Пояснительная записка по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Корнишина Ксения Михайловна

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 11 класс к учебнику Н. И. Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._poyasnitelnaya_zapiska_11k.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента  государственного стандарта среднего (полного)  общего образования (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»   от 5 марта 2004 г. № 1089;
  • Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по биологии  (Письмо МОиН РФ от 07.07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предмета федерального базисного учебного плана»);
  •  Программа курса биологии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова  (Дрофа, 2011);
  • Учебного плана МБОУ «Столбищенская СОШ»,  утвержденного приказом  №146-О.Д. от 28 августа 2015 года.
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году, утвержденного приказом МО и Н РФ от 31 марта 2014 года №253. 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника  Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н. И. Общая биология. Профильный уровень.11 класс /Под ред. проф. В. Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2010.

Программа рассчитана на 70 часов в год, на 2 часа в неделю.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного  общего образования по биологии.

Программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в 11 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах изучаемых в 6-10 классах.

Изучение биологии в 11 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира;  о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм,  популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии;  устанавливать связь между развитием биологии и социально- этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты;  анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

-воспитание убежденности в возможности познания закономерностей
живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

  Данная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:   умение организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата); использовать  элементы анализа; давать определения; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;  выступать устно и письменно с результатами своего исследования; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для создания презентации результатов познавательной и практической деятельности; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

Выполнение данной программы предусматривает использование следующих технологий, форм и методов преподавания биологии: развивающее, личностно-ориентированное, проблемное обучение, элементы проектной, компьютерных технологий, технология тестирования, здоровьесберегающие технологии, игровые методы обучения, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности

Содержание образовательной программы

I. Эволюционное учение (24 часа)

Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Дарвинизм

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Лабораторные и практические работы:

  1. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди—Вайнберга. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

Лабораторные и практические работы:

  1. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.
  2. Выявление изменчивости у особей одного вида.
  3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
  4. Сравнение процессов экологического и географического видообразования.
  5. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Лабораторные и практические работы:

  1. Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.
  2. Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции.
  3. Выявление ароморфозов у растений и животных.
  4. Выявление идиоадаптаций у растений и животных.

II. Развитие органического мира (12 часов)

Основные черты эволюции животного и растительного мира

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Происхождение человека

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие

членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

Лабораторные и практические работы:

  1. Анализ и оценка различных гипотез возникновения и происхождения человека.
  2. Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас.

III. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (21 час)

Понятие о биосфере

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

Лабораторные и практические работы:

  1. Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота.

Жизнь в сообществах

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

Лабораторные и практические работы:

  1. Описание экосистемы своей местности.

Взаимоотношения организма и среды

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Лабораторные и практические работы:

  1. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).
  2. Решение экологических задач.
  3. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

Взаимоотношения между организмами

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

IV. Биосфера и человек (10 часов)

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы

     Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (гинь человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Бионика

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

В результате изучения биологии ученик должен

знать /понимать:

  • основные положения учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);
  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;
  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1.

Эволюционное учение. 

24 

10

2.

Развитие органического мира. 

 12

 2

3.

Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии.

21

5

3

4.

Биосфера и человек.

10

1

Итого:

67

17

9

Список литературы:

Рабочая программа ориентирована на использование дополнительной литературы для учителя:
1)Батуев А. С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г., Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М. :Дрофа, 2004;
2)Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы.

для учащихся:
1)Батуев А. С., Гуленкова М. А., Еленевский А.Г., Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004;
2)Фросин В.К, Сивоглазов В.И., Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология.
М. : Дрофа, 2004. -216с.

Литература, задания в которой рекомендуются в качестве
измерителей:
1) Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с
2) Биология: школьный курс.
- М: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил. - (Универсальное учебное пособие);
З) Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. К. Мягкова.
М.: Просвещение 2002- (Проверь свои знания);
4) Козлова Т. А., Колосов С. А., Дидактические карточки-задания по общей биологии.
М.: Издательский Дом «Генджер», 1997.- 96с;
5) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания.
- М:
Аквариум, 1998;
6)Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. /Л. В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.,. под ред. В.К Шумного и др.
- М.:  Просвещение, 2001. - 462 с: ил.
  Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA -
поддержка курса «Общая биология».

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное
приложение к учебнику Н. И.Сонина
(электронное учебное издание),
Дрофа, Физикон, 2006
• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное
издание
Дрофа, Физикон 2006
• Лаборатория
КЛЕТКА
  Лаборатория ГЕНЕТИКА
  Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1septembtr.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября» - научные новости биологии
www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/edukation- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.   Данная рабочая программа разработанна на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, канд...

Пояснительная записка 5-9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.      Данная рабочая программа разработанна на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических н...

Пояснительная записка математика 11 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по математике 11 класс, алгебра- Мордкович, геометрия -Атанасян....

пояснительная записка для 5 класса ФГОС

Пояснительная записка рабочей программы учебного предмета "Физическая культура" для 5 класса разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.В объёме 105 часов, и...

Пояснительная записка по биологии 10 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс к учебнику Н. И. Сонина...