Урок биология 7 класс "Класс Птицы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Лазарева Ольга Викторовна

Объяснение нового материала по теме: Приспособления птиц к полету. Урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока63 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии: Лазарева Ольга Викторовна

Тема: Класс Птицы. Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом.

Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

  1. Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.
  2. Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
  3. Учить видеть прекрасное в мире птиц.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный.
  2. Репродуктивный.
  3. Поисковый.

Прогнозируемый результат:

  1. Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.
  2. Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.
  3. Умение работать с источниками информации.
  4. Умение вести монолог, диалог.

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал «Скелет птиц».
  2. Демонстрационный материал «Внутреннее строение птицы»
  3. Презентация «Птицы».
  4. Компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этих животных и выясним особенности внутреннего строения птиц в связи их  со средой обитания.

( слайд 1,2,3)

Прежде чем мы начнем изучение этой темы, вспомним материал предыдущего урока, а именно какие особенности внешнего строения существуют у птиц.

Вопросы к классу:

  • Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?
  • Обтекаемая форма тела
  • Отделы тела: голова, туловище, шея, передние конечности- крылья, задние конечности – ноги;
  • Клюв легкий (слайд №4)

Природа подарила птицам уникальную Одежду - перьевой покров, который обогревает, в холода защищает. (слайд № 5)

Какое строение имеет перо птицы? Какие виды перьев вы знаете?

 (слайд №6)

 Как вы считаете,  внешнее отличие в строение пера связано с их выполняемой функцией? Перья делают тело обтекаемым и обеспечивают полет. По своему назначению они делятся на полетные перья (маховые и рулевые) и кроющие (головы, тела, крыльев, хвоста).

 (слайд №7)

Особенности кожи? Значение копчиковой железы? (слайд №8)

Кожа сухая; Наличие копчиковой железы

 Вспомним, какие особенности скелета птиц вам известны? (слайд №9),

  • легкий, но прочный скелет
  • -кости внутри заполнены воздухом
  • -грудная клетка имеет киль-место прикрепления грудных мышц
  • -ребра соединены подвижно для осуществления дыхания при полете
  • -грудной, поясничный, крестцовый, отделы позвоночника сросшиеся- это является опорой при полете
  • -сокращение числа пальцев в кисти обеспечивает прочность отдела крыла, который несет самую большую нагрузку в полете
  • -у задней конечности образовалась цевка, которая  способствует  посадке птицы
  • -наиболее развиты грудные мышцы, опускающие крылья
  • -облегчение черепа за счет отсутствия зубов и больших глазниц

 еще раз обратите  внимание на особенности скелета птиц, связанных с полетом (слайд №10)

Итак ,ребята, мы продолжаем работать, и сейчас нам нужно выявить какие же особенности внутреннего строения птиц помогают им комфортно чувствовать себя в воздухе (слайд №11)

Откроем тетради  на печатной основе  и в процессе изучения особенностей внутреннего строения фиксируем их в таблицу стр. 119 № 157

Рассмотрим пищеварительную систему птиц (слайд №12). 

Для этого вспомним внешнее строение птиц. Какое предназначение имеет клюв птиц? Из-за того, что передние конечности птиц превратились в крылья, шея и голова с клювом отчасти взяли на себя их работу. Роговые чехлы, одевающие клюв, менее тверды, чем зубы, но зато они легче, могут принимать любую форму, растут всю жизнь и самозатачиваются. (слайд №13).

Зависит ли строение клюва от пищи, которой питается птица. Давайте попробуем разобраться какая должна быть пища у этих птиц (слайд №14,15) .

Рассмотрим строение пищеварительной системы (слайд №16) . Отделы желудка , их назначение В расширении пищевода – зобе – пища может временно храниться, размягчаясь; в мускульном отделе желудка пища тщательно перетирается;

в железистом отделе желудка и кишечнике пища быстро переваривается под действием ферментов;  толстая кишка впадает в клоаку.

 (слад № 16)

Особенности пищеварительной системы -отсутствие зубов компенсируется развитием зоба  и 2-х отделов желудка

-быстрое переваривание пищи,  и частое  испражнение облегчает вес

 (слайд №17)

Быстрый процесс пищеварения у птиц заставляет их часто наполнять свой желудок. В природном сообществе прожорливые насекомоядные птицы уничтожают много насекомых вредителей

 В чем преимущества пищеварительной системы по сравнению с пресмыкающимися?

Самое эффективное дыхание существует у птиц: это кольцевой путь воздуха и наличие воздушных мешков (слайд №18)

Бронхи, пронизывающие небольшие лёгкие, соединены с десятком воздушных мешков.

При вдохе воздух поступает в лёгкие и в мешки, при выходе в лёгкие проходит насыщенный кислородом воздух из воздушных мешков. Таким образом, увеличивается интенсивность газообмена (принцип двойного дыхания). Кроме того, воздушные мешки позволяют изменять плотность тела при нырянии, а также предохраняют внутренние органы от перегрева, удаляя избыток тепла.

 демонстрация  видеофрагмента (записывают в таблицу)

Особенности дыхания птиц (слайд №19,20)

 Какие особенности дыхания имеют птицы по сравнению с пресмыкающимися? Земноводными?

Самое совершенное кровообращение (слайд №21). Заполним рисунок в тетради на печатной основе стр. 118 № 156( слайд №22).

 Особенности кровеносной системы птиц (слайд №23)  записывают в таблицу. Сравните кровеносную систему птиц с пресмыкающимися.

Особенности нервной системы птиц (самостоятельная работа с текстом учебника, записывают в таблицу)

 Рассмотрите рисунок. Запишите части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывает на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.

 (слайд №24, 25, 26,27)

Особенности мочевыделительной системы

1. Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полётом.

2. На рисунке изображена система органов размножения. Назовите и раскройте значение каждого из них. Клоака?

http://festival.1september.ru/articles/537192/img5.gif

(слайд28,29,30). Особенности системы записываем в таблицу

Итак, мы сегодня познакомились с особенностями строения птиц, связанными с полетом. Давайте же еще раз назовем их (слайд №30)

На основе этих приспособлений какой можно сделать вывод? Правильно! Птицы рождены для полета (слайд №31)

Логические задачи  (слайд 32,33,34,35)

IV. Закрепление.

Выберите правильные ответы:

1. Признак приспособленности птиц к полёту:
а) появление четырехкамерного сердца
б) роговые щитки на ногах
в) наличие полых костей
г) наличие копчиковой желёзы

2. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:

а) характеру пищи
б) вскармливанию детёнышей
в) полёту
г) необходимости всё время запасать пищу

3. Приспособлением кровеносной системы птиц к полёту в большой степени является:

а) строение сердца
б) увеличение количества крови в организме
в) высокая скорость течения крови
г) невысокая скорость течения крови

4. Выберите правильные утверждения.

Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:

а) головной мозг из пяти отделов
б) интенсивный обмен веществ
в) смешанная кровь в сердце
г) костный череп
д) клюв без зубов
е) лёгкость и прочность скелета

5. Приспособлениями птиц к полёту можно считать:

а) видоизменённые конечности
б) хорошее обоняние
в) один круг кровообращения и легочное дыхание
г) полые кости в скелете
д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок
е) отсутствие мочевого пузыря

6. Выстройте путь прохождения пищи у птиц в правильной последовательности:

а) глотка
б) желудок
в) ротовая полость
г) пищевод
д) кишечник
е) клоака
ж) зоб

Спасибо за урок. Мы сегодня убедились, насколько уникальны эти животные, которые столько времени и сил отдают полету. Полет птиц -это их жизнь. Птицы действительно уникальные летательные аппараты.

Д/З: таблица , сообщения уч-ся о птицах разных экологических групп  (слайд 36)

Оценки за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"

Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область  Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...

Урок биологии. 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Редкие и исчезающие птицы Тувы.

На уроке показать разнообразное значение птиц и их практическое значение. Обосновать необходимость охраны птиц и выяснить их происхождение. научить детей к бережному отношению к орружающей среде,...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

Урок биологии "Отряды птиц: Куриные и Совы"

Урок биологии в 7 классе в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" по теме "Отряды птиц Куриные и Совы". Представлена технологическая карта урока....

Открытый урок биологии "Класс Птицы"

Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА БИОЛОГИИ ТЕМА "ПТИЦЫ. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЕТУ"

мАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КАК ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ....