Разработка урока "Строение клетки"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
На основе знаний учащихся из курса биологии растений, животных и человека сформировать представление об органоидах клетки и их функциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stroenie_kletki.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-модуль «Строение клетки».
Цель: на основе знаний учащихся из курса биологии растений, животных и человека сформировать представление об органоидах клетки и их функциях.
Задачи:
- Образовательные: изучить строение клетки: органоиды клетки, их функции.
- Развивающие: развивать умения сравнивать объекты, выделять главное, развивать логическое мышление.
- Воспитательные: воспитывать у учащихся аккуратность при выполнении работы и заданий.
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Предварительная подготовка: учащимся было дано задание из курса биологии повторить темы «Строение и свойства растительной клетки», «Ткани», «Строение животной ткани», «Клеточное строение организма человека».
Ход урока.
1.Повторение изученного материала.
- Что является структурной единицей всех живых организмов, обитающих на нашей планете?
- Как называется наука, изучающая строение клетки?
- Почему клетку сравнивают с кирпичиком?
- Как раньше называли клетку?
2.Модуль.
В курсе биологии растений вы познакомились с клеточным строением органов растений, в курсе биологии животных и человека изучили особенности клеточного строения этих организмов.
Вам известны особенности растительной и животной клеток, органоиды клеток, их функции.
На сегодняшнем уроке мы должны систематизировать знания о клеточном строении организмов с помощью просмотра препарата под микроскопом и модульных заданий. Поэтому:
Интегрирующая цель урока: выяснить строение и функции органоидов клетки, рассмотреть и изучить органоиды, видимые в световой микроскоп.
Учебный элемент№1.Цель: рассмотреть с помощью светового микроскопа строение препарата кожицы лука, строение простейшего животного. Зарисовать увиденное в тетрадь и подписать.
Учебный элемент№2 После изучения устно ответить на вопросы:
- Какие структурные элементы видны в клетках кожицы лука?(клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли).
- Какое значение имеет клеточная стенка?
- Какие химические вещества преобладают в составе стенки растительной клетки? (углеводы- клетчатка)
- Что такое вакуоль и что она содержит?
- Как по вакуолям отличить молодую растительную клетку от старой (В молодой клетке много вакуолей- они мелкие, в старой одна- крупная).
- Как называется полужидкое вещество, заполняющее все пространство между органоидами?
- Каким свойством обладает цитоплазма?
- Почему листья растений имеют зеленую окраску?
- Какое значение имеет хлорофилл?
- Почему листья растений осенью становятся желтыми, бурыми, оранжевыми?
- Почему клубень картофеля становится зеленым, если полежит на солнце?
- Каково значение хромосом?
- Какие пластиды выполняют функцию накопления крахмала?
Учебный элемент№3.Пользуясь текстом учебника ответим устно на вопросы:
- Перечислите мембранные органоиды клетки?(цитоплазматическая мембрана,ЭПС, комплекс Гольджи,митохондрии, лизосомы,пластиды)
- Какие химические вещества образуют цитоплазматическую мембрану?(белки, липиды)
- Какой органоид является энергетической станцией клетки и почему?
- Какую функцию в клетке выполняют лизосомы?
- На какие 2 вида подразделяется ЭПС и какие функции они выполняют?
Учебный элемент№4.Использую все знания и материал учебника, заполните таблицу. (учащийся у доски)
Сравнительная характеристика растительной и животной клетки.
Растительная клетка | Животная клетка |
Сходство | |
Различия | |
Учебный элемент№5.Самостоятельная работа по вариантам- тесты.(по 10 вопросов каждому варианту)
Ответы на тестовое задание:
Вариант №1. Вариант №2.
1-Б 1-В
2-В 2-А
3-В 3-В
4-А 4-Б
5-Б 5-В
6-А 6- А
7-В 7-Б
8 -Б 8-А
9-А 9-Б
10-А 10-В
Вариант№1.
1.Какая полужидкая коллоидная структура клетки способна к движению?
А) эндоплазматическая сеть
Б) цитоплазма
В) рибосомы
2.Как называется избирательно проницаемый барьер клетки,состоящий из белков и липидов?
А) эктодерма
Б) оболочка
В) мембрана
3Какой органоид клетки осуществляет транспорт веществ в клетке, пронизывая цитоплазму, объединяет все части клетки в единое целое?
А) митохондрии
Б) рибосомы
В) ЭПС
4.В каком органоиде происходит синтез белка?
А) в рибосоме
Б) в лизосоме
В) в митохондрии
5.Функцией комплекса Гольджи является:
А) образование энергии
Б) накопление веществ
В) синтез белка
6.В каком органоиде происходит фотосинтез?
А) В хлоропласте
Б) В хромосоме
В) в хромопласте
7.Какая полая цилиндрическая структура поддерживает форму клетки?
А) клеточная стенка
Б) ЭПС
В) микротрубочки
8.Они могут быть желтыми, оранжевыми, зелеными, багряными, бесцветными:
А) хромосомы
Б) пластиды
В) митохондрии
9.Из чего главным образом состоит стенка растительной клетки?
А) из углеводов
Б) из белков
В) из жиров.
10. Какой органоид принимает участие в делении клетки, образуя веретено деления
А) клеточный центр
Б) ЭПС, В) клеточная стенка.
Вариант№2
1.Она может быть гладкой и шероховатой:
А) цитоплазма
Б) рибосома
В) ЭПС.
2.В каких клетках органоидах происходит внутриклеточное переваривание?
А) в лизосомах
Б) в рибосомах
В) в митохондриях.
3.Где накапливается запасной крахмал?
А) в хлоропластах
Б) в хромопластах
В) в лейкопластах.
4.Как называется складка внутренней мембраны митохондрий?
А) граны
Б) кристы
В) строма.
5 Как называется мембранный органоид клетки, характерный для эукариотических клеток?
А) цитоплазма
Б) вакуоль
В) ядро.
6.Какой органоид называют «аккумулятором» клетки?
А) митохондрии
Б) рибосомы
В) пластиды.
7.Что может появляться и исчезать в процессе жизнедеятельности клетки?
А) рибосомы
Б) включения
В) митохондрии.
8. Какие структуры содержатся только в растительной клетке?
А) пластиды
Б) рибосомы
В) хромосомы.
9.Какие органоиды содержатся в растительной и в животной клетке?
А) пластиды
Б) митохондрии
В) клеточная стенка.
10.Что является основными частями клетки?
А) рибосомы.
Б) вакуоли, митохондрии.
В) ядро, цитоплазма.
Рефлексия урока:
Итак, подведем итог и сделаем выводы:
Клетка- основная структурная единица всех живых организмов.
Наука о клетке – цитология
Основные части клетки: оболочка, цитоплазма, ядро.
Составить синквейн «Клетка», «Организм».
Домашнее задание: Изучить строение клетки, выполнить рисунки клеток, устно ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии и презентация по теме "Строение эукариотической клетки"
разработка урока биологии в 10 классе ....
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....
Презентация темы "Клетка.Структура клетки.Органоиды клетки."
Тема изучается в 10 классе общеобразовательной школы. Понятия данной темы являются основопологающими. ...
Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»
Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...
Разработка урока на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки"
Разработка урока с межпредметными связями на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки". Конспект и презентация к нему....
Разработка урока "Клетка человека" 8 класс
Представлена технологическая карта урока....