Медиатехнологии на уроках биологии
методическая разработка по биологии на тему
методическая разработка о важности рационального применения современных образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediatehnologii.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский научно-методический центр
VII Краснодарский педагогический марафон
Современной школе – современный учитель
Тема: « Медиатехнологии на уроках биологии»
Подготовила:
Вильданова И.В.
Учитель биологии
второй категории
МОУ СОШ №100
Краснодар 2010
В современных условиях, когда перед школой поставлены ряд задач, обучение биологии должно отвечать требованиям социально-экономического и научно-технического прогресса, обеспечивать учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями применять их в практической деятельности, способствовать формированию научного мировоззрения и духовно-патриотическому воспитанию детей.
За последние годы мы с вами можем наблюдать огромный прорыв в области различных наук, а особенно в развитии информационных технологий. И так, как школьное образование является основной ступенью успеха в дальнейшей жизни, потому что именно в школьных стенах дети приобретают главные умения и навыки, то информационно коммуникационные технологии (ИКТ) должны широко применяться в современной педагогической практике. Внедрение ИКТ в учебный процесс, поможет обеспечить улучшение качества преподавания, позволит в совокупности с другими методами обучения максимально полно раскрыть творческие способности учащихся. Педагогические технологии не должны оставаться в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.
К ИКТ можно отнести: проектор, CD – диски; обучающие, моделирующие, тестовые, демонстрационные программы; Интернет; интерактивные доски, компьютер и многое другое. На сегодняшний день большинство школ уже обеспечены этим необходимым оборудованием. Остается только успешно научиться его применять. В зависимости от вида, ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:
- представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
- выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
- активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
- мобилизовать внимание обучающегося;
- значительно снижать временные затраты учителя на контроль нормативных знаний;
- быть точным и объективным в оценке знаний;
- печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
- выходить в мировое информационное сообщество;
- использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.
Из выше изложенного, можно подчеркнуть, что видов ИКТ и их возможностей много, и осветить их полно в рамках одного выступления сложно, поэтому я хочу остановиться более подробно на использовании компьютера, потому что именно это оборудование есть в каждом учебном заведении, и мультимедийной технологии, в частности программы MS Power Point, так как она позволяет максимально насытить уроки биологии образами, что очень важно при изучении естественных дисциплин. Очень сложно воспринимать информацию о многообразии мира или о структуре организмов, когда не можешь это увидеть и представить. А, порой, имеющиеся таблицы устарели, наглядных пособий недостаточно и иллюстраций учебников явно мало для восприятия материала достаточно полно. Еще Макаренко и Педкосистый подчеркивали важность наглядности на уроках. Мультимедийные технологии позволяют решить эту проблему и открывают большие возможности для повышения интереса у учащихся. Урок становиться ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей и новизны. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Здесь нам очень помогает сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/). Для ученика компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы (использование Интернета).
Одной из форм проведения урока с использованием ИКТ является презентация нового материала с использованием программы S Power Point. Такая программа решает множество проблем на уроке (наглядность, повышение интереса и другие), является достаточно простой в изучении и применении. С помощью грамотно составленной презентации значительно повышается интерес учащихся к уроку, с интересом просматривают слайды, запоминают с урока больше, на уроке присутствует эмоциональный комфорт. Особенно учащимся нравится самим составлять презентации в качестве индивидуальных работ, они стараются иллюстрировать слайдами доклады, исследования. Поэтому им надо знать требования к составлению презентации, потому что неграмотная подготовка слайдов может привести к отрицательному результату урока. Освоив программу, энтузиасты начинают экспериментировать с презентацией, хотят показать многие возможности (излишняя анимация, множество шрифтов, цветовых палитр и т.п.), что неуместно на уроке.
Чтобы избежать подобных проблем, необходимо придерживаться нескольких простых правил (требований) к презентациям, составленными учителями.
Требования к презентации (Power Point)
- Не перегружайте слайд информацией, рекомендуемая норма 30 слов;
- Не используйте изображения с низким качеством;
- Используйте одинаковое оформление в ходе всей презентации;
- Для фона и цвета применяйте контрастные цвета;
- Используйте не более трех цветов на слайде: 1 – фон, 2 – заголовок, 3 – текст;
- Рекомендуемый шрифт для заголовка не менее 24 пт., для основного текста – не менее 20 пт.;
- На всех слайдах выбирайте одинаковый тип и размер шрифта для текста;
- Не перегружайте презентацию анимационными и звуковыми эффектами;
- Не располагайте текст на изображении;
- Текст на слайдах должен быть простым и содержать ключевые данные, которые должны быть Вами раскрыты;
- Текст на слайдах должен соответствовать Вашему тексту выступления и иллюстрировать его;
- На уроке длительность презентации не более 20 минут.
Одной из ошибок, которую довольно часто допускают учителя, является использование презентации на целый урок. Здесь, у детей возникают отрицательные эмоции к концу урока, т.к. снижается внимание, интерес, они устают, начинают бездельничать на уроке, игнорировать новый материал, соответственно такой урок будет непродуктивным.
И помните! Не нужно урок подстраивать под ИКТ! Компьютер должен выполнять функцию дополнения в общении учитель-ученик, а не доминировать, ведь это всего лишь средство обучения.
Биология как наука. Методы изучения биологии.
Цель: создать условия для усвоения учащимися сущности методов изучения природы; развивать мыслительную деятельность и познавательный интерес к предмету; углубить знания о материальном единстве живой природы.
Задачи: ознакомить учащихся с курсом «Общая биология»; углубить знания о роли различных методов изучения природы; расширить знания о биологических науках.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Беседа по вопросам.
Слайд 1 содержит тему и вопросы для изучения.
Слайд 2. содержит портреты ученых, внесших вклад в развитие биологии.
3. Обобщение учителем ответов учащихся.
Биология – наука комплексная, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции различных научных дисциплин. Выделяют:
Слайд 3 содержит схему
Слайд 4 повествует о самостоятельных науках.
4. В зависимости от направлений изучения появились:
Слайд 5 содержит перечень наук.
5. Рассказ-беседа о методах исследования биологии по принципу «Ничего не принимай на веру».
Слайд 6 содержит схему.
6. Закрепление.
Работа с учебником, стр 12-14. Работа с вопросами и заданиями в учебнике, а также учащимся предлагается самостоятельно составить план эксперимента.
По окончанию их работы показывается слайд.
Слайд 7 содержит план опыта, эксперимента.
6. Домашнее задание
прочитать стр.12-14; повторить уровни организации; с помощью словарей записать в тетрадь названия биологических наук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...