программа по биологии 11 класс Пасечник
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Данная программа составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов ( базовый уровень) (Биология. 5-11 классы: программа для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В .Пасечника / авт.-сост. Г.М .Пальдяева.- М.: Дрофа, 2010.-92 с., полностью отражающей содержание программы, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В программе учитывается преемственность с программой по биологии для основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologii_11_klass_polyakovava_2016.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
Утверждаю: Декан ФОО | Проверено: специалист по учебно-методической работе
| Рассмотрено на заседании кафедры биологии протокол №1 от 29 августа |
А.Л. Вышкин | И.А.Горшенева | Зав. кафедрой Т.А.Герасимова |
Рабочая программа по учебному предмету «Биология»
Класс: 11 «Б», «Г»
Учебный год: 2016 - 2017
Разработала:
Полякова Виктория Александровна,
преподаватель кафедры биологии
2016 год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов ( базовый уровень) (Биология. 5-11 классы: программа для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В .Пасечника / авт.-сост. Г.М .Пальдяева.- М.: Дрофа, 2010.-92 с., полностью отражающей содержание программы, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В программе учитывается преемственность с программой по биологии для основной школы.
I. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Основы учения об эволюции (34часов)
Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетическийхарактер.
Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица.
Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых
видов.
Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотношение микро_ и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза. Главные направления эволюционного процесса. Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.
Раздел 3. Эволюция биосферы и человек (8 часов)
Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции.
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных
Раздел 4. Антропогенез (4 часа)
Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы, факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.
Раздел 2. Основы экологии (34 часа)
Экология как наука. Среды обитания. Экологические факторы. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон минимума. Местообитание. Экологическая ниша. Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Протокооперация. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Конкурентные взаимодействия. Демографические показатели популяции: обилие, плотность, рождаемость, смертность. Возрастная структура. Динамика популяции. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Искусственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Продуценты. Консументы. Редуценты. Детрит. Круговорот веществ в экосистеме. Биогенные элементы.
Экологические пирамиды. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Сукцессия. Общее дыхание сообщества. Природные ресурсы. Экологическое сознание.
Биосфера и ее структура. Функции живого вещества. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.
Тематическое планирование
№ урока | Код раздела кодификатора | Наименование темы, раздела | Основные характеристики деятельности обучающихся |
1 | 6.2 | Основы учения об эволюции. История развития эволюционных идей | Определяют понятия: креационизм, трансформизм, эволюция. Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Т.Мальтуса, К.Линнея, Ж. Б. Ламарка. Анализируют текст учебника сравнивают эволюционные теории. |
2 | 6.2 | Предпосылки развития дарвинизма | Дают характеристику работам К.Бэра, Т.Шванна, М.Шлейдена, К.Рулье, Ч.Лайеля. Анализируют текст учебника |
3 | 6.2 | Эволюционное учение Ч.Дарвина | Дают характеристику: эволюции культурных форм, эволюции в природе, основных положений теории Ч. Дарвина. Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч. Дарвина. Готовят сообщения или презентации о Ч. Дарвине, в том числе с использованием компьютерных технологий. |
4 | 6.2 | Развитие эволюционной теории Ч.Дарвина | Определяют понятия: классический дарвинизм, исторический подход, ненаследственная и наследственная изменчивость, генофонд, популяционная генетика, генетическое равновесие. Дают характеристику мутационной теории эволюции, СТЭ. Анализируют текст учебника |
5 | 6.2 | Генетические основы эволюции | Определяют понятия: элементарный эволюционный материал, единица, явление. Приводят примеры их проявления в природе. Анализируют текст учебника |
6 | 6.2 | Эволюционные факторы – наследственность и изменчивость | Определяют понятия: определенная, неопределенная, соотносительная изменчивость, мутации. Выясняют их роль в эволюции. Выполняют лабораторную работу Выявление изменчивости у особей одного вида.(стр.98) |
7 | 6.2 | Борьба за существование и естественный отбор | Определяют понятия: внутривидовая, межвидовая борьба за существование, борьба с неблагоприятными условиями неорганической природы. Дают характеристику и сравнивают стабилизирующий, движущий и дизруптивный отбор. Анализируют текст учебника. |
8 | 6.3 | Приспособленность организмов | Определяют понятия: адаптации:морфологические, физиологические, биохимические, этологические. Приводят примеры их проявления в природе. Приводят доказательства относительной целесообразности адаптаций. Анализируют текст учебника. Выполняют лабораторную работу Приспособление организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора(стр 95). |
9 | 6.2 | Нарушение генетического равновесия в популяции | Определяют понятия: генофонд, генотип, фенотип, генетическое равновесие, дрейф генов, миграции, популяционные волны. Приводят примеры их проявления в природе. Выясняют механизм действия. Анализируют текст учебника. |
10 | 6.1 | Вид, его критерии и структура | Определяют понятия критерии вида, подвиды, экотипы, популяции. Приводят примеры их проявления в природе. Выполняют лабораторную работу. Описание особей вида по морфологическому критерию(стр. 97). |
11 | 6.1 | Изолирующие механизмы и видообразование | Определяют понятия: географическая, биологическая, экологическая, этологическая, репродуктивная изоляция. Приводят примеры их проявления в природе. Дают характеристику и сравнивают географическое, экологическое и внезапное видообразование. Выделяют критерии вида. Выполняют лабораторную работу. |
12 | 6.4 | Макроэволюция | Определяют понятия: доказательства эволюции, макроэволюция, микроэволюция, филогенетические ряды, закон зародышевого сходства. Дают характеристику атавизмам, рудиментам, гомологичным, аналогичным органам. Приводят примеры их проявления в природе. Анализируют текст учебника. Выполняют лабораторную работу. |
13 | 6.4 | Направления и пути эволюции | Определяют понятия: биологический прогресс и регресс, ароморфозы, идиоадаптации, дегенерация. Приводят примеры их проявления в природе. Дают характеристику и сравнивают направления и пути эволюции. Анализируют текст учебника. Выполняют лабораторную работу. |
14 | 6.4 | Основные закономерности эволюции | Определяют понятия: параллелизм, конвергенция, дивергенция, правила эволюции. Приводят примеры их проявления в природе. Дают характеристику основным закономерностям эволюции. Выполняют лабораторную работу. |
15 | Обобщение | Выполняют лабораторную работу: сравнение микроэволюции и макроэволюции | |
16 | 6.4 | Гипотезы возникновения жизни | Проводят анализ различных гипотез происхождения жизни: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции. Выполняют лабораторную работу Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле (стр.111).. |
17 | 6.4 | Основные этапы неорганической и органической эволюции | Определяют понятия: планетарная, неорганическая, органическая эволюция. Анализируют текст учебника |
18 | 6.4 | Современные гипотезы происхождения жизни | Готовят сообщения или презентации о гипотезе Опарина – Холдейна. Определяют понятия: коацерваты, пробионты, химическая эволюция, перенос наследственной информации |
19 | 6.4 | Основные этапы развития жизни на Земле | Готовят сообщения или презентации о гипотезе симбиотического происхождения эукариот, гипотезе происхождения эукариот путем впячивания клеточной мембраны, Выделяют существенные признаки эубактерий, архебактерий. Определяют понятия: палеонтология, эра, период. Дают характеристику и сравнивают архей, протерозой, палеозой. Заполняют таблицу Усложнение живых организмов на Земле. |
20 | 6.4 | Основные этапы эволюции растительного и животного мира | Анализируют основные ароморфозы растений и животных. Приводят примеры их проявления в природе. Анализируют текст учебника |
21 | 6.4 | История Земли и методы ее изучения. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое | Определяют понятия: геохронологическая шкала. Дают характеристику и сравнивают архей, протерозой, палеозой Анализируют текст учебника. |
22 | 6.4 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | Готовят сообщения или презентации о развитии жизни в мезозое и кайнозое. Дают характеристику и сравнивают триас, юра, мел, палеоген, неоген, антропоген |
23 | Обобщение | Выясняют основные ароморфозы растений и животных. Приводят примеры их проявления в природе. | |
24 | 6.5 | Становление представлений о происхождении человека | Определяют понятия: антропология, систематика человека. Приводят доказательства эволюции человека Анализируют текст учебника. Выполняют практическую работу основные стадии антропогенеза. |
25 | 6.5 | Движущие силы антропогенеза | Анализируют биологические и социальные факторы антропогенеза. Анализируют текст учебника |
26 | 6.5 | Основные стадии антропогенеза | Определяют понятия: дриопитеки, австралопитеки, архантропы, палеоантропы, неоантропы. Дают характеристику и сравнивают человеческие расы Готовят сообщения или презентации об основных стадиях антропогенеза. |
27 | Обобщение | Повторяют основных понятий по теории эволюции. Выполняют лабораторную работу. Осуществляют анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас. | |
28 | Итоговый контроль | Выполняют контрольную работу, тест | |
29 | Защита рефератов | Выполняют защиту рефератов, анализируют, оценивают. | |
30 | 7.2 | Предмет, задачи и методы экологии | Определяют понятия: экология, вид, популяция, биоценоз, экосистема, биосфера, аутэкология, демэкология, синэкология. Анализируют текст учебника |
31 | 7.1 | Среды обитания организмов | Дают характеристику и сравнивают Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды жизни. Анализируют текст учебника |
32 | 7.1 | Экологические факторы и закономерности их действия | Определяют понятия: экологические факторы- биотические, абиотические, антропогенные,эврибионты, стенобионты, правило минимума. Дают характеристику и сравнивают факторы раздражители, ограничители, модификаторы, сигналы. Выделяют признаки биологического оптимума, толерантности. |
33 | 7.1 | Абиотические факторы | Определяют понятия температура, влажность ,анабиоз, пойкилотермные, гомойотермные, эвритермные, стенотермные, организмы, зимостойкость, морозоустойчивость, состояние покоя, гидатофиты, гидрофиты, мезофиты, ксерофиты Выполняют лабораторную работу |
34 | 7.1 | Абиотические факторы | Определяют понятия: свет, газовый состав среды, почва и рельеф, фотопериодизм солевой анабиоз, погодные и климатические факторы. Дают характеристику и сравнивают экологические группы растений и животных. Анализируют текст учебника |
35 | Биологические ритмы | Определяют понятия: биоритмы- внешние, внутренние, циркадные, цирканные, спячка, зимний сон Выполняют лабораторную работу | |
36 | Жизненные формы организмов | Дают характеристику и сравнивают жизненные формы растений, животных. Определяют понятия: гидробионты, аэробионты, геобионты. Составляют отчет по экскурсии | |
37 | Биотические взаимодействия | Определяют понятия: конкуренция, хищничество- истинное, собирательное, пастбищное, паразитизм- облигатный, факультативный, временный, постоянный, эктопаразиты, эндопаразиты, мутуализм, комменсализм, аменсализм, нейтрализм. Приводят примеры их проявления в природе. Анализируют текст учебника | |
38 | Коррекция знаний | Решение экологических задач | |
39 | Экологическая характеристика популяций | Определяют понятия: экологическая ниша, рождаемость, смертность, численность, плотность. Дают характеристику и сравнивают структуры популяции- пространственную, половую, возрастную, этологическую. Анализируют текст учебника | |
40 | Динамика популяции и ее регуляция | Дают характеристику и сравнивают типы динамики- стабильный, изменчивый, взрывной. Определяют понятия: кривые выживания, факторы смертности, емкость среды. Анализируют текст учебника | |
41 | Сообщества организмов, структуры и связи | Определяют понятия: биоценоз, биотоп, фитоценоз, зооценоз, микробоценоз, виды - эдификаторы, ярусность, мозаичность. Дают характеристику и сравнивают структуры биоценоза-видовую, пространственную, трофическую, экологическую. Выделяют трофические, топические, форические, фабрические связи. Приводят примеры их проявления в природе. Анализируют текст учебника | |
42 | Экологическая характеристика экосистем | Определяют понятия: Экосистема, биогеоценоз, экотоп, климатоп, эдафотоп, продуценты, консументы, редуценты. Дают характеристику и сравнивают трофические цепи- пастбищные, детритные, пищевые сети. Выполняют лабораторную работу. Выделяют экологические пирамиды- чисел, биомассы, энергии. | |
43 | 7.3 | Свойства биогеоценозов и динамика сообществ | Определяют понятия: целостность, самовоспроизводство, устойчивость, саморегуляция, саморазвитие. Дают характеристику и сравнивают сукцессии- первичные, вторичные, Выделяют существенные признаки пионерных и климаксных сообществ. Приводят примеры их проявления в природе. |
44 | 7.3 | Природные и антропогенные экосистемы | Определяют понятия: гидроценозы, биогеоценозы, экосистема озера, фитопланктон, зоопланктон, бентос, экосистема смешанного леса, гумус. Дают характеристику и сравнивают агроэкосистемы, урбоэкосистемы. Выделяют признаки монокультуры, техносферы, синантропизации фауны. Выполняют лабораторную работу |
45 | 7.3 | Биоразнообразие – основа устойчивости сообществ | Выполняют лабораторную работу Определяют понятия: биоразнообразие, принципы- дополнительности, взаимозаменяемости, взаиморегуляции, дублирования функций, викарирующие виды, монофаги, экологическая реставрация. Анализируют текст учебника |
46 | Коррекция знаний | Решение экологических задач | |
47 | 7.4 | Биосфера и закономерности ее существования | Определяют понятия: структура и границы биосферы, живое, биогенное, костное, биокостное, радиоактивное, космогенное вещество. Дают характеристику и сравнивают функции живого вещества: газовая, концентрационная, энергетическая, окислительно-восстановительная, транспортная, деструктивная, средообразующая. Раскрывают биогеохимическую деятельность человека. Анализируют текст учебника |
48 | 7.4 | Круговорот веществ и поток энергии | Определяют понятия: круговороты веществ. Дают характеристику и сравнивают биогеохимические циклы углерода, азота, фосфора, кислорода, углекислого газа, геологический и биологический круговороты Анализируют текст учебника |
49 | 7.4 | Основные биомы Земли | Выясняют признаки полярных областей и тундры. Сравнивают хвойные леса, смешанные леса, степи, саванны, пустыни, влажные тропические леса, высокогорья. Делают вывод о широтной и высотной зональности, полярной асимметрии. |
50 | Коррекция знаний | Решение экологических задач | |
51 | 7.5 | Человечество в биосфере Земли | Раскрывают биосферную роль человека. Определяют понятия: антропогенный круговорот, антропобиосфера, ноосфера, глобальный экологический кризис. Анализируют текст учебника |
52 | 7.5 | Загрязнение сред обитания | Определяют понятия: вещества загрязнители атмосферы, металлизация атмосферы, смог. Дают характеристику загрязнениям гидросферы, эвтрофикации водоемов, ПАВ, нефтяным загрязнениям воды. Выделяют признаки, загрязнения почвы, эрозии почвы, изменения климата. Обсуждают проблемы кислотных осадков, озоновых дыр, парникового эффекта. Выполняют лабораторную работу Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. |
53 | 7.5 | Охрана ресурсов | Обсуждают : предупреждение вредных выбросов, озеленение городов, бережное расходование воды. Дают характеристику способам очистки сточных вод, энергосберегающим технологиям. Готовят сообщения или презентации по охране ресурсов |
54 | 7.5 | Антропогенное воздействие на растительный и животный мир | Определяют понятия: сокращение биоразнообразия, обезлесение, лесовозобновлени. Приводят примеры их проявления в природе. Дают характеристику интродукции, видам-переселенцам, мероприятиям по охране природы, Красной книге, ООПТ. Выделяют существенные признаки заповедника, заказника, национальных парков, ботанических садов, зоопарков. Анализируют текст учебника |
55 | 7.5 | Рациональное природопользование | Определяют понятия: неисчерпаемые, исчерпаемые ресурсы, экологический след, ноосферная цивилизация. Приводят примеры их проявления в природе. Дают характеристику устойчивому развитию, рациональному природопользованию. Анализируют текст учебника. |
56 | Коррекция знаний | Решают экологические задачи. | |
57 | Подготовка проектов | Разрабатывают и выполняют проект | |
58 | Защита проектов | Выступают с сообщениями | |
59 | Обобщение и повторение | Повторяют основных понятий по экологии. Выполняют тестовую работу. Осуществляют анализ и оценка ринформации. | |
60 | Итоговая контрольная работа | Выполняют тесты по курсу общей биологии | |
61 | Повторение | Выполняют тесты по курсу общей биологии | |
62 | Повторение и обобщение | Выполняют тесты по курсу общей биологии | |
63-64 | Повторение и обобщение | Выполняют тесты по курсу общей биологии | |
65-66 | Повторение и обобщение | Выполняют тесты по курсу общей биологии | |
67-68 | Повторение и обобщение | Выполняют тесты по курсу общей биологии |
III. Планируемые результаты учебного предмета
В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся научится:
Объяснять критерии вида и его популяционную структуру;
- экологические факторы и условия среды;
- основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
- движущие силы эволюции;
- пути достижения биологического прогресса;
- популяционно-видовой уровень организации живого;
- развитие эволюционных представлений;
- синтетическую теорию эволюции.
- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов
- определения понятий: «сообщество», «экосистема» «биогеоценоз»;
- структуру разных сообществ;
- процессы, происходящие при переходе с одного трофи ческого уровня на другой.
- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;
- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.
Знать основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
- особенности антропогенного воздействия на биосферу;
- основы рационального природопользования;
- основные этапы развития жизни на Земле;
- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
- круговороты веществ в биосфере;
- этапы эволюции биосферы;
- экологические кризисы;
- развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
- значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
- характеризовать биосферный уровень организации живого;
- рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
- приводить доказательства эволюции;
демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
- классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
- самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
- при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
- применять модели и схемы для решения учебных И познавательных задач;
- владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Характеризовать сущности биологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;
Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.
Самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления;
Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы;
Решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")
Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Программа по биологии класс 5-9 ФГОС
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...