Медиатехнологии на уроках биологии
методическая разработка по биологии на тему

Вильданова Ирина Владимировна

методическая разработка о важности рационального применения современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mediatehnologii.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский научно-методический центр

VII Краснодарский педагогический марафон

Современной школе – современный учитель

Тема: «        Медиатехнологии на уроках биологии»

        Подготовила:

        Вильданова И.В.

        Учитель биологии

        второй категории

        МОУ СОШ №100

        

Краснодар 2010

В современных условиях, когда перед школой поставлены ряд задач, обучение биологии должно отвечать требованиям социально-экономического и научно-технического прогресса, обеспечивать учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями применять их в практической деятельности, способствовать формированию научного мировоззрения и духовно-патриотическому воспитанию детей.

        За последние годы мы с вами можем наблюдать огромный прорыв в области различных наук, а особенно в развитии информационных технологий. И так, как школьное образование является основной ступенью успеха в дальнейшей жизни, потому что именно в школьных стенах дети приобретают главные умения и навыки, то информационно коммуникационные технологии (ИКТ) должны широко применяться в современной педагогической практике. Внедрение ИКТ в учебный процесс, поможет обеспечить улучшение качества преподавания, позволит в совокупности с другими методами обучения максимально полно раскрыть творческие способности учащихся.  Педагогические технологии не должны оставаться в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.

        К ИКТ можно отнести: проектор, CD – диски; обучающие, моделирующие, тестовые, демонстрационные программы; Интернет; интерактивные доски, компьютер и многое другое. На сегодняшний день большинство школ уже обеспечены этим необходимым оборудованием. Остается только успешно научиться его применять. В зависимости от вида, ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:

  • представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
  • выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
  • мобилизовать внимание обучающегося;
  • значительно снижать временные затраты учителя на контроль нормативных знаний;
  • быть точным и объективным в оценке знаний;
  • печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
  • выходить в мировое информационное сообщество;
  • использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.

        Из выше изложенного, можно подчеркнуть, что видов ИКТ и их возможностей много, и осветить их полно в рамках одного выступления сложно, поэтому я хочу остановиться более подробно на использовании компьютера, потому что именно это оборудование есть в каждом учебном заведении, и мультимедийной технологии, в частности программы MS Power Point, так как она позволяет максимально насытить уроки биологии образами, что очень важно при изучении естественных дисциплин. Очень сложно воспринимать информацию о многообразии мира или о структуре организмов, когда не можешь это увидеть и представить. А, порой, имеющиеся таблицы устарели, наглядных пособий недостаточно и иллюстраций учебников явно мало для восприятия материала достаточно полно. Еще Макаренко и Педкосистый подчеркивали важность наглядности на уроках. Мультимедийные технологии позволяют решить эту проблему и открывают большие возможности для повышения интереса у учащихся. Урок становиться ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей и новизны. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Здесь нам очень помогает сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»   (http://school-collection.edu.ru/). Для ученика компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы (использование Интернета).

         Одной из форм проведения урока с использованием ИКТ является презентация нового материала с использованием программы  S Power Point. Такая программа решает множество проблем на уроке (наглядность, повышение интереса и другие),  является достаточно простой  в изучении и применении. С помощью грамотно составленной презентации значительно повышается интерес учащихся к уроку, с интересом просматривают слайды, запоминают с урока больше, на уроке присутствует эмоциональный комфорт. Особенно учащимся нравится самим составлять презентации в качестве индивидуальных работ, они стараются  иллюстрировать слайдами доклады, исследования. Поэтому им надо знать требования  к составлению презентации, потому что неграмотная подготовка слайдов может привести к отрицательному результату урока. Освоив программу, энтузиасты начинают экспериментировать с презентацией, хотят показать многие возможности (излишняя анимация, множество шрифтов, цветовых палитр и т.п.), что неуместно на уроке.

        Чтобы избежать подобных проблем, необходимо придерживаться нескольких простых правил (требований) к презентациям, составленными учителями.

Требования к презентации (Power Point)

   

  1. Не перегружайте слайд информацией, рекомендуемая норма 30 слов;
  2. Не используйте изображения с низким качеством;
  3. Используйте одинаковое оформление в ходе всей презентации;
  4. Для фона и цвета применяйте контрастные цвета;
  5. Используйте не более трех цветов на слайде: 1 – фон, 2 – заголовок, 3 – текст;
  6. Рекомендуемый шрифт для заголовка не менее 24 пт., для основного текста – не менее 20 пт.;
  7. На всех слайдах выбирайте одинаковый тип и размер шрифта для текста;
  8. Не перегружайте презентацию анимационными и звуковыми эффектами;
  9. Не располагайте текст на изображении;
  10. Текст на слайдах должен быть простым и содержать ключевые данные, которые должны быть Вами раскрыты;
  11.  Текст на слайдах  должен соответствовать Вашему тексту выступления и иллюстрировать его;
  12. На уроке длительность презентации не более 20 минут.

         Одной из ошибок, которую довольно часто допускают учителя, является использование презентации на целый урок. Здесь, у детей возникают отрицательные эмоции к концу урока, т.к. снижается внимание, интерес, они устают, начинают бездельничать на уроке, игнорировать новый материал, соответственно такой урок будет непродуктивным.

       И помните! Не нужно урок подстраивать под ИКТ! Компьютер должен выполнять функцию дополнения  в общении  учитель-ученик, а не доминировать, ведь это всего лишь средство обучения.  

Биология как наука. Методы изучения биологии.

Цель: создать условия для усвоения учащимися сущности методов изучения природы; развивать мыслительную деятельность и познавательный интерес к предмету; углубить знания о материальном единстве живой природы.

Задачи: ознакомить учащихся с курсом «Общая биология»; углубить знания о роли различных методов изучения природы; расширить знания о биологических науках.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа по вопросам.

Слайд 1 содержит тему и вопросы для изучения.

Слайд 2. содержит портреты ученых, внесших вклад в развитие биологии.

3. Обобщение учителем ответов учащихся.

Биология – наука комплексная, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции различных научных дисциплин. Выделяют:

Слайд 3 содержит схему

Слайд 4 повествует о самостоятельных науках.

4. В зависимости от направлений изучения появились:

Слайд 5 содержит перечень наук.

5. Рассказ-беседа о методах исследования биологии по принципу «Ничего не принимай на веру».

Слайд 6 содержит схему.

6. Закрепление.

Работа с учебником, стр 12-14. Работа с вопросами и заданиями в учебнике, а также учащимся предлагается самостоятельно составить план эксперимента.

По окончанию их работы показывается слайд.

Слайд 7 содержит план опыта, эксперимента.

6. Домашнее задание

прочитать стр.12-14; повторить уровни организации; с помощью словарей записать в тетрадь названия биологических наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...