конспект урока "Клетки крови"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Меньшакова Светлана Васильевна

Урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС. Предназначен для изучения темы "кровь и остальные компоненты внутренней среды" по учебнику Биология 8 класс.(Колесов Д.В; Маш Р,Д ;Беляев И.Н.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proek_uroka_stroenie_kletok_krovi.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

Светлана Васильевна Меньшакова

Учитель биологии

Проект урока

            Класс: 8

Предмет: Биология

Тема: Клетки крови

ТДЦель: Формирование у учащихся понимания о строении клеток  крови и их роли в обеспечении жизнедеятельности организма.

Задачи

Образовательная:

 - Сформировать у школьников знания о строении клеток крови, продолжительности  их жизни и количестве клеток крови  в связи  с выполняемыми  функциями.

Воспитательная:

-Создать условия для творческой деятельности учащихся, в ходе которой  выясняются строение и функции клеток крови.

Развивающая:

- способствовать развитию познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

- способствовать развитию общеучебных умений (умения сравнивать, сопоставлять, самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы).

Тип урока: введение новых знаний

Технологические особенности урока: Учебная деятельность.

               Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Психологическое введение в урок
  3. Целеполагание
  4. Работа по новой теме
  5. Закрепление
  6. Домашнее задание
  7. Итоги. Рефлексия

ФОПД: фронтальные, индивидуальные, парные.

Методы урока: Поисковый, наглядные, словестные, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Средства обучения: учебник, мультимедийные таблицы, микроскоп, готовые микропрепараты, пластилин, интелект карта(Xmind).

Система контроля на уроке: самоконтроль, контроль учителя.

ХОД УРОКА

Этапы

Содержание

1

Организационный момент

 1.Готовность детей.

2. Компоненты внутренней среды организма (беседа)

2

Психологическое введение в урок /мотивация/

1. Микроскопы и препарат клетки крови

3

Целеполагание

1. Формулировка цели урока

5

Работа по новой теме

1. Работа с таблицей клетки крови

2. Практическое задание

3. Лабораторная работа

6

Закрепление

1. Работа в парах: (спросить друг друга по таблице)

2. Фронтальный опрос: (заготовлены вопросы на отдельных листочках)

3. Самоконтроль, самопроверка :выполнить тест:

(5 вопросов)

7

Домашнее задание

1. Выучить таблицу

2. Выполнить задания ИНТЕЛЕКТ карты Xmind

8

Итоги, рефлексия

Рационально – деятельностная:

1. Цель урока, достигли или нет?

2. Что нового, интересного?

Конспект урока

Элементы УД

Деятельность учителя

Деятельность   учащихся

Мотивация

На каждую парту выданы микроскопы и микропрепараты крови человека:

Рассмотреть микропрепарат крови человека.

Что увидели? Какого цвета? Какой формы?

 Есть ли ядра в  увиденных клетках?

                 

 

Настраивают микроскоп, рассматривают препарат, определяют что увидели.

Целеполагание

Цель:

Узнать о строении клеток крови, их строении и выполняемых функциях. 

ГДЕ мы можем узнать эту информацию?

Узнать, какие клетки входят в состав крови каково их строение и роль?

В учебнике.

Учебные действия

Самостоятельная работа с таблицей и учебником

  1. Прочитать стр. 84-86 параграф 17.
  2. Работа с таблицей, выданной учителем. В таблице надо вычеркнуть ненужные пункты, оставить нужные.

  1. Проверяем вместе с учителем правильность «заполнения» таблицы

  1. Объяснение учителя: работа с интерактивной доской и мультимедийной программой «атлас человека» (демонстрация клеток крови: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов в формате 3D).

Таблица «клетки крови»

Самостоятельная (поисковая)  учащихся с учебником и таблицей.

Смотрят, слушают объяснение.

характеристика

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

функция

1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким.

2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм.

3.Участвуют в свёртывании крови.

4. Осуществляют  Фагоцитоз.

1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким.

2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм.

3.Участвуют в свёртывании крови.

4. Осуществляют Фагоцитоз.

1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким.

2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм.

3.Участвуют в свёртывании крови.

4. Осуществляют Фагоцитоз.

строение

1. Красные клетки

2. бесцветные клетки с ядром

3. двояковогнутые диски

4. кровяные пластинки

5. содержат гемоглобин

6. нет ядра

1. Красные клетки

2. бесцветные клетки с ядром

3. двояковогнутые диски

4. кровяные пластинки

5. содержат гемоглобин

6. нет ядра

1. Красные клетки

2. бесцветные клетки с ядром

3. двояковогнутые диски

4. кровяные пластинки

5. содержат гемоглобин

6. нет ядра

количество в 1 мм3

250 - 350 тыс.

4 - 5 млн.

4 -8 тыс.

250 - 350 тыс.

4 - 5 млн.

4 -8 тыс.

250 - 350 тыс.

4 - 5 млн.

4 -8 тыс.

продолжительность жизни

3 – 5 суток

120 – 130 суток

5 – 7 суток

3 – 5 суток

120 – 130 суток

5 – 7 суток

3 – 5 суток

120 – 130 суток

5 – 7 суток

образуются

1.головной мозг

2.спинной мозг

3.красный костный мозг

4.жёлтый костный мозг

1.головной мозг

2.спинной мозг

3.красный костный мозг

4.жёлтый костный мозг

1.головной мозг

2.спинной мозг

3.красный костный мозг

4.жёлтый костный мозг

Практическое задание

Слепить из красного пластилина эритроцит.

(можно смотреть на рис.44,  и интерактивную доску)

Почему в эритроците нет ядра?

( прочитаем ответ в учебнике на стр.85)

лепят эритроцит

 физкультминутка

высказывают предположения

Лабораторная работа

«Кровь человека и лягушки под микроскопом»

1.Рассмотреть микропрепарат крови человека.

2. Рассмотреть микропрепарат крови лягушки.

3. Зарисовать  в тетрадь клетки крови человека и лягушки

4. Сделать вывод:  В чём различие эритроцитов человека и лягушки. Почему в эритроцитах человека отсутствует ядро?

выполняют лабораторную

работу

Закрепление

1.Повторить таблицу

2. Работа в парах: (спросить друг друга по таблице)

3. Фронтальный опрос: (заготовлены вопросы на отдельных листочках)

4. Самоконтроль, самопроверка

     выполнить тест: ( 5 вопросов)

Повторяют

Спрашивают

Отвечают

Выполняют и сверяются с ключом на доске

Ответ:

1в 2б 3а 4г 5в

Тест «клетки крови»

(выберите 1 правильный ответ)

1.Эритроциты участвуют в:

а) фагоцитозе                                  б) свёртывание крови  

 в) транспорте кислорода            г) выработке антител

2. Основная роль тромбоцитов состоит в:

а) транспорте газов                       б) свёртывании крови

в) фагоцитозе твёрдых частиц  

 г) иммунной защите от чужеродных белков

3. Среди перечисленных форменных элементов

 крови безъядерными являются

А) эритроциты                          б) лимфоциты    

в) Фагоциты                              г)верны все ответы.

4. Образование эритроцитов происходит в

А) печени                                     б) селезенке    

в)  желтом костном мозге      г) красном костном мозге

5. Кровь человека можно отличить от крови лягушки по:

а) цвету                                            б) наличию лейкоцитов

в) строению эритроцитов               г) наличию белка плазмы

Домашнее

задание

1. Выучить таблицу

2. Выполнить задания ИНТЕЛЕКТ карты Xmind

Записывают в дневник

Итоги

рефлексия

Рационально – деятельностная:

1. Цель урока, достигли или нет?

2. Что нового, интересного узнали?

Отвечают

Литература:

  1. Авторская разработка
  2.  Учебник Биология 8 класс под редакцией Пасечника В.В.
  3. Интерактивный плакат «Биология человека» (электронное наглядное пособие)
  4. Ссылка на интернет ресурсы в интеллект карте Xmind

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Кровь.Переливание крови."

Урок-презентация проводится в курсе биологии 8 класса....

Урока « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс

план-конспект к уроку и презентация...

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

изучение состава, строения и функций крови...

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови"

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови" по учебнику Н.И.Сонина....

Конспект урока "Кровь. Кровообращение"

Конспект урока для 7 класса...

План-конспект урока по биологии в 9 классе на тему: "Движение крови по сосудам. Круги кровообращения. Состав крови"

План-конспект рассказывает о составе крови, движение крови по сосудам , о большом и малом кругах кровообращения...

Конспект урока "Кровь"

Данный урок предусматривает использование методы критического мышления и смыслового чтения....