ОТКРЫТЫЙ УРОК «ГИГИЕНА ДЫХАНИЯ. ОХРАНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ» 9 КЛАСС
план-конспект урока по естествознанию (9 класс) на тему
Урок естествознания в коррекционной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigiena_dyhaniya_ohrana_vozdushnoy_sredy.docx | 501.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждениедля обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»г. Ногинска Московской области
ШМО УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«ГИГИЕНА ДЫХАНИЯ. ОХРАНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ»
9 КЛАСС
Павлова Л. В., учитель естествознания, классный руководитель,
высшая квалификационная категория
13.02.2012 г.
Цели и задачи
- Познакомить учащихся с основными заболеваниями органов дыхания.
- Выявить причину заболевания и факторы заболевания.
- Научить правилам выживания в крупных городах.
- Рассказать о видах загрязнения воздуха.
- Проводить работу по укреплению легких, используя различные виды работ и гимнастику для органов дыхания.
- Работать над развитием у учащихся памяти, внимания, мышления.
Оборудование
- Название урока.
- Иллюстрации районов и мест экологически чистых и загрязненных.
- Презентация «Охрана воздуха».
- Кроссворд «Болезни органов дыхания».
- Названия заболеваний.
- Самоанализ «Как ты заботишься о своих легких?»
- Медицинские маски (по количеству учащихся).
- Одноразовые носовые платки.
План урока
- Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Самомассаж БАТ (профилактика).
- Беседа об органах дыхания. Работа легких.
- Кроссворд «Болезни органов дыхания».
- Беседа о болезнях органов дыхания.Практическая работа «Использование медицинской маски».
- Забота о легких. Способы укрепления легких.
- Гимнастика для органов дыхания.
- Загрязнение воздушной среды. Источники загрязнения.
- Рассказ учителя о состоянии воздуха. Правила выживания в мегаполисе.
- Самоанализ (тестирование).
- «Задание на всю жизнь».
- Мероприятия по охране окружающей среды. Закон об охране воздуха.
- Презентация «Охрана воздуха».
- Итог урока. Стихотворение «Мы любим лес…»
- Организационный момент. Сообщение темы урока.
Тема урока «Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды». Сегодня мы с вами узнаем об основных инфекционных заболеваниях, о причинах их распространения, о методах лечения этих заболеваний. Мы выполним с вами несколько интересных заданий, проведём гимнастику для органов дыхания и наметим пути и способы укрепления органов дыхания. Также мы дадим несколько советов, как выживать в крупных городах.
Вы узнаете о различных источниках загрязнения и поговорим о том, какие мероприятия следует проводить с целью охраны окружающей среды.
- Самомассаж БАТ (профилактика).
- Беседа об органах дыхания. Работа легких.
- К органам дыхания относятся: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и лёгкие.
Основной орган дыхательной системы – это лёгкие. Они расположены в грудной полости. Каждое лёгкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой. Внешне лёгкие кажутся крупными, однако, их масса всего – 1 кг
200 г. Отсюда и их название – лёгкие. Лёгкие состоят из тончайших разветвлений бронхов и лёгочных пузырьков – альвеол.
Наши лёгкие работают и днём и ночью. Вдохнув первый раз во время рождения, человек дышит всю жизнь.
Дыхательный цикл складывается из вдоха и выдоха, они ритмично следуют один за другим. Через каждые 3-4 секунды мы набираем в лёгкие воздух, в котором содержится необходимый нам кислород. Затем лёгкие выпускают этот воздух с водой и углекислым газом. Когда мы делаем вдох, лёгкие расширяются. При выдохе уменьшаются в размере.
Ребёнок выдыхает каждый день около двух больших стаканов воды. А взрослый человек – почти 4 стакана воды ежедневно. Это лишняя вода, которая не нужна нашему организму.
- Кроссворд «Болезни органов дыхания».
- Среди заболеваний органов дыхания есть такие, которые излечиваются, а есть и те, которые считаются опасными для жизни людей.
- Разгадаем кроссворд.
6Р | ||||||||||
А | ||||||||||
5Т | У | 3Б | Е | Р | К | У | Л | Ё | 3 | |
Р | ||||||||||
О | ||||||||||
4П | Н | Е | В | М | О | Н | И | Я | ||
2Г | Х | |||||||||
1О | Р | В | И | |||||||
И | Т | |||||||||
П | ||||||||||
П |
- Группа вирусных инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём.
- Самое распространённое, массовое инфекционное заболевание.
- Воспаление бронхов – дыхательных путей, которые идут к лёгким.
- Возбудителем этого заболевания чаще всего является пневмококк, отсюда и название.
- Инфекционное заболевание человека, вызываемое туберкулёзной микробактерией.
- Злокачественные опухоли бронхов и лёгкого.
- Беседа о болезнях органов дыхания. Практическая работа «Использование медицинской маски».
- Подсчитано, что в 1 м3 воздуха школьного класса до начала занятий – 2600 микробов, а к концу занятий их количество достигает 13500! Чем выше температура воздуха, тем быстрее размножаются микробы. В зимнем морозном воздухе микробов почти нет. Губительно действуют на микробы солнечные лучи.
У больных людей при кашле, чихании, разговоре и даже при дыхании из носа и рта выбрасывается множество капелек слизи и слюны. В них содержатся микробы различных заболеваний. Они могут долго находиться в воздухе и проникать в органы дыхания здоровых людей. Каждый, кто кашляет, чихает, не прикрывая рот и нос платком, увеличивает количество микробов в воздухе.
Воздушно-капельным путём можно заразиться различными инфекционными заболеваниями.
Практическая работа «Использование медицинской маски».
- Умеете ли вы обращаться с медицинской маской? Давайте продемонстрируем, как ей пользоваться.
- Забота о легких. Способы укрепления легких.
- Нам необходимо беречь свои лёгкие. Невнимание к своему здоровью приводит ко многим серьёзным заболеваниям. Существует много способов укрепить лёгкие. Давайте их назовём.
- Старайся как можно меньше дышать загрязнённым воздухом. Такой воздух очень вреден для лёгких.
- Используй любую возможность пойти в парк или на берег реки, озера. Не упускай также случая съездить за город и подышать свежим воздухом.
- Старайся поменьше простужаться – инфекция может проникнуть в бронхи или лёгкие.
- А если вы все-таки простудились, вы не должны подвергать окружающих вас людей опасности заразиться инфекцией. Вот что нужно делать, чтобы не распространять инфекцию.
(Далее читают дети)
- Всегда при кашле прикрывай рот рукой. Это не даст болезнетворным вирусам разлететься вокруг.
- Когда чихаешь, всегда прикрывайся носовым платком, лучше всего бумажным (демонстрация одноразовых носовых платков).
- Не обнимай и не целуй никого, пока не будешь чувствовать себя гораздо лучше.
- Старайся не контактировать с окружающими, если еще кашляешь или чихаешь.
- Не ходи ни в школу, ни в гости, пока не поправишься.
- Гимнастика для органов дыхания.
- Для нормального развития лёгких важно, чтобы они хорошо вентилировались. Очень полезно дышать глубоко, чтобы набирать большое количество кислорода, столь необходимого всем нашим органам и тканям.
Грудное дыхание.
И. п. – сидя на стуле, согнуть ноги в коленях, ладони положить на рёбра с боков. После выдоха сделать медленный вдох через нос, расширяя грудную клетку, затем – выдох, сжимая грудную клетку (5-6 раз).
- Умение управлять своим дыханием не только благоприятно сказывается на работе многих органов человека, но и помогает ему справиться с нервным возбуждением. Поэтому дыхательную гимнастику полезно делать, когда надо успокоиться.
- Загрязнение воздушной среды. Источники загрязнения.
- Воздух может быть чистым, а может быть загрязненным. Чистым называют такой воздух, в котором много кислорода и мало примесей: пыли, дыма, различных вредных химических веществ.
Загрязняют воздух выхлопные газы от двигателей автомашин, выбросы из труб заводов и фабрик, дым от горящих лесов, пепел и газы от действующих вулканов.
В настоящее время известно много видов загрязнения: загрязнение пестицидами, углеводородами, нефтью, нефтепродуктами, радиоактивными веществами. Загрязнение часто различают и по видам источников, в том числе загрязнение промышленное, сельскохозяйственное, бытовое.
Источниками загрязнения могут быть производственные объекты, бытовая деятельность людей, различные природные процессы.
В числе загрязняющих веществ наиболее распространены: углекислый газ, угарный газ, оксид азота, серы, аммиак.
В зависимости от источника различают:
- промышленное – загрязнение, вызванное деятельностью промышленных предприятий;
- радиоактивное – накопление радионуклидов. Источниками являются осадки при ядерных взрывах, отходы атомной промышленности, аварийные выбросы на атомных предприятиях;
- сельскохозяйственное – загрязнение в результате неправильного использования пестицидов, внесения сверх нормы минеральных и органических удобрений;
- химическое – загрязнение химическими веществами: тяжелыми металлами, соединениями.
Города с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы.
- Во многих городах России неблагоприятная экологическая обстановка связана с повышенным загрязнением атмосферного воздуха, выбросами промышленных предприятий и транспорта.
В Российской Федерации ежегодно составляется список городов с самым высоким уровнем загрязнения атмосферы.
На доске:
Бийск, Кемерево, Липецк, Магнитогорск, Москва, Новокузнецк, Омск Хабаровск, Чита, Краснодар, Новороссийск, Ростов-на-Дону.
В этих городах идет выброс таких веществ, как:
- формальдегид; - фтористый водород;
- сероуглерод; - сажа.
- аммиак;
- диоксид азота;
- бензапирен;
- фенол;
- Рассказ учителя о состоянии воздуха. Правила выживания в мегаполисе.
- Врачи считают, что те люди, которые часто проводят свое время за городом, на лоне природы, имеют больше шансов сохранить крепкое здоровье.
В крупных городах жителям трудно сохранить свое здоровье. Поэтому существуют так называемые правила выживания в мегаполисе. О них мы скажем позже.
- Подсчитано, что воздух на оживленных магистралях города на 60% состоит из выхлопных газов автомобилей. И это не считая того, что «выдыхают» заводы! В 1 м3 такого воздуха может находиться до десятков тысяч микробов, бактерии, споры плесневых грибов. Городской житель 80% своей жизни проводит в помещениях – на работе, дома и от нас самих зависит, какой микроклимат будет нас окружать.
Из-за плохой экологии горожане жалуются на ранние морщинки, плохой цвет лица и завидуют деревенскому румянцу.
Жизнь в мегаполисе – это сплошной стресс. Как же выживать дальше?
Советы (учащиеся).
- Ожидая на остановке автобус, отходите на несколько метров от дороги.
- Покупая жилье, откажитесь от квартиры на первом этаже, выходящей на сторону подъезда, чтобы не дышать выхлопными газами автомобилей.
- Посадите перед своими окнами деревья: акацию, иву, рябину, сосну.
- Регулярно проветривайте помещение. Лучшее время для этого – после дождя и в вечернее время.
- Во время дождя обязательно выходите под зонтиком, так как вредные вещества оседают на волосах, делая их ломкими.
- Зимой воздух чище, чем летом. Над океанами и морями воздух чище, чем над сушей. Над лесными массивами микробов также меньше благодаря выделению фитонцидов.
Поэтому вы должны использовать любую возможность побывать за городом, в лесу, на лугу, чтобы насладиться чистым воздухом.
- Самоанализ (тестирование).
«Как ты заботишься о своей нервной системе?»
Да или Нет.
1. Я быстро устаю от умственной работы. –
2. У меня часто болит голова. –
3. Иногда у меня голова кружится. –
4. На улице я веду себя неосторожно. –
5. В школе я часто волнуюсь. –
6. Я не всегда умею ладить с родителями. –
7. Я очень обидчив. –
8. В школу я хожу без интереса. –
9. У меня нет любимого занятия (хобби). –
10. Ночью я обычно не высыпаюсь. –
- Подсчитай количество «Да». Чем их больше, тем хуже ты заботишься о своей нервной системе.
- «Задание на всю жизнь».
(Читают учащиеся)
- Избегать мест с загрязнённым воздухом (а тем более не заниматься в этих условиях физическими упражнениями).
- Чаще бывать за городом, чтобы подышать свежим, чистым воздухом.
- Не брать в рот сигарету ни сейчас, ни когда вырастешь. Избегать мест, где курят.
- Бороться с загрязнением воздуха.
- Мероприятия по охране окружающей среды. Закон об охране воздуха.
- Подумайте о том, что весь кислород, который содержится в атмосфере Земли, весь его запас, которым дышат люди и животные, производят зеленые растения. Ниоткуда больше кислород к нам не поступает.
Раз кислорода у нас так мало, его стоит поберечь, не правда ли? А мы не бережем! Мы загрязняем воздух ядовитым дымом фабричных труб и отравляем воду, сбрасывая в нее химикаты. Чем больше деревьев мы вырубим, чем больше лесов и лугов погибнут от пожаров, чем больше асфальта появится на месте зеленой травы, тем меньше кислорода останется нам для жизни.
С развитием промышленности люди все острее и острее стали чувствовать необходимость борьбы за чистоту воздуха.
Созданы многочисленные общественные организации и экологическая полиция, которые призваны вскрывать все нарушения, ведущие к загрязнению воздуха.
На доске фотографии мероприятии по охране окружающей среды.
- Обратите внимание на эти фотографии. Что вы видите? (Ответы учащихся).
- В сельской местности воздух чище и богаче кислородом, чем в городах. А почему?
- Потому что в селах нет заводов и обычно вокруг много лесов и лугов.
- В городах люди создают парки, разбивают сады. Они очищают воздух, насыщают его кислородом.
- Для защиты воздуха от загрязнений на заводских трубах устанавливают специальные уловители дыма и гари. Вдоль улиц люди высаживают большие деревья, листья которых улавливают пыль и поглощают углекислый газ. Такую деятельность людей называют озеленением.
- А что мы можем сделать в домашних условиях?
- В домашних условиях против загрязнения воздуха пылью или микробами мы проводим влажную уборку комнат, проветривание, применяем пылесосы, очистители воздуха. Стараемся больше разводить комнатных растений, особенно с широкими листьями.
- Общественность всего мира борется сейчас за чистоту окружающей среды, чтобы сегодняшние дети, когда вырастут, меньше болели.
- Презентация «Охрана воздуха».
- Итог урока. Стихотворение «Мы любим лес…»
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь:
Всё это называется природой.
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, снежинки с небосвода.
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это.
Давайте же любить ее всегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок : "Гигиена сердечно-сосудистой системы"
Открытый урок: "Гигиена сердечно-сосудистой системы человека." Тип урока: изучение нового материала с элементами проектной деятельности....
Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы"
Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы" в 8 классе...
Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.
Разработка урокапо биологии в 8 классе на тему «Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды».Цели:Образовательные: выяснить, как качество дыхания влияет на здоровье человека и какие меры...
Урок №3. "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды". Индивидуально-групповая методика.
Технологическая карта к уроку "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды"...
конспект урока "Механизмы вдоха и выдоха.Регуляция дыхания.Охрана воздушной среды"
ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, п...
Конспект урока. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
Урок проводится для 8 класса по УМК В.В. Пасечника....
Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.
Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные...