Конспект урока биологии в 6 классе "Вода - растворитель"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Тема урока: "Вода - растворитель"
Тип урока: лабораторная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda-rastvoritel.docx | 168.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по биологии в 6 классе
Тема урока: «Вода – растворитель»
Тип урока: лабораторная работа
Цель: сформировать у учащихся знания о важном свойстве воды как растворителя.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить учащихся с понятием растворимые в воде вещества.
- Обеспечить на практике усвоение этих понятий.
Коррекционно-развивающие:
-Учить ставить простейшие опыты;
- Развивать логическое мышление при формулировке выводов к опытам;
- Развивать речь через объяснение проводимой работы.
Воспитательные:
-Воспитывать усидчивость, умение начатое дело доводить до конца;
-Воспитывать умение соблюдать установленные правила.
Оборудование:
Стаканчики, ложки, воронки, фильтры, вещества (соль, сахарный песок, сахар кусковой) – на каждого учащегося; компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Этап урока | Содержание | Примечания |
момент | Цель – подготовка учащихся к работе на уроке,
| Слайд |
| Цель – выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Вода – это самое распространенное вещество на Земле. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях.
Вода в нашей жизни имеет очень большое значение. Без нее человек не может прожить и нескольких дней. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. А ещё вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Вот она какая, вода! - Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды. - Мы на уроках биологии тоже изучаем воду и ее свойства. Давайте вспомним се, что мы уже знаем и вместе разгадаем кроссворд. А если мы верно его разгадаем, то у нас получится новое слово. 1) Вода в газообразном состоянии. (пар) 2) Огромная ледяная глыба, плавающая в океане (айсберг) 3) Процесс превращения воды в пар (испарение) 4) Специальный прибор для измерения температуры тел (термометр) 5) Самое распространенное вещество на Земле (вода) 6) Какая по вкусу вода в море? (соленая) 7) Как называют оду, которая не имеет вкуса (пресная) 8) Что происходит с водой при охлаждении (сжимается) 9) Вода течет, льется, переливается, разливается… О каком свойстве воды идет речь (текучесть) 10) Я как песчинка мал, А землю покрываю; Я из воды, А с воздуха летаю; Как пух лежу я на полях И как алмаз блещу При солнечных лучах. (снег) 11) Вода в твердом состоянии (лед) 12) Капли воды, падающие с неба (дождь) - Какое слово у нас получилось? (растворитель) - Как вы понимаете это слово? (ответы детей) | Слайд Слайд Слайд |
| Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Сегодня на уроке мы расширим свои знания о воде, познакомимся еще с одним ее свойством как растворителя веществ. Сегодня наш класс - это научная лаборатория. -Ребята, а что такое лаборатория? (Лаборатория – это помещение для проведения научных опытов) В лаборатории ведется настоящая научная работа и для этого используется специальное лабораторное оборудование. У нас оно тоже есть. У каждого на столах стоят лабораторные комплексы. Мы будем проводить опыты с водой, наблюдать, записывать свои наблюдения, учиться делать выводы, т.е. мы будем выполнять лабораторную работу. Правила при проведении опытов: Во время проведения лабораторной работы необходимо бережно относиться ко всему оборудованию. Будьте очень внимательны, четко следуйте моим инструкциям. Если что-то не понятно – спрашивайте. Итак, вы готовы к выполнению вашей первой самостоятельной лабораторной работы? Наша главная цель – опытным путем доказать, что вода является растворителем. У вас на столах лежат листы для записей наблюдений. Положите перед собой листы, запишите число, тему (Вода – растворитель) | Слайд Слайд Слайд Слайд |
| Опыт № 1. Возьмите стакан №1 с кипяченой водой. Попробуйте на вкус воду. Какая она? (без вкуса). Есть ли цвет у воды? (она бесцветная) Опустите чайную ложку в стакан с водой. Что еще вы можете сказать о воде в этом стакане (вода прозрачная). Насыпьте в стакан № 1 одну чайную ложку сахарного песка и размешайте его.
- Можно ли сказать, что сахарный песок исчез? Какой вывод можно сделать? Значит, сахарный песок не исчез, он растворился в воде. Мы его обнаружили на вкус – вода стала сладкой. Опыт № 2. Теперь тоже самое вы проделайте самостоятельно со вторым стаканчиком. Только вместо сахарного песка нужно взять соль. Не забывайте записывать свои наблюдения в таблицу. Выводы в последний столбик таблицы мы сделаем и запишем вместе. Если вы забыли порядок действий, подсказка будет на экране. Порядок действий: 1.Возьмите стаканчик №2. Обратите внимание на цвет воды, прозрачность, попробуйте воду на вкус. 2.Насыпьте в стакан №2 чайную ложку мелкой соли. 3. Размешайте чайной ложкой соль. 4. Посмотрите, изменился ли цвет воды, прозрачность, вкус. Что стало с кристалликами соли? 5. Сделайте записи своих наблюдений в таблице.
Проверка результатов. - Можно ли сказать, что соль исчезла? Какой вывод можно сделать? Вывод: Соль не исчезла, она растворилась в воде. Мы ее обнаружили на вкус – вода стала соленой. Физминутка А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело. Опыт №3 Давайте теперь попробуем отделить сахар от воды. Существует специальное устройство, которое называется фильтр, с его помощью можно очищать воду. Мы сделаем свой фильтр. -Возьмем квадратную салфетку и сложим ее пополам и затем еще раз пополам. -Раскроем его с одной стороны так, чтобы получился кулек. Вставим его в воронку. Соберем штатив для выполнения опыта. Подставим под штатив пустой стаканчик. В отверстие вставим воронку с фильтром. Пропустим через этот фильтр воду из стакана №1.
Какой можно сделать вывод? Вывод: Растворенный сахар не задерживается на стенках фильтра. Опыт № 4. Следующий опыт со стаканчиком №2 вы проведете самостоятельно. Не забывайте записывать свои наблюдения в таблицу. Выводы в последний столбик таблицы мы сделаем и запишем вместе. Если вы забыли порядок действий, подсказка будет на экране. 1. Сделайте фильтр. Вставьте его в воронку. 2. Пропустите воду с солью через фильтр. 3. Осталась ли соль на стенках фильтра? Изменился ли вкус воды? 4. Сделайте записи своих наблюдений в таблице. Проверка результатов наблюдений. Вывод: Растворенная соль не задерживается на стенках фильтра. Подведем итог: Соль и сахар в воде стали невидимыми, но не исчезли. Мы убедились в этом, попробовав воду на вкус. Соль и сахар растворились в воде. Когда мы пропускали воду через фильтр, соль и сахар не задерживались на стенках фильтра. (Учебник страница 42 ) Вещества, которые растворяются в воде и не задерживаются на фильтре, называются растворимыми в воде веществами. Растворимыми в воде веществами являются не только сахарный песок и соль. В воде растворяются сода, лимонная кислота, стиральный порошок и другие вещества. При растворении этих веществ в воде, вода остается прозрачной. В чем растворились вещества? (в воде) А вода по отношению к растворимым в ней веществам называется растворителем. Проведя опыты, мы убедились, что вода может растворять соль, сахар. Скажите, мы все существующие вещества в мире проверили на растворимость? Значит, мы можем предположить, что вода может растворять некоторые твердые вещества. Физминутка (Убрать рабочее место, вылить воду) Растворение веществ в воде может происходить медленно при одних условиях и быстро при других. Давайте проведем следующие опыты, чтобы выяснить, при каких условиях вещества в воде растворяются быстрее, а при каких – медленнее. Опыт №5 (демонстрация опытов с участием детей) Возьмем 2 стакана. В один нальем холодную воду. В другой стакан нальем горячую воду. Опустите в каждый стакан по кусочку сахара.
Опустите в каждый стакан по кусочку сахара. Размешайте. Вывод: Растворение веществ в горячей воде происходит быстрее, чем в холодной. (запись вывода) Опыт №6 В два стакана нальем воду одинаковой температуры. В один стакан положим чайную ложку сахарного песка, а в другой стакан положим кусочек сахара.
Вывод: Вещества в воде растворяются быстрее, если они измельчены. (запись вывода) Опыт №7 В два стакана нальем воду одинаковой температуры. В оба стакана положим по одной чайной ложке соли. Один стакан отставим, а воду с солью в стакане в другом стакане размешаем. В каком стакане соль быстрее растворилась? Вывод: в воде лучше растворяются вещества, если их помешать. | Слайд Слайд Слайд Слайд На магнитную доску вывешиваются таблички (растворимые вещества, растворитель, раствор) |
V. Закрепление изученного материала. | Цель – выявить, как учащиеся усвоили новый материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Вопросы: - Что происходит с крупинками соли и сахарного песка в воде? - Как называются вещества, которые в воде становятся невидимыми и проходят через фильтр при ее фильтровании? - При каких условиях растворение твердых веществ в воде происходит быстрее? | |
Дополнительное задание: Работа с карточками. | ||
VI. Подведение итогов. Домашнее задание | Поведение итогов урока. Домашнее задание: стр. 40-43, вопросы. | |
Вода - хороший растворитель многих твердых вещества. Также в воде хорошо растворяются и некоторые жидкости (например, уксусная кислота), и газы (например, кислород, необходимый для дыхания рыб и других организмов, которые живут в водоемах). А все ли вещества может растворять вода, нам предстоит выяснить на следующих уроках. | ||
№1 | СОЛЬ | ГОРЯЧАЯ ВОДА | ||
№2 | САХАРНЫЙ ПЕСОК | ХОЛОДНАЯ ВОДА | ||
№1 | СОЛЬ | ГОРЯЧАЯ ВОДА | ||
№2 | САХАРНЫЙ ПЕСОК | ХОЛОДНАЯ ВОДА | ||
№1 | СОЛЬ | САХАРНЫЙ ПЕСОК | ||
№2 | САХАРНЫЙ ПЕСОК | САХАР | ||
№1 | СОЛЬ | САХАРНЫЙ ПЕСОК | ||
№2 | САХАРНЫЙ ПЕСОК | САХАР | ||
№1 | СОЛЬ | |||
№2 | САХАРНЫЙ ПЕСОК | |||
№1 | СОЛЬ | |||
№2 | САХАРНЫЙ ПЕСОК | |||
№1 | СОЛЬ | |||
№2 | САХАРНЫЙ ПЕСОК | |||
№1 | СОЛЬ | |||
№2 | САХАРНЫЙ ПЕСОК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.
Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....
Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины» Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н. Цели: ...
Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины» Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н. Цели: ...
План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.
План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....
конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока
На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...