Урок биология 7 класс "Класс Птицы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Объяснение нового материала по теме: Приспособления птиц к полету. Урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии: Лазарева Ольга Викторовна
Тема: Класс Птицы. Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом.
Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.
Задачи:
- Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.
- Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
- Учить видеть прекрасное в мире птиц.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный.
- Репродуктивный.
- Поисковый.
Прогнозируемый результат:
- Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.
- Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.
- Умение работать с источниками информации.
- Умение вести монолог, диалог.
Оборудование:
- Демонстрационный материал «Скелет птиц».
- Демонстрационный материал «Внутреннее строение птицы»
- Презентация «Птицы».
- Компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этих животных и выясним особенности внутреннего строения птиц в связи их со средой обитания.
( слайд 1,2,3)
Прежде чем мы начнем изучение этой темы, вспомним материал предыдущего урока, а именно какие особенности внешнего строения существуют у птиц.
Вопросы к классу:
- Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?
- Обтекаемая форма тела
- Отделы тела: голова, туловище, шея, передние конечности- крылья, задние конечности – ноги;
- Клюв легкий (слайд №4)
Природа подарила птицам уникальную Одежду - перьевой покров, который обогревает, в холода защищает. (слайд № 5)
Какое строение имеет перо птицы? Какие виды перьев вы знаете?
(слайд №6)
Как вы считаете, внешнее отличие в строение пера связано с их выполняемой функцией? Перья делают тело обтекаемым и обеспечивают полет. По своему назначению они делятся на полетные перья (маховые и рулевые) и кроющие (головы, тела, крыльев, хвоста).
(слайд №7)
Особенности кожи? Значение копчиковой железы? (слайд №8)
Кожа сухая; Наличие копчиковой железы
Вспомним, какие особенности скелета птиц вам известны? (слайд №9),
- легкий, но прочный скелет
- -кости внутри заполнены воздухом
- -грудная клетка имеет киль-место прикрепления грудных мышц
- -ребра соединены подвижно для осуществления дыхания при полете
- -грудной, поясничный, крестцовый, отделы позвоночника сросшиеся- это является опорой при полете
- -сокращение числа пальцев в кисти обеспечивает прочность отдела крыла, который несет самую большую нагрузку в полете
- -у задней конечности образовалась цевка, которая способствует посадке птицы
- -наиболее развиты грудные мышцы, опускающие крылья
- -облегчение черепа за счет отсутствия зубов и больших глазниц
еще раз обратите внимание на особенности скелета птиц, связанных с полетом (слайд №10)
Итак ,ребята, мы продолжаем работать, и сейчас нам нужно выявить какие же особенности внутреннего строения птиц помогают им комфортно чувствовать себя в воздухе (слайд №11)
Откроем тетради на печатной основе и в процессе изучения особенностей внутреннего строения фиксируем их в таблицу стр. 119 № 157
Рассмотрим пищеварительную систему птиц (слайд №12).
Для этого вспомним внешнее строение птиц. Какое предназначение имеет клюв птиц? Из-за того, что передние конечности птиц превратились в крылья, шея и голова с клювом отчасти взяли на себя их работу. Роговые чехлы, одевающие клюв, менее тверды, чем зубы, но зато они легче, могут принимать любую форму, растут всю жизнь и самозатачиваются. (слайд №13).
Зависит ли строение клюва от пищи, которой питается птица. Давайте попробуем разобраться какая должна быть пища у этих птиц (слайд №14,15) .
Рассмотрим строение пищеварительной системы (слайд №16) . Отделы желудка , их назначение В расширении пищевода – зобе – пища может временно храниться, размягчаясь; в мускульном отделе желудка пища тщательно перетирается;
в железистом отделе желудка и кишечнике пища быстро переваривается под действием ферментов; толстая кишка впадает в клоаку.
(слад № 16)
Особенности пищеварительной системы -отсутствие зубов компенсируется развитием зоба и 2-х отделов желудка
-быстрое переваривание пищи, и частое испражнение облегчает вес
(слайд №17)
Быстрый процесс пищеварения у птиц заставляет их часто наполнять свой желудок. В природном сообществе прожорливые насекомоядные птицы уничтожают много насекомых вредителей
В чем преимущества пищеварительной системы по сравнению с пресмыкающимися?
Самое эффективное дыхание существует у птиц: это кольцевой путь воздуха и наличие воздушных мешков (слайд №18)
Бронхи, пронизывающие небольшие лёгкие, соединены с десятком воздушных мешков.
При вдохе воздух поступает в лёгкие и в мешки, при выходе в лёгкие проходит насыщенный кислородом воздух из воздушных мешков. Таким образом, увеличивается интенсивность газообмена (принцип двойного дыхания). Кроме того, воздушные мешки позволяют изменять плотность тела при нырянии, а также предохраняют внутренние органы от перегрева, удаляя избыток тепла.
демонстрация видеофрагмента (записывают в таблицу)
Особенности дыхания птиц (слайд №19,20)
Какие особенности дыхания имеют птицы по сравнению с пресмыкающимися? Земноводными?
Самое совершенное кровообращение (слайд №21). Заполним рисунок в тетради на печатной основе стр. 118 № 156( слайд №22).
Особенности кровеносной системы птиц (слайд №23) записывают в таблицу. Сравните кровеносную систему птиц с пресмыкающимися.
Особенности нервной системы птиц (самостоятельная работа с текстом учебника, записывают в таблицу)
Рассмотрите рисунок. Запишите части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывает на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
(слайд №24, 25, 26,27)
Особенности мочевыделительной системы
1. Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полётом.
2. На рисунке изображена система органов размножения. Назовите и раскройте значение каждого из них. Клоака?
(слайд28,29,30). Особенности системы записываем в таблицу
Итак, мы сегодня познакомились с особенностями строения птиц, связанными с полетом. Давайте же еще раз назовем их (слайд №30)
На основе этих приспособлений какой можно сделать вывод? Правильно! Птицы рождены для полета (слайд №31)
Логические задачи (слайд 32,33,34,35)
IV. Закрепление.
Выберите правильные ответы:
1. Признак приспособленности птиц к полёту:
а) появление четырехкамерного сердца
б) роговые щитки на ногах
в) наличие полых костей
г) наличие копчиковой желёзы
2. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:
а) характеру пищи
б) вскармливанию детёнышей
в) полёту
г) необходимости всё время запасать пищу
3. Приспособлением кровеносной системы птиц к полёту в большой степени является:
а) строение сердца
б) увеличение количества крови в организме
в) высокая скорость течения крови
г) невысокая скорость течения крови
4. Выберите правильные утверждения.
Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:
а) головной мозг из пяти отделов
б) интенсивный обмен веществ
в) смешанная кровь в сердце
г) костный череп
д) клюв без зубов
е) лёгкость и прочность скелета
5. Приспособлениями птиц к полёту можно считать:
а) видоизменённые конечности
б) хорошее обоняние
в) один круг кровообращения и легочное дыхание
г) полые кости в скелете
д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок
е) отсутствие мочевого пузыря
6. Выстройте путь прохождения пищи у птиц в правильной последовательности:
а) глотка
б) желудок
в) ротовая полость
г) пищевод
д) кишечник
е) клоака
ж) зоб
Спасибо за урок. Мы сегодня убедились, насколько уникальны эти животные, которые столько времени и сил отдают полету. Полет птиц -это их жизнь. Птицы действительно уникальные летательные аппараты.
Д/З: таблица , сообщения уч-ся о птицах разных экологических групп (слайд 36)
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"
Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...
Урок биологии. 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Редкие и исчезающие птицы Тувы.
На уроке показать разнообразное значение птиц и их практическое значение. Обосновать необходимость охраны птиц и выяснить их происхождение. научить детей к бережному отношению к орружающей среде,...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.
Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...
Урок биологии "Отряды птиц: Куриные и Совы"
Урок биологии в 7 классе в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" по теме "Отряды птиц Куриные и Совы". Представлена технологическая карта урока....
Открытый урок биологии "Класс Птицы"
Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА БИОЛОГИИ ТЕМА "ПТИЦЫ. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЕТУ"
мАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КАК ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ....