Рабочая программа по биологии в 11 классе школы глухих
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями глухих обучающихся, которые имеют особенности в развитии речевой и мыслительной деятельности (речевое недоразвитие и др.). Усвоение биологических знаний требует специальной коррекционной работы, использования в образовательном процессе специальных методов и приемов. В связи с этим распределение времени на изучение учебного материала по биологии в школе глухих имеет свою специфику. Авторская рабочая программа показывает один из возможных путей преподавания биологии (ФГОС, основное общее образование) в школе глухих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Некоторые особенности преподавания биологии в школе глухих | 36.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №65
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании МО ____.____. 2017 г. Директор ГКОУ СКШИ № 65
Председатель МО ___________ ________________\С.И. Перепелкина\
\___________________________\ ______.______________.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ 11 «А» КЛАССА
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
учитель
Горошков Андрей Викторович
2017 год
Пояснительная записка
к рабочим программам по биологии в 6-11 классах
Данные рабочие программы составлены в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими преподавание биологии:
1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
3. Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).
4. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Москвы.
5. Учебного плана ГКОУ СКОШИ №65 на 2017-2018 учебный год.
Программа:
Программы для общеобразовательных учреждений. Естествознание. Биология. 6 – 11 классы: / А.И.Никишов, А.В.Теремов, Р.А.Петросова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. . Данные программы составлены в соответствии с учебниками для общеобразовательной школы (2005) авторского коллектива под руководством проф. А.И.Никишова, допущенными Министерством образования и науки Российской Федерации:
1. Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники (в 2-х частях) – 68 часов (6 класс).
2. Биология. Животные – 68 часов (7 класс).
3. Биология. Человек и его здоровье – 68 часов (8 класс).
4. Биология. Общие закономерности жизни – 68 часов (9 класс).
Таким образом, курс биологии (основное общее образование) в массовой школе изучается с 6 по 9 классы (2 часа в неделю в каждом классе). Всего – 272 часа.
Согласно Московскому региональному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида на изучение предмета «Биология» в том же объеме (учебные курсы «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни»; 6 – 11 классы школ глухих) отводится 408 часов (2 часа в неделю).
В ГБОУ СКОШИ №65 (классы основного общего образования) курс биологии по базисному учебному плану изучается с 6 по 11 классы (2 часа в неделю, 68 часов за учебный год в каждом классе). Всего – 408 часов.
Вследствие увеличения количества часов, дополнительные 136 часов перераспределены по всем разделам курса биологии:
1. Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники – 100 часов (6 класс – 68 часов; 7 класс, I полугодие – 32 часа). Увеличение количества часов на изучение данного раздела в 6 и 7 классах обусловлено логикой формирования первоначальных основных биологических понятий, целенаправленностью на введение и закрепление необходимого материала в речи глухих учащихся, а также особенностями проведения демонстраций, лабораторных работ и экскурсий.
2. Биология. Животные – 100 часов (7 класс, II полугодие – 36 часов; 8 класс – 68 часов).
3. Биология. Человек и его здоровье – 136 часов (9 класс – 68 часов; 10 класс – 68 часов).
4. Биология. Общие закономерности жизни - 68 часов (11 класс). В 11 классе предусматриваются известные упрощения за счет исключения малозначащего материала, но при этом сохранены все основные требования, предъявляемые к разделу «Основы общей биологии» обязательным минимумом содержания основного общего образования.
Реализация данных рабочих программ направлена на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями глухих обучающихся, которые имеют особенности в развитии речевой и мыслительной деятельности (речевое недоразвитие и др.). Усвоение биологических знаний требует специальной коррекционной работы, использования в образовательном процессе специальных методов и приемов.
Специфика организации обучения глухих предполагает:
- создание слухоречевой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции;
- использование ЗУА (индивидуальных слуховых аппаратов);
- максимальное использование устной и письменной форм словесной речи.
- использование дактилологии и жестовой речи как вспомогательных средств обучения.
Коррекционные задачи:
- совершенствование речевой деятельности глухих школьников;
- поэтапное развитие их словесной речи путём осуществления авторской системы работы:
- отбор словарного материала (биологических терминов и обслуживающей лексики);
- введение словарного материала в речь на уровне словосочетания и предложения (использование разнообразных речевых моделей);
- закрепление речевых моделей в речи на уровне текста (ответы на вопросы, краткий пересказ, беседа и др.).
Рабочая программа
11 «А» класс
Биология. Общие закономерности жизни – 68 часов
Основными задачами данного раздела рабочей программы являются:
1. Формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции.
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
Учебник: Биология. Общие закономерности жизни: учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений/ А.В.Теремов, Р.А.Петросова, А.И.Никишов – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
Содержание рабочей программы
1. Царства живых организмов. Организм человека (обобщающее повторение, 6 часов)
2. Основные признаки живого. Уровни организации жизни на Земле (2часа)
Определение понятия "жизнь". Сходство и отличия неживой и живой природы.
Основные признаки (критерии) живого. Единство химического состава. Самовоспроизведение. Развитие и рост. Ритмичность. Уровни организации жизни на Земле.
3. Молекулярно-генетический уровень жизни (9 часов).
Химический состав живого. Элементарный состав живых тел природы. Распространение химических элементов в составе живого. Вклад химических элементов в образование неорганических и органических веществ, входящих в состав живого. Единство элементарно-химического состава живого. Неорганические вещества живого. Вода и минеральные соли. Органические вещества живого. Белки, углеводы, жиры, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. ДНК, РНК - молекулы наследственности. Ген как структурно-функциональная единица молекулярно-генетического уровня жизни.
Передача и реализация генетической информации как основные явления молекулярно-генетического уровня жизни.
Демонстрация модели ДНК, фотоснимков хромосом организмов с расположенными в них генами. Видеофильмы «Белки. ДНК».
4. Органоидно-клеточный уровень жизни (10 часов).
Клетка как структурно-функциональная единица органоидно-клеточного уровня жизни. Клеточный метаболизм как основное явление органоидно-клеточного уровня жизни. Клеточный цикл как самовоспроизведение живого на органоидно-клеточном уровне жизни.
Жизненный цикл клетки (митотический или клеточный цикл) и его периоды. Интерфаза и митоз. Процессы, происходящие в интерфазе и митозе. Значение клеточного метаболизма для осуществления клеточного цикла.
Хромосомный набор клетки (кариотип), как основа специфичности живого на ор-ганоидно-клеточном уровне жизни.
Демонстрация моделей клетки и ее органелл, митоза, строения хромосом; диафильмов и видеофильмов.
Лабораторные работы по изучению строения различных типов клеток под микроскопом.
5. Организменный уровень жизни (10 часов).
Организм как стуктурно-функциональная единица организменного уровня жизни. Размножение организма и его жизненный цикл как основные явления организменного уровня жизни. Размножение организмов как основа воспроизведения жизни на организменном уровне. Формы размножения организмов: бесполое и половое. Основные фазы митоза. Строение половых клеток (на примере млекопитающих). Развитие после оплодотворения. Жизненный цикл организма и его периоды. Постэмбриональное развитие у животных, развитие прямое и непрямое. Рост организма.
Демонстрация гербариев растения и коллекций насекомых, микропрепаратов; влажных препаратов непрямого развития насекомых; видеофильма эмбрионального развития насекомого и лягушки.
6. Популяционно-видовой уровень жизни (9 часов).
Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как структурно-функциональная единица популяционно-видового уровня жизни. Изменение генофонда популяции как основное явление популяционно-видового уровня жизни. Видообразование в природе как изменение и развитие живого на популяционно-видовом уровне жизни. Культурные формы организмов как результат изменения и развития живого, осу-ществляемого человеком.
Лабораторные работы по изучению морфологического и экологического критериев видов растений; изучению селекционной работы (сорта культурных растений).
7. Биогеоценотический (экосистемный) уровень жизни (6 часов).
Биогеоценоз (экосистема) как структурно-функциональная единица биогеоценотического уровня жизни. Биогеоценоз как открытая, саморегулирующаяся и развивающаяся система живого. Агробиоценозы как искусственные экосистемы, создаваемые и поддерживаемые человеком.
8. Биосферный уровень жизни (10 часов).
Биосфера как самая крупная экосистема нашей планеты. Эволюция органического мира как изменения и развитие живого на биосферном уровне жизни. Геохронологическая летопись земной коры и биосферы. Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Главные эволюционные события архея, протерозоя, палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Растительный и животный мир прошлого и настоящего. Появление человека как важнейший этап в эволюции жизни на Земле. Влияние человека на биосферу. Рост народонаселения как причина демографического взрыва. Расходование человеком невозобновимых и возобновимых природных ресурсов. Изменение человеком среды обитания диких видов (изменение экосистем). Загрязнение человеком окружающей среды (воздуха, воды и почвы) как причина нарушения круговорота веществ и потока энергии в биосфере. Охрана природы.
Видеофильмы «Жизнь», «Эволюция жизни».
9. Обобщающее повторение (4 часа).
Требования к уровню подготовки учащихся.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
1) использование различных источников для получения биологической информации;
2) овладение общей коммуникативной культурой (умение характеризовать биологические объекты и явления с помощью вопросных планов, вспомогательных таблиц, памяток, структурно-логических схем, скрытых текстов, статистических материалов).
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов и систем органов и систем человека; видов, сортов и пород растений и животных;
- определение изученных понятий;
- наблюдение явлений, протекающих в природе.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В трудовой сфере:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приёмов, способствующих охране природы.
Календарно-тематический план
11 «А» класс (68 часов)
Название плана | Биология. 11 А класс | |
Параллель | 11 | |
Предмет | Биология | |
Биология. Человек и его здоровье | ||
Обобщающее повторение | ||
Царства живых организмов (повторение) | ||
Опора и движение. Кровообращение (повторение) | ||
Дыхание. Пищеварение. Выделение (повторение) | ||
Сенсорные системы (повторение) | ||
Организм человека (повторение) | ||
Высшая нервная деятельность (повторение) | ||
Общие закономерности жизни. Введение | ||
Признаки и структурная организация жизни на Земле | ||
Основные признаки живого - его отличие от неживого | ||
Уровни организации жизни | ||
Уровни организации жизни | ||
Молекулярно-генетический уровень организации жизни | ||
Химический состав живого. Вода и минеральные вещества | ||
Липиды. Углеводы | ||
Белки | ||
Нуклеиновые кислоты. ДНК | ||
РНК. АТФ | ||
Наследственная информация и генетический код | ||
Матричные реакции как основа передачи и реализации генетической информации в живом | ||
Наследственность и изменчивость на молекулярно-генетическом уровне организации жизни | ||
Молекулярно-генетический уровень организации жизни | ||
Органоидно-клеточный уровень организации жизни | ||
История и методы изучения клетки. Клеточная теория | ||
Типы клеток Строение прокариотной клетки | ||
Строение эукариотной клетки | ||
Обмен веществ и превращение энергии в клетке | ||
Автотрофное питание | ||
Гетеротрофное питание | ||
Биосинтез белка | ||
Жизненный цикл клетки. Хромосомы | ||
Реализация наследственной информации на клеточном уровне. Деление клетки | ||
Органоидно-клеточный уровень организации жизни | ||
Организменный уровень организации жизни | ||
Многообразие организмов. Самовоспроизведение организмов | ||
Образование половых клеток у животных. Мейоз | ||
Оплодотворение и зародышевое развитие у животных | ||
Развитие животных после рождения | ||
Образование половых клеток и половое размножение растений | ||
Наследование признаков | ||
Фенотип организма как результат проявления генотипа | ||
Изменчивость признаков у организмов | ||
Организменный уровень организации жизни | ||
Популяционно-видовой уровень организации жизни | ||
Дарвинизм и его основные положения | ||
Вид - основная систематическая категория живого | ||
Популяция - форма существования вида в природе | ||
Популяция как единица эволюции | ||
Основные движущие силы эволюции видов в природе | ||
Естественный отбор - главный фактор эволюции видов в природе | ||
Приспособленность организмов к условиям обитания как результат эволюции | ||
Селекция как изменение человеком культурных форм организмов | ||
Популяционно-видовой уровень организации жизни | ||
Биоценотический уровень организации жизни | ||
Биоценоз - природное сообщество | ||
Структура биоценоза как основа поддержания его целостности | ||
Биогеоценоз, его компоненты | ||
Круговорот веществ, поток энергии в природе | ||
Основные свойства биогеоценозов | ||
Биоценотический уровень организации жизни | ||
Урок резерва | ||
Биосферный уровень организации жизни | ||
Структура биосферы | ||
Биогехимический круговорот - основа существования биосферы | ||
Возникновение биосферы, начало его эволюции | ||
Краткая история эволюции биосферы (1-ый урок) | ||
Краткая история эволюции биосферы (2-ой урок) | ||
Появление человека как важнейший этап эволюции биосферы | ||
Человечество как глобальная сила биосферы | ||
Современные экологические проблемы | ||
Значение охраны биосферы для жизни на Земле | ||
Биосферный уровень организации жизни | ||
Общие закономерности жизни | ||
Обобщающее повторение | ||
Молекулярно-генетический, органоидно-клеточный уровни организации жизни (повторение) | ||
Организменный уровень организации жизни (повторение) | ||
Популяционно-видовой уровень организации жизни (повторение) | ||
Биоценотический, биосферный уровни организации жизни (повторение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11классе школы глухих
Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....
Рабочая программа по биологии 8 класс школа VIII вида.
Рабочая программа по биологии для обучающихся по коррекционным программам школы VIII вида. Рабочая программа содержит все необходимые структурные компоненты....
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)
Рабочая программа по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 5 класс Автор А.А.Вахрушев ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по биологии 5 класс...
рабочая программа по биологии 6 класс для школ VIII вида
рабочая программа составлена для школ 8 вида...