Элективный курс по биологии "Основы ветеринарии"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа данного элективного курса разработана для 9 класса. Основная концепция курса заключается в следующем: опора на знания учащихся анатомии человека и зоологии, для понимания основных понятий ветеринарной медицины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса
«Основы ветеринарии»
по предмету (курсу и т.д.) биология
Класс 9 класс
Учитель
Количество часов по программе 34 ч
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по биологии разработана для учащихся 9 классов и составлена на основе Государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерных программ среднего общего образования по биологии.
Автор программы элективного курса «Основы ветеринарии» Л.И. Гирфанова.
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных старших классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного и медико-биологического направления.
Основная концепция курса заключается в следующем: опора на знания учащихся анатомии человека и зоологии, для понимания основных понятий ветеринарной медицины.
Учащиеся девятых классов, начинают задумываться о своей будущей профессии. Также перед ними встает вопрос выбора предмета на ЕГЭ. Поэтому более широкое ознакомление с профессиями для них очень актуально. Данный элективный курс дает учащимся возможность «примерить» на себя профессии в сфере ветеринарии, что может способствовать повышению мотивации в изучении предметов биологии, химии, учащиеся также научатся замечать первые признаки болезней и предотвращать дальнейшее их развитие.
Ветеринария – это отрасль науки, которая занимается профилактикой, диагностикой и лечением болезней, а также расстройствами и травмами животных.
Ветеринария включает в себя комплекс мероприятий, как государственных, так и общественных, которые касаются сохранения здоровья животных и профилактики некоторых человеческих болезней. Также изучает болезни животных, решает вопросы повышения их продуктивности и уделяет внимание методам защиты людей от болезней, которые передаются животными.
С тех пор, как человек приручил животных, появилась необходимость следить за состоянием их здоровья. Братья наши меньшие страдают от тех же заболеваний, что и мы. Именно поэтому курс «Основы ветеринарии» обязательно должен включать в себя рассмотрение основных заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, а также и первичную диагностику и профилактику заболеваний, чтобы учащийся мог без труда оказать медицинскую помощь своему питомцу.
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается в списке рекомендуемой литературы), музейных экспозиций, а также посещение животноводческой фермы.
Цель курса
Овладение знаниями основ ветеринарии, которые в дальнейшем могут быть использованы в повседневной жизни, а также необходимых при поступлении в средние специальные учебные.
Задачи курса
1. Познакомить обучающихся с наукой ветеринарией и ее значением, дать представление о некоторых разделах ветеринарии.
2. Изучить комплекс общих, зоотехнических, профилактических, ветеринарно-санитарных и лечебных мероприятий, обеспечивающих сохранение и восстановление здоровья животных.
3. Сформировать у учащихся зоотехнические и ветеринарные знания и умения, необходимые для выполнения основных работ по уходу за животными.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- знать и уметь раскрывать основные этапы истории ветеринарии;
- уметь объяснить, какое значение имеет ветеринария;
- знать основные болезни животных, передающихся человеку;
- знать простые правила гигиены.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать условия жизни животных и выявлять первые признаки заболевания, для эффективного лечения ;
- развивать творческие (исследовательские) взаимосвязи с товарищами.
Курс рассчитан на 34 учебных часов. При необходимости общее количество часов может быть увеличено (до 70) за счет увеличения объема проводимых практических занятий, семинаров, ролевых игр и самостоятельных (внутриаудиторных работ), планы проведения которых прилагаются к каждой рассматриваемой теме (всего 5 тем).
Содержание курса
Общее количество часов – 34
Тема 1. Введение (1 ч)
Ветеринария как наука; значение; основные цели и задачи; современное состояние и перспектива развития.
Тема 2. История ветеринарии (8 ч)
Историческая справка развития ветеринарии. Одомашнивание животных – основа зарождения ветеринарии. Ветеринария при первобытнообщинном строе. Ветеринария в античном мире. Ветеринария в эпохи Средневековья и Возрождения (V-XVII века). Ветеринария ХVII – ХХ веков. Ветеринария в СССР. Ветеринарная помощь в наше время.
Тема 3. Профессии в сфере ветеринарии (15 ч)
Профессия ветеринар. Кто может стать ветеринаром? Обучение профессии ветеринар. Трудовая деятельность ветеринара. Дифференциация ветеринарии на другие профессии. Агент по защите домашних животных. Аквариумист. Грумер. Дрессировщик. Зоопсихолог. Кинолог. Таксидермист. Фелинолог. Хендлер. Связь ветеринарии с другими профессиями.
Тема 4. Основные заболевания сельскохозяйственных и домашних животных (2 ч)
Инфекционные заболевания животных(туберкулез, ящур, сибирская язва и тд). Незаразные болезни животных(респираторные болезни; болезни сердца и крови; болезни органов пищеварения и тд).
Тема 5. Первичная диагностика и профилактика заболеваний (6 ч)
Признаки заболевания животных. Основные виды и методы терапии. Профилактика инфекционных заболеваний животных. Профилактика незаразных болезней животных. Диспансерное обследование. Основные виды ветеринарной санитарии.
Тематическое планирование
№ | Тема | К-во час. | Результаты обучения | Форма работы |
Тема 1. Введение (1 ч) | ||||
1 | Ветеринария; значение, основные цели и задачи | 1 | Узнают: предмет изучения науки ветеринария, раздела животноводства, значение ее открытий для развития других биологических наук Смогут: самостоятельно сформулировать задачи науки | Лекция |
Тема 2. История ветеринарии (8 ч) | ||||
2 | Историческая справка развития ветеринарии. | 1 | Смогут: на основе исторических данных прогнозировать дальнейшее развитие ветеринарии. | Лекция |
3 | Одомашнивание животных – основа зарождения ветеринарии. | 1 | Узнают: как одомашнивались животные. | Лекция |
4 | Ветеринария при первобытнообщинном строе. | 1 | Узнают: особенности развития ветеринарии при первобытном строе. | Лекция |
5 | Ветеринария в античном мире. | 1 | Узнают: особенности развития ветеринарии в античном мире. | Лекция |
6 | Ветеринария в эпохи Средневековья и Возрождения (V-XVII века). | 1 | Узнают: особенности развития ветеринарии в эпохи Средневековья и Возрождения (V-XVII века) | Лекция |
7 | Ветеринария ХVII – ХХ веков. | 1 | Узнают: особенности развития ветеринарии во времена ХVII – ХХ веков. | Лекция |
8 | Ветеринария в СССР. | 1 | Узнают: особенности развития ветеринарии во времена СССР. Смогут: сравнить значимость ветеринарии как науки в разных странах | Лекция |
9 | Ветеринарная помощь в наше время. | 1 | Узнают: значение ветеринарии в наше время. | Лекция |
Тема 3. Профессии в сфере ветеринарии (16 ч) | ||||
10 | Профессия Ветеринар. | 1 | Узнают: что из себя представляет профессия ветеринар. Смогут: представить значимость этой профессии. | Лекция |
11 | Кто может стать ветеринаром? | 1 | Узнают: что нужно для того, чтобы стать ветеринаром. | Лекция |
12 | Обучение профессии ветеринар. | 1 | Узнают: что нужно знать для того, чтобы обучиться на профессию ветеринар. | Лекция |
13 | Трудовая деятельность ветеринара. | 1 | Узнают: какова трудовая деятельность ветеринара. | Лекция |
14 | Дифференциация ветеринарии на другие профессии . | 1 | Узнают: какие еще профессии существуют в сфере ветеринарии Смогут: "примерить" на себя различные роли, что в дальнейшем поможет им в выборе профессии. | Ролевая игра |
15 | Агент по защите домашних животных. | 1 | Узнают: об инспекторе специальной спасательной службы. | Семинар |
16 | Аквариумист. | 1 | Узнают: о специалисте по созданию и поддержанию замкнутых экосистем в искусственных бассейнах | Семинар |
17 | Грумер. | 1 | Узнают: о специалисте по наведению внешнего лоска домашних животных | Семинар |
18 | Дрессировщик. | 1 | Узнают: об артисте, занимающийся дрессировкой животных для выступления перед публикой. | Семинар |
19 | Зоопсихолог. | 1 | Узнают: о психологе, специализирующийся на поведении животных. | Семинар |
20 | Кинолог. | 1 | Узнают: о специалисте по воспитанию и разведению собак. | Семинар |
21 | Таксидермист. | 1 | Узнают: о специалисте по изготовлению чучел зверей и птиц. | Семинар |
22 | Фелинолог. | 1 | Узнают: о специалисте по домашним кошкам. | Семинар |
23 | Хендлер. | 1 | Узнают: о специалисте по демонстрации собак на выставке. | Семинар |
24 | Связь Ветеринарии с другими профессиями. | 1 | Узнают: что ветеринария как наука многогранна Смогут: выявить взаимосвязь с другими профессиями | Семинар |
Тема 4. Основные заболевания сельскохозяйственных и домашних животных (2 ч) | ||||
25 | Инфекционные заболевания животных(туберкулез, ящур, сибирская язва и тд). | 1 | Смогут: выявить первые признаки инфекционных болезней. | Лекция |
26 | Незаразные болезни животных(респираторные болезни; болезни сердца и крови; болезни органов пищеварения и тд). | 1 | Смогут: выявить первые признаки незаразных болезней и предотвратить их дальнейшее развитие. | Лекция |
Тема 5. Первичная диагностика и профилактика заболеваний (12 ч) | ||||
27 | Признаки заболевания животных. | 1 | Смогут: выявить первые признаки заболеваний | Лекция |
28 | Основные виды и методы терапии. | 1 | Узнают: способы борьбы с различными заболеваниями | Лекция |
29 | Профилактика инфекционных заболеваний животных. | 1 | Смогут: обосновать необходимые ограничения и значение культуры потребления | Лекция |
30 | Профилактика незаразных болезней животных. | 1 | Смогут: обсудить проблемы здоровления окружающей среды городов | Лекция |
31 | Диспансерное обследование. | 1 | Узнают: способы выявления первых признаков заболевания, их лечения и последующего медицинского наблюдения. | Практическая работа |
32 | Основные виды ветеринарной санитарии. | 1 | Узнают: об основных видах ветеринарной санитарии, таких как: дезинфекция, дезинсекция, дератизация | Семинар |
33 | Обобщение по курсу | 1 | ||
34 | Резерв | 1 |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература для учеников.
1. Бурделев Т.Е. Основы ветеринарии. – М.: Колос, 1978.
Интернет-сайты:
http://www.uralstudent.ru/professii/veterinariya-rabota-s-zhivotnymi/– Ветеринария, работа с животными
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.royal-canin.ru%2Fupload%2Fiblock%2F016%2Fvypusk-_-17.1.pdf&name=vypusk-_-17.1.pdf&lang=ru&c=5743e0b515ea – Международный журнал по ветеринарии мелких домашних животных
Рекомендуемая литература для учителя
1. Храмцов В.В. Основы ветеринарии: учебник / В.В. Храмцов, А.В. Коробов. – М.: КолосС, 2008. – 167 с.
2. Госманов Р.Г. Ветеринарная микробиология и иммунология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
3. Коробов А.В. Лекарственные и ядовитые растения в ветеринарии / А.В.Коробов, О.С.Бушукина, М.Н.Сбитнева. – М.: Озон, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Элективный курс «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии
Программа элективного курса «Биология сельскохозяйственных животных с основами ветеринарии» включает в себя теоретические знания по анатомии, физиологии, ветеринарии домашних животных и ла...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...