Статья на тему: "Критерии оценивания проектной деятельности на уроках биологии".
статья по биологии (8 класс) на тему
В статье показаны критерии для оценивания проектной деятельности, которые учащиеся используют при защите проектов. Учащиеся самостоятельно проводят оценку презентаций своих проектов, которые в группах готовили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_otsenivaniya_proektnoy_deyatelnosti.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ГБОУ СОШ №332
Санкт-Петербург
Учитель биологии
Комарова Т.В.
В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, школьном. В базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.
Проектная деятельность включает следующие этапы:
- Проблематизация (необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему).
- Целеполагание (проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотиться в проектном продукте).
- Планирование (важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги).
- Реализация (учителю предстоит найти способ поддержания мотива к работе, учитывая личностные особенности своих учащихся).
- Осмысления(анализ допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы).
- Рефлексия (автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел).
- Презентация (автором представляет способ решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентация компетентности автора проекта).
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом. Роль учителя меняется при выполнении проектов, изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Учитель выступает в роли помощника, не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
- контролирует, мотивирует, фасилитирует, наблюдает.
Ученик выступает активным участником действия, а не пассивным статистом.
На всех этапах ученик: - выбирает (принимает решение);
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми;
- оценивает.
Критерии оценки эффективности проектной деятельности как технологии обучения.
Главные требования к критериям оценивания, применяемым в проектной деятельности:
- они должны показать учащимся успехи и недочеты их проектной работы;
- они должны показать учителю педагогическую эффективность примененного им проектного метода обучения и уровень собственного педагогического мастерства.
Дидактические цели проектной деятельности – это универсальные компетентности, общеучебные навыки, проектные умения.
Перечень критериев оценивания проектов.
- Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.
- Полнота использованной информации, разнообразие ее источников.
- Творческий и аналитический подход к работе.
- Соответствие требованиям оформления письменной части работы.
- Анализ процесса и результата работы.
- Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу.
- Качество проведения презентации.
Социальный заказ стандартов второго поколения интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей: безопасный и здоровый образ жизни, свобода и ответственность, социальная справедливость, благосостояние, конкурентоспособность, развитие человеческого капитала.
Специфика предмета биология позволяет учителю формировать знания о здоровье, о факторах благоприятно воздействующих на здоровье, о значении здоровья для успешной учебной и профессиональной деятельности. Для выполнения данных целей логично, использовать проектную деятельность. В последние годы с 8-классниками проводим в мае защиту проектов. Перед весенними каникулами учащиеся разделяются на группы и выбирают тему своего проекта.
- Учащиеся выбирают тему (определенную систему внутренних органов).
- Получают критерии оценивания продукта их проекта.
- объем работы;
- найти статистику заболеваний по данной системе внутренних органов;
- выявить, какие заболевания больше всего зарегистрировано;
- выяснить причины, вызывающие развитие данных заболеваний;
- составить правила гигиены и профилактические меры;
- всю работу представить в виде компьютерной презентации (объем, изложение материала, интересное оформление и т.д.);
- в назначенный день члены команд защищают свои презентации (правильная грамотная речь, соблюдение регламента, исчерпывающие ответы на вопросы одноклассников).
3. Выполнение работы (1- 1,5 месяца).
4. Защита презентации (оценивают работу сами учащиеся по критериям)
5. Итоговая оценка всем членам команды выставляется по сумме набранных баллов.
С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно работа будет оцениваться, учащиеся могут улучшить отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...
статья "Использование проектной деятельности на уроках биологии
В статье описан опыт использования проектной деятельности на уроках биологии...
Статья " Проектная деятельность на уроках биологии".
В данной статье описываются основные моменты применения проектов на уроках биологии....
Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".
Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...
Статья «Развитие познавательной активности в проектной деятельности на уроках технологии».
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя технологии....
Статья по географии на тему: "Проектная деятельность на уроках географии"
Проектная деятельность позволяет повысить эффективность и качество процесса обучения на уроках географии, даёт возможность учащимся работать и мыслить самостоятельно, повышает интерес к предмету....
Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"
Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"...