За страницами учебника биологии
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа для подготовки к олимпиаде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_stranitsami_uchebnika_biologii_8-9.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения г. Москвы
« Школы с углубленным изучением отдельных предметов №879»
на 2017-2018 учебный год
по курсу «За страницами учебника биологии»,
работа с мотивированными детьми
для 8 - 9 классов
Учителя биологии
Сусановой Тамары Дмитриевны
Пояснительная записка
Программа курса по биологии «За страницами учебника биологии» рассчитана на дополнительное углубленное изучение биологии учащимися 8 классов, 1 час в неделю, 34 часа за год. Содержательная часть программы разработана на основе содержания олимпиадных заданий Городского и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Программа конкретизирует содержание предметных тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Некоторые темы, включенные в программу, не изучаются в школьном курсе биологии, но их включение оправдано целью курса. Содержание большинства разделов, одноименных изучаемым в рамках учебного предмета «Биология», расширено и углублено.
Целью курса «За страницами учебника биологии» является организация подготовки заинтересованных учащихся к олимпиаде по биологии и поступлению в профильные вузы. Курс «За страницами учебника биологии», прежде всего, является частью общей системы изучения биологии в школе, т.е. направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Задачами курса являются:
повторение, изучение, обобщение теоретического материала;
решение заданий олимпиад предидущих лет для закрепления повторенного материала и выработки практических умений и навыков их выполнения.
Все теоретические сведения представляются в компактном и структурированном виде – в виде конспектов-таблиц, схем, кратких и четких определений. Основная часть времени отводится по разбор заданий олимпиадного уровня. Задания сгруппированы по темам и соответствуют теме теоретического блока занятия. При подборе заданий особое внимание уделяется «типичным» заданиям, знакомству с наиболее частыми «ловушками» и типичными ошибками. В конце каждого занятия учащиеся получают задания для самостоятельной работы. Выполнение домашних заданий оставляется на усмотрение учащихся. Тематическое планирование курса построено таким образом, чтобы предметные темы максимально пересекались с содержанием учебного предмета «Биология» в календарном планировании.
Программа курса по биологии «Подготовка к олимпиаде по биологии» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Ученик научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примере сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и выявлять сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое осознание, эмоционально – ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Личностные результаты освоения курса:
1) Учащийся научится применять знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основам здорового образа жизни и здоровье сберегающим технологиям;
2) Учащийся приобретет навыки реализации установок здорового образа жизни;
3) Учащийся сформирует познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;
4) Учащийся овладеет интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы…);
5) Учащийся освоит эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметные результаты освоения курса:
1) Учащийся овладеет составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) Учащийся освоит умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) Учащийся приобретет способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) Учащийся сформирует умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивая разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Биология как наука - 1 час
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Методы познания живой природы.
Клетка как биологическая система – 12 часов
Цитология – наука о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.
Многообразие организмов – 20 часов
Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Строение, жизнедеятельность. Многообразие и классификация бактерий, грибов, растений, животных. Роль бактерий в природе. Бактерии – возбудители заболеваний, меры профилактики этих заболеваний. Роль грибов в жизни человека. Растения. Клетки, ткани, органы и системы органов. Характеристика водорослей, высших споровых растений. Особенности семенных растений. Строение и функции корней, стеблей, листьев, семян высших растений. Видоизменения корневых систем, побегов. Голосеменные и покрытосеменные растения. Рост, развитие и размножение. Однодольные и двудольные. Охрана редких и исчезающих видов растений. Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Классификация. Беспозвоночные животные. Одноклеточные. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Роль червей в природе и жизни человека. Многообразие моллюсков. Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые. Их значение в жизни человека. Хордовые животные. Строение и жизнедеятельность рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Роль хордовых в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Экосистемы и присущие им закономерности -2 часа
Биоценоз. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Глобальные антропогенные изменения в биосфере, проблема её устойчивого развития. Эволюция биосферы. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Календарно - тематическое планирование курса
« За страницами учебника биологии».
№п/п | № в теме | Дата | Тема занятия | Подготовка к ОГЭ |
Биология-наука о живой природе. – 1 час | ||||
1 | 1 | 1-8.09 | Признаки живого, уровни организации жизни (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | 1.1; 2.2; 2.2.2; 2.5; |
Клетка как биологическая система – 12 часов | ||||
2 | 1 | 11-15.09 | Цитология – наука о клетке (выполнение олимпиадного КИМ). | 2.1; 2.2; 2.3.1; 2.5; 1.1.2; |
3 | 2 | 18-22.09 | Методы изучения клетки. Химический состав клетки (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 2.1; 2.2; 2.3.1; 2.5; 1.1.2; |
4 | 3 | 25-29.09 | Строение и функции молекул неорганических и органических веществ (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 2.1; 2.2; 2.3.1; 2.5; 1.1.2; |
5 | 4 | 9-13.10 | Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | 2.1; 2.2; 2.3.1; 2.5; 1.1.2; |
6 | 5 | 16-20.10 | Соматические и половые клетки (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 2.1; 2.2; 2.3.1; 2.5; 1.1.2; |
7 | 6 | 23-27.10 | Многообразие клеток (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 2.1; 2.2; 2.3.1; 2.5; 1.1.2; |
8 | 7 | 30.10-3.11 | Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | 2.1; 2.2.2; 2.4; 2.8; 4.14; |
9 | 8 | 13-17.11 | Обмен веществ и превращения энергии в клетке (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 1.2.1; 1.2.2; |
10 | 9 | 20-24.11 | Брожение и дыхание. Фотосинтез. Хемосинтез (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 1.2.1; 1.2.2; |
11 | 10 | 27.11-1.12 | Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | 1.2.1; 1.2.2; |
12 | 11 | 4-8.12 | Мейоз, его фазы (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | 1.2.1; 1.2.2; |
13 | 12 | 11-15.12 | Развитие половых клеток у растений и животных (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 1.2.1; 1.2.2; 2.1; 1.1.2; |
Многообразие организмов – 20 часов | ||||
14 | 1 | 18-22.12 | Многообразие организмов (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 1.1.1; 2.3.3; |
15 | 2 | 25-29.12 | Многообразие и классификация бактерий. Роль бактерий в природе (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.1; 4.14; 1.1.1; 2.3.3; |
16 | 3 | 11-12.01 | Многообразие и классификация грибов (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.2; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.3; |
17 | 4 | 15-19.01 | Растения. Клетки, ткани, органы и системы органов (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2; 2.3.3; |
18 | 5 | 22-26.01 | Характеристика водорослей (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2; 2.3.3; |
19 | 6 | 29.01-2.02 | Характеристика высших споровых растений (составление таблицы и схем, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2; 2.3.3; |
20 | 7 | 5-9.02 | Особенности семенных растений (составление таблицы и схем, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2; 2.3.3; |
21 | 8 | 12-16.02 | Голосеменные и покрытосеменные растения (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; |
22 | 9 | 26.02-2.03 | Животные. Строение животных (составление таблицы и схем, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; |
23 | 10 | 5-9.03 | Беспозвоночные животные. Одноклеточные (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; |
24 | 11 | 12-16.03 | Кишечнополостные (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; |
25 | 12 | 19-23.03 | Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви растения (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; |
26 | 13 | 26-30.03 | Многообразие моллюсков растения (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; |
27 | 14 | 2-6.04 | Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые растения (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; |
28 | 15 | 16-20.04 | Хордовые животные. Строение и жизнедеятельность рыб растения (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; |
29 | 16 | 23-27.04 | Строение и жизнедеятельность земноводных растения (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; |
30 | 17 | 30.04-4.05 | Строение и жизнедеятельность пресмыкающихся растения (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; |
31 | 18 | 7-11.05 | Строение и жизнедеятельность птиц растения (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; |
32 | 19 | 14-18.05 | Строение и жизнедеятельность млекопитающих растения (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; |
33 | 20 | 21-25.05 | Охрана редких и исчезающих видов животных и растений (работа с определителями, выполнение олимпиадного КИМ). | 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; 2.1.5; |
Экосистемы и присущие им закономерности -1 час | ||||
34 | 1 | 28-31.05 | Биоценоз. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме растения. Проблема устойчивого развития биосферы (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ). | 2.4; 2.7; 3.4; 5.1; 5.2; 5.3; |
Литература для подготовки к олимпиадам
1. Багоцкий С.В. Вопросы и задачи по биологии. Пособие для учителей. –М.:МИОО, 2005.
2. Ганчарова О. С., Злобовская, О.А., Кирюхина О.О. Олимпиада по биологии. Взгляд изнутри. Издательство МЦНМО. 2009.
3. Кудинова Л.М. Олимпиады: задания по биологии. 6-11 класс. - Учитель, 2005.
4. Буковский М.Е. Экологические олимпиады учащихся 9-11 классов: подготовка, проведение, оценка. – Аркти,2004
5. Жадько Е.Г., Мамонов В.В., Коваленко М.И Школьные олимпиады: биология, химия, география: 8-11 кл. Феникс, 2004
6. Кудинова Л.М. Олимпиады задания по биологии. 6-11 класс. - Учитель, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "За страницами учебника биологии"
Элективный курс по биологии для учащихся 8-го класса. 1 час в неделю. Цель курса: формирование здорового образа жизни....
Рабочая программа кружка "За страницами учебника биологии"
Кружок предназначен для учащихся 8-9 класса, в том числе увлекающихся биологией и для подготовки к итоговой аттестации....
"За страницами учебника биологии"
Планирование по биологии, для 9 класса. 34 часа направленные на подготовку обучающихся к сдаче ОГЭ....
Программа курса по выбору: «За страницами учебника биологии» 9 класс
В программу данного курса включены вопросы, ботаники, зоологии, микологии,микробиологии, экологии. Основная концепция курса заключается в комплексномподходе при изучении живых организмов на разных уро...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии. Подготовка к ОГЭ" 9 кл.
На уроках биологии в 9 классах недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью при проведении групповых занятий особое вниман...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ
В соответствии с Концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Программа элективного курса «Наблюдения и эксперименты в био...
Рабочая программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" 7 класс...