Урок биологии в 8 классе "Внутренняя. Жидкая. Важная"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Пояснительная записка к уроку биологии в 8 классе
«Внутренняя. Жидкая. Важная»
Урок «Внутренняя. Жидкая. Важная» представлялся на региональный этап X Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» по естественно-научному направлению.
В ходе урока формируется представление о составе и роли внутренней среды организма. Для получения новых знаний применяются различные виды деятельности. Кроме того, обучающиеся знакомятся со способом применения полученных знаний на практике. Урок способствует профессиональной ориентации.
Применяется в обучении по программе основного общего образования «Биология 5-9 классы», авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов.
Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.- М.: Дрофа, 2013. Глава 5. «Внутренняя среда организма».
Количество часов в неделю – 2ч., в год – 68ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolmakovan.yu_._vnutrennyaya._zhidkaya._vazhnaya_8_klass.docx | 91.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока биологии «Внутренняя. Жидкая. Важная»
Колмакова Н.Ю.
БПОУ «Чебоксарское училище олимпийского резерва имени В.М. Краснова» Минспорта Чувашии.
Тема урока: «Внутренняя. Жидкая. Важная»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование представления о составе и роли внутренней среды организма
Задачи:
- сформировать представление о составе внутренней среды организма, значении её компонентов и их взаимосвязи друг с другом;
- познакомить со способом практического применения знаний о составе крови;
- способствовать профессиональной ориентации обучающихся;
Планируемые результаты:
- предметные: знание состава лимфы, тканевой жидкости и крови, строения и функций клеток крови; понимание значения гомеостаза и механизма его поддержания;
- метапредметные: умение работать с текстом, таблицей, формулировать устный ответ, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения ответа на вопрос;
- личностные: развитие критического мышления, формирование интереса к биологии и медицине, формирование осознанного отношения к своему здоровью.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, видеоролик «Состав и функции крови», карточки – задания.
Основные понятия, изучаемые на уроке: «Внутренняя среда организма», «Гомеостаз», «Плазма крови», «Форменные элементы», «Эритроциты», «Лейкоциты», «Фагоциты», «Лимфоциты», «Тромбоциты», Гемоглобин», «Оксигемоглобин», «Анемия», «СОЭ», «Фибриноген», «Фибрин», «Тромб».
Ход урока
Обучающиеся разделены на группы по 4 человека.
І. Вызов. Актуализация ранее полученных знаний
- Что такое ткань?
- Какие функции выполняет межклеточное вещество в ткани?
- Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного?
Перед обучающимися - изображения животных: амеба, пресноводная гидра, человек.
Учитель: Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток перестала непосредственно соприкасаться с внешней средой и обмениваться с ней веществами.
Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужен был способ, с помощью которого каждая клетка получала бы питательные вещества, кислород и избавлялась бы от продуктов обмена веществ. В ходе эволюции появилась жидкая внутренняя среда, которая переносит вещества от одних клеток к другим.
Вопрос: Как вы думаете, для какого из представленных организмов более важно наличие жидкой внутренней среды для сохранения жизнедеятельности? Почему? / Ожидаемый ответ: Наиболее важно существование внутренней жидкой среды для человека, так как он обитает в наземно-воздушной среде и состоит из множества клеток, а амеба и клетки тела гидры способны получать часть необходимых веществ прямо из окружающей воды.
Вопрос: Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? /Ожидаемый ответ: Внутреннюю среду организма.
Вопрос: На какие вопросы необходимо найти ответ? /Ожидаемый ответ: Из чего состоит внутренняя среда, как она выполняет свои функции, как узнать, что внутренняя среда справляется и поддерживает жизнедеятельность и здоровье.
ІІ. Осмысление. Изучение новой темы
1. Компоненты внутренней среды.
Учитель: Чем большее количество клеток образуют организм, тем он сложнее, и тем более важное значение приобретает жидкая внутренняя среда, сохраняющая здоровье клеток и поддерживающая жизнь. Внутренняя среда состоит из трех компонентов: крови, тканевой жидкости и лимфы. Кровь находится внутри замкнутой системы кровеносных сосудов, лимфа – в лимфатических сосудах, тканевая жидкость – между клетками тканей. Рассмотрим, как взаимосвязаны эти три компонента внутренней среды.
Задание: (Работа в парах): Обучающиеся рисуют в тетради схему, расставляя стрелки так, чтобы отразить взаимосвязь между компонентами. Изучите текст учебника на стр.82 «Компоненты внутренней среды», обсудите с соседом по парте и сформулируйте ответ на вопрос:
Вопрос группам, занимающим 1 ряд: Как взаимосвязаны кровь и тканевая жидкость? /Ожидаемый ответ: Жидкая часть крови – плазма просачивается через тончайшую стенку самых мелких кровеносных сосудов – капилляров в промежутки между клетками. Она становиться тканевой жидкостью.
Вопрос группам, занимающим 2 ряд: Как взаимосвязаны тканевая жидкость и лимфа? /Ожидаемый ответ: Избытки тканевой жидкости просачиваются через тонкую стенку внутрь лимфатических капилляров, которые начинаются в тканях слепо замкнутыми мешочками и становится лимфой. Лимфа перемещается по лимфатическим сосудам, проходит через лимфатические узлы, где очищается от микроорганизмов и посторонних частиц.
Вопрос группам, занимающим 3 ряд: Как взаимосвязаны лимфа и кровь? /Ожидаемый ответ: Лимфатические капилляры соединяются в лимфатические сосуды и в конечном итоге образуют главный лимфатический проток, через который лимфа поступает в кровеносную систему и становится частью плазмы крови.
Вопрос классу: Что показывают стрелки в данной схеме? /Ожидаемый ответ: Стрелки означают, что компоненты внутренней среды постоянно переходят, превращаются один в другой.
2. Постоянство внутренней среды.
Учитель: Итак, три компонента внутренней среды взаимосвязаны. Состав плазмы крови изменяется, так как в неё поступают вещества из пищеварительной, дыхательной и других систем. В свою очередь, состав тканевой жидкости и лимфы зависти от состава крови. Количество клеток крови также зависит от состояния организма и может изменяться.
Вопрос: А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? / Ожидаемый ответ: Нет, она постоянно изменяется.
Учитель: Чтобы убедится в этом, рассмотрим несколько ситуаций из жизни.
Задание: Изучите текст, обсудите с участниками вашей группы и сформулируйте ответ на вопросы. Работа в группах по 4 человека.
Задание для 1 группы:
Предварительная информация. Содержание глюкозы в крови человека колеблется в пределах от 75 до 95 мг/дл. и зависит от состава съеденной пищи, величины физической нагрузки и т.д. |
Вова (15 лет) получил новогодний сладкий подарок – мешок конфет. После праздничного чаепития состав его крови изменился, так как съеденные конфеты содержали большое количество сахара, который переварился и поступил в кровь в виде глюкозы. Концентрация глюкозы в крови увеличилась до 100 мг/дл. Рецепторы, чувствительные к повышению содержания глюкозы возбудились и передали нервный импульс по нервам в центральную нервную систему. Это вызвало ответную рефлекторную реакцию – в кровь выделился гормон инсулин. Гормон превратил излишки глюкозы в запасной углевод гликоген, который осел в печени. А концентрация глюкозы в крови быстро вернулась в пределы нормы.
Вопросы:
1. Как изменился состав крови?
2. Каково значение рецепторов в этой рефлекторной реакции?
3. Почему изменение содержания глюкозы в крови человека - нормальное явление?
Задание для 2 группы:
Предварительная информация: Содержание углекислого газа в крови человека колеблется в пределах от 35 до 45 мм рт.ст. И зависит от величины физической нагрузки, частоты дыхания и т.д. |
Василиса (15 лет) не желая опоздать на урок, шла в школу очень быстрым шагом. В её крови увеличилось содержание углекислого газа до 50 мм рт. ст., так как интенсивно работающие мышцы стали выделять его в большом количестве. Рецепторы в стенках кровеносных сосудов, чувствительные к увеличению содержания углекислого газа возбудились и передали нервный импульс по нервам в центральную нервную систему. Это вызвало ответную рефлекторную реакцию – участилось дыхание девочки, а избыток углекислого газа через легкие выделился в окружающую среду. Концентрация углекислого газа в крови быстро вернулась к норме.
Вопросы:
1. Содержание какого вещества в крови изменилось?
2. Каково значение рецепторов в этой рефлекторной реакции?
3. Можно ли считать нормальным колебание содержания углекислого газа в крови человека?
Вопрос классу: Итак, ещё раз обдумаем ответ на вопрос: можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? / Ожидаемый ответ: Из-за питания, физической нагрузки может ненадолго меняться состав крови, но показатели изменяются в определенных пределах. Благодаря чувствительности рецепторов и рефлекторным реакциям состав крови остается постоянным и вся внутренняя среда. Значит, внутренняя среда относительно постоянна.
Учитель: Равновесие внутренней среды называют динамическим. Регуляция с помощью рефлексов осуществляется благодаря действию нервной и эндокринной систем организма. Некоторые показатели внутренней среды изменяются в небольших пределах, например: концентрация в крови ионов водорода (рН), температура тела. Некоторые изменяются значительно, но без отрицательных последствий для организма: давление крови, содержание в крови глюкозы, жиров, витаминов. При нарушении постоянства внутренней среды у человека может возникнуть заболевание.
В 1929 г. Американский физиолог У. Кеннон для обозначения постоянства внешней среды ввел термин – гомеостаз.
3. Физкультминутка – общая релаксация, зарядка для глаз и головы.
4. Состав крови.
Учитель: Кровь – самый главный из компонентов внутренней среды. Интерес к этой удивительной жидкости красного цвета появился ещё в древние времена.
Демонстрация видеофрагмента «Состав крови» и составление схемы. (При недостатке времени можно сократить эту часть урока. Учитель, комментируя, дает готовую схему).
Проверка выполненного задания.
Состав крови
4. Функции форменных элементов. Работа с текстом учебника, фронтально - заполнение таблицы.
Задание: Найти в тексте ответ на вопрос и сформулировать его устно. Формулировка вместе с классом заносится в таблицу «Строение и функции форменных элементов».
Строение и функции форменных элементов
Форменный элемент | Строение | Функция |
Эритроцит | Зрелый - без ядра. Двояковогнутый диск. Содержит гемоглобин. | Переносит кислород к тканям и углекислый газ к легким. |
Лейкоцит | Ядро есть. Могут менять форму. | Защита внутренней среды организма от чужеродных тел и веществ с помощью фагоцитоза (фагоциты) или с помощью антител (лимфоциты) |
Тромбоцит | Мелкие клетки в виде пластинок. Содержат кровесвертывающий фермент. | Свертывание крови и остановка кровотечения. |
Задание для 1 варианта: Изучите текст на стр. 84-85 «Эритроциты». Назовите особенности строения эритроцита и перечислите функции. / Ожидаемый ответ: Эритроциты – красные кровяные клетки, в процессе созревания теряют ядро. Форма эритроцита – двояковогнутый диск, что увеличивает его поверхность и позволяет присоединять и транспортировать большое количество кислорода. Функция эритроцитов - транспорт кислорода к тканям и углекислого газа к легким. Эритроциты имеют красный цвет из-за содержащегося в них гемоглобина.
Учитель: Эритроциты придают крови красный цвет. Гемоглобин – вещество белковой природы, способное присоединять кислород и углекислый газ находится внутри эритроцитов. Оксигемоглобин – гемоглобин, соединенный с кислородом. Придает крови ярко-алый цвет. Образуется в легких. Дезоксигемоглобин – гемоглобин, отдавший кислород. Образуется в тканях. Придает крови тёмно-красный цвет. Эритроциты образуются в красном костном мозге, который находится в головках трубчатых костей. Продолжительность жизни эритроцита – до 120 дней. При уменьшении количества эритроцитов или недостатке в них гемоглобина развивается заболевание анемия (малокровие). При этом кровь переносит к тканям и органам меньше кислорода и они подвергаются кислородному голоданию. Причины анемии: нарушение процесса образования эритроцитов или большая кровопотеря. СОЭ (скорость оседания эритроцитов) - важный показатель состава крови. Зависит от состава плазмы крови. Повышается СОЭ у беременных женщин или при развитии воспалительного процесса. Количество эритроцитов может меняться при физических нагрузках и оно различное у мужчин и женщин.
Вопрос классу: Спортсменам, преодолевающим длинные дистанции, для длительной работы мышц требуется большое количество кислорода. При систематических тренировках организм вынужден приспосабливаться к этой потребности. Как тренировки влияют на число эритроцитов в крови спортсменов? Объясните свой ответ. / Ожидаемый ответ: Количество эритроцитов должно увеличиться, так как они транспортируют кислород к работающим мышцам.
Задание для 2 варианта: Изучите текст на стр. 86 «Лейкоциты». Назовите особенности строения лейкоцитов, виды лейкоцитов и их функции. / Ожидаемый ответ: Лейкоциты – бесцветные клетки крови, имеющие ядра. Функция: распознавание и уничтожение чужеродных веществ и клеток, попадающих во внутреннюю среду организма. В крови несколько видов лейкоцитов, например: фагоциты, лейкоциты. Фагоциты – клетки-пожиратели. Не имеют постоянной формы тела, способны к амебоидному движению. Через стенку капилляра могут проникать в ткани и поглощать чужеродные клетки. Лимфоциты - клетки, дозревающие в лимфатических узлах. Могут опознавать химическую структуру чужеродных веществ (антигенов) и вырабатывать свои химические соединения (антитела), уничтожающие антигены.
Учитель: Фагоциты – клетки-пожиратели были открыты известным русским ученым И.И. Мечниковым. Число лейкоцитов изменяется в течение суток и зависит от функционального состояния человека. Меньше всего их утром и натощак, а после приема пищи, мышечной нагрузки, и особенно при инфекционных заболеваниях и воспалительных процессах в организме их количество возрастает. Количество лейкоцитов у здоровых мужчин и женщин одинаковое.
Вопрос классу: Если спортсмен ощущает недомогание, упадок сил, нежелание тренироваться, а в его крови обнаружено повышенное содержание лейкоцитов, о чем могут свидетельствовать данные признаки? Объясните свой ответ. / Ожидаемый ответ. Повышенное содержание лейкоцитов говорит о начинающемся воспалительном процессе или инфекционном заболевании. Функция лейкоцитов – распознавание и уничтожение чужеродных клеток, попавших во внутреннюю среду, поэтому содержание лейкоцитов повысилось при увеличении числа таких клеток.
Задание для 3 варианта: Изучите текст на стр. 86-87 «Тромбоциты». Назовите особенности их строения и функции. / Ожидаемый ответ: Тромбоциты - кровяные пластинки. При повреждении выделяют в плазму ферменты, вызывающие образование сгустка крови. Сгусток крови закупоривает поврежденный сосуд и останавливает кровотечение.
Учитель: Сгусток крови, образующийся под действием ферментов тромбоцита называется тромб. Продолжительность жизни тромбоцита 5-8 дней. Образуются в красном костном мозге. Содержание тромбоцитов одинаковое у мужчин и женщин. Прием пищи повышает количество тромбоцитов в крови.
Вопрос классу: Если человек сдает кровь после того, как позавтракает, будет ли его анализ достоверным? Объясните свой ответ.
ІІІ. Рефлексия. Размышление. Закрепление.
Практическое задание – изучение и расшифровка данных анализа крови. Работа в парах. Обучающиеся получают карточки-задания. Всего 4 варианта карточек. Занимающие одну парту, получают общую карточку и работают вместе.
Учитель: Состав крови отражает состояние организма. Каждый может сдать кровь, чтобы узнать сохраняется ли в его организме состояние гомеостаза или нарушено и значит, пора лечить заболевание. Перед вами находится результат анализа крови человека мужского или женского пола. Используя полученные на уроке знания и информацию на карточке, изучите результат анализа крови и решите – находится ли его внутренняя среда в состоянии гомеостаза и здоров ли человек? По возможности, определите, каким может быть предварительный диагноз, если человек нездоров.
Общий анализ крови (нормы некоторых показателей)
Показатель | У женщин | У мужчин |
Эритроциты | 4,0—4,5 млн в 1 мкл | 4,0—5,5 млн в 1 мкл |
Гемоглобин | 115—145 г/л | 130-160 г/л |
Лейкоциты | 4,0—8,8 тыс. в 1 мкл | 4,0—8,8 тыс. в 1 мкл |
Тромбоциты | 180,0—320,0 тыс. в 1 мкл | 180,0—320,0 тыс. в 1 мкл |
СОЭ | 2—15 мм в час | 2—10 мм в час |
Ожидаемый ответ:
1 вариант – данные анализа крови соответствуют норме, можно считать, что пациент здоров.
2 вариант – понижено содержание гемоглобина, и количество эритроцитов – возможно пациент потерял много крови из-за кровотечения, или есть нарушение функций красного костного мозга, т.е. у него анемия (малокровие).
3 вариант – количество лейкоцитов превышает норму в 3 раза. Возможно, у пациента в организме идет воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз.
4 вариант – скорость оседания эритроцитов превышает норму и количество лейкоцитов повышенное, следовательно, у пациента в организме идет воспалительный процесс. Необходимо назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз.
ІV. Осмысление изученного и закрепление. Выводы по уроку.
Учитель: Дополните фразу.
В результате урока «Внутренняя. Жидкая. Важная» мне окрылось, что:
1. внутренняя среда организма состоит из ...
2. знания о составе крови на практике применяют для ….
3. для здоровья важнее всего, чтобы …
4. два самых важных термина …
V. Выставление оценок. Домашнее задание.
Работа с терминами. Из параграфа 17 выписать в словарик термины (выделены курсивом в тексте параграфа), дать им письменное определение и выучить его. Термины: «Гомеостаз», «Плазма крови», «Форменные элементы», «Эритроциты», «Лейкоциты», «Фагоциты», «Фагоцитоз», «Лимфоциты», «Тромбоциты», «Гемоглобин», «Оксигемоглобин», «Анемия», «СОЭ», «Фибриноген», «Фибрин».
Список использованной литературы:
1. Гайтон А.К. Медицинская физиология – М.: Логосфера, 2008.
2. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Олимпия Пресс, 2005.
3. Колесов Д.В. Биология. Человек. 8кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений- М.: Дрофа, 2013.
4. Материалы V Республиканского фестиваля «Педагогическое мастерство учителя биологии». Библиотечка фестивалей / под общей редакцией Н.В.Борисовой – Чебоксары, 2015.
5. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9) класс. – М.: ВАКО, 2007.
Интернет – ресурсы:
1. Юмашева О.А. Открытый урок по биологии «Кровь – это жизнь». [Электронный ресурс] – режим доступа свободный: http://festival.1september.ru/articles/568861/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Диффузия в твердых,жидких и газообразных телах"
Урок изучения нового материала,на котором рассматривается механизм диффузии в различных состояниях вещества и при разной температуре....
урок биологии 6 класс "Корень, лист, стебель - что важнее?"
Исследование строения стебля, передвижение веществ, сравнение строения и функции тканей вегетативных органов растения....
Презентация к уроку биологии. Тема: Важнейший метод науки
Биология, 7-й классПрезентация к уроку 1 по §1Учебник «От амебы до человека»О.В. Бурский, А.А. Вахрушев, А.С. РаутианАвтор презентации:Попова Юлия Сергеевна...
Интегрированный урок биологии и русского языка "Корни всякие нужны, корни всякие важны"
Интегрированный урок биологии (изучение новой темы) и русского языка (оурок обобщения и закрепления изученного) по теме "Корни всякие нужны, корни всякие важны"....
Презентация к уроку химии по теме Жидкие и твердые вещества
Химия 11 класс презентация к уроку...
урок биологии "Важнейшие сельскохозяйственные культуры"
Для ознакомление с темой моим ученикам предалагется поссмотреть презентацию. Для обобщения материала раздела "Классификация расетений" необходимо выполнить вариант на сайте Решу ВПР...
ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК ВАЖНОЕ ЗВЕНО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа учителей, внес в школьное воспитание некоторые коррективы. Происходящ...