Конспект урока "Строение клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Конспект урока "Строение клетки", биология 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Строение клетки" биология 5 класс | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра развития образования
Практико-значимая работа по теме
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ
«СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ»
5 КЛАСС
Выполнил: Прилипко Елена Викторовна, учитель МОУ Школа № 17 Люберецкий муниципальный район Московской области Научный руководитель: доцент Шевелева Наталья Николаевна |
Москва 2015
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………….3 стр.
- Методическая разработка урока……………………………………..5 стр.
- Инструктивная карточка учащегося………………………………....7 стр.
- Приложение …………………………………………………………..8 стр.
- Список литературы……………………………………………………9 стр.
Пояснительная записка
Методическая разработка урока «Строение клетки» является составной частью темы «Клеточное строение организмов» предназначена для учителей биологии, работающих в 5-6-х классах по УМК В.В.Пасечника. Учитель может полностью воспользоваться методической разработкой и не вносить свои изменения в ход урока, или взять элементы урока для составления собственного плана конспекта. При оценивании уровня подготовки и качества полученных знаний обучающихся возможна корректировка направляющих вопросов в сторону расширения излагаемого материала.
Тема урока: Строение клетки, 5 класс.
Тип урока: урок общеметологической направленности.
Цель урока: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
обучающие
- знать о строении клетки;
- знать о роли органоидов клетки.
развивающие
- анализировать сравнивать и обобщать факты;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- определять оганоиды в клетках растений с помощью лабораторных опытов;
- уметь организовывать совместную деятельность на конечный результат;
- уметь выражать свои мысли;
- развивать познавательный интерес;
- развивать практические умения учащихся;
- развивать общеучебные умения (умение работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать выводы во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.п.)
воспитательные
- осознано достигать поставленной цели;
- воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные:- самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Использованные технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения , ИКТ-технологии.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование для проведения урока: презентация урока, компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторное оборудование для ЛР № 2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
Форма проведения урока: комбинированный урок с элементами лабораторного практикума.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Вы любите отгадывать загадки?
Ученик: Да
Учитель: А я люблю загадывать загадки.
Материи мельчайшая частица-
Меня не видит глаз, - так я мала,
Но из меня ведь состоят тела
Растений, человека, зверя, птицы!
Отгадай кто я?
Выслушивает версии учащихся, выбирает правильную.
Ученик: Клетка.
Учитель: Сегодня нам предстоит изучить интересную тему из курса биологии. Какую?
Выслушивает версии учащихся.
Ученик: «Строение клетки».
Учитель записывает тему на доске, а учащиеся в тетради.
II. Актуализация пройденного материала.
Учитель: Ребята, мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение. Перед вами лежит луковица – это часть растения, как доказать, что она состоит из клеток?
Выслушивает версии учащихся, корректирует ответы, направляет к правильному ответу.
Ученик: Рассмотреть при помощи микроскопа.
Учитель: Давайте проверим, хорошо вы знаете строение микроскопа.
Загадывает загадки, учащиеся отгадывают, показывая части микроскопа.
1.Что простым не видно глазом,
В микроскопе видно сразу.
Клетку не одну, бывает, пару
Глаз приближая к… (окуляру).
2.Лучик света направляет,
Препарат им освещает (зеркало).
3.Держат на столике препарат
Двое крепеньких ребят (зажимы).
4.Они в движение приводят,
Столик или тубус водят (винты).
5.Тубус, зеркало, винты, предметный столик, объектив
Соединяет это вместе всё … (штатив).
Учитель: Молодцы! К уроку вы готовы!
III. Актуализация нового материала.
Учитель: Со строением клетки можно познакомиться, рассмотрев под микроскопом препарат кожицы чешуи лука. Последовательность приготовления препарата показана на рисунке 18 стр.34, инструкция к лабораторной работе размещена на стр.36
Учитель: Знакомит учащихся с техникой безопасности при выполнении лабораторной работы.
Ученик: Выполняет лабораторную работу «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». Оформляет отчет в тетради.
Учитель: Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки».
Так как в ходе данного урока учащиеся отгадывают загадки, то и контроль осуществляется в формате, отгадай слово.
1.Клетка живая на город похожа.
Стена крепостная в клетке есть тоже.
Мембраной она названа –
Чужих не впускает она!
2.В клетке внутри – цитоплазма в движении,
Подобна дорогам и направлениям.
Куда по дорогам спешит народ?
Конечно, на фабрику или завод.
3.Но главное это – ядро несомненно.
Ядро управляет клеткой бессменно.
В хромосомах записаны законы и правила,
Которые природа для клетки составила.
IV.Рефлексия
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам (карточки раздаются учащимся).
До урока: | Сейчас: |
Не знал- | Выяснил - |
Не понимал - | Выучил - |
Не мог представить - | Познакомился - |
Не мог выразить - | Запомнил - |
Не мог выполнить - |
Учитель:
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
V.Домашнее задание.
Всем: п.7, вопросы на стр.38
Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина клетку с её органоидами.
Приложение 1
Инструктивная карта выполнения лабораторной работы
«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
1. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2. Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4. Покройте кожицу покровным стеклом.
5. Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
6. Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.
7. Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Приложение 2
Карточка «РЕФЛЕКСИЯ»
До урока: | Сейчас: |
Не знал- | Выяснил - |
Не понимал – | Выучил - |
Не мог представить – | Познакомился - |
Не мог выразить – | Запомнил - |
Не мог выполнить – |
Список литературы:
- Пасечник В.В. Учебник 5 класс “Биология. Бактерии, грибы, растения”// М.Дрофа.-2012-с.143.
- Пасечник В.В. рабочая тетрадь. 5 класс “Биология. Бактерии, грибы, растения”// М. Дрофа.-2013-с.64.
- Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru.
Интернет ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru
- http://festival.1september.ru
- http://pedsovet.su/load/
- http://www.openclass.ru/node/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar
Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...
Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....
Презентация темы "Клетка.Структура клетки.Органоиды клетки."
Тема изучается в 10 классе общеобразовательной школы. Понятия данной темы являются основопологающими. ...
конспект урока "Клетки крови"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Предназначен для изучения темы "кровь и остальные компоненты внутренней среды" по учебнику Биология 8 класс.(Колесов Д.В; Маш Р,Д ;Беляев И.Н....
Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Тест в формате ЕГЭ
Тест можно использовать для подготовки к ЕГЭ...
Конспект по теме: "ЯДРО КЛЕТКИ. ХРОМОСОМНЫЙ НАБОР КЛЕТКИ"
Конспект по Биологии в 9 классе по теме: "ЯДРО КЛЕТКИ. ХРОМОСОМНЫЙ НАБОР КЛЕТКИ"...