КТП по биологии 10 класс к УМК И.Н.Пономаревой .Углубленный уровень. 2017год.
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему
Контрольно-тематическое планирование по биологии .10 класс. Углубленный уровень. (3 часа в неделю). К УМК под редакцией И.Н.Пономаревой 2017 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_bu_10.docx | 45.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Номер урока | Содержание ( разделы, тема) | Количество часов | Даты проведения | Материально- Техническое обеспечение | Основные виды учебной деятельности | |
план | факт | |||||
Биология как наука и ее прикладное значение | 4 | |||||
1 | Биология и ее связи с другими науками. | 1 | таблица | Характеризовать «Общую биологию» как учебный предмет об основных законах жизни на всех уровнях ее организации.
| ||
2 | Биологическое разнообразие как проблема науки биологии | 1 | Портреты ученых. Презентация. | Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения и вклад биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины мира; называть науки, пограничные с биологией. | ||
3 | Осознание ценности изучения биологических видов | 1 | Презентация. | формулировать задачи общей биологии, характеризовать различные виды живых организмов; обосновывать значение биологического разнообразия для устойчивого развития природы и общества на Земле | ||
4 | Практическая биология и ее значение | 1 | Видеофильм. | Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение направленное на изменение генома | ||
Общие биологические явления и методы их исследования | 10 | |||||
5 | Основные свойства жизни. | 1 | Презентация. | Определять универсальные признаки живых объектов, отличать их от тел неживой природы; называть отличительные признаки живых объектов от неживых; определять существенные признаки природных биологических систем, их процессы, зависимость от внешней среды, способность к эволюции; определять и сравнивать между собой существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; уметь характеризовать биосистемы разных структурных уровней организации жизни; планировать и проводить эксперименты, объяснять результаты и их значение; определять виды растений и животных | ||
6 | Определение понятия «жизнь». | 1 | Таблицы. | |||
7 | Общие свойства живых систем — биосистем. | 1 | Презентация. | |||
8 | Лабораторная работа №1 « Наблюдение за живой клеткой» | 1 | Микроскопы. | |||
9 | Структурные уровни организации жизни | 1 | Таблицы. | |||
10 | Структурные уровни организации живой материи | 1 | Таблицы. | |||
11 | Методы биологических исследований | 1 | Презентация. | |||
12 | Значение методов исследования в биологии | 1 | Видео. | |||
13 | Определение видов растений и животных | 1 | Определитель. | |||
14 | Лабораторная работа №2 Методика работы с определителями растений и животных | 1 | Определитель. | |||
Учение о биосфере | 3 | |||||
15 | Функциональная структура биосферы. | 1 | Таблицы. | Характеризовать биосферу как биосистему и экосистему; рассматривать биосферу как особый структурный уровень организации жизни; | ||
16 | Учение В. И. Вернадского о биосфере | 1 | Презентация. | называть этапы становления и развития биосферы в истории Земли; раскрывать особенности учения В. И. Вернадскогоо биосфере; объяснять происхождение и роль живого веществ в существовании биосферы; объяснять сущность круговорота веществ и потока энергии вбиосфере; характеризовать и сравнивать гипотезы происхождения жизни на Земле; раскрывать сущность эволюции биосферы и называть ее этапы; анализировать и объяснять роль человека как фактора развития биосферы; называть характеризовать среды жизни на Земле как условия обитания организмов; определять и классифицировать экологические факторы среды обитания живых организмов; анализироватьоценивать вклад В. И. Вернадского в развитие науки о Земле и в естественно- научную картину мира; применять метапредметные умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и заключения,пользоваться аппаратом ориентировки учебника; применять умения самостоятельно находить биологическую информацию в разных источниках | ||
17 | Функции живого вещества в биосфере | 1 | Презентация. | |||
Происхождение живого вещества | 8 | |||||
18 | Гипотезы о происхождении живого вещества на Земле | 1 | Видео. | Характеризовать происхождение жизни согласно идеалистическому воззрению; различать воззрения ученых-материалистов — сторонников биогенеза и абиогенеза | ||
19 | Современные гипотезы о возникновении жизни. | 1 | Сообщения. | объяснять роль биологии формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной | ||
20 | Предыстория происхождения живого на Земле | 1 | Тесты | сравнивать и пояснять закономерности развития жизни на планете, иллюстрировать процессы конкретными примерами; сравнивать разные биологические объекты и явления, находить у них черты сходства и различия; | ||
21 | Физико-химическая эволюция планеты Земля. | 1 | Видео. | сравнивать и пояснять закономерности развития жизни на планете, иллюстрировать процессы конкретными примерами; я | ||
22 | Этапы возникновения жизни на Земле. | 1 | Таблицы. | сравнивать разные биологические объекты и явления, находить у них черты сходства и различия | ||
23 | Биологическая эволюция в развитии биосферы. | 1 | Презентация. | находить биологическую информацию в различных источниках; анализировать геохронологические данные, | ||
24 | Хронология развития жизни на Земле | 1 | Таблицы | вычленять представителей живого, характерных для разных эр | ||
25 | Обобщающий урок по теме «Происхождение живого вещества» | 1 | Тесты | |||
Биосфера как глобальная биосистема | 4 | |||||
26 | Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. | 1 | Таблицы | сравнивать разные биологические объекты и явления, находить у них черты сходства и различи | ||
27 | Круговорот веществ в биосфере | 1 | Презентация. | единства живой и неживой природы, взаимосвязей организмов и окружающей среды, необходимости сохранения многообразия видов и экосистем для устойчивости биосферы | ||
28 | Примеры круговорота веществ в биосфере. | 1 | Презентация. | |||
29 | Механизм устойчивости биосферы | 1 | Презентация. | единства живой и неживой природы, взаимосвязей организмов и окружающей среды, необходимости сохранения многообразия видов и экосистем для устойчивости биосферы | ||
Условия жизни в биосфере | 8 | |||||
30 | Условия жизни на Земле. | 1 | Таблицы | Выявлять приспособительные признаки организмов, обитающих в условиях определенной среды жизни, и объяснять их значение; сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы | ||
31 | Экологические факторы и их значение | 1 | Схемы | |||
32 | Человек как житель биосферы | 1 | Презентация. | |||
33 | Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле | 1 | Таблицы | |||
34 | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы | 1 | Презентация. | |||
35 | Значение биосферного уровня | 1 | Презентация. | выявлять причинно-следственные связи, сравнивать различные явления природы, находить их общие закономерности | ||
36 | Лабораторная работа 3 Условия жизни в биосфере | 1 | ||||
37 | Обобщающий урок по теме « Условия жизни в биосфере» | 1 | Тесты. | |||
Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема | 17 | |||||
38 | Биогеоценоз как биосистема и экостема. | 1 | Таблицы. | Характеризовать строение и свойства биогеоценоза как природного явления; определять биогеоценоз как биосистему и экосистему; раскрывать учение о биогеоценозе и об экосистеме;называть основные свойства и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи в природе; раскрывать структуру и строение биогеоценоза; характеризовать значение ярусного строения биогеоценоза; объяснять основные механизмы устойчивости биогеоценоза; сравнивать устойчивость естественных экосистем с агроэкосистемами; объяснять роль биогеоценозов в эволюции живых организмов; раскрывать процесс смены биогеоценозов, называть причины смены, характеризовать понятие «сукцессия»; сравнивать периодические изменения и смену биогеоценозов; определять и классифицировать разнообразие биогеоценозов на Земле; сравнивать биосистемы биогеоценоза и биосферы; составлять схемы цепей питания в экосистемах; выявлять антропогенные изменения в биогеоценозах; обосновать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природе ; применять метапредметные умения пользоваться аппаратом ориентировки учебника; проявлять коммуникативные компетентности при совместной работе с соучениками в малой группе, в паре, в дискуссии | ||
39 | Концепция экосистемы. | 1 | Презентация. | |||
40 | Природное сообщество и концепция биогеоценоза. | 1 | Презентация. | |||
41 | Другие характеристики биогеоценоза | 1 | Схемы. | |||
42 | Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы). | 1 | Таблицы. | |||
43 | Экологические пирамиды чисел | 1 | Таблицы. | |||
44 | Строение биогеоценоза (экосистемы). | 1 | Презентация. | |||
45 | Экологические ниши в биогеоценозе | 1 | Презентация. | |||
46 | Совместная жизнь видов в биогеоценозах. | 1 | Презентация. | |||
47 | Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозах. | 1 | Таблицы. | |||
48 | Лабораторная работа№4 Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе | 1 | ||||
49 | Условия устойчивости биогеоценозов | 1 | Презентация. | |||
50 | Лабораторная работа№5 Свойства экосистем. | 1 | ||||
51 | Зарождение и смена биогеоценозов. | 1 | Таблицы. | |||
52 | Суточные и сезонные изменения биогеоценозов | 1 | Видео. | |||
53 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | 1 | Видео. | |||
54 | Обобщающий урок по темам « Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема» | 1 | Тест. | |||
Многообразие биогеоценозов и их значение | 8 | |||||
55 | Многообразие биогеоценозов (экосистем) | 1 | Характеризовать особенности свойств водных экосистем, сравни- вать морские и пресноводные экосистемы, объяснять роль планктона и бентоса в гидроэкосистеме; выделять существенные признаки изучаемых биологических объектов и явлений, выявлять признаки их сходства и различия, объяснять их причины; анализировать, сравнивать и оценивать значение многообразия естественных биогеоценозов для биосферы и человечества; давать оценку роли чело- века в существовании агробиоценоза, сравнивать агробиоценоз с естественным биогеоценозом; объяснять роль биологии для практической деятельности людей и определять собственную позицию по решению экологических проблем; характеризовать сущность экологических законов, оценивать противоречие, возникающее между потребностями человека и ресурсами природы | |||
56 | Многообразие биогеоценозов суши | 1 | Презентация. | |||
57 | Искусственные биогеоценозы — агробиоценозы | 1 | Презентация. | |||
58 | Лабораторная работа№6 Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе. | 1 | ||||
59 | Сохранение разнообразия биогеоценозов | 1 | Презентация. | |||
60 | Природопользование в истории человечества | 1 | Таблицы. | |||
61 | Экологические законы природопользования | 1 | Презентация. | |||
62 | Обобщающий урок по темам «Многообразие биогеоценозов и их значение» | 1 | Тест. | |||
Вид и видообразование | 13 | |||||
63 | Вид, его критерии и структура | 1 | Таблицы. | Определять понятие «вид»; характеризовать критерии вида и его свойства как биосистемы; выявлять и сравнивать свойства разных видов одного рода на примерах организмов своей местности; объяснять значение репродуктивного критерия в сохранении генетических свойств вида; анализировать и оценивать причины политипичности вида; характеризовать популяцию как структурную единицу вида; делать наблюдения в ходе выполнения лабораторной работы с гербарием, живыми комнатными растениями и коллекциями жуков; фиксировать и обсуждать результаты наблюдений, делать выводы определять понятие «популяция»; характеризовать популяцию как биосистему; называть особенности группового способа жизни особей в популяции; объяснять понятия «жизненное пространство популяции», «численность популяции», «плотность популяции»; анализировать и оценивать функционально-энергетическую роль популяции как компонента биогеоценоза на конкретных примерах видов своей местности; раскрывать особенности популяции как генетической системы; объяснять термины «особь», «генотип», «генофонд»; анализировать и объяснять микроэволюцию как процесс изменения генофонда популяции; описывать виды по морфологическому критерию; выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; сравнивать формы естественного отбора способы видообразования; объяснять процесс появления новы видов (видообразование); характеризовать вид и популяцию как биосистемы; определять популяцию как генетическую систему и как единицу эволюции; анализировать и оценивать роль популяции в процессе эволюции; объяснять значение гетерогенности природных популяций вида; характеризовать сущность микроэволюции; анализировать и оценивать роль эволюционных факторов в процессах микроэволюции; моделировать процессы микроэволюции в зависимости от условий существования популяций вида; выявлять и анализировать причины образования нового вида; различать и характеризовать географический и биологический способы образования новых видов; приводить примеры вымерших видов и находящихся под угрозой вымирания; называть и объяснять причины вымирания видов | ||
64 | Лабораторная работа№7 « Характеристики вида» | 1 | Презентация. | |||
65 | Популяция как форма существования вида. | 1 | Таблицы. | |||
66 | Популяция — структурная единица вида | 1 | Презентация. | |||
67 | Популяция как структурный компонент биогеоценоза. | 1 | Таблицы. | |||
68 | Популяция как основная единица эволюции. | 1 | Таблицы. | |||
69 | Микроэволюция и факторы эволюции. | 1 | ||||
70 | Движущий и направляющий фактор эволюции. | 1 | Презентация. | |||
71 | Формы естественного отбора. | 1 | Таблицы. | |||
72 | Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле. | 1 | Презентация. | |||
73 | Лабораторная работа №8 Значение искусственного отбора | 1 | ||||
74 | Видообразование — процесс увеличения видов на Земле | 1 | Презентация. | |||
75 | Обобщающий урок по теме «Вид и видообразование». | 1 | ||||
Происхождение и этапы эволюции человека | 7 | |||||
76 | Происхождение человека. | 1 | Таблицы. | Характеризовать особенности и этапы происхождения уникального вида на Земле — Человек разумный; определять место человека в системе живого мира; анализировать и сравнивать гипотезы о происхождении человека современного вида; анализировать роль микроэволюции как механизма антропогенеза; называть ранних предков человека; выявлять сходство и различия человека и животных; называть основные стадии процесса становления человека современного типа; называть прогрессивные особенности представителей вида Человек разумный по сравнению с другими представителями рода Человек; характеризовать общую закономерность эволюции человека; объяснять причины эволюции видов и человека, единство человеческих рас; раскрывать особенности и значение популяционно-видового структурного уровня организации живой материи; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы сохранения природных видов | ||
77 | История становления вида Homo sapiens. | 1 | Презентация. | |||
78 | Особенности эволюции человека. | 1 | Таблицы. | |||
79 | Человек как уникальный вид живой природы. | 1 | Таблицы. | |||
80 | Расы и гипотезы их происхождения. | 1 | Презентация. | |||
81 | Палеолитические находки на территории России | 1 | Таблицы. | |||
82 | Обобщающий урок «Происхождение и этапы эволюции человека» | 1 | Тест. | |||
Учение об эволюции и его значение | 11 | |||||
83 | История развития эволюционных идей. | 1 | Таблицы. | Характеризовать основные идеи эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, выявлять ошибочные представления данного ученого и объяснять причины их возникновения; характеризовать эволюционную теорию Ч. Дарвина; излагать историю развития эволюционных идей; устанавливать движущие силы эволюции, ее пути и направления; называть основные закономерности и результаты эволюции; характеризовать систему живых организмов как результат эволюции на Земле характеризовать условия появления теории Ч. Дарвина, значение эволюционной теории Ч. Дарвина в науке; анализировать и оценивать вклад различных областей биологии в создание современной теории эволюции, характеризовать содержание и значение современной теории эволюции; объяснять роль и вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; объяснять роль знаний об основных направлениях эволюции в формировании естественнонаучной картины мира; характеризовать закономерности эволюции, объяснять роль естественного отбора в процессах эволюции, приводить примеры прогрессивного усложнения форм жизни; характеризовать крупные группы (таксоны) эукариот; определять существенные признаки популяционно- видового уровня организации жизни, характеризовать компоненты, процессы, организацию и значение данного структурного уровня жизни, умение сравнивать между собой различные структурные уровни организации жизни | ||
84 | Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение. | 1 | Презентация. | |||
85 | Современное учение об эволюции. | 1 | Таблицы. | |||
86 | Доказательства эволюции живой природы. | 1 | Презентация. | |||
87 | Основные направления эволюции | 1 | Таблицы. | |||
88 | Лабораторная работа №9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов. | 1 | ||||
89 | Основные закономерности и результаты эволюции. | 1 | Таблицы. | |||
90 | Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле. | 1 | Презентация. | |||
91 | Новая система органического мира. | 1 | Таблицы. | |||
92 | Особенности популяционно-видового уровня жизни | 1 | Презентация. | |||
93 | Обобщающий урок « Учение об эволюции и его значение» | 1 | Тест. | |||
Сохранение биоразнообразия насущная задача человечества | 9 | |||||
94 | Значение изучения популяций и видов. | 1 | Таблицы. | Решать задачи охраны природы при общении с окружающей средой, использовать приобретенные знания и умения по биологии в практической деятельности и повседневной жизни; характеризовать понятие «устойчивое развитие», сравнивать понятия «редкие виды» и «исчезающие виды»; объяснять значение Красной книги | ||
95 | Генофонд и охрана видов. | 1 | Презентация. | |||
96 | Роль редких видов. | 1 | Видео. | |||
97 | Проблема утраты биологического разнообразия. | 1 | Видео. | |||
98 | Причины гибели видов | 1 | Таблицы. | |||
99 | Всемирная стратегия охраны природных видов | 1 | Видео. | |||
100 | Охрана редких и исчезающих видов | 1 | Таблицы. | |||
101 | Сохранение биоразнообразия насущная задача человечества | 1 | Таблицы. | |||
102 | Обобщающий урок по теме Сохранение биоразнообразия насущная задача человечества | 1 | Тест. | |||
Итого Л.Р.9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 10-11 класс .Углубленный уровень
Рабочая программа по биологии к линии УМК под редакцией И.Н.Пономаревой для 10-11 классов. Углубленный уровень. 2017 год...
Рабочая программа по биологии для 10 класса (углубленный уровень)
Программа ставит целью обеспечение подготовки учащихся к реализации своего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием. При изучении би...
Календарно-тематическое планирование уроков биологии. 10-11 класс (углубленный уровень) ФГОС.
Календарно-тематическое планирование уроков биологии, 10-11 класс составлено для углубленного изучения биологии, ФГОС, рассчитано на 3 часа в неделю....
Урок биологии в 10 классе (углубленный уровень) Тема «Прокариотическая клетка»
Тип урока по целеполаганию: рефлексия с элементами «открытия» нового знания. Особенности строения клеток прокариотических организмов, на примере бактерий, школьниками изучались ранее, на д...
Урок биологии в 10 классе (углубление) Мейоз.
В 10 классе (углубление) сложная тема «Мейоз» изучается 1 урок. Учебник (углублённый уровень) Теремов, Петросова. Используется технология «Перевёрнутый класс». Теория дома ребёнком изучается самостоят...
КТП по биологии в 11 классе (углубленный уровень)
КТП по биологии в 11 классе (углубленный уровень)...
Сборник проблемных задач по биологии / для учащихся, учителей, студентов педагогических ВУЗов (автор - Сорокин Ю.П., учитель биологии СОШ №6 с углубленным изучением предметов г.Надым )
Сборник проблемных задач по биологии / для учащихся, учителей, студентов педагогических ВУЗов (автор - Сорокин Ю.П., учитель биологии СОШ №6 с углубленным изучением предметов г.Надым )...