Урок 21 века "Органы пищеварения"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок предназначен для учащихся 8 класса. Применяется на уроке самостоятельная работа с учебником,по индивидуальным карточкам-заданиям, используется дополнительный и занимательный материал по биологии. Напраление на ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_organy_pishchevareniya_senyukova.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии (8 класс)
Учитель: Сенюкова Наталья Александровна
Пищеварительная система человека.
Цель урока: познакомить учащихся со значением пищеварения, изучить органы пищеварительной системы и пищеварительные железы, формировать умения анализировать, делать логические выводы, воспитывать правильное отношение к питанию и к своему здоровью.
Учебник: «Биология. Человек» 8 класс, Н.И.Сонин, М.Р.Сапин издательство «Дрофа».
На уроке используется технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Форма работы: групповая.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
Работа в группах. Создаются заранее 4 группы. У каждой группы на столах лежит карточка - задание №1.
Карточка - задание №1
- Из предложенного списка выберите продукты животного происхождения: творог, мясо, яйца, морковь, свекла, хлеб, масло, сахар, шоколад, картофель, сыр, орехи.
- Из предложенного списка выберите продукты растительного происхождения: творог, мясо, яйца, морковь, свекла, хлеб, масло, сахар, шоколад, картофель, сыр, орехи.
- Дайте определение пищевые продукты и питательные вещества. В чем сходство и различие между этими понятиями.
- Какие вещества можно отнести к питательным: ферменты, белки, минеральные соли, гормоны, глюкоза, углеводы, аминокислоты, жиры, целлюлоза, антитела, липиды.
3. Изучение нового материала
Учитель: Давайте вспомним из курса зоологии, какая система у животных выполняет процесс переваривания пищи?
Ответы учащихся: Пищеварительная система.
Учитель: Какие органы принимают в этом участие?
Ответы учащихся: У большинства животных есть пищеварительная система. Она имеет вид трубки, называемой пищеварительным трактом. Он поделен на отделы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник. К пищеварительной системе относят также печень и поджелудочную железу.
Учитель: Похожа ли пищеварительная система млекопитающих и человека?
Учитель: Почему вещества пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека? Мы с вами выясним в ходе урока.
Учитель: За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картошки, 3-х быков, 2-х баранов, совершенно случайно около 70-ти насекомых, а женщины еще и почти 4 кг губной помады.
В окружающей среде пища, чтобы могла снабдить наш организм питательными и веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Для этого эволюция создала почти универсальный аппарат – пищеварительную систему, практически одинаковую у всех позвоночных животных.
Сформулировать тему урока. Записать тему в тетрадях.
Пищеварительная система человека.
Учитель: Я предлагаю вам поработать с таблицей, для этого используйте текст учебника стр. 174-186 и дополнительный материал. В течение 13 минут вы заполняете таблицу №1 и №2 на выбор каждой группе дается одна таблица. Через определенное время установленное учителем идет обсуждение.
Работа учащихся.
Таблица №1
органы пищеварения | Особенности строения |
Ротовая полость; Железы: три пары крупных слюнных желез: околоушные, подъязычные; подчелюстные, | В ротовой полости находятся язык и зубы. Язык это орган вкуса. Вкусовые чувствительные клетки (рецепторы) воспринимают вкусовые раздражители, преобразуя их воздействие в нервные импульсы. Зубы бывают двух типов: молочные (20) и постоянные (32). Зубы постоянные подразделяются: на каждой челюсти по 4 резца, по 2 клыка, по 4 малых коренных зуба и по 6 больших коренных зубов. Зуб=коронка+шейка+корень. Твердое и мягкое небо, язычок и миндалины. |
Пищевод | Глотка соединяет ротовую полость и пищевод. Сверху у самого входа в глотку свисает небный язычок, по краям, слева и справа от него, находятся миндалины, заполненные лейкоцитами, которые готовы во всеоружии встретить микробов, попадающих в организм с пищей и воздухом. Пищевод – это мышечная трубка, которая лежит за трахеей и из грудной полости через отверстие в диафрагме переходит в брюшную полость. Трахея состоит из полуколец. |
Желудок; множество мелких желез в различных отделах пищеварительной системы. | Желудок находится под диафрагмой с левой стороны. В верхней части он заполнен воздухом, который препятствует выходу пищи назад в пищевод По форме похож на большую грушу. Вместимость 2-3 л. Слизистая имеет много складок. В слизистой расположено около 35 млн. желез. |
Тонкая кишка Железы: поджелудочная; печень | В кишечник пища попадает мелкими порциями, которые дозирует специальный клапан привратник. Тонкая кишка образует в брюшной полости несколько петель Длина кишечника 4,5-5 м. Начальная часть называется двенадцатиперсной равную длине 12 пальцам. Слизистая оболочка тонкой кишки имеет множество складок и покрыта бесчисленными ворсинками. Печень самая крупная железа нашего тела, ее масса достигает 1500г. |
Толстая кишка | Длина 1,5-2м. Начальный отдел толстого кишечника – слепая кишка, мешкообразное выпячивание. Один из ее участников слепая кишка - имеет узкий червеобразный отросток- аппендикс (длиной 6-8 см). Аппендикс является частью иммунной системы человека, но если в него попадают остатки не переваренной пищи или болезнетворные бактерии, то может начаться воспалительный процесс – аппендицит. В толстой кишке из не переваренных остатков пищи обратно в кровь всасывается вода и минеральные соли. Пища продвигается по толстой кишке до 12 часов. Толстый кишечник заканчивается прямой кишкой и анальным отверстием |
Таблица №2
Органы пищеварения | Процессы |
Ротовая полость; Железы: три пары крупных слюнных желез: околоушные, подъязычные; подчелюстные, | С помощью зубов пища откусывается и измельчается. Слюна выделяемая слюнными железами, смачивает пищу. Под действием ферментов. Содержащихся в слюне, частично расщепляются углеводы (крахмал до глюкозы); уничтожаются бактерии. С помощью рецепторов пища опробывается. С помощью языка перемешивается и передвигается в глотку для глотания. |
Пищевод | Пища проталкивается благодаря перистальтике- волнообразным сокращениям стенок пищевода. При этом мышцы. Расположенные в стенке пищевода, сжимаются, проталкивая комок пищи в желудок. Этот процесс занимает 6-8 сек. |
Желудок; множество мелких желез в различных отделах пищеварительной системы. | За сутки выделяет 2л желудочного сока. Желудочный сок=соляная кислота +слизь+ферменты. Под действием соляной кислоты гибнут микробы. Слизь защищает слизистую желудка от механических, химических и прочих повреждений. Под действием ферментов расщепляются белки. Всасываются алкоголь, минеральные соли, вода, аминокислоты, глюкоза. |
Тонкая кишка Железы: поджелудочная; печень | В ней пища подвергается действию сока поджелудочной железы, в сутки выделяется до 2 литров поджелудочного сока; отделение сока начинается через несколько минут после приема пищи и может продолжаться 6 – 14 часов, желчи и кишечного сока. Ферменты 12- перстной кишки расщепляют белки, жиры и углеводы. В печени обеззараживается до 95% ядов, образующихся при пищеварении. Желчь, усиливает действие ферментов. Избыток желчи скапливается в желчном пузыре и по мере надобности выделяется в кишку. В тонком кишечнике пища окончательно переваривается, и питательные вещества всасываются в кровь. Процессы пищеварения в тонкой кишке состоят из трех этапов: 1)полостное 2)пристеночное 3)всасывание: глюкоза и аминокислоты – в кровь; жирные кислоты и глицерин в лимфу, а затем в кровь. |
Толстая кишка | Аппендикс орган иммунной системы. В толстой кишке скапливаются остатки непереваренной пищи, которые могут здесь находиться 12-20 часов. За 12-20 часов под действием бактерий происходит расщепление клетчатки. Вода всасывается в кровь. |
При обсуждении дополнение учителя к таблице с применением презентации.
Учитель: Итак, мы проследили продвижение пищи по пищеварительному каналу.
Пищеварительная система человека выполняет три основные функции: секреторная, двигательная и всасывательная. Кто по этим названиям может описать их?
Работа учащихся.
Внимание на доску: перед вами таблица, надо соотнести название функции с ее сущностью.
1.Секреторная | 2.Движение пищи по пищеварительному каналу, её перемешивание |
2.Двигательная | 3.Переход питательных веществ в кровь и лимфу |
3.Всасывательная | 3.Образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительный канал |
1.Расщепление сложных органических веществ на более простые |
Учитель: Ответим на вопросы, поставленные в начале урока:
1.Похожа ли пищеварительная система млекопитающих и человека?
2.Почему вещества пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?
3Как вы считаете можно ли применить материал данного урока в повседневной жизни?
В качестве закрепления можно провести игру.
«Заморочки из бочки» каждый игрок вынимает карточку с названием органа и описывает его. Кто быстрее догадается, какой это орган, дает название.
Рефлексия.
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
4. Домашнее задание
Стр. 174-186
Дополнительный материал
Система органов пищеварения
Система органов пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы.
Ротовая полость. Сначала пища попадает в рот. В ротовой полости она размельчается зубами и перетирается языком. Рецепторы, находящиеся в языке, позволяют нам определять вкус пищи, ее пригодность для еды. В ротовую полость впадают протоки многочисленных мелких и трех пар крупных слюнных желез. В слюне содержатся вещества, убивающие микробов.
Глотка и пищевод. Через глотку и пищевод пища попадает в желудок. Если широко открыть рот и рассмотреть вход в глотку, можно увидеть в верхней части ротовой полости твердое, а затем мягкое нёбо. Сверху у самого входа в глотку свисает нёбный язычок. По краям, слева и справа от него, находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, выполняющей защитную функцию. В норме они бледно-розового цвета. Миндалины заполнены лейкоцитами, которые готовы во всеоружии встретить микробов, попадающих с пищей и воздухом. При хроническом воспалении миндалин – тонзиллите – их функция нарушается. Больные миндалины становятся резервуаром инфекции. Тонзиллит требует обязательного лечения.
Положите руку на горло и сделайте глотательное движение. Вы почувствуете, как поднялась гортань. Вход в нее закрыл надгортанник. Язычок (часть мягкого нёба) в это время приподнялся, перекрыв путь пищи в носовую полость. Смоченный слюной скользкий комок пищи (или слюна, если пищи не было) из ротовой полости и глотки по пищеводу пошел в желудок. Напомним, что пищевод переходит из грудной полости в брюшную полость, где находится желудок, через отверстие в диафрагме.
Желудок. В желудке пища переваривается под действием желудочного сока, а затем в полупереваренном виде поступает в кишечник.
Желудок находится под диафрагмой с левой стороны. В верхней части он заполнен воздухом. Воздушная пробка препятствует выходу пищи назад в пищевод. Эту же функцию выполняют специальные кольцевые мышцы, находящиеся у входа пищевода в желудок.
При переваривании пищи образуются многочисленные газы. Когда их скапливается очень много, они прорываются в пищевод – происходит отрыжка. Это может случиться, например, если выпить слишком много газированных напитков.
Кишечник. Из желудка пища попадает в тонкую кишку. Начальный отдел ее называют двенадцатиперстной кишкой. В него впадают протоки поджелудочной железы и общий желчный проток, по которому желчь печени и желчного пузыря попадает в кишечник.
Тонкая кишка образует несколько петель. В тонких кишках происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Там, где тонкая кишка впадает в толстую, находится начальный отдел последней – слепая кишка с аппендиксом.
Толстая кишка идет вверх, затем у диафрагмы переходит на левую сторону, спускается вниз, образуя свой последний отдел – прямую кишку. Через нее и удаляются непереваренные остатки пищи. В этом отделе кишечника накапливаются остатки пищи, подлежащие удалению из организма. В толстой кишке всасываются обратно в кровь вода и минеральные соли, использованные при пищеварении.
Пищеварительные железы. Они выделяют пищеварительные соки, которые переваривают пищу, превращают сложные питательные вещества в более простые и растворимые в воде. К пищеварительным железам относятся слюнные железы, микроскопические железы желудка и кишечника, поджелудочная железа и печень, выделяющая желчь. Часть выделенной желчи идет прямо в двенадцатиперстную кишку, часть – в желчный пузырь. Там она накапливается, а затем по мере надобности расходуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
урок биологии "Пищеварение в желудке" 8 класс
Многолет проводила урок с использованием стандартного приема - с белком куриного яйца . Предложенная для проведения лабораторная работа по изучению действия желудочного сока на белки более проста в ис...
Конспект урока "Органы пищеварения"
Конспект урока по биологии 8 класса "Органы пищеварения". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Урок. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 7 класс.
Знакомство ребят с пищеварительной системой, усложнением её строенияу разных групп животных....
конспект урока Регуляция пищеварения. Гигиена питания
Разработка урока на основе метапредметного подхода...
К открытому уроку биологии "Пищеварение в ротовой полости"
Материал для учащихся при выполнении лабораторной работы "Определение реакции среды слюны"...
Конспект урока Органы пищеварения (технология модульного обучения)
В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важн...