Конспект урока по теме: Виды корней и типы корневых систем.
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Кононова Елена

Конспект урока по теме: Виды корней и типы корневых систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_korney_i_tipy_kornevyh_sistem.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинированный урок по теме:

"Виды корней и типы корневых систем". (6 класс)

Цель урока: выявить у учащихся знания, полученные при изучении темы "Семя"; сформировать общее представление о видах корней и типах корневой системы; научить различать виды корней и типы корневых систем при работе с гербарными образцами однодольных и двудольных растений.

Понятия: корень: главный, боковые, придаточные; корневая система: мочковатая и стержневая.

Оборудование: таблицы "Строение семян двудольных растений", "Строение семян однодольных растений"; корнеплоды моркови и столовой свеклы; семена фасоли, капусты, пшеницы, кукурузы; гербарные образцы однодольных и двудольных растений; лупы.

Структура урока:

I. Организационный момент . Сообщение учителем темы урока, цели урока, создание учителем рабочей атмосферы.

II. Проверка знаний. Беседа по следующим вопросам:

1.С чего начинается жизнь цветкового растения? (с семени)

2.В чем различие семян? (у ребят на партах находятся семена капусты, фасоли, пшеницы, кукурузы; их сравнивают по форме, окраске, размерам, весу.)

3.В чем заключается сходство семян? (в строении)

4.Чем покрыто семя? Какое значение имеет семенная кожура?

5.Что находится под кожурой? Что такое зародыш? (зачаток будущего растения)

6.Какое строение имеет зародыш? (показать на плакате на примере семени фасоли и кукурузы)

7. Где содержится запас питательных веществ? (в эндосперме или семядолях)

8.Чем отличаются семена фасоли и кукурузы?

9. Какие растения называются однодольными? Приведите примеры.

10. Какие растения называются двудольными? Приведите примеры.

11. Демонстрация рубчика и микропиле.

Познавательная задача: Почему мореплаватели, когда перевозили мешки с пшеницей, рожью и другими семенами в трюмах своих каравелл, очень внимательно следили, чтоб не было течи, и вода не попала в трюм?

(Предполагаемый ответ: потому что семена, смоченные водой , увеличиваются в объеме, набухают, при этом развивается огромное давление, опасное кораблю. Были случаи, когда при повреждениях днища семена разбухали так сильно, что разрывали стенки трюмов, и корабль погибал.)

12. Дополни предложения:

1. Снаружи семя покрыто ... (семенной кожурой)

2. След от семяпочки называется .... (рубчиком)

3. Семена растений содержат запас питательных веществ в .... (эндосперме, семядолях)

4. Под семенной кожурой находится .... (зародыш)

5. Растения, зародыши которых имеют одну семядолю, называются .... (однодольными)

6. Растения, зародыши которых имеют две семядоли, называются .... (двудольные)

7. Пшеница, овес, ячмень, лук - это растения .... (однодольные)

8. Фасоль, огурцы, томаты - это растения ..... (двудольные)

III. Изучение нового материала.

Учитель: Из каких органов состоит цветковое растение?  У наземных растений над землей находятся побеги с зелеными листьями, а в почве - корни. Послушайте стихотворение:

Мы в букеты собрали маки жаркие,

Много незабудок полевых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

                           (В. Жак)

Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? (Ученики высказывают свои соображения.)

1.Выслушав мнения ребят, учитель формулирует основные функции корня:

а) укрепление растений в почве и прочное удерживание их в течение жизни;

б) поглощение воды и минеральных веществ из почвы;

в) накопление запасных веществ в корне (демонстрация корнеплодов свеклы и моркови);

г) получение красителей и лекарств.

2. Сообщение учащегося о корнях - рекордсменах. (Используются материалы из "Книги рекордов природы")

3. Объяснение учителем понятий: "корневая система", "главный корень", "придаточные корни", "боковые корни". (Демонстрация видов корней на плакатах: "Стержневая корневая система", "Мочковатая корневая система".)

Учащиеся записывают новые понятия в биологический словарик.

4. Ознакомление учащихся с типами корневых систем:

а)стержневая корневая система (характерная для двудольных);

б)мочковатая корневая система (характерная для однодольных).

Затем новые понятия выписываются в биологический словарик.

III. Закрепление  нового материала.

1. Выполнение учащимися самостоятельной работы по определению типа корневой системы (используется раздаточный материал -гербарии)

Перед выполнением этого задания учитель объясняет учащимся на примере гербарных экземпляров. (В качестве примера можно взять капусту и овсюг.)

2. а)Зачитывание учащимся биологической сказки: "Сказка о скромной пшенице". (Журнал "Биология в школе", №1, 2001 г.)

б) Обсуждение сказки по вопросам:

1. Какой тип корневой системы характерен для лютика; для пшеницы?

2. Какую "роковую роль" сыграли корни для лютика?

3. Какое значение корней указал автор в сказке?

IV. Подведение итогов  урока и оценивание работы учащихся на уроке.

V. Домашнее задание: п.19, кроссворд .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне  как о  вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

Урок биологии в 6 классе на тему "Виды корней и типы корневых систем"

В уроке представлены описания различных видов корней у растений и типы корневых систем....

Тема: Виды корней и типы корневых систем.

Цель: Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений; развивать практически навыки по их...

Конспект урока 6 класс по теме "Виды корней и типы корневых систем" + лист самооценки+раздаточный материал

На протяжении урока учащиеся погружены в самостоятельную работу,  используются различные формы работы, возможны различные варианты замены одного упражнения другим....

Конспект урока на тему: «Виды корней и типы корневых систем»

Технологическая карта урокаТема: «Виды корней и типы корневых систем»...