За страницами учебника биологии
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Сусанова Тамара Дмитриевна

Рабочая программа для подготовки к олимпиаде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_stranitsami_uchebnika_biologii_8-9.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения г. Москвы

« Школы с углубленным изучением отдельных предметов  №879»

на 2017-2018 учебный год

по  курсу «За страницами учебника биологии»,

работа с мотивированными детьми

для 8 - 9 классов

Учителя  биологии

Сусановой Тамары Дмитриевны

Пояснительная записка

Программа  курса по биологии «За страницами учебника биологии» рассчитана на дополнительное углубленное изучение биологии учащимися 8  классов,  1 час в неделю, 34 часа за год. Содержательная часть программы разработана на основе содержания олимпиадных заданий Городского и  регионального  этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Программа конкретизирует содержание предметных тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов  курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Некоторые темы, включенные в программу, не изучаются в школьном курсе биологии, но их включение оправдано целью курса. Содержание большинства разделов, одноименных изучаемым в рамках учебного предмета «Биология», расширено и углублено.

Целью курса «За страницами учебника биологии» является организация подготовки заинтересованных учащихся к олимпиаде по биологии и поступлению в профильные вузы. Курс «За страницами учебника биологии», прежде всего, является частью общей системы изучения биологии в школе, т.е. направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Задачами курса являются:

повторение, изучение, обобщение теоретического материала;

решение заданий олимпиад предидущих лет для закрепления повторенного материала и выработки практических умений и навыков их выполнения.

Все теоретические сведения представляются в компактном и структурированном виде – в виде конспектов-таблиц, схем, кратких и четких определений. Основная часть времени отводится по разбор заданий олимпиадного уровня. Задания сгруппированы по темам и соответствуют теме теоретического блока занятия. При подборе заданий особое внимание уделяется «типичным» заданиям, знакомству с наиболее частыми «ловушками» и типичными ошибками. В конце каждого занятия учащиеся получают задания для самостоятельной работы. Выполнение домашних заданий оставляется на усмотрение учащихся. Тематическое планирование курса построено таким образом, чтобы предметные темы максимально пересекались с содержанием учебного предмета «Биология» в календарном планировании.

Программа курса по биологии «Подготовка к олимпиаде по биологии» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Ученик научится:

  1. выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  2. осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе;
  3. раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль организмов в жизни человека;
  4. объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примере сопоставления биологических объектов;
  5. выявлять примеры и выявлять сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  6. различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  7. сравнивать биологические объекты, процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  8. устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  9. использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
  10.  знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  11. анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  1. использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
  2. выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  3. осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  4. ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое осознание, эмоционально – ценностное отношение к объектам живой природы);
  5. находить информацию о растениях и животных в научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  6. выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Личностные результаты освоения курса:

      1)  Учащийся научится применять знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основам здорового образа жизни  и здоровье сберегающим технологиям;

2)  Учащийся приобретет навыки  реализации установок здорового образа жизни;

3) Учащийся сформирует познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;

4) Учащийся овладеет интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы…);

5) Учащийся освоит эстетическое отношение к живым объектам.

Метапредметные  результаты освоения курса:

1)   Учащийся овладеет составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2)   Учащийся  освоит умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3)   Учащийся приобретет способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4)  Учащийся сформирует умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивая разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

 Биология как наука - 1 час

 Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира.  Методы познания живой природы.

Клетка как биологическая система – 12 часов 

Цитология – наука о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.  Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Брожение и дыхание. Фотосинтез.  Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

 Многообразие организмов – 20 часов

 Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Строение, жизнедеятельность. Многообразие и классификация бактерий,  грибов, растений, животных. Роль бактерий в природе. Бактерии – возбудители заболеваний, меры профилактики этих заболеваний. Роль грибов в жизни человека. Растения. Клетки, ткани, органы и системы органов. Характеристика водорослей, высших споровых растений. Особенности семенных растений. Строение и функции корней, стеблей, листьев, семян  высших растений.  Видоизменения корневых систем, побегов. Голосеменные и покрытосеменные растения. Рост, развитие и размножение. Однодольные и двудольные.  Охрана редких и исчезающих видов растений. Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных.  Классификация. Беспозвоночные животные. Одноклеточные.  Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Роль червей в природе и жизни человека. Многообразие моллюсков. Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые. Их значение в жизни человека.  Хордовые животные. Строение и жизнедеятельность рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Роль хордовых в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Экосистемы и присущие им закономерности -2 часа

 Биоценоз. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Глобальные антропогенные изменения в биосфере, проблема её устойчивого развития. Эволюция биосферы. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Календарно - тематическое планирование курса

 « За страницами учебника биологии».  

№п/п

№ в теме

Дата

Тема занятия

Подготовка к ОГЭ

Биология-наука о живой природе. – 1 час

1

1

1-8.09

Признаки живого, уровни организации жизни

 (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).

1.1; 2.2; 2.2.2; 2.5;

Клетка как биологическая система – 12 часов

2

1

11-15.09

Цитология – наука о клетке (выполнение олимпиадного КИМ).

2.1; 2.2; 2.3.1; 2.5; 1.1.2;

3

2

18-22.09

Методы изучения клетки. Химический состав клетки

(составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

2.1; 2.2; 2.3.1; 2.5; 1.1.2;

4

3

25-29.09

Строение и функции молекул неорганических и органических веществ

(составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

2.1; 2.2; 2.3.1; 2.5; 1.1.2;

5

4

9-13.10

Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).

2.1; 2.2; 2.3.1; 2.5; 1.1.2;

6

5

16-20.10

Соматические и половые клетки (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

2.1; 2.2; 2.3.1; 2.5; 1.1.2;

7

6

23-27.10

Многообразие клеток (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

2.1; 2.2; 2.3.1; 2.5; 1.1.2;

8

7

30.10-3.11

Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).

2.1; 2.2.2; 2.4; 2.8; 4.14;

9

8

13-17.11

Обмен веществ и превращения энергии в клетке (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

1.2.1; 1.2.2;

10

9

20-24.11

Брожение и дыхание. Фотосинтез.  Хемосинтез (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

1.2.1; 1.2.2;

11

10

27.11-1.12

Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).

1.2.1; 1.2.2;

12

11

4-8.12

Мейоз, его фазы (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).

1.2.1; 1.2.2;

13

12

11-15.12

 Развитие половых клеток у растений и животных (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

1.2.1; 1.2.2; 2.1; 1.1.2;

Многообразие организмов – 20 часов

14

1

18-22.12

Многообразие организмов (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 1.1.1; 2.3.3;

15

2

25-29.12

Многообразие и классификация бактерий. Роль бактерий в природе (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.1; 4.14; 1.1.1; 2.3.3;

16

3

11-12.01

Многообразие и классификация грибов (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.2; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.3;

17

4

15-19.01

Растения. Клетки, ткани, органы и системы органов (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2; 2.3.3;

18

5

22-26.01

Характеристика водорослей (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2; 2.3.3;

19

6

29.01-2.02

Характеристика высших споровых растений (составление таблицы и схем, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2; 2.3.3;

20

7

5-9.02

Особенности семенных растений (составление таблицы и схем, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2; 2.3.3;

21

8

12-16.02

Голосеменные и покрытосеменные растения

 (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2;

22

9

26.02-2.03

 Животные. Строение животных (составление таблицы и схем, выполнение олимпиадного КИМ).

 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2;

23

10

5-9.03

Беспозвоночные животные. Одноклеточные (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).  

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2;

24

11

12-16.03

Кишечнополостные (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).  

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2;

25

12

19-23.03

Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви растения

(составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2;

26

13

26-30.03

Многообразие моллюсков растения (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2;

27

14

2-6.04

Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые растения (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2;

28

15

16-20.04

Хордовые животные. Строение и жизнедеятельность рыб растения (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; 3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2;

29

16

23-27.04

Строение и жизнедеятельность  земноводных растения (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2;

30

17

30.04-4.05

Строение и жизнедеятельность пресмыкающихся растения (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2;

31

18

7-11.05

Строение и жизнедеятельность птиц растения (составление таблицы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2;

32

19

14-18.05

Строение и жизнедеятельность  млекопитающих растения (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2;

33

20

21-25.05

Охрана редких и исчезающих видов животных и растений (работа с определителями, выполнение олимпиадного КИМ).

3.3; 4.14; 4.15; 1.1.1; 2.3.2;2.3.3; 2.8; 4.14; 5.1; 2.1.2; 2.1.5;

Экосистемы и присущие им закономерности -1 час

34

1

28-31.05

Биоценоз. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме растения. Проблема устойчивого развития биосферы (составление схемы, выполнение олимпиадного КИМ).

2.4; 2.7; 3.4; 5.1; 5.2; 5.3;

Литература для подготовки к олимпиадам

 1. Багоцкий С.В. Вопросы и задачи по биологии. Пособие для учителей. –М.:МИОО, 2005.

  2. Ганчарова О. С., Злобовская, О.А., Кирюхина О.О. Олимпиада по биологии. Взгляд изнутри. Издательство МЦНМО. 2009.

 3. Кудинова Л.М. Олимпиады: задания по биологии. 6-11 класс. - Учитель, 2005.

4. Буковский М.Е. Экологические олимпиады учащихся 9-11 классов: подготовка, проведение, оценка. – Аркти,2004

5. Жадько Е.Г., Мамонов В.В., Коваленко М.И Школьные олимпиады: биология, химия, география: 8-11 кл. Феникс, 2004

6.  Кудинова Л.М. Олимпиады задания по биологии. 6-11 класс. - Учитель, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "За страницами учебника биологии"

Элективный курс по биологии для учащихся 8-го класса. 1 час в неделю. Цель курса: формирование здорового образа жизни....

Рабочая программа кружка "За страницами учебника биологии"

Кружок предназначен для учащихся 8-9 класса, в том числе увлекающихся биологией и для подготовки к итоговой аттестации....

"За страницами учебника биологии"

Планирование по биологии, для 9 класса. 34 часа направленные на подготовку обучающихся к сдаче ОГЭ....

Программа курса по выбору: «За страницами учебника биологии» 9 класс

В программу данного курса включены вопросы, ботаники, зоологии, микологии,микробиологии, экологии. Основная концепция курса заключается в комплексномподходе при изучении живых организмов на разных уро...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии. Подготовка к ОГЭ" 9 кл.

На уроках биологии в 9  классах недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью при проведении групповых занятий особое вниман...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ

В соответствии с Концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Программа элективного курса «Наблюдения и эксперименты в био...

Рабочая программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" 7 класс...