Урок. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 7 класс.
план-конспект урока по биологии по теме
Знакомство ребят с пищеварительной системой, усложнением её строения
у разных групп животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
органы пищеварительной системы и обмен веществ. | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок тема: Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.
Цель: ознакомить с эволюционными изменениями органов пищеварения у разных групп животныи обменом веществ.
Задачи: выделить категории. На которые подразделяют животных в соответствии с характером питания;
- рассмотреть способы пищеварения (наружное и внутреннее);
- проследить эволюцию органов пищеварения;
- обосновать усложнение строения пищеварительной системы в процессе эволюционных изменений;
- раскрыть связь всех процессов в организме животных в обмене веществ.
- развивать коммуникативные навыки детей;
- развивать умение работать с дополнительным материалом, умения обобщать и анализировать полученную информацию;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: презентация мультимедиа, рисунки животных, таблицы.
Задачи.
Учебные: Формировать знания обучающихся о строении органов пищеварения разных групп животных, их усложнение в процессе эволюции.
Углубить и расширить знания обучающихся о питании животных и его особенностях.
Дать представление о сложной программе пищеварения у животных.
Развивающие: Продолжить формировать умение самостоятельно работать с учеником.
Развивать интеллектуальные особенности и речь обучающихся.
Воспитывающие: Продолжить нравственное, трудовое, эстетическое воспитание обучающихся путем рациональной организации на уроке активной познавательной деятельности всех обучающихся.
Оборудование: презентация мультимедиа, рисунки животных.
Методы: частично-поисковый
Тип урока: изучение нового материала
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование : Биология 7кл. Пасечник В.В. презентация мультимедиа, рисунки животных, таблицы, лист самооценки.
Ход урока.
Постановка целей урока.
Постановка целей и темы урока.
I. Организационный момент. Настроить детей на работу.
II. Сообщение цели урока. Ребята как называется тема урока, цель урока.
Учитель: : Сегодня на уроке, мы будем изучать – пищеварительную систему, и познакомимся с процессом, обмена веществ.
Новая тема
Учитель: Ребята приступаем к новой теме, записываем её в тетрадь. Давайте вспомним: Что такое пищеварение? Работаем с учебником. (слайд 1).
Пищеварение – процесс поглощения, измельчения, расщепления и всасывания веществ. По способу питания животные делятся на группы: 1.Всеядные; 2. Травоядные; 3. Хищные; 4. Падальщики; 5. Паразиты. Существует множество способов пищеварения: наружное и внутреннее. В чем разница? ( в учебнике ). Наружное– пищеварительные соки вводятся в тело жертвы (пауки); Внутреннее- пищеварительные соки находятся в специальных отделах пищеварительной системы: в желудке вырабатывается желудочный сок, в ротовой полости – слюна (слад 3). В процессе пищеварения используются: Ферменты – особые вещества (биологические катализаторы), которые помогают в переваривании пищи желудочный сок, слюна, другие пищеварительные соки, яды (пауки) для пищеварения у змеи - для охоты.
Учитель : Всех животных по способу питания называют гетеротрофами, то есть потребителями органических веществ. Как питаются животные? Что происходит с пищей при попадании её в ротовую полость, в желудок и кишечник? Ребятам были даны опережающие задания. Слушаем сообщения учащихся.
Что мы выяснили из текста. Обобщение ответов детей и запись в тетрадях.
- Ферменты – особые вещества (биологические катализаторы), которые помогают в переваривании пищи
- Желудочный сок фермент
- Слюна в ротовой полости
- Другие пищеварительные соки: желчь
- Яды (пауки) для пищеварения, а змеи для охоты (слайд 4).
Ребята делают запись в тетради.
Посмотрим как шло развитие пищеварения у разных групп животных. Материалы учебника § 40 стр. 209- 212).( слайды).
Как питаются животные? Какие способы пищеварения вы знаете? Работа в группе.
Составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме.
Заполните таблицу. 1 группа работает с простейшими, кишечнополостными, плоскими и кольчатыми червями;
2 группа работает с членистоногими, моллюсками;
3 и 4 группы с позвоночными животными.
Задание № 1
Работа в группе.
Заполните таблицу: 1 группа - работа с простейшими, кишечнополостными, плоскими и кольчатыми червями.
Название группы животного | Строение пищеварительной системы | Способ переваривания пищи |
Простейшие | ||
Кишечнополостные | ||
Круглые черви | ||
Кольчатые черви |
1. Что общего в питании простейших, кишечнополостных?
2. Чем представлена пищеварительная система кольчатых червей?
Задание № 2
Работа в группе.
Заполните таблицу: 2 группа - работа с членистоногими, моллюсками.
Название группы животного | Строение пищеварительной системы | Способ переваривания пищи |
Моллюски | ||
Членистоногие |
Задание № 3
Работа в группе.
Заполните таблицу: 3 группа - работа с позвоночными: рыбы, земноводные.
Название группы животного | Строение пищеварительной системы | Способ переваривания пищи |
Позвоночные животные | ||
Рыбы | ||
Земноводные | ||
Пресмыкающиеся |
1. Почему пищеварительная система у позвоночных удлиняется? Чем представлена
ротовая полость ?
2. Почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных есть?
Задание № 4
Работа в группе.
Заполните таблицу: 4 группа - работа с позвоночными: птицы, млекопитающие.
Название группы животного | Строение пищеварительной системы | Способ переваривания пищи |
Птицы | ||
Млекопитающие |
1. Могут ли птицы обойтись без зоба? Почему?
2. Почему млекопитающие обладают сложной пищеварительной системой?
К заданию – 1
Эволюция пищеварительной системы ( Слайды 5-10)
У одноклеточных животных – пищеварение внутриклеточное. Пища попадает в пищевари
тельную вакуоль и под действием ферментов, которые там находятся, пища переваривает.
Пищеварение у кишечнополостных.
У кишечнополостных, губок и простейших процесс пищеварения называется внеклеточным, переваривание пищи осуществляется за счет ферментов, которые выделяются пищеварительными железами в пищеварительную полость.
У круглых червей пищеварительная система имеет вид трубки состоящей из передней,
средней и задней кишки с анальным отверстием на конце тела.
Впервые в процессе эволюции полная пищеварительная система появляется у кольчатых червей:
Рот- глотка- пищевод – зоб – желудок – кишечник – анальное отверстие.
У кольчатых червей, по сравнению с другими червями, совершенная пищеварительная
система т.к. они более прогрессивные черви.
К Заданию – 2
Эволюция пищеварительной системы.
Пищеварительная система у моллюсков: рот – глотка – пищевод – желудок –анальное отверстие. Есть пищеварительная железа, в ротовую полость открываются слюнные железы, также мускулистый язык с хитиновыми зубами, образующими так называемую
тёрку. У растительноядных тёрка служит для соскабливания растительной пищи, а у хищников – помогает удерживать добычу.
У членистоногих появляется печень. Эта железа способствует перевариванию пищи.
Более сложная система. Могут питаться водорослями, трупами животных- речные раки.
У паука-крестовика пищеварительная система устроена так, что переваривание пищи
Происходит вне организма, за счет секрета ядовитых желез, который вводит паук в тело
жертвы. Кровососущие клещи / стр.60 учебник/
К заданию - 3
Эволюция пищеварительной системы.
Пищеварительная система позвоночных: ротовое отверстие – глотка – пищевод – желудок – тонкая кишка – толстая кишка – анальное отверстие или клоака. Имеются железы – слюнные в ротовой полости, печень с желчным пузырем, поджелудочная железа. Имеются органы перетирания пищи – зубы, есть язык – орган вкуса и переворачивания или ловли пищи. Приспособления челюстей для удержания, умертвления, отщипывания корма, перетирания измельчения и т.д. / учебник стр.210-211текст/.
Виды зубов: резцы, клыки и коренные зубы.
Пищеварение у рыб: рот – зубы перетирают пищу или служат для удержания пищи – глотка – пищевод – желудок с печенью - кишечник – анальное отверстие. Однотипные
зубы – костные пластинки.
Пищеварение у земноводных: рот (имеют длинный липкий язык (бесхвостые), имеют мелкие зубки – слюнные железы – глотка - пищевод – желудок – кишечник - клоака
Пищеварение у пресмыкающихся: рот (имеют ядовитые зубы (змеи), есть слюнные железы – глотка – пищевод – желудок – тонкий кишечник – появляются зачатки слепой кишки – толстый кишечник – клоака. Яд из ядовитых зубов поступает из ядовитой железы, расположенной в верхней челюсти по обеим сторонам головы.
К заданию 4
Пищеварение у птиц: челюсти превратились в клюв – ротовая полость (язык и слюнныежелезы) – пищевод – зоб – железистый желудок – мускулистый желудок – тонкая кишк(увеличивается) – толстая кишка (уменьшается) - клоака. Есть печень и поджелудочная железа. Зоб – предварительная обработка пищи , смачивание её и размягчение, иначе желудок не будет нормально переваривать пищу.
Пищеварение млекопитающих: рот – ротовая полость (зубы, язык и слюнные железы) – глотка – пищевод – желудок (печень и поджелудочная железа) – тонкий кишечник – толстый кишечник – между толстым и тонким, слепая кишка – прямая кишка - анальное отверстие.
Строение желудка жвачных животных: 4 отдела – рубец, сетка, книжка, сычуг,
Желудок сложное строение т.к. растительная пища долго переваривается: под действием
микроорганизмов, смачивается слюной, и обрабатывается желудочным соком.
Учитель : Ребята, давайте сделаем вывод: в ходе эволюции пищеварительная система усложнялась, дифференцировалась т.е. кишечник поделился на несколько
отделов, увеличилась длина толстого кишечника, в которой происходит переваривание растительной пищи, у жвачных увеличивается количество отделов в желудке,
появляются пищеварительные железы. Все изменения происходят в связи с освоением новой пищи, либо для получения из того же объема пищи значительно больше строительного материала или энергии.
Эволюция шла в направлении усложнения строения пищеварительной системы, появление специальных пищеварительных желез. Это связано с необходимостью усваивать разные типы пищи.
Учитель: Переходим к следующему этапу работы – изучению процесса обмена веществ. Все организмы потребляют пищу, дышат, выделяют ненужные вещества. Вещества поступают из окружающей среды, после использования выводятся в окружающую среду. Этот процесс (обмен веществ) идет всю жизнь, от рождения и до самой смерти. Скорость этого процесса различна: обычная – в активном состоянии животного, до замедленного - в спячке, или даже полная приостановка, когда некоторые рыбы или земноводные вмерзают в лед.
Вопросы стр. 214 (4-6) ребята работают самостоятельно, делают выводы.
1. В процессе питания в организм поступают вещества (пища), переваривается в строительный материал, который при усвоении идет на строительство, для роста и развития.
2. Для того, чтобы это происходило нужна энергия, она образуется опять же из пищи, при разложении сложных веществ, но эта энергия идет и на поддержание температуры тела, для совершения работы мышц.
3. Для переваривания пищи необходимы вещества, которые вырабатываются в ротовой полости – слюна, в желудке – желудочный сок, ферменты – ускорители процессов.
4. Необходим кислород, поступающий в клетки организма и участвующий в разложении пищи, в результате образуются: углекислый газ, удаляющийся через: трахеи, легочные мешки, жабры, легкие, жидкие продукты выделяются через органы выделения.
Учитель : Ребята мы пришли к выводу, что в организм поступают вещества из окружающей среды, перерабатываются, усваиваются организмом, а отработанные вещества выводятся в окружающую среду – это и есть обмен веществ, который идет непрерывно.
Рефлексия.
Домашнее задание: §40 знать все понятия, конспект в тетради,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Кроссворд по теме: "Обмен веществ и превращение энергии"
Кроссворд по теме предназначен для итогового обобщения материала....
Презентация к уроку "Обмен веществ и превращение энергии"
Данная презентация была составлена для урока биологии в 10 классе по теме "Обмен веществ и превращение энергии"....
«Обмен веществ и превращение энергии в организме» 9 класс
Учитель биологии: Воротнева Наталья АндреевнаМОУ «Ерышовская СОШ» Ртищевского района Саратовской областиПлан-конспект урока по теме«Обмен веществ и превращение энергии в органи...
Тест по теме "Органы пищеварительной системы. Обмен веществ и превращение энергии"
Этот тест можно использовать как для закрепления изученной темы, так и для проверки домашнего задания в начале урока по учебнику В.В. Пасечника "Животные"...
Технологическая карта урока тема 9 класс "Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез"
Технологическая карта урока, Пасечник В.В. "Линия Жизни"...