Методический материал по биологии 6-7 класс по программе Сонина
методическая разработка по биологии (6, 7 класс) на тему

Сурикова Наталья Олеговна

Тесты по биологии 6-7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жизнедеятельность растений.

Вариант 2.

  1. Какое из перечисленных веществ относится к неорганическим веществам:

1) глюкоза; 2) вода; 3) клейковина; 4) жир.

  1. Каких органических веществ больше в клубнях картофеля:

1) белков; 2) крахмала; 3) жиров; 4) все есть в одинаковом количестве.

  1. Наличие в растении крахмала можно определить с помощью:

1) воды; 2) спирта; 3) раствора йода; 4) с помощью другого вещества.

  1. Минеральные соли, содержащие азот способствуют:

1) росту растений; 2) скорейшему созреванию плодов; 3) оттоку органических веществ от листьев к органам запасания; 4) листопаду.

  1. У комнатного растения срезан стебель с листьями, оставлен только пенек высотой 5 см. На пенек надета резиновая трубочка, соединенная со стеклянной трубкой. Что иллюстрирует данный опыт?

1) наличие у растения процесса транспирации;

2) передвижение по растению органических веществ;

3) наличие у растения корневого давления;

4) значение воды в жизни растения.

  1. Чтобы повысить плодородие почвы:

1)  её поливают; 2) вносят удобрения; 3) известкуют; 4) всё верно.

  1. В процессе фотосинтеза растения поглощают из воздуха:

1) кислород; 2) азот; 3) углекислый газ; 4) озон.

  1. В результате процесса дыхания энергия:

1) запасается в химических связях; 2) выделяется; 3) энергия в этом процессе не участвует; 4) не изменяется.

  1. Какие клетки растения дышат:

1) мёртвые; 2) живые с хлоропластами; 3) живые с хромопластами и лейкопластами; 4) все живые клетки растения.

  1. Процессы дыхания и фотосинтеза в организме растения:

1) не связаны друг с другом; 2) взаимосвязаны на свету; 3) взаимосвязаны в темноте;                               4) взаимосвязаны круглые сутки.

  1. В чём заключается значение испарения воды листьями:

1) способствует передвижению воды в растении; 2) с токами воды передвигаются минеральные вещества; 3) листья защищены от перегрева; 4) всё верно.

  1. Процесс испарения воды через водяные устьица называется:

1) гуттация; 2) фотосинтез; 3) дыхание; 4) транспирация.

  1. У вечнозелёных растений листья:

1) опадают ежегодно все сразу; 2) опадают через два года все сразу; 3) не опадают никогда;                    4) опадают, но не одновременно.

  1. Растворы органических веществ передвигаются:

1) по ситовидным трубкам только вниз; 2) по ситовидным трубкам вверх и вниз; 3) по сосудам вверх и вниз; 4) по сосудам только вверх.

  1. Для прорастания семян необходимы следующие условия:

1) воздух и вода; 2) вода и тепло; 3) тепло и воздух; 4) тепло, вода и воздух.

  1. Определите характеристики, соответствующие процессам:

А) ДЫХАНИЕ

Б) ЛИСТОПАД

1) Водяной пар удаляется через устьица       2) Выделяется углекислый газ

3) Защищает от поломки ветвей зимой          4) Защищает от потери воды зимой

5) Защищает растение от перегрева      6) Происходит образование отделительного и пробкового слоев

7) Освобождает растения от вредных веществ        8) Происходит в хлоропластах

9) Происходит во всех живых клетках           10) Для протекания процесса необходим солнечный свет

11) Происходит на свету и в темноте              12) Образуется кислород

13) Происходит освобождение энергии       14) Протекает осенью

15) Происходит образование глюкозы из углекислого газа и воды



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Прокариоты».

Вариант 1.

I. Выберите верные утверждения.

1.Бактерии — самые древние обитатели нашей планеты.

2. Большинство цианобактерий способно синтезировать вещества клетки за счет энергии света.

3. Архебактерии принимают участие в образовании горючего газа — метана.
4. Царство Прокариот подразделяют на три подцарства.

5. Все бактерии — гетеротрофы.
6. Бациллы — это округлые по форме бактерии.

7. Бактерии-аэробы обитают только в кислородной среде.

II. Ответьте на вопросы теста.

1.Какова роль бактерий в природе?

   а) включают в круговорот энергию Солнца;

  б) поглощают воду и минеральные соли из почвы;

  в) усваивают молекулярный азот атмосферы;

  г) превращают органические вещества в минеральные.

2.Настоящие бактерии размножаются

   а) спорами;                        б) простым делением;

   в) простым делением и спорами.

3. Патогенные бактерии поражают:

   а) растения;                        б) животных;

   в) человека;                        г) растения, животных, человека.        

        

III. Дополните предложения.

1. Прокариоты  - это …

2. По способу питания прокариоты могут быть …

3. К подцарству Оксифотобактерий относятся …

4. Среди архебактерий наиболее известны …

5. Обычно прокариоты размножаются …

6. Бактерии, имеющие шарообразную форму называются …

IV. Дайте определения следующим понятиям: микробиология, гетеротрофы, сапрофиты, автотрофы, аэробы, симбионты, анаэробы.

Контрольная работа по теме «Прокариоты».

Вариант 2.

I. Выберите верные утверждения.

1. Бактерии относятся к царству прокариот.

2. "Бактерион" означает "палочка".
3. Все бактерии размножаются половым путем.

4. Обогащение почв соединениями азота невозможно без участия бактерий.

5. Цианобактерии могут фиксировать атмосферный азот.

6. Царство Прокариот подразделяют на два подцарства.

7. Все бактериальные клетки имеют ядро.


II. Ответьте на вопросы теста.

1.Бактерии – это:

   а) многоклеточные организмы;

   б) одноклеточные безъядерные организмы

   в) клетка, которая имеет ядро;

   г) клетка, имеющая только форму палочки.

2. Человек использует бактерии в производстве

    а) спирта;                        б) лимонной кислоты;

    в) ферментов;                г) все верно.

3. Бактерии были обнаружены в горных породах, возраст которых:

    а) 3,5 млрд. лет;                б) 2,5 млрд. лет;

    в) 4,5 млрд. лет;                г) 5,5 млрд. лет.

III. Дополните предложения.

1. Прокариоты  - это …

2. По способу питания прокариоты могут быть …

3. К подцарству Оксифотобактерий относятся …

4. Среди архебактерий наиболее известны …

5. Обычно прокариоты размножаются …

6. Бактерии, имеющие шарообразную форму называются …

IV. Дайте определения следующим понятиям: микробиология, гетеротрофы, сапрофиты, автотрофы, аэробы, симбионты, анаэробы.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Класс Млекопитающие»

Отметьте +/- верные и неверные утверждения:

Желудок большинства животных однокамерный

Пища в ротовой полости смачивается слюной

Все млекопитающие покрыты шерстью

Предками млекопитающих были зверозубые ящеры

У всех млекопитающих детеныши рождаются уже способными к передвижению

Оплодотворение у самок происходит внутри тела

У млекопитающих хорошо развиты средний мозг и мозжечок

Сердце у млекопитающих четырехкамерное

В переднем мозге есть извилины

Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку

Длина шеи млекопитающих зависит от количества позвонков

Сумчатые млекопитающие рождают недоразвитых детенышей

Решите кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы запишите в виде последовательности слов, согласно вопросам.

  1. Куполообразная мышца, необходимая для дыхания. 2. «Детское место эмбриона». 3. Часть сердца. 4. Наружный слой кожи. 5. Органическое вещество, которое удаляется из первичной мочи. 6. Новообразование головного мозга. 7. Железа пищеварительной системы.

Тест.

  1. Где указаны представители отряда ластоногих?
  1. А. Киты и дельфины;      Б. Кашалоты и акулы;    В. Моржи и морские котики;   Г. Тюлени и пингвины

  1. Чем отличаются млекопитающие от других позвоночных животных?

А. Живорождение   Б. Теплокровностью        В. Выкармливание детенышей молоком    Г. Четырехкамерным сердцем.

3. У грызунов отсутствуют

А. Резцы        Б. клыки    В. Коренные зубы

4. Клетки почек называются

А. Нейрон    Б. Нефрон    В. Миокард     Г. Все верно

5. к настоящим зверям относится

А. Ехидна     Б. утконос    В. Лиса     Г. Преехидна



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Класс Млекопитающие»

Разгадайте кроссворд. В тетради напишите ответы, соответствующие номеру вопроса.

 

 

 

7

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Составная часть легких. 2. Животное – первозверь(однопроходное). 3. Крупное морское млекопитающее. 4. Кость, представляющая пояс верхних конечностей. 5. Из чего состоит позвоночник? 6. Крупная артерия, отходящая от сердца. 7.  Орган деторождения

                                                               Тест.

1.Млекопитающие населяют сушу, моря, пресные водоемы и дышат при помощи:

а) кожи или легких        б) кожи       в) легких или жабр        г) легких

2.        Конечности у млекопитающих в отличие от пресмыкающихся расположены:

а) по бокам тела        б) под туловищем        в) у одних - по бокам тела, у других - под туловищем

3.        Для млекопитающих характерны зубы:

а) все конической формы    б) только коренные в) только клыки     г) резцы, клыки и коренные

#        4. К особенностям размножения млекопитающих относят:

а) развитие плода в матке   б) наличие половых клеток    в) вскармливание детеныша молоком г) внутреннее оплодотворение

  • 5. К насекомоядным млекопитающим относят:
    а) бурозубок   б) землероек     в) тюленей        г) китов
  • 6. Морские звери приспособлены к жизни в воде:

а) дышат при помощи жабр      б) конечности превратились в ласты в) имеют волосяной покров         г) рыбообразная форма тела

7. Терморегуляция у млекопитающих происходит при участии: а) пахучих желез       б) потовых желез     в) сальных желез

#        8. Образование условных рефлексов связано с развитием:

а) мозжечка    б) коры больших полушарий     в) продолговатого моз! а    г) промежуточного мозга

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком (Объясните каким). Пятое к ним не подходит. Какое?

1. А) копыта         б) волосы       в) когти        г) хитин      д) ногти

2.        Конечности млекопитающих расположены:

  1. обе пары под туловищем    б) обе пары по бокам туловища
  2. одна под туловищем, другая по бокам

3.        Вибриссы - это:

А) шерсть        б) подшерсток        в) усы

4.        Теплорегуляция у млекопитающих происходит при участии:
А) пахучих желез        б) потовых желез        в) сальных желёз

5.  Какой отдел головного мозга млекопитающих наиболее развит:

   А) продолговатый мозг;  б) мозжечок; в) передний мозг;  г) средний мозг.



Предварительный просмотр:

Вариант 1

  1. Дайте определения следующим понятиям: Теплокровные, холоднокровные, нервный импульс, гермафродит, оплодотворение, мезодерма, гемолимфа, опыление . (0,5 б)
  2. Расскажите, как происходит движение у растений и животных (какие приспособления появились у этих организмов). Подумайте о значении движения. Ответ аргументируйте. (1,5 б)
  3.  Прочитайте текст. Используя полученные знания, ответьте на вопросы.
  1. Каких еще представителей муравьев вы знаете и можете о них рассказать?
  2. Почему муравей – это общественное насекомое?
  3. Расскажите о еще одном общественном насекомом, используя текст, как за план. (3 балла)

Зеленоголовый муравей повсеместно встречается в Австралии. Предпочитает городские зоны, например, парки, дворы, сады. Фуражируют(скопление) поодиночке, изредка активируя пассивных фуражиров; для сплочённых действий, либо для увеличения фуражировочной зоны. При этом, подвиды, обитающие в влажных условиях - засаженных деревьями областях - фуражируют днем, а засушливые подвиды в ночное время. Ритидопонера (зеленоголовый муравей) преимущественно хищник, но обязательны в рационе семена и богатые углеводом ягоды, не чураются походами на пастбища червецов и афид за сбором медвяной росы.

Свои гнезда, ритидопонера строит в гниющей древесине. А если таковой нет, то роет норы, оставляя холмики на поверхности. Причём эти холмики зачастую маскируются камнями и различными кусочками растительности.

C:\Users\roman\Desktop\r1.jpg

Вариант 2

  1. Дайте определения следующим понятиям: капилляр, плазма, фермент, бластула, рефлекс, проросток, двойное оплодотворение. (0,5 б)
  2. Расскажите, как происходит развитие у растений и животных (используйте знания о половом размножении растений – явлении двойного оплодотворения, для животных – знания о процессах дробления, гаструляции) (2 б)
  3. Прочитайте текст. Используя полученные знания, ответьте на вопросы.
  1. О какой системе идет речь в тексте?
  2. Какие еще животные обладают раздражением?
  3. Расскажите о нервной системе человека, используя текст, как план.

Впервые специализированные нервные клетки появились у кишечнополостных. Это обитатели наших прудов – пресноводные гидры, а также медузы, кораллы. Нервные клетки, соприкасаясь друг с другом, образуют сетчатую нервную систему. Это самый простой тип нервной системы. Если к щупальцу гидры прикоснуться иглой, то она сожмется. Это ответ организма на раздражение. Нервные клетки обладают чувствительностью. Коснувшись гидры, мы привели их в возбужденное состояние, которое быстро распространилось по всей нервной сети, дошло до кожно- мускульных клеток и вызвало их сокращение – щупальца начали сжиматься.

C:\Users\roman\Desktop\1340650502_2274.jpg



Предварительный просмотр:

Вариант 1.

I. Выберите верные утверждения.

1.Бактерии — самые древние обитатели нашей планеты.

2. Большинство цианобактерий способно синтезировать вещества клетки за счет энергии света.

3. Архебактерии принимают участие в образовании горючего газа — метана.
4. Царство Прокариот подразделяют на три подцарства.

5. Все бактерии — гетеротрофы.
6. Бациллы — это округлые по форме бактерии.

7. Бактерии-аэробы обитают только в кислородной среде.

II. Ответьте на вопросы теста.

1.Какова роль бактерий в природе?

   а) включают в круговорот энергию Солнца;

  б) поглощают воду и минеральные соли из почвы;

  в) усваивают молекулярный азот атмосферы;

  г) превращают органические вещества в минеральные.

2.Настоящие бактерии размножаются

   а) спорами;                        б) простым делением;

   в) простым делением и спорами.

3. Патогенные бактерии поражают:

   а) растения;                        б) животных;

   в) человека;                        г) растения, животных, человека.        

        

III. Дополните предложения.

1. Прокариоты  - это …

2. По способу питания прокариоты могут быть …

3. К подцарству Оксифотобактерий относятся …

4. Среди архебактерий наиболее известны …

5. Обычно прокариоты размножаются …

6. Бактерии, имеющие шарообразную форму называются …

IV. Дайте определения следующим понятиям: микробиология, гетеротрофы, сапрофиты, автотрофы, аэробы, симбионты, анаэробы.

1. выбрать верное утверждение

1. Бактерии относятся к царству прокариот.

2. "Бактерион" означает "палочка".
3. Все бактерии размножаются половым путем.

4. Обогащение почв соединениями азота невозможно без участия бактерий.

5. Цианобактерии могут фиксировать атмосферный азот.

6. Царство Прокариот подразделяют на два подцарства.

7. Все бактериальные клетки имеют ядро.


II. Ответьте на вопросы теста.

1.Бактерии – это:

   а) многоклеточные организмы;

   б) одноклеточные безъядерные организмы

   в) клетка, которая имеет ядро;

   г) клетка, имеющая только форму палочки.

2. Человек использует бактерии в производстве

    а) спирта;                        б) лимонной кислоты;

    в) ферментов;                г) все верно.

3. Бактерии были обнаружены в горных породах, возраст которых:

    а) 3,5 млрд. лет;                б) 2,5 млрд. лет;

    в) 4,5 млрд. лет;                г) 5,5 млрд. лет.

III. Дополните предложения.

1. Прокариоты  - это …

2. По способу питания прокариоты могут быть …

3. К подцарству Оксифотобактерий относятся …

4. Среди архебактерий наиболее известны …

5. Обычно прокариоты размножаются …

6. Бактерии, имеющие шарообразную форму называются …

IV. Дайте определения следующим понятиям: микробиология, гетеротрофы, сапрофиты, автотрофы, аэробы, симбионты, анаэробы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тип Моллюски

Слайд 2

Тип Моллюски

Слайд 3

Общая характеристика Мягкотелые Двусторонняя симметрия (кроме Брюхоногих) Тело защищено раковиной (кроме Головоногих ) Мантия, мантийная полость 3 отдела тела: голова, туловище, нога Кровеносная система незамкнута, сердце на спинной стороне Органы дыхания-жабры или легкие

Слайд 4

Пищеварительная система - рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие . Есть терка (Радула) язык , появляются слюнные железы , печень Органы выделения-почки Нервная система – разбросанно-узловая Половая система- чаще раздельнополые, оплодотворение внешнее, развитие прямое и непрямое

Слайд 5

Как образуется жемчуг? В мантийную полость попадает песчинка, которая в течении длительного времени покрывается перламутром (защитная оболочка моллюска).

Слайд 6

1. По горизонтали. Орган дыхания водных моллюсков. По вертикали. Шарообразные минеральные образования в раковинах некоторых двустворчатых моллюсков. 2. Представитель брюхоногих, наносящий ущерб сельскому хозяйству. Поедает верхние части и корнеплоды сельскохозяйственных растений. 3. Название одной из двух камер сердца брюхоногих. 4. Орган системы кровообращения, впервые эволюционно появившийся у моллюсков. 5. Образования спинных складок кожи, между которыми и раковиной образуется полость. 6. Крупный представитель класса головоногих. Используется человеком в пищу. 7. Орган выделительной системы, впервые эволюционно появившейся у моллюсков. 8. Класс моллюсков, в который входят наиболее развитые представители, такие как осьминоги, кальмары, каракатицы. 9. Орган в ротовой полости растительноядных моллюсков, служащий для растирания пищи. 10. Наружный минеральный покров большинства моллюсков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии 7-9 классы (по программе Сонина Н.И.)

В рабочую программу вошли пояснительная записка, нормативно-правовая база, тематическое планирование, содержание, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии "Человек". 8 класс по УМК Сонина

Рабочая программа по биологии "Человек". 8 класс по УМК Сонина...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.

Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого;  познакомить с разнообр...

Методический материал по биологии "Кишечнополостные" 7 класс.

Методический материал для закрепления пройденной темы "Кишечнополостные" 7 класс. Выполнен в форме тестовых заданий и кроссворда....

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме: Каледарно-тематический план по Биологии 10 класс

Календарно-тематический план по биологии 10 класс к учебнику общая биология под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. 2 часа в неделю...

Рабочая программа по биологии для 5 класса по программе Сонина Н.И.. ФГОС

Данная рабочая программа составлена для работы по учебнику «Биология. Введение в биологию» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин - /рекомендовано Министерством образования и науки РФ / - М.: Дрофа, 2013 - лине...