Урок биологии в 8 классе "Внутренняя. Жидкая. Важная"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Колмакова Наталья Юрьевна

Пояснительная записка к уроку биологии в 8 классе

«Внутренняя. Жидкая. Важная»

 

Урок «Внутренняя. Жидкая. Важная» представлялся на региональный этап X Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» по естественно-научному направлению.

В ходе урока формируется представление о составе и роли внутренней среды организма. Для получения новых знаний применяются различные виды деятельности. Кроме того, обучающиеся знакомятся со способом применения полученных знаний на практике. Урок способствует профессиональной ориентации.

Применяется в обучении по программе основного общего образования «Биология 5-9 классы», авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов.

Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.- М.: Дрофа, 2013. Глава 5. «Внутренняя среда организма».

Количество часов в неделю – 2ч., в год – 68ч.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolmakovan.yu_._vnutrennyaya._zhidkaya._vazhnaya_8_klass.docx91.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока биологии «Внутренняя. Жидкая. Важная»

Колмакова Н.Ю.

БПОУ «Чебоксарское училище олимпийского резерва имени В.М. Краснова» Минспорта Чувашии.

Тема урока:  «Внутренняя. Жидкая. Важная»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование представления о составе и роли внутренней среды организма

Задачи:

- сформировать представление о составе внутренней среды организма, значении её компонентов и их взаимосвязи друг с другом;

- познакомить со способом практического применения знаний о составе крови;

- способствовать профессиональной ориентации обучающихся;

Планируемые результаты:

- предметные: знание состава лимфы, тканевой жидкости и крови, строения и функций клеток крови; понимание значения гомеостаза и механизма его поддержания;

- метапредметные: умение работать с текстом, таблицей, формулировать устный ответ,  сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения ответа на вопрос;

- личностные: развитие критического мышления, формирование интереса к биологии и медицине, формирование осознанного отношения к своему здоровью.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, видеоролик «Состав и функции крови», карточки – задания.

Основные понятия, изучаемые на уроке: «Внутренняя среда организма», «Гомеостаз», «Плазма крови», «Форменные элементы», «Эритроциты», «Лейкоциты», «Фагоциты», «Лимфоциты», «Тромбоциты», Гемоглобин», «Оксигемоглобин», «Анемия», «СОЭ», «Фибриноген», «Фибрин», «Тромб».

Ход урока

Обучающиеся разделены на группы по 4 человека.

І. Вызов. Актуализация ранее полученных знаний

- Что такое ткань?

- Какие функции выполняет межклеточное вещество в ткани?

- Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного?

Перед обучающимися - изображения животных: амеба, пресноводная гидра, человек.  

Учитель: Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток перестала непосредственно соприкасаться с внешней средой и обмениваться с ней веществами.

Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужен был способ, с помощью которого каждая клетка получала бы питательные вещества, кислород и избавлялась бы от продуктов обмена веществ. В ходе эволюции появилась жидкая внутренняя среда, которая переносит вещества от одних клеток к другим.

Вопрос: Как вы думаете, для какого из представленных организмов более важно наличие жидкой внутренней среды для сохранения жизнедеятельности? Почему? / Ожидаемый ответ: Наиболее важно существование внутренней жидкой среды для человека, так как он обитает в наземно-воздушной среде и состоит из множества клеток, а амеба и клетки тела гидры способны получать часть необходимых веществ прямо из окружающей воды.

Вопрос: Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? /Ожидаемый ответ: Внутреннюю среду организма.

Вопрос: На какие вопросы необходимо найти ответ? /Ожидаемый ответ: Из чего состоит внутренняя среда, как она выполняет свои функции, как узнать, что внутренняя среда справляется и поддерживает жизнедеятельность и здоровье.

ІІ. Осмысление. Изучение новой темы

1.  Компоненты внутренней среды.

Учитель: Чем большее количество клеток образуют организм, тем он сложнее, и тем более важное значение приобретает жидкая внутренняя среда, сохраняющая здоровье клеток и поддерживающая жизнь. Внутренняя среда состоит из трех компонентов: крови, тканевой жидкости и лимфы. Кровь находится внутри замкнутой системы кровеносных сосудов, лимфа – в лимфатических сосудах, тканевая жидкость – между клетками тканей. Рассмотрим, как взаимосвязаны эти три компонента внутренней среды.

Задание: (Работа в парах): Обучающиеся рисуют в тетради схему, расставляя стрелки так, чтобы отразить взаимосвязь между компонентами. Изучите текст учебника на стр.82 «Компоненты внутренней среды», обсудите с соседом по парте и сформулируйте ответ на вопрос:

Вопрос группам, занимающим 1 ряд: Как взаимосвязаны кровь и тканевая жидкость? /Ожидаемый ответ: Жидкая часть крови – плазма просачивается через тончайшую стенку самых мелких кровеносных сосудов – капилляров в промежутки между клетками.  Она становиться тканевой жидкостью.

Вопрос группам, занимающим 2 ряд: Как взаимосвязаны тканевая жидкость и лимфа? /Ожидаемый ответ: Избытки тканевой жидкости просачиваются через тонкую стенку внутрь лимфатических капилляров, которые начинаются в тканях слепо замкнутыми мешочками и становится лимфой. Лимфа перемещается по лимфатическим сосудам, проходит через лимфатические узлы, где очищается от микроорганизмов и посторонних частиц.

Вопрос группам, занимающим 3 ряд: Как взаимосвязаны лимфа и кровь? /Ожидаемый ответ: Лимфатические капилляры соединяются в лимфатические сосуды и в конечном итоге образуют главный лимфатический проток, через который лимфа поступает в кровеносную систему и становится частью плазмы крови.

Вопрос классу: Что показывают стрелки в данной схеме? /Ожидаемый ответ: Стрелки означают, что компоненты внутренней среды постоянно переходят, превращаются один в другой.

2. Постоянство внутренней среды.

Учитель: Итак, три компонента внутренней среды взаимосвязаны. Состав плазмы крови изменяется, так как в неё поступают вещества из пищеварительной, дыхательной и других систем. В свою очередь, состав тканевой жидкости и лимфы зависти от состава крови. Количество клеток крови также зависит от состояния организма и   может изменяться.

Вопрос: А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? / Ожидаемый ответ: Нет, она постоянно изменяется.

Учитель: Чтобы убедится в этом,  рассмотрим несколько ситуаций из жизни.

Задание: Изучите текст, обсудите с участниками вашей группы и сформулируйте ответ на вопросы. Работа в группах по 4 человека.

Задание для 1 группы:

Предварительная информация. Содержание глюкозы в крови человека колеблется в пределах от 75 до 95 мг/дл. и зависит от состава съеденной пищи, величины физической нагрузки и т.д.

Вова (15 лет) получил новогодний сладкий подарок – мешок конфет. После праздничного чаепития состав его крови изменился, так как съеденные конфеты содержали большое количество сахара, который переварился и поступил в кровь в виде глюкозы. Концентрация глюкозы в крови увеличилась до 100 мг/дл. Рецепторы, чувствительные к повышению содержания глюкозы возбудились и передали нервный импульс по нервам в центральную нервную систему. Это вызвало ответную рефлекторную реакцию – в кровь выделился гормон инсулин. Гормон превратил излишки глюкозы в запасной углевод гликоген, который осел в печени. А концентрация глюкозы в крови быстро вернулась в пределы нормы.

Вопросы:

1. Как изменился состав крови?

2. Каково значение рецепторов в этой рефлекторной реакции?

3. Почему изменение содержания глюкозы в крови человека - нормальное явление?

Задание для 2 группы:

Предварительная информация: Содержание углекислого газа в крови человека колеблется в пределах от 35 до 45 мм рт.ст. И зависит от величины физической нагрузки, частоты дыхания и т.д.

Василиса (15 лет) не желая опоздать на урок, шла в школу очень быстрым шагом. В её крови увеличилось содержание углекислого газа до 50 мм рт. ст., так как интенсивно работающие мышцы стали выделять его в большом количестве. Рецепторы в стенках кровеносных сосудов, чувствительные к увеличению содержания углекислого газа возбудились и передали нервный импульс по нервам в центральную нервную систему. Это вызвало ответную рефлекторную реакцию – участилось дыхание девочки, а избыток углекислого газа через легкие выделился в окружающую среду. Концентрация углекислого газа в крови быстро вернулась к норме.

Вопросы:

1. Содержание какого вещества в крови изменилось?

2. Каково значение рецепторов в этой рефлекторной реакции?

3. Можно ли считать нормальным колебание содержания углекислого газа в крови человека?

Вопрос классу: Итак, ещё раз обдумаем ответ на вопрос: можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? / Ожидаемый ответ: Из-за питания, физической нагрузки может ненадолго меняться состав крови, но показатели изменяются в определенных пределах. Благодаря чувствительности рецепторов и рефлекторным реакциям состав крови остается постоянным и вся внутренняя среда. Значит, внутренняя среда относительно постоянна.

Учитель: Равновесие внутренней среды называют динамическим. Регуляция с помощью рефлексов осуществляется благодаря действию нервной и эндокринной систем организма. Некоторые показатели внутренней среды изменяются в небольших пределах, например:  концентрация в крови ионов водорода (рН), температура тела. Некоторые изменяются значительно, но без отрицательных последствий для организма: давление крови, содержание в крови глюкозы, жиров, витаминов. При нарушении постоянства внутренней среды у человека может возникнуть заболевание.

В 1929 г. Американский физиолог У. Кеннон для обозначения постоянства внешней среды ввел термин – гомеостаз.

3. Физкультминутка – общая релаксация, зарядка для глаз и головы.

4. Состав крови.

Учитель: Кровь – самый главный из компонентов внутренней среды. Интерес к этой удивительной жидкости красного цвета появился ещё в древние времена.

Демонстрация видеофрагмента «Состав крови» и составление схемы. (При недостатке времени можно сократить эту часть урока. Учитель, комментируя, дает готовую схему).

Проверка выполненного задания.

Состав крови

4. Функции форменных элементов. Работа с текстом учебника, фронтально - заполнение таблицы.

Задание: Найти в тексте ответ на вопрос и сформулировать его устно. Формулировка вместе с классом заносится в таблицу «Строение и функции форменных элементов».

Строение и функции форменных элементов

Форменный элемент

Строение

Функция

Эритроцит

Зрелый - без ядра. Двояковогнутый диск. Содержит гемоглобин.

Переносит кислород к тканям и углекислый газ к легким.

Лейкоцит

Ядро есть.  Могут менять форму.

Защита внутренней среды организма от чужеродных тел и веществ  с помощью фагоцитоза (фагоциты) или с помощью антител (лимфоциты)

Тромбоцит

Мелкие клетки в виде пластинок. Содержат кровесвертывающий фермент.

Свертывание крови и остановка кровотечения.

Задание для 1 варианта: Изучите текст на стр. 84-85 «Эритроциты». Назовите особенности строения эритроцита и перечислите функции. / Ожидаемый ответ: Эритроциты – красные кровяные клетки, в процессе созревания теряют ядро. Форма эритроцита – двояковогнутый диск, что увеличивает его поверхность и позволяет присоединять и транспортировать большое количество кислорода. Функция эритроцитов - транспорт  кислорода к тканям и углекислого газа к легким. Эритроциты имеют красный цвет из-за содержащегося в них гемоглобина.

Учитель: Эритроциты придают крови красный цвет. Гемоглобин – вещество белковой природы, способное присоединять кислород и углекислый газ находится внутри эритроцитов. Оксигемоглобин – гемоглобин, соединенный с кислородом. Придает крови ярко-алый цвет. Образуется в легких. Дезоксигемоглобин – гемоглобин, отдавший кислород. Образуется в тканях. Придает крови тёмно-красный цвет. Эритроциты образуются в красном костном мозге, который находится в головках трубчатых костей. Продолжительность жизни эритроцита – до 120 дней. При уменьшении количества эритроцитов или недостатке в них гемоглобина развивается заболевание анемия (малокровие). При этом кровь переносит к тканям и органам меньше кислорода и они подвергаются кислородному голоданию. Причины анемии: нарушение процесса образования эритроцитов или большая кровопотеря. СОЭ (скорость оседания эритроцитов) - важный показатель состава крови. Зависит от состава плазмы крови. Повышается СОЭ у беременных женщин или при развитии воспалительного процесса. Количество эритроцитов может меняться при физических нагрузках и оно различное у мужчин и женщин.

Вопрос классу: Спортсменам, преодолевающим длинные дистанции, для длительной работы мышц требуется большое количество кислорода. При систематических тренировках организм вынужден приспосабливаться к этой потребности. Как тренировки влияют на число эритроцитов в крови спортсменов? Объясните свой ответ. / Ожидаемый ответ: Количество эритроцитов должно увеличиться, так как они транспортируют кислород к работающим мышцам.

Задание для 2 варианта: Изучите текст на стр. 86 «Лейкоциты». Назовите особенности строения лейкоцитов, виды лейкоцитов и их функции. / Ожидаемый ответ: Лейкоциты – бесцветные клетки крови, имеющие ядра. Функция: распознавание и уничтожение чужеродных веществ и клеток, попадающих во внутреннюю среду организма. В крови несколько видов лейкоцитов, например: фагоциты, лейкоциты. Фагоциты – клетки-пожиратели. Не имеют постоянной формы тела, способны к амебоидному движению. Через стенку капилляра могут проникать в ткани и поглощать чужеродные клетки. Лимфоциты - клетки, дозревающие в лимфатических узлах. Могут опознавать химическую структуру чужеродных веществ (антигенов) и вырабатывать свои химические соединения (антитела), уничтожающие антигены.

Учитель: Фагоциты – клетки-пожиратели были открыты известным русским ученым И.И. Мечниковым. Число лейкоцитов изменяется в течение суток и зависит от функционального состояния человека. Меньше всего их утром и натощак, а после приема пищи, мышечной нагрузки, и особенно при инфекционных заболеваниях и воспалительных процессах в организме их количество возрастает. Количество лейкоцитов у здоровых мужчин и женщин одинаковое.

Вопрос классу: Если спортсмен ощущает недомогание, упадок сил, нежелание тренироваться, а в его крови обнаружено повышенное содержание лейкоцитов, о чем могут свидетельствовать данные признаки? Объясните свой ответ. / Ожидаемый ответ. Повышенное содержание лейкоцитов говорит о начинающемся воспалительном процессе или инфекционном заболевании. Функция лейкоцитов – распознавание и уничтожение чужеродных клеток, попавших во внутреннюю среду, поэтому содержание лейкоцитов повысилось при увеличении числа таких клеток.

Задание для 3 варианта: Изучите текст на стр. 86-87 «Тромбоциты». Назовите особенности их строения и функции. / Ожидаемый ответ: Тромбоциты - кровяные пластинки. При повреждении выделяют в плазму ферменты, вызывающие образование сгустка крови. Сгусток крови закупоривает поврежденный сосуд и останавливает кровотечение.

Учитель: Сгусток крови, образующийся под действием ферментов тромбоцита называется тромб.  Продолжительность  жизни тромбоцита 5-8 дней. Образуются в красном костном мозге.  Содержание тромбоцитов одинаковое у мужчин и женщин. Прием пищи повышает количество тромбоцитов в крови.

Вопрос классу: Если человек сдает кровь после того, как позавтракает, будет ли его анализ  достоверным? Объясните свой ответ.

ІІІ. Рефлексия. Размышление. Закрепление.

Практическое задание – изучение и расшифровка данных анализа крови. Работа в парах. Обучающиеся получают карточки-задания. Всего 4 варианта карточек. Занимающие одну парту,  получают общую карточку и работают вместе.

Учитель: Состав крови отражает состояние организма. Каждый может сдать кровь, чтобы узнать сохраняется ли в его организме состояние гомеостаза или нарушено и значит, пора лечить заболевание. Перед вами находится результат анализа крови человека мужского или женского пола. Используя полученные на уроке знания и информацию на карточке, изучите результат анализа крови и решите – находится ли его внутренняя среда в состоянии гомеостаза и здоров ли человек? По возможности, определите, каким может быть предварительный диагноз, если человек нездоров.

Общий анализ крови (нормы некоторых показателей)

Показатель

У женщин

У мужчин

Эритроциты

4,0—4,5 млн в 1 мкл

 4,0—5,5 млн в 1 мкл

Гемоглобин

115—145 г/л

130-160 г/л

Лейкоциты

4,0—8,8 тыс. в 1 мкл

4,0—8,8  тыс. в 1 мкл

Тромбоциты

180,0—320,0  тыс. в 1 мкл

 180,0—320,0  тыс. в 1 мкл

СОЭ

2—15 мм в час

2—10  мм в час

Ожидаемый ответ:

1 вариант – данные анализа крови соответствуют норме, можно считать, что пациент здоров.

2 вариант – понижено содержание гемоглобина, и количество эритроцитов – возможно пациент потерял много крови из-за кровотечения, или есть нарушение функций красного костного мозга, т.е. у него анемия (малокровие).

3 вариант – количество лейкоцитов превышает норму в 3 раза. Возможно, у пациента в организме идет воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз.

4 вариант – скорость оседания эритроцитов превышает норму и количество лейкоцитов повышенное, следовательно, у пациента в организме идет воспалительный процесс. Необходимо назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз.

ІV. Осмысление изученного и закрепление.  Выводы по уроку.

Учитель: Дополните фразу.

В результате урока «Внутренняя. Жидкая. Важная» мне окрылось, что:

1. внутренняя среда организма состоит из ...

2. знания о составе крови на практике применяют для ….

3. для здоровья важнее всего, чтобы …

4. два самых важных термина …

V. Выставление оценок. Домашнее задание.

Работа с терминами. Из параграфа 17 выписать в словарик  термины (выделены курсивом в тексте параграфа), дать им письменное определение и выучить его. Термины: «Гомеостаз», «Плазма крови», «Форменные элементы», «Эритроциты», «Лейкоциты», «Фагоциты», «Фагоцитоз», «Лимфоциты», «Тромбоциты», «Гемоглобин», «Оксигемоглобин»,  «Анемия», «СОЭ», «Фибриноген»,  «Фибрин».

Список использованной литературы:

1. Гайтон А.К. Медицинская физиология – М.: Логосфера, 2008.

2. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Олимпия Пресс, 2005.

3. Колесов Д.В. Биология. Человек. 8кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений- М.: Дрофа, 2013.

4. Материалы V Республиканского фестиваля «Педагогическое мастерство учителя биологии». Библиотечка фестивалей / под общей редакцией Н.В.Борисовой – Чебоксары, 2015.

5. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9) класс. – М.: ВАКО, 2007.

Интернет – ресурсы:

1. Юмашева О.А. Открытый урок по биологии «Кровь – это жизнь».  [Электронный ресурс] – режим доступа свободный: http://festival.1september.ru/articles/568861/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Диффузия в твердых,жидких и газообразных телах"

Урок изучения нового материала,на котором рассматривается механизм диффузии в различных состояниях вещества и при разной температуре....

урок биологии 6 класс "Корень, лист, стебель - что важнее?"

Исследование строения стебля, передвижение веществ, сравнение строения  и функции тканей вегетативных органов растения....

Презентация к уроку биологии. Тема: Важнейший метод науки

Биология, 7-й классПрезентация к уроку 1 по §1Учебник «От амебы до человека»О.В. Бурский, А.А. Вахрушев, А.С. РаутианАвтор презентации:Попова Юлия Сергеевна...

Интегрированный урок биологии и русского языка "Корни всякие нужны, корни всякие важны"

Интегрированный урок биологии (изучение новой темы) и русского языка (оурок обобщения и закрепления изученного) по теме "Корни всякие нужны, корни всякие важны"....

урок биологии "Важнейшие сельскохозяйственные культуры"

Для ознакомление с темой моим ученикам предалагется поссмотреть презентацию. Для обобщения материала раздела "Классификация расетений" необходимо выполнить вариант на сайте Решу ВПР...

ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК ВАЖНОЕ ЗВЕНО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа учителей, внес в школьное воспитание некоторые коррективы. Происходящ...