РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ ЛИШАЙНИКИ 5 КЛ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ТЕКСТАМИ
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Материал содержит теоретический материал по теме различные виды текстов учебной информации и виды работы над ними. дана разработка занятия урока с применением организации работы учащихся на уроке с различными текстами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_lishayniki_5_kl.docx | 58.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды текстов на уроках биологии и разработка урока то теме ЛИШАЙНИКИ 5 КЛАСС
Современный человек каждый день получает большой объем информации. Интернет, телевидение, печатные издания предлагают большой объем информации и требуют новые способы для ее усвоения. Выбор данной темы на сегодняшний день очень актуален, т.к. затрагивает два очень важных аспекта.
Первый аспект заключается в том, что в ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование смыслового чтения и работа с текстом. Ведь сегодня работа с текстом исключает пассивную позицию ученика, как потребителя готового текста. Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф.Смит, Н.Н. Светловская, И.А. Зимняя, В.М. Филатов [5; 29-31]. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное углубленное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а затем письменная. Работа с текстом включает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно, на базе организованной учебной деятельности. На смысло – ориентирующем этапе основными умениями смыслового чтения будут:
- Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде;
- Определять из текста значение терминов;
- Сопоставлять информацию из разных частей текста;
- Устанавливать в тексте последовательность действий.
На содержательно – смысловом этапе основными умениями смыслового чтения будут:
- Выделять главную мысль отдельных частей текста;
- Делать выводы на основе информации из текста;
- Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот;
- Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.
На рефлексивно – личностном этапе основными умениями смыслового чтения будут:
- Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации;
- Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов;
- Самостоятельно конструировать новую по отношению к тексту ситуацию.
Результатами смыслового чтения будут: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности [6; 25-27] .
Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами. Результаты работы показывают, что у учащихся имеются проблемы в чтении научного текста, понимании прочитанного и умении работать с самим текстом. Ведь отличительной особенностью научного текста, является то, что в нем содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета и ролей. Приемы работы с научно-познавательным текстом отличаются от работы с художественным текстом.
Приемы, которые способствуют формированию смыслового чтения, могут быть самыми разнообразными. Материал биологии 5 класса дает большое поле для этой деятельности.
1. Прием «Дополни определение».
Цель: сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования.
Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение для термина (например, «водоросли», «бактерии», «грибы», «слоевище»).
2. Прием «Сконструируй определение».
Цель: сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования.Учащиеся сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста ( например, «плодовое тело», «фотосинтез»).
3. Прием «Установите соответствие».
Цель: сформировать умение работать с информацией, содержащейся в тексте.
Учащимся предлагается соотнести понятия и определения (например, в теме «Основные свойства живого»).
4. Прием «Составь задание».
Цель: сформировать умение вдумчиво преобразовывать текстовую информацию с ее дальнейшим использованием.
Учащимся предлагается при изучении раздела темы составить кроссворд. При этом ученик на уроке не обладают достаточным временем и такие задания, чаще всего дают закончить дома, т.к. для проектирования таких заданий ученик должен потрудиться. И это уже не чтение текста, это его осмысление, анализ, связь с пройденным материалом.
5. Прием «Задай вопрос».
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию.
Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.
6. Прием «Верные и неверные утверждения».
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера, критично оценивать ее достоверность (например, при изучении новой темы или при обобщении темы учитель дает задания учащимся, установить верные утверждения, обосновывая свой ответ).
Таких приемов работы с текстом достаточно много, но это лишь начальный этап работы. Другими приемами работы с учебными текстами могут быть такие как, составление текста из предложений, данных в случайном порядке, составление плана описания объекта на основании его характеристики, данной в учебнике, анализ фрагмента текста с целью выделения его главной идеи, а также мыслей, подтверждающих или разъясняющих эту идею [4; 33].
Второй аспект, выбранной темы заключается в том, что при сдаче ГИА и ЕГЭ даже успешные учащиеся допускают ошибки при выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы ( таблицу, схему, знаковый конспект). И для успешной жизненной адаптации недостаточно хорошо знать предметный теоретический материал, требуется владение универсальными учебными действиями, в том числе учебно-информационными (умением смыслового чтения), наличие развитого критического мышления.
При подготовке к ГИА по биологии можно и нужно использовать следующую работу с текстом.
1. Умение включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных.
Задание 1. Вставьте в текст «Обмен белков» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст
цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ОБМЕН БЕЛКОВ
Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся ___________ (А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в ___________ (Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: ___________ (В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в ___________ (Г) и в таком состоянии выводится из организма.
Перечень терминов: а) глицерин, б)аминокислота, в)лимфа, г) кровь, д) синтез, е)мочевина, ж) распад, з) глюкоза.
2. Работа с текстом биологического содержания (текст дан).
Задание 2. Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Какие условия необходимы для получения простокваши?
2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?
3)Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?
Текст «Полезные бактерии».
Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кислорода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями, — они участвуют в образовании молочнокислых продуктов. В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока в кислый молочный продукт.
Болгарская палочка — вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша. Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки — в мочёные, а огурцы — в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.
Задание 2. Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Какие условия необходимы для получения простокваши?
2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?
3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?
Умение работать с текстами помогает учащимся учиться значительно самостоятельно, с большим пониманием того, что они читают. Только в этом случае можно рассчитывать на развитие мышления, познавательной самостоятельности, активной учебной деятельности и других свойств, и качеств личности, к развитию которых призывают стандарты образования [3; 111-125].
Список использованной литературы
- Бондарко Л.В., Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. М.; УРСС, 2001, -207 с.
- Владимирова О.Ю. Методические аспекты текстовой деятельности. //МИТС-НАУКА № 2. -М. 2007.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982. -176 с.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. -М.: изд-во «Флинта», изд-во «Наука», 2001. 496 с.
- Лернер Г.И. Работа с учебными текстами на уроках биологии. /Биология в школе,-2011, -№6, - 2011, с.28-34.
- Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. - М., 2006.
Мастер-класс по теме «Формирование УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе»
Цель: показать основные приемы формирования УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В настоящее время в педагогической науке выделяют следующие виды УУД:
- познавательные: общеучебные и логические действия, обеспечивающие процесс познания и усвоения нового;
- регулятивные – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности;
- личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;
- коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность.
От теории к практике…
Приемы формирования познавательных общеучебных УУД
В предметах естественного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность,
поэтому организация образовательного процесса на уроках биологии, прежде всего, направлена на
развитие познавательных учебных действий, первое из которых – формулирование цели.
Задание 1
Мне в детстве говорила мама:
Нельзя пить воду из-под крана,
Согласно множеству поверий,
В ней масса водится бактерий,
Они – тебе это не шутки –
В твоем поселятся желудке
И не заметишь ты ни разу
Их невооруженным глазом.
-Как вы думаете, кого сегодня на уроке мы будем изучать?
-Какую цель мы с вами поставим?
-Какие задачи мы с вами наметим?
Не менее важным учебным действием является поиск информации, а надежным источником информации служит учебник, поэтому в ходе обучения биологии используются разные приемы работы с учебником.
Прием 1 «Чтение с пометками, или INSERT»
В таблицу заносятся КРАТКИЕ сведения из текста, что позволяет провести работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект.
v (Я это знал) | + (Новое для меня) | - Я думал иначе) | ? (Интересно, непонятно, нужно разобраться) |
Прием 2 «Синквейн».
Общеизвестный прием, полезный в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, развивающий умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Структура синквейна:
1 строка – 1 существительное,
2 строка – 2 прилагательных,
3 строка – 3 глагола,
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту)
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).
Прием 3 Составьте предложения…
По любой теме «Жизнедеятельность организмов» предлагаю выполнить задание: изучив текст учебника, составить предложения, используя следующие конструкции:
……….………., поэтому……………….
……………….., потому что ………….
………………., следовательно, ……….
………………., так как……………….
Прием 4 «Ролевая игра»
Каково значение бактерий в природе и для человека?
Ответить, предлагаю, в форме ролевой игры “Суд над бактериями”.
1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий
2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий
3 группа – “судьи” выносят решение
- Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме.
Прием 5 «Заполнить пропуски в тексте…»
1. В клетках бактерий нет оформлнного __________, поэтому бактерии относятся к ___________.
2. Клетка бактерии снаружи покрыта ___________, котрорая выполняет ____________ и ______________ функции.
3. Иногда бактерии выделяют ещё один защитный слой снаружи, его называют ________________.
(В клетках бактерий нет оформленного ядра поэтому бактерии относятся к прокариотам. Клетка бактерии снаружи покрыта клеточной стенкой, выполняющей защитные, формирующие и транспортные функции. Иногда бактерии выделяют ещё один защитный слой снаружи, его называют капсулой.)
Рефлексия
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Благодарю за внимание!
Технологическая карта урока биологии в 5 классе
Предмет биология
Класс 5 класс
Тема урока Лишайники
Тип занятия Комбинированный, практико-ориентированный.
Цель урока: (для учителя): создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
– формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов
– формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.
Познавательные УУД:
- Формирование умения анализировать, сравнивать , обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
- формирование умения владеть смысловым чтением, выполнять задания и задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.
- Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе
Личностные УУД
Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.
Задачи урока:
- Обучающие: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
- Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.
- Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”, коллекция натуральных объектов, гербарные материалы, лупы, фотографии различных лишайников, текст для чтения, листы самоконтроля и самооценки учащихся на уроке.
Основные понятия, изучаемые на занятии: лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, соредии, биоиндикаторы.
Вид используемых ИКТ: работа с компьютером, интерактивными тестами.
Образовательные интернет-ресурсы: единая коллекция ЦОР
Информационно – методическое обеспечение урока
1. Биология. 5 класс. Учебник. Под редакцией В.В. Пасечника. УМК «Линия жизни». 2012 год.
2. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79218/?interface=catalog&class=48&subject=29
3. Презентация в формате SmartNotebook «Лишайники», конспект урока (собственная разработка)
4. Видеофрагмент о лишайниках, фотографии лишайников и натуральные объекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии.Методическая разработка урока по теме "Лишайники"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Лишайники"...
Разработка урока по теме "Лишайники"
Урок составлен с учетом требований ФГОС.Учебник: В.В. Пасечник «Бактерии, грибы, растения». Издательство «Дрофа» 2012г.На уроке использую модель развивающего обучения, построенного на принципах:...
разработка урока по теме "Лишайники" 7 класс УМК Сонина Н.И.
Конспект урока с использованием элементов смыслового чтения....
методическая разработка занятия по теме "Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы"
методическая разработка занятия для дошкольников 6-7 лет, пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы, схемы текст "Березка"...
методическая разработка занятия по теме "Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица "Воробей" И.С. Тургенев
методическая разработка "Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам ("Воробей" И.С. Тургенев" для детей дошкольного возраста 6-7 лет...
Методическая разработка урока по теме "Лишайники"
Данная разработка урока создана на основе технологии "Системный подход в интенсификации учебного процесса". Весь материал урока свернут в схемы.Периодичкеское обращение к ним позволяет рассматривать и...
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ ЛИШАЙНИКИ
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ ЛИШАЙНИКИ...