ОТКРЫТЫЙ УРОК «ГИГИЕНА ДЫХАНИЯ. ОХРАНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ» 9 КЛАСС
план-конспект урока по естествознанию (9 класс) на тему

Урок естествознания в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gigiena_dyhaniya_ohrana_vozdushnoy_sredy.docx501.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждениедля обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»г. Ногинска Московской области

ШМО УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«ГИГИЕНА ДЫХАНИЯ. ОХРАНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ»

9 КЛАСС

http://hdwallpapersrocks.com/wp-content/uploads/2014/05/Charming-girl-with-flower.jpg

Павлова Л. В.,  учитель естествознания, классный руководитель,

                                          высшая квалификационная категория

13.02.2012 г.

Цели и задачи

  1. Познакомить учащихся с основными заболеваниями органов дыхания.
  2. Выявить причину заболевания и факторы заболевания.
  3. Научить правилам выживания в крупных городах.
  4. Рассказать о видах загрязнения воздуха.
  5. Проводить работу по укреплению легких, используя различные виды работ и гимнастику для органов дыхания.
  6. Работать над развитием у учащихся памяти, внимания, мышления.

Оборудование

  1. Название урока.
  2. Иллюстрации районов и мест экологически чистых и загрязненных.
  3. Презентация «Охрана воздуха».
  4. Кроссворд «Болезни органов дыхания».
  5. Названия заболеваний.
  6. Самоанализ «Как ты заботишься о своих легких?»
  7. Медицинские маски (по количеству учащихся).
  8. Одноразовые носовые платки.

План урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
  2. Самомассаж БАТ (профилактика).
  3. Беседа об органах дыхания. Работа легких.
  4. Кроссворд «Болезни органов дыхания».
  5. Беседа о болезнях органов дыхания.Практическая работа «Использование медицинской маски».
  6. Забота о легких. Способы укрепления легких.
  7. Гимнастика для органов дыхания.
  8. Загрязнение воздушной среды. Источники загрязнения.
  9. Рассказ учителя о состоянии воздуха. Правила выживания в мегаполисе.
  10.  Самоанализ (тестирование).
  11.  «Задание на всю жизнь».
  12.  Мероприятия по охране окружающей среды. Закон об охране воздуха.
  13.  Презентация «Охрана воздуха».
  14.  Итог урока. Стихотворение «Мы любим лес…»
  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Тема урока «Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды». Сегодня мы с вами узнаем об основных  инфекционных  заболеваниях, о причинах их распространения, о методах лечения этих заболеваний. Мы выполним с вами несколько интересных заданий, проведём гимнастику для органов дыхания и наметим пути и способы укрепления органов дыхания. Также мы дадим несколько советов, как выживать в крупных городах.

Вы узнаете о различных источниках загрязнения и  поговорим о том, какие мероприятия следует проводить с целью охраны окружающей среды.

  1. Самомассаж БАТ (профилактика).

  1. Беседа об органах дыхания. Работа легких.

- К органам дыхания относятся: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и лёгкие.

Основной орган дыхательной системы – это лёгкие. Они расположены в грудной полости. Каждое лёгкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой. Внешне лёгкие кажутся крупными, однако, их масса всего – 1 кг

200 г. Отсюда и их название – лёгкие. Лёгкие состоят из тончайших разветвлений бронхов и лёгочных пузырьков – альвеол.

Наши лёгкие работают и днём и ночью. Вдохнув  первый раз во время рождения, человек дышит всю жизнь.

Дыхательный цикл складывается из вдоха и выдоха, они ритмично следуют один за другим. Через каждые 3-4 секунды мы набираем в лёгкие воздух, в котором содержится необходимый нам кислород. Затем лёгкие выпускают этот воздух с водой и углекислым газом. Когда мы делаем вдох, лёгкие расширяются. При выдохе уменьшаются в размере.

Ребёнок выдыхает каждый день около двух больших стаканов воды. А взрослый человек – почти 4 стакана воды ежедневно. Это лишняя вода, которая не нужна нашему организму.

  1. Кроссворд «Болезни органов дыхания».

- Среди заболеваний органов дыхания есть такие, которые излечиваются, а есть и те, которые считаются опасными для жизни людей.

- Разгадаем кроссворд.

6Р

А

5Т

У

3Б

Е

Р

К

У

Л

Ё

3

Р

О

4П

Н

Е

В

М

О

Н

И

Я

2Г

Х

1О

Р

В

И

И

Т

П

П

  1. Группа вирусных инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём.
  2. Самое распространённое, массовое инфекционное заболевание.
  3. Воспаление бронхов – дыхательных путей, которые идут к лёгким.
  4. Возбудителем этого заболевания чаще всего является пневмококк, отсюда и название.
  5. Инфекционное заболевание человека, вызываемое туберкулёзной микробактерией.
  6. Злокачественные опухоли бронхов и лёгкого.
  1. Беседа о болезнях органов дыхания. Практическая работа «Использование медицинской маски».

- Подсчитано, что в 1 м3 воздуха школьного класса до начала занятий – 2600 микробов, а к концу занятий их количество достигает 13500! Чем выше температура воздуха, тем быстрее размножаются микробы. В зимнем морозном воздухе микробов почти нет. Губительно действуют на микробы солнечные лучи.

У больных людей при кашле, чихании, разговоре и даже при дыхании из носа и рта выбрасывается множество капелек слизи и слюны. В них содержатся микробы различных заболеваний. Они могут долго находиться в воздухе и проникать в органы дыхания здоровых людей. Каждый, кто кашляет, чихает, не прикрывая рот и нос платком, увеличивает количество микробов в воздухе.

Воздушно-капельным путём можно заразиться различными инфекционными заболеваниями.  

Практическая работа «Использование медицинской маски».

- Умеете ли вы обращаться с медицинской маской? Давайте продемонстрируем, как ей пользоваться.

  1. Забота о легких. Способы укрепления легких.

- Нам необходимо беречь свои лёгкие. Невнимание к своему здоровью приводит ко многим серьёзным заболеваниям. Существует много способов укрепить лёгкие. Давайте их назовём.

  • Старайся как можно меньше дышать загрязнённым воздухом. Такой воздух очень вреден для лёгких.
  • Используй любую возможность пойти в парк или на берег реки, озера. Не упускай также случая съездить за город и подышать свежим воздухом.
  • Старайся поменьше простужаться – инфекция может проникнуть в бронхи или лёгкие.

- А если вы все-таки простудились, вы не должны подвергать окружающих вас людей опасности заразиться инфекцией.  Вот что нужно делать, чтобы не распространять инфекцию.

(Далее читают дети)

  • Всегда при кашле прикрывай рот рукой. Это не даст болезнетворным вирусам разлететься вокруг.
  • Когда чихаешь, всегда прикрывайся носовым платком, лучше всего бумажным (демонстрация одноразовых носовых платков).
  • Не обнимай и не целуй никого, пока не будешь чувствовать себя гораздо лучше.
  • Старайся не контактировать с окружающими, если еще кашляешь или чихаешь.
  • Не ходи ни в школу, ни в гости, пока не поправишься.

  1. Гимнастика для органов дыхания.

- Для нормального развития лёгких важно, чтобы они хорошо вентилировались. Очень полезно дышать глубоко, чтобы набирать большое количество кислорода, столь необходимого всем нашим органам и тканям.

Грудное дыхание.

И. п. – сидя на стуле, согнуть ноги в коленях, ладони  положить на рёбра с боков. После выдоха сделать медленный вдох через нос, расширяя грудную клетку, затем – выдох, сжимая грудную клетку (5-6 раз).

- Умение управлять своим дыханием не только благоприятно сказывается на работе многих органов человека, но и помогает ему справиться с нервным возбуждением. Поэтому дыхательную гимнастику полезно делать, когда надо успокоиться.

  1. Загрязнение воздушной среды. Источники загрязнения.

- Воздух может быть чистым, а может быть загрязненным. Чистым называют такой воздух, в котором много кислорода и мало примесей: пыли, дыма, различных вредных химических веществ.

Загрязняют воздух выхлопные газы от двигателей автомашин, выбросы из труб заводов и фабрик, дым от горящих лесов, пепел и газы от действующих вулканов.

В настоящее время известно много видов загрязнения: загрязнение пестицидами, углеводородами, нефтью, нефтепродуктами, радиоактивными веществами. Загрязнение часто различают и по видам источников, в том числе загрязнение промышленное, сельскохозяйственное, бытовое.

Источниками загрязнения могут быть производственные объекты, бытовая деятельность людей, различные природные процессы.

В числе загрязняющих веществ наиболее распространены: углекислый газ, угарный газ, оксид азота, серы, аммиак.

В зависимости от источника различают:

- промышленное – загрязнение, вызванное деятельностью промышленных предприятий;

- радиоактивное – накопление радионуклидов. Источниками являются осадки при ядерных взрывах, отходы атомной промышленности, аварийные выбросы на атомных предприятиях;

- сельскохозяйственное – загрязнение в результате неправильного использования пестицидов, внесения сверх нормы минеральных и органических удобрений;

- химическое – загрязнение химическими веществами: тяжелыми металлами, соединениями.

Города с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы.

- Во многих городах России неблагоприятная экологическая обстановка связана с повышенным загрязнением атмосферного воздуха, выбросами промышленных предприятий и транспорта.

В Российской Федерации ежегодно составляется список городов с самым высоким уровнем загрязнения атмосферы.

На доске:

Бийск, Кемерево, Липецк, Магнитогорск,  Москва,  Новокузнецк,  Омск Хабаровск, Чита, Краснодар,  Новороссийск, Ростов-на-Дону.

В этих городах идет выброс таких веществ, как:

- формальдегид;      - фтористый водород;

- сероуглерод;         - сажа.

- аммиак;

- диоксид азота;

- бензапирен;

- фенол;

  1. Рассказ учителя о состоянии воздуха. Правила выживания в мегаполисе.

- Врачи считают, что те люди, которые часто проводят свое время за городом, на лоне природы, имеют больше шансов сохранить крепкое здоровье.

В крупных городах жителям трудно сохранить свое здоровье. Поэтому существуют так называемые правила выживания в мегаполисе. О них мы скажем позже.

- Подсчитано, что воздух на оживленных магистралях города на 60% состоит из выхлопных газов автомобилей. И это не считая того, что «выдыхают» заводы! В 1 м3 такого воздуха может находиться до десятков тысяч микробов, бактерии, споры плесневых грибов. Городской житель 80% своей жизни проводит в помещениях – на работе, дома и от нас самих зависит, какой микроклимат будет нас окружать.

Из-за плохой экологии горожане жалуются на ранние морщинки, плохой цвет лица и завидуют деревенскому румянцу.

Жизнь в мегаполисе – это сплошной стресс. Как же выживать дальше?

Советы (учащиеся).

  1. Ожидая на остановке автобус, отходите на несколько метров от дороги.
  2. Покупая жилье, откажитесь от квартиры на первом этаже, выходящей на сторону подъезда, чтобы не дышать выхлопными газами автомобилей.
  3. Посадите перед своими окнами деревья: акацию, иву, рябину, сосну.
  4. Регулярно проветривайте помещение. Лучшее время для этого – после дождя и в вечернее время.
  5. Во время дождя обязательно выходите под зонтиком, так как вредные вещества оседают на волосах, делая их ломкими.

- Зимой воздух чище, чем летом. Над океанами и морями воздух чище, чем над сушей. Над лесными массивами микробов также меньше благодаря выделению фитонцидов.

Поэтому вы должны использовать любую возможность побывать за городом, в лесу, на лугу, чтобы насладиться чистым воздухом.

  1.  Самоанализ (тестирование).

«Как ты заботишься о своей нервной системе?»

Да или Нет.

1. Я быстро устаю от умственной работы. –

2. У меня часто болит голова. –

3. Иногда у меня голова кружится. –

4. На улице я веду себя неосторожно. –

5. В школе я часто волнуюсь. –

6. Я не всегда умею ладить с родителями. –

7. Я очень обидчив. –

8. В школу я хожу без интереса. –

9. У меня нет любимого занятия (хобби). –

10. Ночью я обычно не высыпаюсь. –

- Подсчитай количество «Да». Чем их больше, тем хуже ты заботишься о своей нервной системе.

  1.  «Задание на всю жизнь».

(Читают учащиеся)

  • Избегать мест с загрязнённым воздухом (а тем более не заниматься в этих условиях физическими упражнениями).
  • Чаще бывать за городом, чтобы подышать свежим, чистым воздухом.
  • Не брать в рот сигарету ни сейчас, ни когда вырастешь. Избегать мест, где курят.
  • Бороться с загрязнением воздуха.

  1.  Мероприятия по охране окружающей среды. Закон об охране воздуха.

- Подумайте о том, что весь кислород, который содержится в атмосфере Земли, весь его запас, которым дышат люди и животные, производят зеленые растения. Ниоткуда больше кислород к нам не поступает.

Раз кислорода у нас так мало, его стоит поберечь, не правда ли? А мы не бережем! Мы загрязняем воздух ядовитым дымом фабричных труб и отравляем воду, сбрасывая в нее химикаты. Чем больше деревьев мы вырубим, чем больше лесов и лугов погибнут от пожаров, чем больше асфальта появится на месте зеленой травы, тем меньше кислорода останется нам для жизни.

С развитием промышленности люди все острее и острее стали чувствовать необходимость борьбы за чистоту воздуха.

Созданы многочисленные общественные организации и экологическая полиция, которые призваны вскрывать все нарушения, ведущие к загрязнению воздуха.

На доске фотографии мероприятии по охране окружающей среды.

- Обратите внимание на эти фотографии. Что вы видите? (Ответы учащихся).

- В сельской местности воздух чище и богаче кислородом, чем в городах. А почему?

- Потому что в селах нет заводов и обычно вокруг много лесов и лугов.

- В городах люди создают парки, разбивают сады. Они очищают воздух, насыщают  его кислородом.

- Для защиты воздуха от загрязнений на заводских трубах устанавливают специальные уловители дыма и гари. Вдоль улиц люди высаживают большие деревья, листья которых улавливают пыль и поглощают углекислый газ. Такую деятельность людей называют озеленением.

- А что мы можем сделать в домашних условиях?

- В домашних условиях против загрязнения воздуха пылью или микробами мы проводим влажную уборку комнат, проветривание, применяем пылесосы, очистители воздуха. Стараемся больше разводить комнатных растений, особенно с широкими листьями.

- Общественность всего мира борется сейчас за чистоту окружающей среды, чтобы сегодняшние дети, когда вырастут, меньше болели.

  1.  Презентация «Охрана воздуха».

  1.  Итог урока. Стихотворение «Мы любим лес…»

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь:

Всё это называется природой.

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, снежинки с небосвода.

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется все это.

Давайте же любить ее всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок : "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Открытый урок: "Гигиена сердечно-сосудистой системы человека."  Тип урока: изучение нового материала с элементами проектной деятельности....

Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы" в 8 классе...

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

Разработка урокапо биологии в 8 классе на тему «Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды».Цели:Образовательные:  выяснить, как качество дыхания влияет на здоровье человека и какие меры...

Урок №3. "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды". Индивидуально-групповая методика.

Технологическая карта к уроку "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды"...

конспект урока "Механизмы вдоха и выдоха.Регуляция дыхания.Охрана воздушной среды"

ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, п...

Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.

Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные...