План – конспект урока по биологии в 8 классе по теме: «Китообразные»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
К китообразным относятся: синий кит, кашалот, косатка, дельфин и другие. Эти животные никогда не покидают воду. По внешнему виду китообразные похожи на рыб. Голова у них неподвижно соединена с туловищем, которое постепенно переходит в хвост с плавником и двумя лопастями.Китообразные отличаются от рыб расположением плавника. Хвостовой плавник у них расположен не вертикально, а горизонтально. Такое расположение плавника помогает животному легко всплывать на поверхность. Китообразные не имеют шерсти и ушных раковин. При безволосой, гладкой коже уменьшается трение о воду. В результате увеличивается скорость передвижения животного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._kitoobraznye.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Воскресенская коррекционная школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
План – конспект урока по биологии
в 8 классе
по теме: «Китообразные»
Подготовил и провёл:
учитель- дефектолог
высшей категории
Зверев А.А.
Воскресенское 2017г.
Цель урока:
Познакомить учащихся с китообразными.
Задачи:
1. Уточнить, расширить и закрепить знания учащихся о внешнем строение и образе жизни китообразных.
2. Развивать умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывать любознательность и интерес к учебному предмету.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, учебники, тетради
Ход урока:
I.Организационный момент.
а) психологический настрой учащихся
б)проверка готовности к уроку
II. – Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с млекопитающими и познакомимся с китообразными, их строением, обитанием, размножением.
- Давайте, вспомним какую тему мы с вами проходили на прошлом уроке?
- Так, молодцы.
- Теперь ответьте на несколько вопросов:
1) Назовите животных, которые относятся к ластоногим? (моржи, тюлени, морские котики)
2) Какие особенности строения развились у ластоногих в связи с жизнью в воде? (обтекаемое тело, конечности превратились в ласты, ноздри и ушные раковины закрываются при нырянии)
3)Почему этим животным не страшен холод? (под кожей толстый слой жира)
4)Где живут моржи?
5) Зачем моржам нужны клыки? (ими они разрывают грунт в поисках пищи, защищаются от врагов)
6) Где живут тюлени?
7) Чем тюлени отличаются от моржей? (нет клыков, детёныши рождаются белыми, передвигаются по суше только при помощи передних ластов)
8) Где живут морские котики?
9) Чем морские котики отличаются от тюлений и моржей? (наличием ушных раковин, детёныши рождаются покрытые чёрным мехом)
III. Тема урока:Китообразные(Слайд)
- Открываем тетради, записываем число и нашу сегодняшнюю тему.
- Записали, отложили ручки, сели хорошо, приготовились слушать.
Несколько уроков подряд мы изучаем класс млекопитающих. Назовите признаки, по которым млекопитающих отличают от других животных? (волосяной покров, наличие ушных раковин и век, рождение живых детёнышей, расположение ног, детёнышей выкармливают молоком). Сегодня мы с вами, продолжим знакомство с классом млекопитающих и познакомимся и китообразными.
К китообразным относятся: синий кит, кашалот, косатка, дельфин и другие. Эти животные никогда не покидают воду. По внешнему виду китообразные похожи на рыб. Голова у них неподвижно соединена с туловищем, которое постепенно переходит в хвост с плавником и двумя лопастями.
Китообразные отличаются от рыб расположением плавника. Хвостовой плавник у них расположен не вертикально, а горизонтально. Такое расположение плавника помогает животному легко всплывать на поверхность.
Китообразные не имеют шерсти и ушных раковин. При безволосой, гладкой коже уменьшается трение о воду. В результате увеличивается скорость передвижения животного. От холода китообразныхзащищает толстый слой подкожного жира. У крупных китов он может быть толщиной от 20 до 45 см. кроме того. Все внутренние органы и мышцы кита имеют прослойки жира. Также большое количество жира облегчает вес тела и воде.
Китообразные дышат атмосферным воздухом. Каждые 10-15 минут они поднимаются на поверхность. Лёгкие у кита очень большие. Воздух через носовые отверстия сразу поступает в воздухоносные пути. При этом он не попадает в рот. Поэтому при заглатывании пищи вода не приникает в органы дыхания.
IV. Физкультминутка
1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в
исходное положение (основная стойка - выдох). Тоже самое другой
ногой
2. и.п.- ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых
суставах вперёд, назад.
3. и.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны влево, вправо
V. Продолжение темы урока
Зубастые киты (дельфины, кашалоты) имеют множество зубов. Они питаются рыбой. У беззубых (усатых) китов (синий кит) на месте зубов развит цедильный аппарат – китовый ус. Он состоит из роговых пластин, свешивающихся сверху в ротовую полость. Усатые киты питаются мелкими ракообразными, моллюсками, рыбой. Раскрытой пастью кит набирает в рот вместе с водой огромное количество этих животных. Вода процеживается через роговые пластинки, а пища остаётся во рту.
Самые крупные из китообразных – киты, особенно синий кит. Длина тела синего кита может достигать 33 м, а вес – 150 кг. Синий кит – самое крупное животное из всех животных, когда – либо живших на Земле.
Киты и дельфины, как и все млекопитающие, выкармливают детёнышей молоком. Обычно у китообразных рождается по одному детёнышу. Самка кита рождает одного детёныша раз в два года. Длина китёнка около 8 метров. В сутки он высасывает около 90 кг жирного молока.
Дельфины по сравнению с китами мелкие животные. Их тело достигает в длину 10 м. Они лучшие пловцы из всех животных морей и океанов.
Китообразные – ценные животные. От них можно получить много мясо и жира. Однако в настоящее время китов и дельфинов в природе осталось мало, многие виды китообразный занесены в Красную книгу, поэтому охота на них запрещена.
VI.Закрепление
Тест – игра «Верно ли утверждение?» (Учитель читает утверждения, а учащиеся в тетрадях проставляют цифры от одного до десяти и напротив каждой цифры ставят «+», если утверждение верно и « - », если утверждение не верно.
Вопросы:
1. Киты и дельфины – млекопитающие животные.
2. Тело дельфинов покрыто мелкой шерстью.
3. Хорошо плавать китообразным помогает мощный хвост.
4. Каждый вдох – выдох у китообразных происходит через ноздрю – дыхало спромежутком 15 -20 мин.
5. Китообразные, как и рыбы, откладывают икру.
6. Детёнышейкитообразные выкармливают молоком.
7. Во рту у синего кита имеются роговые пластины – китовый ус.
8. Кашалот – это кит, который имеет зубы.
9. Дельфин крупнее синего кита в два раза.
10. Китообразные – ценные животные, от них можно получить много мяса и жира.
Подведение итогов игры.
VII. Оценки за урок. Д/З. стр. 220-223, читать, отвечать на вопросы ( I,II группа), III группа – рассмотреть рисунки
VIII. На этом наш урок подошёл к концу. Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по биология 9 класс "Вирусы"
"Вирусы-неклеточные формы жизни"...
План-конспект урока по биологии 8 класс "Строение и работа сердца"
"Строение и работа сердца"...
План-конспект урока по биологии 7 класс
Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Хордовые" с применением сингапурских методик...
План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"
План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"...
План конспект урока по биологии 9 класс "ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА"
План конспект урока по биологии 9 класс "ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА"...
План - конспект урока по биологии 5 класс "Грибы - чудо природы"
Обобщающий урок по теме: "Грибы". Многообразие раздаточного материалаи сведений о грибах....
План-конспект урока по биологии 9 класс "ВИРУСЫ"
План-конспект урока в 9 классе предназначен для учителей биологии. Основная цель: помощь учителю в подготовке к уроку по данной теме....