Разработка урока "Строение клетки"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Голубева Наталья Ник

 На основе знаний учащихся из курса биологии растений, животных и человека сформировать представление об органоидах клетки и их функциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stroenie_kletki.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-модуль «Строение клетки».

Цель: на основе знаний учащихся из курса биологии растений, животных и человека сформировать представление об органоидах клетки и их функциях.

Задачи:

  • Образовательные: изучить строение клетки: органоиды клетки, их функции.
  • Развивающие: развивать умения сравнивать объекты, выделять главное, развивать логическое мышление.
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся аккуратность при выполнении работы и заданий.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Предварительная подготовка: учащимся было дано задание из курса биологии повторить темы «Строение и свойства растительной клетки», «Ткани», «Строение животной ткани», «Клеточное строение организма человека».

                            Ход урока.

1.Повторение изученного материала.

  • Что является структурной единицей всех живых организмов, обитающих на нашей планете?
  • Как называется наука, изучающая строение клетки?
  • Почему клетку сравнивают с кирпичиком?
  • Как раньше называли клетку?

2.Модуль.

В курсе биологии растений вы познакомились с клеточным строением органов растений, в курсе биологии животных и человека изучили особенности клеточного строения этих организмов.

Вам известны особенности растительной и животной клеток, органоиды клеток, их функции.

На сегодняшнем уроке мы должны систематизировать знания о клеточном строении организмов с помощью просмотра препарата под микроскопом и модульных заданий. Поэтому:

 Интегрирующая цель урока: выяснить строение  и функции органоидов клетки, рассмотреть и изучить органоиды, видимые в световой микроскоп.

Учебный элемент№1.Цель: рассмотреть с помощью светового микроскопа строение препарата кожицы лука, строение простейшего животного. Зарисовать увиденное в тетрадь и подписать.

Учебный элемент№2 После изучения устно ответить на вопросы:

  • Какие структурные элементы видны в клетках кожицы лука?(клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли).
  • Какое значение имеет клеточная стенка?
  • Какие химические вещества преобладают в составе стенки растительной клетки? (углеводы- клетчатка)
  • Что такое вакуоль и что она содержит?
  • Как по вакуолям отличить молодую растительную клетку от старой (В молодой клетке много вакуолей- они мелкие, в старой одна- крупная).
  • Как называется полужидкое вещество, заполняющее все пространство между органоидами?
  • Каким свойством обладает цитоплазма?
  • Почему листья растений имеют зеленую окраску?
  • Какое значение имеет хлорофилл?
  • Почему листья растений осенью становятся желтыми, бурыми, оранжевыми?
  • Почему клубень картофеля становится зеленым, если полежит на солнце?
  • Каково значение хромосом?
  • Какие пластиды выполняют функцию накопления крахмала?

Учебный элемент№3.Пользуясь текстом учебника ответим устно на вопросы:

  • Перечислите мембранные органоиды клетки?(цитоплазматическая мембрана,ЭПС, комплекс Гольджи,митохондрии, лизосомы,пластиды)
  • Какие химические вещества образуют цитоплазматическую мембрану?(белки, липиды)
  • Какой органоид является энергетической станцией клетки и почему?
  • Какую функцию в клетке выполняют лизосомы?
  • На какие 2 вида подразделяется ЭПС и какие функции они выполняют?

Учебный элемент№4.Использую все знания и материал учебника, заполните таблицу. (учащийся у доски)

Сравнительная характеристика растительной и животной клетки.

Растительная клетка

Животная клетка

                                            Сходство

                                            Различия

Учебный элемент№5.Самостоятельная работа по вариантам- тесты.(по 10 вопросов каждому варианту)

 Ответы на тестовое задание:

Вариант №1.                                     Вариант №2.

1-Б                                                      1-В

2-В                                                      2-А

3-В                                                      3-В

4-А                                                      4-Б

5-Б                                                       5-В

6-А                                                      6- А

7-В                                                      7-Б

8 -Б                                                      8-А

9-А                                                       9-Б

10-А                                                    10-В

                                     Вариант№1.

1.Какая полужидкая коллоидная структура клетки способна к движению?

А) эндоплазматическая сеть

Б) цитоплазма

В) рибосомы

2.Как называется избирательно проницаемый барьер клетки,состоящий из белков и липидов?

А) эктодерма

Б) оболочка

В) мембрана

3Какой органоид клетки осуществляет транспорт веществ в клетке, пронизывая цитоплазму, объединяет все части клетки в единое целое?

А) митохондрии

Б) рибосомы

В) ЭПС

4.В каком органоиде происходит синтез белка?

А) в рибосоме

Б) в лизосоме

В) в митохондрии

5.Функцией комплекса Гольджи является:

А) образование энергии

Б) накопление веществ

В) синтез белка

6.В каком органоиде происходит фотосинтез?

А) В хлоропласте

Б) В хромосоме

В) в хромопласте

7.Какая полая цилиндрическая структура поддерживает форму клетки?

А) клеточная стенка

Б) ЭПС

В) микротрубочки

8.Они могут быть желтыми, оранжевыми, зелеными, багряными, бесцветными:

А) хромосомы

Б) пластиды

В) митохондрии

9.Из чего главным образом состоит стенка растительной клетки?

А) из углеводов

Б) из белков

В) из жиров.

10. Какой органоид принимает участие в делении клетки, образуя веретено деления

А) клеточный центр

Б) ЭПС,                В) клеточная стенка.

                                          Вариант№2

1.Она может быть гладкой и шероховатой:

А) цитоплазма

Б) рибосома

В) ЭПС.

2.В каких клетках органоидах происходит внутриклеточное переваривание?

А) в лизосомах

Б) в рибосомах

В) в митохондриях.

3.Где накапливается запасной крахмал?

А) в хлоропластах

Б) в хромопластах

В) в лейкопластах.

4.Как называется складка внутренней мембраны митохондрий?

А) граны

Б) кристы

В) строма.

  5 Как называется мембранный органоид клетки, характерный для эукариотических клеток?

А) цитоплазма

Б) вакуоль

В) ядро.

6.Какой органоид  называют «аккумулятором» клетки?

А) митохондрии

Б) рибосомы

В) пластиды.

7.Что может появляться и исчезать в процессе жизнедеятельности клетки?

А) рибосомы

Б) включения

В) митохондрии.

8. Какие структуры содержатся только в растительной клетке?

А) пластиды

Б) рибосомы

В) хромосомы.

9.Какие органоиды содержатся в растительной и в животной клетке?

А) пластиды

Б) митохондрии

В) клеточная стенка.

10.Что является основными частями клетки?

А) рибосомы.

Б) вакуоли, митохондрии.

В) ядро, цитоплазма.

Рефлексия урока:

Итак, подведем  итог и сделаем выводы:

Клетка- основная структурная единица всех живых организмов.

Наука о клетке – цитология

Основные части клетки: оболочка, цитоплазма, ядро.

 Составить синквейн «Клетка»,  «Организм».

Домашнее задание: Изучить строение клетки, выполнить рисунки клеток, устно ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...

Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.

Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к  Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....

Презентация темы "Клетка.Структура клетки.Органоиды клетки."

Тема изучается в 10 классе общеобразовательной школы. Понятия данной темы являются основопологающими. ...

Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»

Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...

Разработка урока на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки"

Разработка урока с межпредметными связями на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки". Конспект и презентация к нему....

Разработка урока "Клетка человека" 8 класс

Представлена технологическая карта урока....