо составить как можно больше слов, относящихся к организму человека.

4 конкурс : «Обгонялки)

         Какая команда быстрее даст ответ на вопрос. О том, что вы готовы ответить, вы сообщите хлопком шарика.

1.Давно замечено что после богатой белками пищи дольше не испытываешь чувство голода, чем после еды, состоящей в основном, из углеводов. Объясните почему?(углеводы первыми усваиваются и расходуются организмом).

2.Медики уже давно установили статистическую закономерность : чем мягче питьевая вода, тем чаще встречаются сердечнососудистые  заболевания.

Как вы объясните эту закономерность? (мягкая вода не содержит в себе катион калия, поэтому недостаток калия сказывается на сердце).

3.Объясните почему врачи физиологи называют печень «Химической лабораторией», продовольственным складом и «Диспетчером организма»?(все химические вещества, попадающие в кровь, проходят через воротную вену и в клетках печени происходят химические реакции, вредные вещества нейтрализуются.(в клетках печени откладывается гликоген и по мере необходимости используется организмом.)

4.Две группы туристов совершали многодневный переход в пустыне. Одной группе давали леденцы, в состав которых входила лимонная кислота. Воду в походе все получили поровну. Первой группе воды хватило, а другой пришлось выдавать дополнительный паёк. Почему?(лимонная кислота удерживает воду в организме.)

5.В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноши Ихтиандру были пересажены жабры, которыми он успешно дышал в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после пересадки жабр и не позволявшую выжить человеку-амфибии в воде, не учел автор романа?(при длительном нахождении в воде легкие не функционировали).

6.Во время зондирования желчного пузыря врач получает порции желчи разного цвета. Одна из порций более светлая, а другая более темная. Чем можно объяснить такое различие в окраске?(более темная желчь – старая, в которой продуктов распада гемоглобина больше, светлая – молодая.)

7.Если собаке в течение часа ввести 100 грамм воды на 1 килограмм её веса, то она может погибнуть. Почему?(в крови этой собаки содержатся питательные вещества, которые оказывают гуморальное влияние на пищеварительную систему.)

8.Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью, каких веществ будут перевариваться его составные части? Где будут всасываться продукты переваривания?(хлеб – углеводистая пища. Начинает перевариваться под влиянием слюны с участием фермента птиалина в ротовой полости. Под влиянием этих же веществ пищеварение продолжается в желудке, заканчивается переваривание в 12-ти перстной кишке под влиянием кишечного сока и сока поджелудочной железы. Глюкоза, образовавшаяся при переваривании, всасывается в кровь в тонком отделе кишечника. Жир, содержащийся в ветчине, в 12-ти перстной кишке, подвергается эмульгации с желчью печени, расщепляется кишечным соком до жирных кислот – глицерина, который в тонком кишечнике всасывается в ЛИМФУ. Белки, содержащиеся в ветчине, перевариваются в желудке при участии фермента пепсина, и кишечного сока до аминокислот, которые в тонком кишечнике всасываются в кровь.

9.Для больных с почечными заболеваниями, угрожающими жизни, сконструировали искусственные почки. Как вы себе представляете возможный принцип их действия? (Через искусственную почку проходит вся кровь больного .  Прибор отделяет воду с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности : мочевину, мочевую кислоту, акритинин др., выводя их из организма.)

10. Раньше солдат в летних походах, что бы уменьшить у них жажду, кормили селедкой. Теперь по этой причине в горячих цехах рабочих обеспечивают подсоленной водой. Как вы можете объяснить этот факт?(NaCl-соль, притягивающая воду и сохраняющая её в организме.)

11.В жаркую погоду пота выделяется больше чем мочи, а в холодную – наоборот. Как можно объяснить такую закономерность?(в жаркую погоду открываются поры кожи, выделяется пот, который испаряясь, охлаждает поверхность тела. В холодную погоду поры закрыты, теплоотдача уменьшается.)

12.Во время принятия водных процедур кровь приливает к коже. Почему не следует купаться сразу после принятия пищи? (В организме человека рефлекторно идёт распределение крови к работающим органам.  После принятия пищи кровь оттекает к  системе пищеварения. При купании кровь приливается к коже. Рефлекторно просвет головного мозга сокращается : человек может упасть в обморок. )

13.Почему  ранки полости рта быстро заживают ? (Потому что клетки слизистой оболочки рта быстро размножаются и затягивают ранку .)

14.Почему у людей с плохими зубами часто заболевает желудок ? (В кариесных зубах проживают бактерии гниения ,которые   вместе с пищей попадают в желудок и заражают его .)

15. Почему вредно самолечение кишечных заболеваний антибиотиками ?(Антибиотики убивают полезную флору и фауну кишечника и способствуют возникновению дизбактериоза .)

16.В чем польза для здоровья грубой пищи: сырых овощей, ржаного хлеб и др,? (Грубая пища содержит большое количество клетчатки, которая стимулирует перистальтику кишечника, что  является профилактикой запоров.)

17. Какую пользу организму приносит бактерия кишечная палочка? Где она обитает? (Кишечная палочка обитает в толстом отделе кишечника и расщепляет клетчатку. )

18. Как анатомически связаны органы дыхания с органами кровообращения? (Наличие малого круга кровообращения(легочного круга).)

19. В конце прошлого столетия великий русский ученый совершил детальное изучение работы основных пищеварительных желез. Он выяснил, что для каждого вида пищи,  пищеварительные железа готовят особый состав пищеварительных соков. За эти исследования ученый получил высшую международную награду – Нобелевскую премию. Назовите фамилию этого ученого, какими вопросами он занимался? ( Академик  И. П. Павлов.  Кроме вопроса пищеварения,  он занимался изучением кровообращения и высшей нервной деятельности.)

20.Уже давно врачи замечали , что у человека некоторые пищеварительные железы вследствие заболевания почти прекращают свою работу, а больные этого не замечают ,т.к. на из пищеварение это практически не сказывается .как же тогда переваривалась пища? Какое открытие позволило разгадать эту тайну ?(Разгадать эту тайну помогло открытие пристеночного пищеварения . крохотные количества ферментов ,выделяемые больной железой ,адсорбируются кишечной стенкой ,накапливаются и сохраняются . При их участии происходит пищеварение пищи.)

21.Сделайте глотательное движение . Дыхание в этот момент прекращается . Объясните почему?(Язычок закрывает вход в новую полость , надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого,  воздух в момент глотания попасть в легкие не может.)

22.Есть ли в нашем организме закваска ?(Есть. Ферменты.)

23.Сколько ферментов работает в теле человека ?(около 700)

24.Нередко кровеносные сосуды в полости носа расширяются настолько сильно ,что закрывают и без того узкие проходы носовой полости .Они забивают слизью и дышать становится невозможно. Поэтому многие дети да и взрослые привыкают дышать ртом . Почему это вредно ?(Дышать ртом вредно , потому что воздух не успевает прогреться и очиститься от пыли и микробов ,не ощущаются и запахи, а это сильно отражается на аппетите . Кроме того , снижается работоспособность , ухудшается память .)

25.У мужчин щитовидный хрящ выступает вперед ,поэтому голосовые складки у них длиннее чем у женщин .Подумайте ,как это отражается на тембре голоса ?(Более длинные и толстые голосовые складки у мужчин сравнительно с голосовыми складками женщин является причиной более низкого голоса.)

26.Почему без притока кислорода деятельность мышц затруднена? (Потому что затрудняются процессы биологического окисления.)

27. Подумайте, почему раз в год надо проходить флюорографию? (Для того, чтобы заменить начальные стадии туберкулеза, рака легких, рака плевры заболеваний сердца.)

28. Почему в момент вдувания воздуха в легкие непрямой массаж сердца не проводится? (При вдувании воздуха грудная клетка поднимается вверх, а при прямом массаже сердца на грудину надавливают сверху. Это противоположные действия, которые не могут проводиться одновременно.)

29. В каком ритме надо проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание изо рта в рот? (После 4-5 надавливаний на грудину 1 раз вдувают воздух в рот.)

30. Зачем под голову пострадавшего при остановке дыхания подкладывается валик? (Что бы язык не закрывал дыхательные пути.)

31.Какие из сельскохозяйственных работ более пыльные? Как защитить себя от пыли? (Особо пыльные работы: с зерном, льном, хлопком, при их сортировке, при стрижке овец и транспортировке шерсти. Сильную пыль поднимает автомобильный транспорт, трактора и прочие транспортные средства. Защитить от пыли себя можно с помощью марлевой повязки.)

32.Почему стадо овец перед стрижкой рекомендуется несколько раз прогнать через неглубокую речку? (Так как после прогона пылевые частицы на их шерсти намокают и склеиваются, и во время стрижки образуют меньше пыли).

33.Какая пыль – жёсткая или мягкая – наиболее опасная? (Жёсткая, так как она царапает эпителии воздухоносных путей и легких).

34.Бруцеллезом можно заразиться не только через пищу, например не кипяченное молоко, через контакт с больными животными, но и через воздух. Как происходит заражение в этом случае? (Вместе с органической пылью в организм попадает возбудители  бруцеллёза. Они и могут вызвать заболевания).

35.Почему при приготовлении вакцины обычно используется ослабленные бруцеллы больной коровы? (Коровьи бруцеллы для человека менее опасны, поэтому при приготовлении вакцины пользуются  ослабленными бруцеллами коровьего бруцеллёза. В ответ на вакцину в организме человека образуются антитела, которые способны уничтожить возбудителей овечьего и коровьего бруцеллёза.)

36.Подумайте, почему после прогулки на свежем воздухе улучшается аппетит? (После прогулки усиливаются процессы биологического окисления. А оно сопровождается тратой органических веществ, которые надо восполнить . Это является причиной улучшения аппетита. Содержание питательных веществ в крови  падает и появляется потребность в их восстановлении ).

37.Что происходит при воспалении аппендицита ? (Аппендикс – отросток слепой кишки . При его воспалении возникает опасное заболевание аппендицит , которое лечит хирургическим путем .Если аппендикс вовремя не удалить ,гной может попасть в брюшину и вызовет ее воспаление  ,такое осложнение опасно для жизни).

38.Почему при болях в животе нужно срочно вызывать врача? (Потому что возможен аппендицит – болезнь ,угрожающая жизни).

39.В каком отделе мозга находится слюноотделительный центр? ( В продолговатом мозге ).

Подведение итогов игры :

Победила команда…….., набравшая большее количество баллов .

Подведение итогов урока.

Используемые источники:

  1. Р.Д. Маш «Человек и его здоровье» Сборник опытов и заданий по биологии для 8 класса.   Москва «Мнемозина» 1997 год.
  2. Е.Д. Демьянков «Биология мир человека»  Задачи. Дополнительные материалы 8 класс. Москва «Владос» 2007 год.
  3. Г.М. Муртазин «Активные формы и методы обучения биологии» Человек и его здоровье. Москва «Просвещение» 2011 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.

В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса...

Урок -игра на тему: "Играем на бирже: покупаем бриллиант".Часть 1

Идея урока: на бирже «продают» бриллиант. Выигрывает тот, у кого больше знаний. Класс делю на 3 команды. Они соревнуются  за право приобрести бриллиант....

Урок -игра на тему: "Играем на бирже: покупаем бриллиант".Часть 2

Идея урока: на бирже «продают» бриллиант. Выигрывает тот, у кого больше знаний. Класс делю на 3 команды. Они соревнуются  за право приобрести бриллиант....

Урок -игра на тему: "Играем на бирже: покупаем бриллиант".Часть 3

Идея урока: на бирже «продают» бриллиант. Выигрывает тот, у кого больше знаний. Класс делю на 3 команды. Они соревнуются  за право приобрести бриллиант....

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7. Обучающая игра Being green

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7.Обучающая игра Being greenПроживите один день жизню человека, заботящегося о природе....

Урок – практика по теме: «Дыхание»

Сценарий занятия в точке роста по биологии для учащихся 9 класса.Цель: исследовать особенности работы дыхательного аппарата....