Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
по биологии в 8 классе на тему «Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды».
Цели:
Образовательные: выяснить, как качество дыхания влияет на здоровье человека и какие меры профилактики необходимо в связи с этим предпринимать;
Развивающие: развивать навыки проектно-исследовательской работы через постановку проблемных вопросов;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи:
- провести аналогию: дыхание-жизнь; легкие человека - легкие нашей планеты (растительный мир);
- превратить полученные на уроке знания о вреде курения в систему личных убеждений.
Оборудование и дидактические материалы: ПК, экран, линейки, шарики, презентация по теме «Гигиена дыхания», карточки.
Планируемые результаты:
Учащиеся систематизируют знания об органах дыхания, конкретизируют знания о вредном воздействии загрязненного воздуха и курения, о болезнях органов дыхания.
Личностная значимость изучаемого для школьника:
Курящий человек живет в среднем на шесть лет меньше.
Методы обучения: проблемный, лабораторный практикум, проектный.
Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок\практикум.
Организация деятельности учащихся: работают в группах, делают выводы, сообщения, познавательные задания.
Развитие умений учащихся: работать с дополнительными источниками знаний, обсуждать проблему, использовать личный опыт, обобщать и анализировать информацию.
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.
Б. Шоу
План урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний.
4. Изучение нового материала.
5. Лабораторный практикум.
6. Закрепление знаний.
7. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Заполнение журнала.
2. Проверка домашнего задания (5 минут)
Чувство ответственности за свое здоровье предполагает хорошее знание своего организма. Проверим уровень ваших знаний при помощи небольшого опроса:
- В чем заключается функция органов дыхания?
- Перечислите органы дыхания? На какие 2 группы их делят?
- Как устроены легкие? Что такое легочные альвеолы?
- Почему нужно дышать через нос, а не через рот?
-Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?
- Чем отличается легочный обмен от тканевого?
- Каким образом совершаются дыхательные движения?
- Что выгоднее для ныряльщика: сделать перед погружением несколько вдохов и выдохов, или набрать в легкие как можно больше воздуха?
3. Актуализация знаний.
Проблемный вопрос:
На доске надписи «дыхание – это жизнь», «это нужно как воздух»
Почему говорят: дыхание – это жизнь? (слайд) Что часто говорят люди о дыхании? Какая фраза при этом используется? Почему говорят «это нужно как воздух» (он выражает острую необходимость в воздухе). А для чего нужен воздух? (предполагаемый ответ: для дыхания).
Итак, какова цель нашего урока? Цель нашего урока, доказать необходимость воздуха. Запишите тему урока.
Чтобы достичь этой цели, сегодня на уроке:
- мы обсудим важность гигиены органов дыхания;
- вы узнаете, как окружающая среда влияет на наше здоровье;
- вы научитесь самостоятельно проводить исследования, создавать собственный проект;
- вы будете готовы превратить в личные убеждения те знания, которые приобретете на этом уроке.
4. Изучение нового материала (15-18 мин).
Ребята, задержите дыхание (учитель считает). Как вы думаете, на сколько человек может задержать свое дыхание? (нетренированные люди 20-30 сек, тренированные – до 5 мин).
Кислородное голодание более 6 мин приводит к смерти, т.к. в организме не запаса кислорода для дыхания. Сколько нужно воздуха для дыхания? Экспериментальным путем установлено, что для дыхания 1 человека в течение 1 часа в герметически закрытом помещении требуется не менее 2 м3 воздуха. Нам для дыхания нужен чистый воздух. Каков состав атмосферного воздуха, который мы вдыхаем? 78-79% азота, 21% кислорода, 0,03% углекислого газа, инертные газы, вода (слайд). Выдыхаем примерно 16% кислорода, до 4% углекислого газа, количество азота и инертных газов не меняется, немного увеличивается количество газообразной воды (слайд). Кроме постоянных компонентов воздуха в ее состав также входят компоненты – пыль, сажа, дым, микроорганизмы, пыльца растений. Также выхлопные газы, отходы промышленных предприятий, свалки. Скажите ребята, что мы может сделать, чтобы воздух в наших домах и классных кабинетах был чистым и свежим?
Систематическое проветривание и влажная уборка помещений. Борьба с пылью - борьба с возбудителями болезней. В воздухе долго могут находиться возбудители болезней. Они оседают с пылью на мебель, обои, пол. Каждый из нас выдыхает углекислый газ и другие 149 различных веществ, что загрязняет воздух помещений. Находясь, в непроветриваемом помещении, у нас возникает повышенная утомляемость, сонливость, головная боль, нервозность, снижается работоспособность. Сейчас, послушаем выступление 1,2 группы, с исследовательской работой «Пыль и ее вред для здоровья человека», «Запыленность классных помещений нашей школы» (3-4 мин). Презентация.
Скажите ребята, какие простые правила стоит нам соблюдать, чтобы воздух кабинета стал чище?
1. Каждую перемену делать сквозное проветривание, так как температура в классных кабинетах обычно высокая и обычного проветривания не достаточно.
2. Каждую перемену тщательно вымывать доску, чтобы как можно меньше в воздухе и на полу было частичек мела и пыли.
3. На большой перемене проводить влажную уборку класса.
4. Использовать сменную обувь.
Нам также было интересно узнать запыленность атмосферного воздуха в зимнее время, поэтому 3 группа провела еще одну исследовательскую работу «Сажа – основной загрязнитель воздуха нашего города в зимнее время». Презентация.
Теперь, после выступления 3 группы, скажите, стоит ли есть «чистый снег», сосать сосульки? В населенных пунктах много машин, сажа, атмосферная грязь с соединениями свинца и других опасных веществ. Все это небезопасно для здоровья.
А что мы должны предпринимать непосредственно для пользы своего организма? Сделайте пожалуйста записи у себя в тетради. Что вы записали?
Предполагаемые ответы: закаливание, витамины, спорт, физический труд, правильная осанка, прогулки на свежем воздухе, среди зеленых насаждений, поездки за город.
Физкультминутка. (2 мин)
Ребята, я знаю кое-какие секреты сохранения здоровья. Хотите, чтобы я с вами поделилась? Значительная часть людей неправильно делают вдох и выдох – у большинства грудной или смешанный тип дыхания. А правильным считается диафрагмальный тип или дыхание животом, когда грудная клетка находится в меньшем движении, мышцы живота сокращаются. Вот в этом и заключается маленький секрет здоровья. При вдохе сердце бьется чаще, а на выдохе замедленно. С помощью дыхания животом мы может успокоить сердце и тем самым предотвратить многие заболевания. Кроме этого при неправильном дыхании работает часть легких, поэтому мы часто болеем. Хотите, чтобы я научила вас правильно дышать? Положите одну руку на грудную клетку, а другую на живот. На счет 1-2 вы должны сделать вдох носом, губы сомкнуты. А на счет 1-2-3-4- плавный выдох, при этом грудная клетка должна находиться в меньшем движении, а мышцы живота, наоборот, в движении. Всем понятно? Тогда примите удобное положение на стуле, опустите плечи, ноги поставьте на полную стопу, расслабьте мышцы лица, шеи, рук, ног. Полностью расслабьтесь. В это время мы сохраняем энергию, освобождаемся от отрицательных эмоций. На счет 1-2 вдох, мышцы живота находятся в движении. 1-2-3-4 плавный выдох. Повторить 2-3 раза. Закончим. Понравилось дышать?
В воздухе, особенно в загрязненном, очень много болезнетворных микроорганизмов, которые могут передаваться воздушно-капельным путем, например, грипп. Послушаем сообщения: «Распространенные заболевания органов дыхания», «Грипп», «Туберкулез». Перед вами карточки с таблицами, заполните их в ходе заслушивания сообщений и потом влейте в тетради.
Карточка с таблицей (на партах учащихся).
Характеристика заболеваний дыхательных путей | Болезни | |
грипп | туберкулез | |
1. Возбудители 2. Способ заражения 3. Меры профилактики |
Учитель организует мини-конференцию по обсуждению вопросов гигиены дыхания. В зимнем морозном воздухе почти нет микробов. Губительно действуют на микроорганизмы солнечные лучи. Большое значение в профилактике гриппа и туберкулеза имеют чистота помещений, соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма, правильное питание и повышение иммунитета. Не переохлаждаться, делать прививки. Для профилактики туберкулеза регулярно проходить обследования.
Природа снабдила нас мощным очистительным аппаратом (записать в тетради)
- механическая очистка – кашель, чихание, реснички;
- химическая очистка – слизь;
- цитологическая очистка – альвеолярные микрофаги;
- иммунологическая очистка – с помощью антител (слайд).
Мы все знаем, что курение вредит здоровью человека. И даже очистительный аппарат не справляется. В табаке содержится яд никотин, разрушающий наши органы. Кроме того, там есть смолы, которые откладываются на стенках альвеол и могут вызвать рак легких. Весь мир сегодня борется с вредными привычками и, в первую очередь, - с курением. Выяснить, насколько пагубно пристрастие к курению нам поможет 4 группа с сообщением «Курение опасно для здоровья».
Учитель помогает сделать вывод: вы узнали насколько опасно курение и помните всегда:
- курение угнетает нервную систему;
- курение поражает легкие и сердце;
- курение обостряет течение всех заболеваний;
- курящий человек неприятен окружающим;
- здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках! (слайд)
5. Лабораторный практикум.
Проведение лабораторной работы «Измерение жизненной емкости легких» (5-10 мин).
Взрослый человек в зависимости от возраста и роста в спокойном состоянии при каждом вдохе вдыхает 300-900 мл воздуха и примерно столько же выдыхает. При этом возможности легких используются полностью. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть еще дополнительную порцию воздуха, а после спокойного выдоха выдохнуть еще некоторое его количество. Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха называется жизненной емкостью легких (ЖЕЛ). В среднем она составляет 3-5 л. Измеряют спирометром. В результате тренировки ЖЕЛ может увеличиться. Большие порции воздуха, поступающего в легкие при вдохе, позволяют снабжать организм, достаточным количеством кислорода, не увеличивая частоту дыхания.
возраст | ЖЕЛ |
дети 5-6 лет | 1,2 л. |
женщины | 2,5-3,5 л. |
мужчины | 4,0-5,0 л. |
спортсмены | 5,5 л. |
Мы будем применять более упрощенный вариант измерения ЖЕЛ
Цель работы: научиться измерять ЖЕЛ
Оборудование: воздушный шар, линейка
Техника безопасности: не участвуйте в эксперименте, если у вас проблемы с дыхательной системой.
Ход работы: 1. После спокойного вдоха, выдохните воздух в воздушный шар. Примечание: не выдыхайте с силой.
2. Сразу же закрутите отверстие в воздушном шаре, чтобы не выходил воздух. Положите шар на плоскую поверхность, например, на парту и пусть ваш партнер приложит к нему линейку и измерит диаметр. Сдуйте воздушный шар и повторите то же самое еще 2 раза. Выведите среднее значение.
3. Используя график перевести полученные значения диаметра воздушного шара в объем легких (по инструктивной карточке).
6. Закрепление знаний (3-5 мин)
- Как можно увеличить ЖЕЛ?
- Как можно предупредить болезни?
- Перечислите основные правила гигиены.
- Назовите самые распространенные заболевания дыхательной системы?
- Как происходит заражение воздушно-капельным путем.
- Для чего проходят флюорографию?
- Почему, когда мы болеем, это занимает примерно неделю?
- Почему при заболевании повышается температура?
- Меры профилактики заболеваний дыхательной системы.
- Какие вредные вещества есть в табачном дыме?
Рефлексия. И в завершении. Перед вами чистые листы бумаги, пожалуйста, напишите на них:
!! – если вам на уроке было все понятно и интересно;
?! – если вам не все было понятно, но интересно;
00 – если вам все было непонятно и не интересно (слайд)
Спасибо за урок, вы сегодня отлично поработали!
7. Домашнее задание (слайд)
Изучить стр. учебника 144-149
Оценки за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»
Цель: познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правила...
Обобщающий урок биологии на тему: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».
Данный урок является последним в теме "Органы дыхания. Гигиена дыхания". Тип урока: обощение и систематизация знаний учащихся. На уроке используется компьютер, проектор, компьютерная презентация.Этот ...
ОТКРЫТЫЙ УРОК «ГИГИЕНА ДЫХАНИЯ. ОХРАНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ» 9 КЛАСС
Урок естествознания в коррекционной школе...
Урок №3. "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды". Индивидуально-групповая методика.
Технологическая карта к уроку "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды"...
конспект урока "Механизмы вдоха и выдоха.Регуляция дыхания.Охрана воздушной среды"
ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, п...
Конспект урока. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
Урок проводится для 8 класса по УМК В.В. Пасечника....
Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.
Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные...