Урок в 7 классе: «Классы рыб: Хрящевые, Костные».
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Дорошина Светлана Анатольевна

Задачи урока: познакомить учащихся с многообразием рыб, общей характеристикой классов хрящевых и костных рыб; изучить особенности внешнего строения рыб в связи с водной средой их обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_klassy_ryb.docx150.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Классы рыб: Хрящевые, Костные».

Задачи: познакомить учащихся с многообразием рыб, общей характеристикой классов хрящевых и костных рыб; изучить особенности внешнего строения рыб в связи с водной средой их обитания.

Оборудование: живые рыбы, помещенные в банки с водой; чешуя карпа, лупы, таблицы «Классы рыб. Речной окунь», рисунок «Минога и мякина», кроссворд, инструктивные карточки для лабораторных работ, тесты.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично – поисковые, проблемные.

Ход урока.

I. Проверка знаний учащихся.

1. Назовите известных вам представителей типа хордовых.

2. Трое учеников получают задания у доски: составить схему «Систематика типа Хордовых», выполнить тест «Отличительные признаки подтипов Черепные и Бесчерепные».

3. Отличительные признаки хордовых животных (фронтальная беседа).

5. Отличительные признаки подтипов Черепные и Бесчерепные (у доски).

6. Где живет ланцетник, как он приспособлен к жизни на дне моря?

7. В чем заключается примитивность организации круглоротых и как они приспособлены к паразитическому образу жизни (ответ у доски).

8. Почему ланцетника и миногу относят к разным подтипам хордовых?

II. Изучение нового материала.

 Постановка проблемы:

На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению позвоночных животных, которые отличаются от круглоротых более высоким уровнем организации. Кто эти животные, вы поймете, отгадав загадку:

Крылья есть, а не летает; Ног нет, а не догонишь. (рыбы)

Как же приспособлены рыбы к своей среде обитания?

1.Среда обитания рыб (рассказ учителя с элементами беседы).

  1. Общая характеристика рыб (стихотворение).
  2. Классификация рыб. Общая характеристика класса хрящевых рыб.

Многообразие, среда обитания костных рыб (объяснение учителя с использованием таблицы).

  1. Лабораторная работа «Внешнее строение и передвижение костных рыб». Инструкция к работе прилагается.

Физминутка.

III. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

  1. Учитель: какие приспособления во внешнем строении и передвижении костных рыб позволили им занять господство в водной среде? (беседа с учащимися с использованием таблиц и рыбы пираньи, дополнения учителя).

а)        обтекаемая форма тела

Рыбы, живущие в верхних слоях воды, имеют, как правила, заостренное брюшко (сельдь). У донных рыб (скат, камбала), наоборот, тело обычно сплющенное. Какое значение имеет такая форма в жизни рыб?

б)        окраска (брюшко светлее спины)

Окраска рыб часто покровительственная, маскирующая. Приведите известные вам примеры.

в)        чешуя костная

Как расположены чешуи у костных рыб, какое значение имеет такое расположение? Как различаются костные чешуи по форме (рисунок 84), какая чешуя у карпа?Оказывается, по чешуйкам можно узнать возраст рыбы. Каким образом это можно сделать?

г)        Что еще способствует быстрому передвижению рыбы в воде? Почему говорят, что рыба скользит в воде? (слизь)

Кроме слизеотделительных, в коже некоторых рыб есть и ядоотделительные железы, а также светящиеся клетки.

д)        Как рыба передвигается в воде? (плавники)

Различают парные и непарные плавники.

Учитель показывает плавники, а учащиеся определяют их название и функцию при передвижении.

  1. Кроме всего перечисленного, плавучесть костных рыб обеспечивает еще особый орган, расположенный в брюшной полости. Что это за орган? (Плавательный пузырь).

Строение и функции плавательного пузыря (объяснение учителя)

  1. При помощи чего рыба ориентируется в водном пространстве? (беседа с использованием таблиц, рыбы пираньи, дополнения учителя)

а)        органы зрения - глаза

Из-за низкой прозрачности природных вод орган зрения не приспособлен к дальнему видению, а вот близко расположенные предметы рыбы видят очень четко и даже различают цвета и оттенки; таким образом рыбы близоруки.

б)        ноздри ведут в органы обоняния - два мешочка с чувствительными клетками. Обоняние у рыб острое, позволяющие им держаться в стае и обнаруживать пищу.

в)        Слышат ли рыбы? Чем они слышат?

Орган слуха находится в черепе. Благодаря плотности воды звуковые волны хорошо передаются через кости черепа. Кроме того, слышать рыбам помогает плавательный пузырь, так как будучи хорошим резонатором он усиливает звуки.

г)        Издают ли рыбы какие-нибудь звуки?

Установлено, что рыбы издают звуки, которые человек просто не слышит без специальных приборов. Рыбы сигнализируют друг другу об опасности, отпугивают громкими звуками врагов, общаются во время брачного периода.

д)        органы вкуса расположены в ротовой полости^ осязательные клетки разбросаны по телу

3. Итак, в водном пространстве рыбы, как и большинство животных ориентируются при помощи пяти органов чувств: зрение, обоняние, вкус, слух, осязание. Однако, установлено, что рыбы обладают и «шестым чувством», благодаря которому даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу. Кто знает, что это за «шестое чувство»? Строение органа боковой линии, функции (объяснение учителя по таблице).

Вывод: комплекс разнообразных приспособлений во внешнем строении, передвижении, а также в строении органов чувств позволили рыбам заселить водную среду.

  1. Закрепление знаний.
  1. С каким двумя классами рыб вы познакомились на уроке?

Игровой момент «Хрящевые и Костные рыбы» (с поднятием руки).

  1. Кроссворд «Без труда - не выловишь и рыбку из пруда» (игра-цепочка).
  1. Домашнее задание: изучить параграф 21 стр. 97-99, ответить на вопросы в конце параграфа, вырезать контур рыбы и принести к следующему уроку, цветные карандаши

Инструктивная карточка к Л.р.

«Внешнее строение и передвижение костных рыб».

Цель работы: ознакомление с особенностями строения и передвижения рыбы.

Оборудование: живая рыба в банке с водой, лупа, чешуя карпа.

Порядок работы:

  1. Рассмотрите плавающих рыб. Отметьте, какова форма тела рыб; равномерно ли окрашено тело; видна ли боковая линия; какое значение в жизни рыб имеет такая форма и окраска. Обратите внимание на чешуи, покрывающие тело рыбы, как они расположены, какое значение имеет такое расположение чешуи. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы. Обратите внимание на расположение парных и непарных плавников; на характер движения плавников, когда рыба стоит на месте и когда движется.

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

  1. Закончите предложения:
  1. Форма тела - ...
  1. Рассмотрите рисунок. Какие части тела рыбы обозначены на рисунке цифрами 1-9?
  1. Отделы тела (..., ..., ...) соединены между собой ....
  2. Форма передней части головы - ....
  3. Окраска спинной поверхности - ....
  4. Окраска брюшной поверхности - ....
  5. Тело покрыто ... и ....
  6. Главную роль при движении вперед играет ... плавник.
  7. Повороты и вертикальное перемещение осуществляют .
  8. Устойчивость при движении придают ... плавники.
  9. Ориентируются в потоках воды с помощью органов чувств: ..., ..., ....

IV.Напишите вывод. Укажите, чем обусловлены особенности строения и передвижения рыб.        

Вопросы к кроссворду

«Без труда - не выловишь и рыбку из пруда».

По горизонтали:

к

  1. Плавник, играющий главную роль при движении вперед.
  2. «Шестое чувство» рыбы.
  1. Парные плавники возле жаберных крышек рыбы.
  2. Выделения кожных желез рыб.
  3. Пластинки, покрывающие тело рыбы.
  1. Плавник, которым заканчивается туловище рыбы.
  2. Орган, обеспечивающий вертикальное перемещение костных рыб.
  1. Органы дыхания рыб.
  2. Разновидность костной чешуи с гладким краем.

По вертикали:

1. Форма тела большинства рыб.

  1. Парные плавники, расположенные на нижней стороне тела.

6. Плавники, число которых у разных видов рыб может быть различным.

  1. У рыбы они не имеют век.
  1. Отверстия на голове рыб, связанные с органом обоняния.

Тест №1.

Составьте характеристики подтипов Бесчерепных и Черепных типа Хордовые на основе предложенных сведений, используя цифры, после которых они приводятся.

  1. Бесчерепные
  2. Черепные Сведения:
  1. Внутренний скелет представлен хордой.
  2. Хорда имеется в основном лишь у зародышей, у взрослых животных ее заменяет позвоночник.
  3. Развит скелет головы - череп.
  4. Центральная нервная система представлена недифференцированной нервной трубкой.
  5. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.
  6. Имеется 5 основных органов чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус.
  7. Кровеносная система состоит из сердца и кровеносбных сосудов.
  8. Органы выделения - парные почки.

9. Органы выделения представлены выделительными трубками.

10. Большинство представителей активно передвигаются при помощи парных конечностей.

Тест №2.

Составьте характеристики хрящевых и костных рыб на основе предложенных сведений, используя цифры, после которых они приводятся.

  1. Хрящевые рыбы
  2. Костные рыбы Сведения о рыбах:
  1. Чешуя костная (чешуйки располагаются черепицеобразно).
  2. Чешуя, если имеется, зубоподобная (плакоидная).
  3. По бокам головы открываются наружу 5-7 жаберных щелей.
  4. По бокам головы находятся жаберные крышки, прикрывающие жабры.
  5. Скелет хрящевой.
  6. Скелет полностью или частично окостеневший.
  7. Хорда сохраняется в течение всей жизни.
  8. Хорда у большинства видов рыб сохраняется лишь в виде остатков между позвонками позвоночника.
  9. Плавательный пузырь имеется (образуется как вырост кишечника), иногда вторично отсутствует.

10. Плавательный пузырь отсутствует.

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

Характеристика рыб.

Обтекаемая форма,

Покровительственный цвет,

И воды сопротивление

Сводится на нет.

Чешуя снаружи

Защитит от стужи.

Ровненько ложится,

Будто черепица.

Выделяет кожа слизь.

Ну, микробы, берегись.

Ну, и без сомнения,

Слизь уменьшит трение.

Плавать рыбе помогают

Плавники, они бывают

Парные грудные,

Парные брюшные,

Анальный, хвостовой

И есть еще спинной.

         

         Чтоб освоить глубь и ширь,

Плавательный есть пузырь.

За плавучесть он в ответе,

Нет аналогов на свете.

Жабры развиты, скелет,

И проблем со слухом нет.

А еще надо учесть,

Что шестое чувство есть.

Линия боковая,

Ток воды воспринимая,

Позволяет без преград

Плыть куда глаза глядят.


 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии. 7 класс. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы». (Презентация).

Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы....

урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"

Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются  особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...

Урок биологии 6 класс "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"

Разработка направлена на изучение растений класса Двудольные семейства Паслёновые.  Сравнительная характеристика классов отдела Цветковые растения. Подробная характеристика семейства паслёновые (...

Урок в 7 классе "Класс земноводные. Внешнее строение и значение"

Методическая  разработка урока на тему  "Класс Земноводные. Внешнее строение и значение" с использованием информационных технологий....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Конспект урока в 7 классе Класс Двудольные. Общая характеристика класса. Семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые.

Тема: класс Двудольные. Общая характе­ристика класса. Семейства: Кресто­цветные, Бобовые, Пасленовые.Цель: изучить классификацию и систематику растений класса Двудольные (семейства Крестоцветн...