Опорный конспект "Клеточное дыхание"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Клеточное дыхание
Клеточное дыхание – совокупность реакций, обеспечивающих клетку энергией (АТФ), в ходе которых происходит расщепление сложных органических веществ до более простых неорганических веществ
организмы (по типу диссимиляции)
аэробы анаэробы
Аэробное дыхание- дыхание при котором потребляется свободный атмосферный кислород
Аэробы - организмы, обитающие в среде свободного кислорода(большинство растений, животных, грибов и микроорганизмов)
Этапы аэробного дыхания:
Подготовительный этап:
- происходит в пищеварительной системе и цитоплазме клетки.
- сложные органические вещества, расщепляются до более простых:
(белки- до аминокислот, полисахариды- до моносахаридов, жиры до жирных кислот и глицерина).
- выделяется небольшое количество энергии, которое рассеивается в виде тепла.
- не происходит запасание энергии в молекулах АТФ.
Бескислородный (анаэробный) этап:
Гликолиз- многоступенчатый процесс бескислородного расщепления молекулы глюкозы (С6Н12О6) до двух молекул пировиноградной кислоты (С 3Н4 О3)
- протекает в гиалоплазме
- 1 молекула глюкозы расщепляется до 2 молекул пировиноградной кислоты:
C6H12O6 + 2АДФ +2H3PO4+2НАД+ → 2 C3H4O3 + 2НАД*Н+Н++ 2АТФ
- часть энергии запасается в виде 2 макроэргических связей АТФ, а часть рассеивается в виде тепла.
- Для некоторых живых организмов, которые живут в бескислородной среде (анаэробные бактерии и паразитические черви) этот этап является заключительным этапом энергетического обмена.
Кислородный этап:
- происходит в митохондриях
- конечный продукт гликолиза С3Н4О3 попадает во внутренний матрикс митохондрии, где расщепляется под действием ферментов до СО2 и Н0
- СО2 выходит из митохондрий
- Н0 подхватываются веществами-переносчиками (НАД и ФАД). и переносятся на внутреннюю мембрану к электрон- транспортной цепи
- Н0 распадается на Н+ и ế (электрон) под действием ферментов
Н+ переносятся в межмембранное пространство и образуют положительный потенциал
- ế водорода накапливаются на внутренней стороне мембраны
- здесь они взаимодействуют с поступившим в митохондрию О2: О2 +2 ế = 2О2-
- О2- и формируют отрицательный потенциал
- постепенно разность потенциалов нарастает и достигает определенной величины (протонный потенциал)
- при этом Н+ силой электрического поля проходят через канал фермента АТФ-синтетазы
и попадают на внутреннюю сторону мембраны
- Н+ взаимодействуют с О2- : 2Н+ + О2-= Н2О
- проходя через АТФ-синтетазу Н+ отдают энергию, которая используется для синтеза АТФ из АДФ и остатка фосфорной кислоты:
2C3H4O3 + 6O2 + 36АДФ + 36H3PO4 → 36АТФ + 6CO2 + 42H2O
- При этом энергия запасается в 36 молекулах АТФ, часть рассеивается в виде тепла
Итоговое уравнение энергетического обмена:
C6H12O6 + 6O2 + 38АДФ + 38H3PO4+6Н2О → 6CO2 + 12 H2O + 38АТФ
(При этом выделяется 2800 кДж энергии, сохраняется 1520 кДж в виде 38 макроэргических связей АТФ)
Домашнее задание: параграф 25 (3,6)
- Среди приведенных процессов выберите, которые относятся к пластическому обмену:дыхание, брожение, образование белка, образование крахмала, синтез гликогена.
- Многоступенчатый ферментативный процесс бескислородного расщепления глюкозы до пировиноградной кислоты —...
- Вставьте пропущенные компоненты реакции:
С6Н12Ое + + 38АДФ + 38Н3Р04 = 6С02 + 6Н20 +
Уравнение какого процесса здесь приведено?
- К каждому этапу энергообмена, приведенному в левой колонке, подберите соответствующие процессы из правой колонки:
А — расщепление макромолекул с помощью ферментов до мономеров; энергия рассеивается в виде тепла
Б — многоступенчатое расщепление глюкозы, происходящее в гиалоплазме без участия кислорода
В — происходит в митохондриях
Г — происходит в пищеварительном тракте
Д — конечные продукты: С02 и Н20
Е — конечные продукты: ПВК, АТФ, НАДН + Н+
Ж — образуется 36 молекул АТФ
3 — исходное вещество: ПВК
- На основе закона Авогадро и знаний о молекулярном объеме газов определите, сколько литров кислорода (при нормальных условиях) потребуется организму человека для полного расщепления 250 г глюкозы и сколько литров углекислого газа при этом выделится. Сколько молей АТФ синтезируется?
- В процессе энергетического обмена гликолизу подверглось 2 моль глюкозы. Сколько молей АТФ при этом образовалось
- Определите, сколько граммов пировиноградной кислоты образуется из 360 г глюкозы при гликолизе
- Рассчитайте, сколько килограммов глюкозы синтезировано растениями в ходе фотосинтеза, если известно, что при этом выделилось 22 400 л кислорода.
- Рассчитайте, какое количество кислорода и фосфорной кислоты (в граммах) необходимо клеткам организма для образования АТФ, если в процессе дыхания полному окислению подвергается 90 г глюкозы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях
Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...
«Виды дыхания в народном хоровом пении. Цепное дыхание».
Занятие фольклорного коллектива. Продолжение темы "Выды дыханий"...
Опорный конспект к уроку "Органы дыхания"
опорный конспект...
"Развитио опорно - двигательного аппарата и нормализации дыхания юного пианиста"
Цель:показать на практике упражнения с начинающими учениками по классу фортепиано, способствующие развитию опорно-двигательного аппарата, помогающие ученикам снять напряженность мышц спины, шейного от...
Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.
Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....
Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.
Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные...
Консультация для педагогов"Система использования на музыкальных занятиях дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания"
Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена...