Урок по биологии для 6 класса «Рост и развитие животных»
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

В этой методической разработке вы найдете подробное описание особенностей индивидуального развития животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rost_i_razvitie_zhivotnyh._6_kl.docx444.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Рост и развитие животных»    (6 класс)

Цели урока: расширить знания о росте и развитии организмов; раскрыть особенности индивидуального развития животных; показать сущность зародышевого и послезародышевого периодов развития насекомых и позвоночных.

Задачи:

  • образовательная: показать периодизацию онтогенеза, рассмотреть основные этапы эмбрионального периода развития, выявить его закономерности;
  • развивающая: совершенствовать умение работать с источником информации, обсуждать анализировать.

Методы обучения: частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Этапы индивидуального развития хордовых.
  3. 3. Особенности зародышевого развития. Этапы дробления  зиготы. Бластула и ее свойства.
  4. Гаструла. Стадия образования органов зародыша и зародышевых листков.
  5. Послезародышевое развитие животных. Особенности прямого и непрямого развитию.
  6. Закрепление знаний.

Оборудование: таблица «Дробление яйца ланцетника», «Индивидуальное развитие Хордовых»; рисунки учебника.

Ход урока

1.        Организационный момент.

•         приветствие;

•        подготовка аудитории к работе;

•        наличие учащихся.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

 

2.        Проверка знаний учащихся.

Метод: работа по карточкам (1 учащийся); фронтальный опрос.

Вопросы

•         Какова биологическая роль размножения?

•         Как называется бесполое размножение у растений?

•         Значение видоизмененных органов (луковицы, клубни и др.).

•         Могут ли размножаться бесполым способом животные?

•         Что общего во всех формах бесполого размножения?

•         Какие типы деления вам известны?

•         Сущность полового размножения.

•         Почему животные, появившиеся на свет в результате полового размножения, имеют преимущества перед организмами, возникшими в результате бесполого размножения.

•         Для каких животных характерно наружное оплодотворение,

•         В какое время года размножается хламидомонада половым способом? Почему?

•         Какие условия необходимы для полового размножения мхов и папоротников?

•        Что такое зигота?

 Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели занятия.

Сколько клеток мы (животные) имеем? Из одной клетки, т.е. из зиготы растет и развивается каждый организм. Как же это происходит?  Как растет эта маленькая клетка – зигота.

Онтогенез - процесс, присущий любому живому существу, независимо от сложности организации. Каким образом из оплодотворенной яйцеклетки развивается новый сложный организм с большим числом так непохожих друг на друга органов и тканей? Каковы механизмы реализации той генетической информации, которая заключена в оплодотворенной яйцеклетке. Это и станет темой сегодняшнего нашего урока.

3. Изучение нового материала

Индивидуальное развитие (онтогенез)- называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцом и образования зиготы до гибели организма.

Периодизация онтогенеза животных организмов.

Оплодотворение                

Процесс оплодотворения состоит из нескольких этапов:

- проникновение сперматозоида в яйцо (яйцеклетку),

- слияние гаплоидных ядер обеих гамет с образованием диплоидной клетки - зиготы,

- активация ее к дроблению и дальнейшему развитию.

      Яйцеклетка (n)                   Сперматозоид        (n)

 

                             Зигота (2n)

Процесс онтогенеза разделяется на два периода:

•        эмбриональный (зародышевый);

•        постэмбриональный (послезародышевый).

В эмбриональном периоде выделяют 4 основных стадий:

1)         дробление;

2)         бластула;

3)         гаструла;

4)         нейрула.

Сегодня мы более подробно остановимся на изучении эмбрионального периода развития животных на примере ланцетника. Зародыши всех млекопитающих животных проходят одни и те же стадии развития, а различия в их течении связаны с разным количеством запасных питательных веществ в их яйцеклетках и степенью сложности строения животного.

Систематическое положение ланцетника

Тип Хордовые.

Подтип Бесчерепные

Класс  Головохордовые.

Ланцетники небольшие морские животные, живущие на дне песчаных отмелей, зарывшись в песок; все они обитатели теплых морей. Рассмотрим эмбриональное развитие на примере Ланцетника (Рис 1).

Стадии зародышевого развития.

Название стадии

Процессы

Дробление

Зигота делится на две клетки. Происходит дальнейшее деление клеток с последующим уменьшением их размеров, так называемое дробление. Зародыш не растет. Клетки называются- бластомерами. Говорят, что зародыш находится на стадии 2х, 4, 8, 16 и т.д бластомеров

Бластула

Бластос (греч.) – зачаток. Из скопления клеток формируется шарообразный зародыш, стенки которого образованы одним слоем мелких клеток. Бластула имеет полость, так называемую первичную полость тела, заполненную жидкостью, которая представляет собой продукт жизнедеятельности клеток. Все клетки в бластуле диплоидны и одинаковы по строению. Отличаются только по количеству питательного вещества. Бластула состоит уже из нескольких сотен клеток. У ланцетника бластула состоит из 3000 клеток (бластомеров).

Гаструла

Гастер (греч.) - желудок . Происходит формирование чашеобразного двухслойного зародыша путем впячивания одной из стенок бластулы. В процессе образования гаструлы продолжается митотическое деление клеток. Зародыш состоит их 2х слоев: наружного - эктодермы и внутреннего – энтодермы (губки и кишечнополостные).  

Нейрула

Нейрон (греч.) – нерв. У трехслойных животных развивается третий промежуточный зародышевый слой – мезодерма. Начинается образование систем органов.

Развитие органов из зародышевых листков

        

                                     

Скелет

        Послезародышевый период развития животного начинается с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек.

        

        Метаморфоз насекомых бывает двух типов – с неполным превращением и с полным превращением

        При развитии с неполным превращением из яйцевых оболочек выходит животное, близкое по строению ко взрослому, но гораздо меньших размеров. В результате интенсивного питания оно растет, линяет, во время чего интенсивно растет.  Размеры животного увеличиваются. Проделав несколько линек, животное достигает зрелости, у него развиваются крылья, созревают половые железы, проявляются наружные половые придатки.

C:\Users\МТО\Desktop\Стадии-цикл-развития-кузнечика-схема.jpg

        При развитии с полным метаморфозом от яйцевых оболочек освобождается личинка, резко отличающаяся от взрослой особи. У бабочек она называется гусеницей. И при этой форме метаморфоза личинка по мере роста несколько раз линяет. Но для превращения во взрослую форму (имаго) она должна пройти стадию куколки, В стадии куколки личиночные органы подвергаются растворению (гистолизу) – глубоким превращениям, за счет которых формируются органы взрослого насекомого.

C:\Users\МТО\Desktop\razvitie-babochki.jpg

        Метаморфоз у земноводных. Личинки земноводных - типичные обитатели воды. Метаморфоз земноводных связан с переходом от личиночного жаберного дыхания к легочному дыханию взрослых форм. Параллельно этому перестраиваются все системы органов: отрастают конечности, рассасываются жабры и хвост, укорачивается кишечник, меняется характер пищи и химизм пищеварения, изменяется строение челюстей и всего черепа, изменяются кожные покровы, глубокие преобразования происходят в системе органов кровообращения.

C:\Users\МТО\Desktop\12222.jpg

4.Закрепление.

1) Перечислим стадии развития зародыша, обозначенные цифрами.

Зигота 1        2        3        4

  1. __ ______________________( дробление)
  2.  __ _____________________ (бластула)
  3.  ___ _____________________ (гаструла)
  4.  ___ ______________________ (нейрула)

2) Ка называются Зародышевые листки:

 наружный — _________________(эктодерма)

 внутренний —_________________( энтодерма) и

средний — _____________________(мезодерма).

3).Разделите живых организмов по типам развития. Прямое, непрямое (полное или неполное):

 человек, головастик, рыба, кузнечик, птица, стрекоза.

4) С какого этапа начинается развитие организма?

Развитие организма начинается после оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом и образования зиготы.

5) Разгадайте кроссворд и узнайте зашифрованное СЛОВО

  1. Внутренний слой гаструлы ( эндодерма)
  2. Стадия развития бабочки после личинки (куколка)
  3. Однослойный зародыш после дробления (бластула)
  4. Процесс, происходящий после дробления (гаструляция)

С какой стадии начинается полное и неполное развитие организмов (яйцо)

Ответ, зашифрованное СЛОВО - НАСТЯ

6) Найдите ошибки Незнайки и исправьте. (Предложения по 3)

Найдите ошибки Незнайки.

- Из мезодермы развивается нервная трубка. (из эктодермы; мышцы, скелет, почки, кровеносная и половая системы)

- Первый этап развития зародыша называется гаструлой. (дробление)

- Прямое развитие характерна для лягушки. (с метаморфозом)

-Из эктодермы развивается выделительная система (из эндодермы; из эктодермы: нервная система, кожа и ее произыводные)

-Бластула зародыша состоит из 2-х или 3-х слоев. (1 слойный зародыш)

- Полное непрямое развитие включает стадии: яйцо-личинка-взрослая особь. (яйцо – личика – куколка – имаго)

  1. Подведение итогов урока.

- (выставление оценок)

6. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).

Данный урок соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС.  Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал ( "лист самооценки учащегося", задания для з...

Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).

Данный урок соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС.  Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал ( "лист самооценки учащегося", задания для з...

Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).

Данный урок соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС.  Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал ( "лист самооценки учащегося", задания для з...

Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).

Урок "Рост и развитие животных (эмбриогенез)" соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС. Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал и презентацию. М...

Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).

Урок "Рост и развитие животных (эмбриогенез)" соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС. Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал и презентацию. М...

урок по биологии 6 класс Рост и развитие животных

Технологическая картаконструирования урока биологии в 6 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе...