Урок по биологии для 6 класса «Рост и развитие животных»
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
В этой методической разработке вы найдете подробное описание особенностей индивидуального развития животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rost_i_razvitie_zhivotnyh._6_kl.docx | 444.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Рост и развитие животных» (6 класс)
Цели урока: расширить знания о росте и развитии организмов; раскрыть особенности индивидуального развития животных; показать сущность зародышевого и послезародышевого периодов развития насекомых и позвоночных.
Задачи:
- образовательная: показать периодизацию онтогенеза, рассмотреть основные этапы эмбрионального периода развития, выявить его закономерности;
- развивающая: совершенствовать умение работать с источником информации, обсуждать анализировать.
Методы обучения: частично-поисковый.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
- Актуализация знаний.
- Этапы индивидуального развития хордовых.
- 3. Особенности зародышевого развития. Этапы дробления зиготы. Бластула и ее свойства.
- Гаструла. Стадия образования органов зародыша и зародышевых листков.
- Послезародышевое развитие животных. Особенности прямого и непрямого развитию.
- Закрепление знаний.
Оборудование: таблица «Дробление яйца ланцетника», «Индивидуальное развитие Хордовых»; рисунки учебника.
Ход урока
1. Организационный момент.
• приветствие;
• подготовка аудитории к работе;
• наличие учащихся.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
2. Проверка знаний учащихся.
Метод: работа по карточкам (1 учащийся); фронтальный опрос.
Вопросы
• Какова биологическая роль размножения?
• Как называется бесполое размножение у растений?
• Значение видоизмененных органов (луковицы, клубни и др.).
• Могут ли размножаться бесполым способом животные?
• Что общего во всех формах бесполого размножения?
• Какие типы деления вам известны?
• Сущность полового размножения.
• Почему животные, появившиеся на свет в результате полового размножения, имеют преимущества перед организмами, возникшими в результате бесполого размножения.
• Для каких животных характерно наружное оплодотворение,
• В какое время года размножается хламидомонада половым способом? Почему?
• Какие условия необходимы для полового размножения мхов и папоротников?
• Что такое зигота?
Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели занятия.
Сколько клеток мы (животные) имеем? Из одной клетки, т.е. из зиготы растет и развивается каждый организм. Как же это происходит? Как растет эта маленькая клетка – зигота.
Онтогенез - процесс, присущий любому живому существу, независимо от сложности организации. Каким образом из оплодотворенной яйцеклетки развивается новый сложный организм с большим числом так непохожих друг на друга органов и тканей? Каковы механизмы реализации той генетической информации, которая заключена в оплодотворенной яйцеклетке. Это и станет темой сегодняшнего нашего урока.
3. Изучение нового материала
Индивидуальное развитие (онтогенез)- называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцом и образования зиготы до гибели организма.
Периодизация онтогенеза животных организмов.
Оплодотворение
Процесс оплодотворения состоит из нескольких этапов:
- проникновение сперматозоида в яйцо (яйцеклетку),
- слияние гаплоидных ядер обеих гамет с образованием диплоидной клетки - зиготы,
- активация ее к дроблению и дальнейшему развитию.
Яйцеклетка (n) Сперматозоид (n)
Зигота (2n)
Процесс онтогенеза разделяется на два периода:
• эмбриональный (зародышевый);
• постэмбриональный (послезародышевый).
В эмбриональном периоде выделяют 4 основных стадий:
1) дробление;
2) бластула;
3) гаструла;
4) нейрула.
Сегодня мы более подробно остановимся на изучении эмбрионального периода развития животных на примере ланцетника. Зародыши всех млекопитающих животных проходят одни и те же стадии развития, а различия в их течении связаны с разным количеством запасных питательных веществ в их яйцеклетках и степенью сложности строения животного.
Систематическое положение ланцетника
Тип Хордовые.
Подтип Бесчерепные
Класс Головохордовые.
Ланцетники небольшие морские животные, живущие на дне песчаных отмелей, зарывшись в песок; все они обитатели теплых морей. Рассмотрим эмбриональное развитие на примере Ланцетника (Рис 1).
Стадии зародышевого развития.
Название стадии | Процессы |
Дробление | Зигота делится на две клетки. Происходит дальнейшее деление клеток с последующим уменьшением их размеров, так называемое дробление. Зародыш не растет. Клетки называются- бластомерами. Говорят, что зародыш находится на стадии 2х, 4, 8, 16 и т.д бластомеров |
Бластула | Бластос (греч.) – зачаток. Из скопления клеток формируется шарообразный зародыш, стенки которого образованы одним слоем мелких клеток. Бластула имеет полость, так называемую первичную полость тела, заполненную жидкостью, которая представляет собой продукт жизнедеятельности клеток. Все клетки в бластуле диплоидны и одинаковы по строению. Отличаются только по количеству питательного вещества. Бластула состоит уже из нескольких сотен клеток. У ланцетника бластула состоит из 3000 клеток (бластомеров). |
Гаструла | Гастер (греч.) - желудок . Происходит формирование чашеобразного двухслойного зародыша путем впячивания одной из стенок бластулы. В процессе образования гаструлы продолжается митотическое деление клеток. Зародыш состоит их 2х слоев: наружного - эктодермы и внутреннего – энтодермы (губки и кишечнополостные). |
Нейрула | Нейрон (греч.) – нерв. У трехслойных животных развивается третий промежуточный зародышевый слой – мезодерма. Начинается образование систем органов. |
Развитие органов из зародышевых листков
Скелет
Послезародышевый период развития животного начинается с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек.
Метаморфоз насекомых бывает двух типов – с неполным превращением и с полным превращением
При развитии с неполным превращением из яйцевых оболочек выходит животное, близкое по строению ко взрослому, но гораздо меньших размеров. В результате интенсивного питания оно растет, линяет, во время чего интенсивно растет. Размеры животного увеличиваются. Проделав несколько линек, животное достигает зрелости, у него развиваются крылья, созревают половые железы, проявляются наружные половые придатки.
При развитии с полным метаморфозом от яйцевых оболочек освобождается личинка, резко отличающаяся от взрослой особи. У бабочек она называется гусеницей. И при этой форме метаморфоза личинка по мере роста несколько раз линяет. Но для превращения во взрослую форму (имаго) она должна пройти стадию куколки, В стадии куколки личиночные органы подвергаются растворению (гистолизу) – глубоким превращениям, за счет которых формируются органы взрослого насекомого.
Метаморфоз у земноводных. Личинки земноводных - типичные обитатели воды. Метаморфоз земноводных связан с переходом от личиночного жаберного дыхания к легочному дыханию взрослых форм. Параллельно этому перестраиваются все системы органов: отрастают конечности, рассасываются жабры и хвост, укорачивается кишечник, меняется характер пищи и химизм пищеварения, изменяется строение челюстей и всего черепа, изменяются кожные покровы, глубокие преобразования происходят в системе органов кровообращения.
4.Закрепление.
1) Перечислим стадии развития зародыша, обозначенные цифрами.
Зигота 1 2 3 4
- __ ______________________( дробление)
- __ _____________________ (бластула)
- ___ _____________________ (гаструла)
- ___ ______________________ (нейрула)
2) Ка называются Зародышевые листки:
наружный — _________________(эктодерма)
внутренний —_________________( энтодерма) и
средний — _____________________(мезодерма).
3).Разделите живых организмов по типам развития. Прямое, непрямое (полное или неполное):
человек, головастик, рыба, кузнечик, птица, стрекоза.
4) С какого этапа начинается развитие организма?
Развитие организма начинается после оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом и образования зиготы.
5) Разгадайте кроссворд и узнайте зашифрованное СЛОВО
- Внутренний слой гаструлы ( эндодерма)
- Стадия развития бабочки после личинки (куколка)
- Однослойный зародыш после дробления (бластула)
- Процесс, происходящий после дробления (гаструляция)
С какой стадии начинается полное и неполное развитие организмов (яйцо)
Ответ, зашифрованное СЛОВО - НАСТЯ
6) Найдите ошибки Незнайки и исправьте. (Предложения по 3)
Найдите ошибки Незнайки.
- Из мезодермы развивается нервная трубка. (из эктодермы; мышцы, скелет, почки, кровеносная и половая системы)
- Первый этап развития зародыша называется гаструлой. (дробление)
- Прямое развитие характерна для лягушки. (с метаморфозом)
-Из эктодермы развивается выделительная система (из эндодермы; из эктодермы: нервная система, кожа и ее произыводные)
-Бластула зародыша состоит из 2-х или 3-х слоев. (1 слойный зародыш)
- Полное непрямое развитие включает стадии: яйцо-личинка-взрослая особь. (яйцо – личика – куколка – имаго)
- Подведение итогов урока.
- (выставление оценок)
6. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе "Рост и развитие животных".
Конспек...
Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).
Данный урок соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС. Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал ( "лист самооценки учащегося", задания для з...
Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).
Данный урок соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС. Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал ( "лист самооценки учащегося", задания для з...
Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).
Данный урок соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС. Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал ( "лист самооценки учащегося", задания для з...
Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).
Урок "Рост и развитие животных (эмбриогенез)" соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС. Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал и презентацию. М...
Урок для 6 класса. Рост и развитие животных ( эмбриогенез).
Урок "Рост и развитие животных (эмбриогенез)" соответствует системно-деятельностному подходу в образовании, ФГОС. Методический материал включает разработку урока, раздаточный материал и презентацию. М...
урок по биологии 6 класс Рост и развитие животных
Технологическая картаконструирования урока биологии в 6 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе...