Программа по биологии 10 класс Пасечник
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010 и Биология. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.- 59 с.
Данная программа реализуется в учебниках А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2013. – 367с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologii_10_klass_po_pasechniku_2016_17_polyakovava.docx | 43.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
Утверждаю: Декан ФОО | Проверено: специалист по учебно-методической работе
| Рассмотрено на заседании кафедры биологии протокол №1 от 29 августа |
А.Л. Вышкин | И.А.Горшенева | Зав. кафедрой Т.А.Герасимова |
Рабочая программа по учебному предмету «Биология»
Класс: 10 «Б»
Учебный год: 2016 - 2017
Разработала:
Полякова Виктория Александровна,
преподаватель кафедры биологии
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010 и Биология. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.- 59 с.
Данная программа реализуется в учебниках А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2013. – 367с.
I. Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1
Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)
Тема 1.1.
Краткая история развития биологии.
Методы исследования в биологии (2 часа)
Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 1.2.
Сущность жизни и свойства живого.
Уровни организации живой материи (2 часа)
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.
РАЗДЕЛ 2
Клетка (10 часов)
Тема 2.1.
Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.
Тема 2.2.
Химический состав клетки (4 часа)
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.
Тема 2.3.
Строение клетки (3 часа)
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.
Тема 2.4.
Реализация наследственной информации
в клетке (1 час)
ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Тема 2.5. Вирусы (1 час)
Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Сравнение строения клеток растений и животных.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
РАЗДЕЛ 3
Организм (19 часов)
Тема 3.1.
Организм — единое целое.
Многообразие живых организмов (1 час)
Организм — единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.
Тема 3.2.
Обмен веществ и превращения энергии —
свойство живых организмов (2 часа)
Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Тема 3.3. Размножение (4 часа)
Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Тема 3.4.
Индивидуальное развитие организма
(онтогенез) (2 часа)
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Тема 3.5.
Наследственность и изменчивость (7 часов)
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Тема 3.6.
Генетика — теоретическая основа селекции.
Селекция. Биотехнология (3 часа)
Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
II. Тематический план
№ урока | Код раздела кодификатора | Наименование темы, раздела | Основные характеристики деятельности обучающихся |
1.Биология как наука. Методы научного познания (4 часа) | |||
1-2 | 1.1 1.2. | Введение. Вводный инструктаж по ТБ. Краткая история развития биологии. Биология как наука. Методы исследования биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. | Определяют объект изучения биологии. Характеризуют краткую историю развития биологии. Раскрывают значение биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира Определяют понятия: сущность жизни и свойства живого, уровни организации живой материи, биологические системы, методы познания живой природы методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный. Анализируют текст учебника. |
2.Клетка (10 часов) | |||
3-4 | 2.1. | Методы цитологии. Клеточная теория. | Анализируют развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Определяют понятия: клеточная теория и ее основные положения. Раскрывают значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Характеризуют методы цитологии. Приводят доказательства (аргументацию) родства живых организмов с использованием положений клеточной теории. |
5-6 | 2.3 | Химический состав клетки Неорганические вещества клетки. | Характеризуют химический состав клетки, неорганические и органические вещества в клетке. Приводят доказательства единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы и делают выводы на основе сравнения. Определяют понятия макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы и их роль в клетке. Раскрывают строение и свойства воды, роль воды и минеральных веществ в жизнедеятельности клетке.Анализируют текст учебника. |
7 - 8 | 2.3 | Органические вещества клетки | Характеризуют органические вещества и их роль в клетке. Определяют понятия липиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты, понятие о мономерах и полимерах, углеводы растительных и животных клеток. Раскрывают строение и функции жиров в клетке. Сравнивают первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры. Выделяют сновные функции белков в клетке.Ставят эксперименты по определению каталитической активности ферментов и объяснять их результаты. |
9 - 10 | 2.3 | Нуклеиновые кислоты, АТФ и др. органические соединения. | Характеризуют нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения клетки. Определяют понятия нуклеотид, дезоксирибонуклеиновая кислота,РНК, различные виды РНК, их роль, аденозинтрифорфат, макроэргическая связь. Сравнивают виды Р Н К. Анализируют текст учебника. |
11 - 12 | 2.4 | Строение клетки. | Характеризуют строение клетки, основные части и органоиды клетки, их функции. Сравнивают и выделяют существенные признаки эукариотические и прокариотические клетки. Описывают строение и функции хромосом, клеточные структуры: плазмалемма, клеточная стенка, ее функции, строение и функции мембран в клетке, активный и пассивный транспорт веществ через мембрану. Определяют понятия: эндоцитоз: пиноцитоз и фагоцитоз, экзоцитоз. Выделяют строение и функции одномембранных, двумембранных, немембранных органоидов, их взаимосвязь. Выполняют лабораторную работу. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Характеризуют основные структурные компоненты ядра, их роль. Определяют понятия: понятие об эу- и гетерохроматине. |
13 - 14 | 2.2 4.2повтор | Эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом. | Сравнивают эукариотические и прокариотические клетки. Характеризуют строение и функции хромосом, цитологические методы изучения морфологии хромосом. Выполняют лабораторную работу. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Определяют понятия: хромосомы их гаплоидный и диплоидный набор, кариотип, аутосомы и половые хромосомы. Описывают морфологию хромосом: центромера, плечи, вторичная перетяжка, спутник, сестринские хроматиды. Раскрывают значение хромосомного уровня организации наследственного материала, постоянства числа и формы хромосом в клетках. |
15 - 16 | 2.2 | Сходство и различие в строении клеток животных, растений и грибов. | Сравнивают строение клеток растений животных, растений и грибов. Выполняют лабораторную работу. Сравнение строения клеток растений и животных.Термины: Определяют понятия: сапрофиты, паразиты, симбионты. Анализируют текст учебника. |
17 - 18 | 2.6 | Реализация наследственной информации в клетке. | Характеризуют ДНК как носитель наследственной информации, цитологические методы изучения морфологии хромосом. Раскрывают роль генов в биосинтезе белка. Определяют понятия: репликация ДНК, транскрипция, трансляция, ген, генетический код. Анализируют текст учебника. |
19 - 20 | 4.1 | Вирусы. | Определяют понятия: вирусы, бактериофаги. Выделяют особенности строения и размножения. Раскрывают значение в природе и жизни человека. Характеризуют меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. |
3.Организм (19 часов) | |||
21 - 22 | 3.1 | Организм — единое целое. Многообразие живых организмов. | Определяют понятия: организм — единое целое. Характеризуют многообразие организмов. Сравнивают Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. Анализируют текст учебника. |
23 - 24 | 2.5 | Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. | Характеризуют обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Определяют понятия: гомеостаз, пластический и энергетический обмен, его основные этапы: подготовительный этап, гликолиз, клеточное дыхание (анаэробное и аэробное дыхание). Раскрывают особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. |
25 - 26 | 2.5 | Особенности обмена веществ у растений, животных и бактерий. | Характеризуют особенности обмена веществ у растений. Сравнивают фотосинтез и хемосинтез. Определяют понятия: автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез растений и бактерий. Анализируют текст учебника. |
27 - 28 | 3.2 | Размножение. | Характеризуют размножение как свойство организмов, деление клетки как основу роста, развития и размножения организмов. Сравнивают половое и бесполое размножение. Описывают жизненный цикл клетки, митоз, амитоз. Определяют понятия: жизненный цикл клетки, митоз, мейоз, амитоз. |
29 - 30 | 2.7 | Бесполое размножение. Митоз. | Определяют понятия: бесполое размножение, вегетативное размножение, кариокинез и цитокинез. Характеризуют митотический цикл клетки, фазы митоза. Раскрывают биологическое значение митоза, отклонения от обычного течения митотического цикла. |
31 - 32 | 2.7 | Половое размножение. Мейоз. | Характеризуют мейоз и его стадии, гаметогенез и его фазы. Раскрывают биологическое значение мейоза. Определяют понятия : мейоз, гаметогенез, овогенез, сперматогенез. Анализируют текст учебника. |
33 - 34 | 3.2 | Оплодотворение у животных и растений. | Определяют понятия: оплодотворение, его значение, искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Выделяют существенные признаки процессов размножения и оплодотворения. Сравнивают половое и бесполое размножение и делают выводы на основе сравнения. Характеризуют оплодотворение у животных, партеногенез, развитие половых клеток. Раскрывают двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Анализируют текст учебника. |
35 - 36 | 3.3 | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). | Определяют понятия: индивидуальное развитие организма (онтогенез), типы онтогенеза, периоды онтогенеза. Раскрывают причины нарушений развития организмов. Характеризуют последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Л/р Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Сравнивают зародыши человека и других млекопитающих и делают выводы на основе сравнения. Раскрывают понятия .Описывают этапы эмбриогенеза (дробление, гаструляция, органогенез) на примере ланцетника, амфибии. |
37 - 38 | 3.3 | Постэмбриональное развитие. | Характеризуют постэмбриональное развитие: прямое и непрямое развитие. Раскрывают вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека. Определяют понятия: репродуктивное здоровье. Анализируют текст учебника. Оценивают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью, последствия влияния факторов риска на здоровье. Обосновывать меры профилактики вредных привычек. |
39 - 40 | 3.4 | Генетика. Гибридологический метод. | Определяют понятия: наследственность и изменчивость, генетика, чистые линии. Характеризуют общие свойства генетического аппарата: способность к самовоспроизведению, сохранение постоянства своей организации, способность приобретать изменения и воспроизводиться; предмет, задачи, методы исследования генетики. Раскрывают связь генетики с другими науками, основные направления генетики. Объяснять вклад Г.Менделя в развитие биологической науки, установленных им закономерностей в формирование современной естественно-научной картины мира; причины наследственных изменений, влияния мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций. Приводят доказательства родства живых организмов на основе положений генетики. Овладевают генетической терминологией и символикой. Решают элементарные генетические задачи. |
41 - 42 | 3.5 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | Раскрывают закономерности наследования, установленные Г. Менделем: закон единообразия гибридов первого поколения, закон расщепления, гипотеза чистоты гамет Определяют понятия: моногенное наследование признаков, аутосомное наследование, метод гибридологического анализа, моногибридное скрещивание, доминантного, рецессивного признака, гомозиготы, гетерозиготы. Решают генетические задачи. |
43 - 44 | 3.5 | Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание. | Раскрывают закон независимого наследования признаков Определяют понятия: множественный аллелизм, неполное доминирование, анализирующее скрещивание. Выполняют лабораторную работу Составление простейших схем скрещивания. Характеризуют условия выполнения законов Менделя, статистический характер законов наследования признаков. Раскрывают значение мейоза как цитологической основы законов Менделя. Решают генетические задачи. |
45 - 46 | 3.5 | Дигибридное скрещивание. | Раскрывают закон независимого наследования признаков. Решение элементарных генетических задач |
47 - 48 | 3.4 3.5 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное с полом наследование. | Характеризуют наследование признаков у человека. Определяют понятия: половые хромосомы, сцепленное с полом наследование понятие гомогаметного и гетерогаметного пола, Х-сцепленное наследование, Y-cцепленное наследование, кроссинговер,геном. Раскрывают основные положения хромосомной теории наследственности (Работы Т,Моргана), закон Моргана. Решают генетические задачи. |
49 -50 | 3.5 | Взаимодействия неаллельных генов. | Определяют понятия: взаимодействия неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, множественное действие генов (плейотропия). Выполняют практическую работу .Решают генетические задачи. |
51-52 | 3.6 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. | Раскрывают изменчивость как свойство живых организмов. Определяют понятия: модификационная изменчивость, наследственная изменчивость. Характеризуют генотипическую изменчивость и ее источники, комбинативная изменчивость и ее источники, мутационная изменчивость. Анализируют текст учебника. |
53 - 54 | 3.6 | Мутационная изменчивость. | Определяют понятия : мутационная изменчивость, мутации. Характеризуют Мутагены и их классификация. Выполняют лабораторную работу. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. |
55 - 56 | 3.6 | Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные. | Определяют понятия: генные, хромосомные, геномные мутации. Анализируют текст учебника. Составляют таблицу. |
57 - 58 | 3.6 | Роль среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. | Определяют понятия: модификационная изменчивость, норма реакции, вариационный ряд, вариационная кривая. Анализируют текст учебника. Выполняют лабораторную работу. Построение вариационной кривой |
59 - 60 | 3.5 3.7 | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека. | Характеризуют наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Определяют понятия: генные заболевания, наследование сцепленное с полом, хромосомные болезни, генные заболевания, хромосомные болезни. Раскрывают особенности человека как объекта генетических исследований. Выполняют практическую работу: Составление родословной |
61 - 62 | 3.8 | Селекция. Учение Н.В. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | Раскрывают значение генетики для медицины и селекции. Характеризуют генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов, закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Определяют понятия: селекция, сорт, штамм, гибридизация. |
63 - 64 | 3.8 | Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. | Определяют понятия: типы скрещивания и методы селекций бактерий, грибов, растений, клеточная инженерия, генная инженерия. Анализируют текст учебника. |
65 - 66 | 3.9 | Биотехнология. Основные направления биотехнологии. | Характеризуют биотехнологию, ее достижения, перспективы развития. Сравнивают этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Выполняют практическую работу. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. Определяют понятия: клеточная и генная инженерия. |
67 - 68 | Контрольно-обобщающий урок | Повторяют изученный материал, обобщают и делают выводы. |
III. Планируемые результаты учебного предмета
В результате изучения биологии выпускник научится
Знать/уметь:
Раскрывать понятия:
- свойства живого;
- методы исследования в биологии;
- значение биологических знаний в современной жизни;
- профессии, связанные с биологией;
- уровни организации живой природы.
— состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; представления о молекулярном уровне организации живого;
- особенности вирусов как неклеточных форм жизни.
- проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов. основные методы изучения клетки;
Объяснять:
- особенности строения клетки эукариот и прокариот;
- функции органоидов клетки;
- основные положения клеточной теории;
- химический состав клетки;
- клеточный уровень организации живого;
- строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
- обмен веществ и превращение энергии как основу жиз- недеятельности клетки;
- рост, развитие и жизненный цикл клеток;
- особенности митотического деления клеток:
- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты сущность биогенетического закона;
Объяснять понятия:
- мейоз;
- особенности индивидуального развития организма;
- основные закономерности передачи наследственной информации;
- закономерности изменчивости;
- основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
- особенности развития половых клеток.
- именты для изучения клеток живых организмов.
— описывать организменный уровень организации живого;
- раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
- характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.
Обучающийся получит возможность научиться
Характеризовать сущности биологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;
Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.
Самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления;
Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания;обобщать и формулировать выводы;
Решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")
Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Программа по биологии класс 5-9 ФГОС
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...