статья "Использование проектной деятельности на уроках биологии
статья (7 класс)
В статье описан опыт использования проектной деятельности на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovaniie_proektnoy_deyatelnosti_na_urokah_biologii.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектной деятельности на уроках биологии в 7 классе
Е.В. Деларова, учитель биологии
урок «Редкие и исчезающие животные Ленинградской области»
(По страницам Красной книги природы Ленинградской области)
При организации уроков 5-7 классе учитель должен опираться на жизненный опыт ребенка, на опыт его личных наблюдений, на знание объектов живой природы. В 10-14 лет ребенок не всегда может самостоятельно замечать и оценивать особенности поведения животных, о которых образно и ярко рассказывают писатели-анималисты в своих произведениях. Для усиления эмоционального восприятия характеристик различных животных можно использовать цитаты из произведений некоторых авторов (Сетон-Томпсона, Джеймса Хэрриота, Джеральда Даррелла и др.)
Развитие интереса к биологии и экологии невозможно без активной познавательной деятельности воспитанников. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Проектная деятельность дает возможность ребенку самостоятельно изучить материал, выходящий за пределы учебной программы, пользуясь информацией как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет.
Проект позволяет обучающимся:
- проявлять инициативу;
- ориентироваться на достижение успеха;
- проявить ИКТ-компетентность;
- сотрудничать с другими воспитанниками и педагогами;
- развивать уверенность в себе, умение адекватно оценивать себя и других и оказывать влияние на других;
- получить в результате то, что может принести пользу;
- приобрести опыт;
- внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике;
- это опыт деятельности, который соединил в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Программой предусмотрен только 1 урок на изучение темы «Охрана и рациональное использование животного мира». Этого времени недостаточно, чтобы познакомить учащихся с проблемой сохранения биоразнообразия животных Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Для изучения этой темы я использую ознакомительно-ориентировочные информационный проект. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте живой природы или процессе и явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Тема проекта «Редкие и исчезающие животные Ленинградской области»
Цель:
Познакомиться с редкими и исчезающими животными, занесенным в Красную книгу природы Ленинградской области, том 3 «Животные»
Задачи:
- Выяснить количество охраняемых видов по каждому классу
- Определить статус животных и факторы угрозы
- Найти стихи о животных для эпиграфа
Конечный продукт проекта – презентация Power Point «По страницам Красной книги природы Ленинградской области»
Работа над проектом осуществляется в течение 1 недели.
На первом этапе формируются творческие группы по 3-4 человека, каждая группа выбирает подтему (систематическую категорию, о которой необходимо собрать материал). В каждой группе происходит обсуждение данной темы, распределяются обязанности: сбор информации о редких и охраняемых животных Ленинградской области, изучение материалов Красной книги животных Ленинградской области, подбор иллюстраций, звуковых файлов и стихов о животных.
На втором этапе все материалы представляются в электронном виде и загружаются в папках на компьютеры в кабинете информатики.
Руководитель контролирует деятельность воспитанников поэтапно, оценивая и корректируя ее шаг за шагом.
Заключительный этап работы над проектом осуществляется на занятие. Учащиеся создают мультимедийную презентацию «По страницам Красной книги природы Ленинградской области» и выступают с устной защитой своего проекта.
При защите проекта оценивается:
- четкость поставленной цели и задачи
- полнота освещения (раскрытия) выбранной темы
- наличие и значимость выводов и соответствие их поставленным задачам
- использование литературных источников (знание предмета исследования)
- анализ полученных данных и выводы по ним
- качество оформления работы;
- самостоятельность при выполнении работы в целом
В дальнейшем эту презентацию можно использовать в качестве наглядного демонстрационного материала. Этот факт является социально значимой мотивацией у детей. Проектно-исследовательская деятельность воспитывает коммуникативные качества, заинтересованность в достижении цели, а это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, для самореализации личности как профессионала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школьний дворик"-проектная деятельность на уроках биологии
Любая проектная деятельность это совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску решения разнообразных задач, в том числе и биологических....
Проектная деятельность на уроках биологии
Рсскажи мне — и я забуду.Покажи мне — и я запомню.Дай мне действовать самому — и я научусь.Китайская мудрость...
Использование технологии проектной деятельности на уроке биологии в 7 классе по теме: «Отряд хищные млекопитающие».
Использование при проведении уроков результатов проектной деятельности формирует у школьников навыки сотрудничества. На уроке «Отряд хищные млекопитающие» выявляются общие признаки отряда, а также осо...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной работе.
Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...
Из опыта работы «Проектная деятельность на уроках биологии»
«Проектная деятельность на уроках биологии - это шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся»Работая над проблемой формиров...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...