РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ ЛИШАЙНИКИ 5 КЛ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ТЕКСТАМИ
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Курасова Надежда Петровна

Материал содержит теоретический материал по теме различные виды текстов учебной информации и виды работы над ними. дана разработка занятия урока с применением организации работы учащихся на уроке с различными текстами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_lishayniki_5_kl.docx58.62 КБ

Предварительный просмотр:

Виды текстов на уроках биологии и разработка урока то теме  ЛИШАЙНИКИ 5 КЛАСС

Современный человек каждый день получает большой объем информации. Интернет, телевидение, печатные издания предлагают большой объем информации  и требуют новые способы для ее усвоения. Выбор данной темы на сегодняшний день очень актуален, т.к. затрагивает два очень важных аспекта.
Первый аспект заключается в том, что в ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование смыслового чтения и работа с текстом. Ведь сегодня работа с текстом исключает пассивную позицию ученика, как потребителя готового текста. Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф.Смит, Н.Н. Светловская, И.А. Зимняя, В.М. Филатов [5; 29-31]. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное углубленное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а затем письменная.  Работа с текстом включает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно, на базе организованной учебной деятельности. На смысло – ориентирующем этапе основными умениями смыслового чтения будут:

  • Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде;
  • Определять из текста значение терминов;
  • Сопоставлять информацию из разных частей текста;
  • Устанавливать в тексте последовательность действий.

На содержательно – смысловом этапе основными умениями смыслового чтения будут:

  • Выделять главную мысль отдельных частей текста;
  • Делать выводы на основе информации из текста;
  • Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот;
  • Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

На  рефлексивно – личностном этапе основными умениями смыслового чтения будут:

  • Применять знания, полученные из соответствующих  информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации;
  • Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов;
  • Самостоятельно конструировать новую по отношению к тексту ситуацию.

Результатами смыслового чтения будут: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности [6; 25-27] .

Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету  «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами. Результаты работы показывают, что у учащихся имеются проблемы в чтении научного текста, понимании прочитанного и умении работать с самим текстом. Ведь отличительной особенностью научного текста, является то, что в нем содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета и ролей. Приемы работы с научно-познавательным текстом отличаются от работы с художественным текстом.

Приемы, которые способствуют формированию смыслового чтения, могут быть самыми разнообразными. Материал биологии 5 класса дает большое поле для этой деятельности.

1. Прием «Дополни определение».

Цель: сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования.

Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение для термина (например, «водоросли»,  «бактерии», «грибы», «слоевище»).

2. Прием «Сконструируй определение».

Цель: сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования.Учащиеся сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста ( например, «плодовое тело», «фотосинтез»).

3. Прием  «Установите соответствие».

Цель: сформировать умение работать с  информацией, содержащейся в тексте.

Учащимся предлагается соотнести понятия и определения (например, в теме «Основные свойства живого»).

4. Прием «Составь задание».

Цель: сформировать умение вдумчиво преобразовывать текстовую информацию с ее дальнейшим использованием.

Учащимся предлагается при изучении раздела темы составить кроссворд. При этом ученик на уроке не обладают достаточным временем и такие задания, чаще всего дают закончить дома, т.к. для проектирования таких заданий ученик должен потрудиться. И это уже не чтение текста, это его осмысление, анализ, связь с пройденным материалом.

5. Прием «Задай вопрос».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию.

Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.

6. Прием «Верные и неверные утверждения».

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера, критично оценивать ее достоверность (например,  при изучении  новой темы или  при обобщении темы учитель дает задания учащимся, установить верные утверждения, обосновывая свой ответ).

Таких приемов работы с текстом достаточно много, но это лишь начальный этап работы. Другими приемами работы с учебными текстами могут быть такие как, составление текста из предложений, данных в случайном порядке, составление плана описания объекта на основании его  характеристики, данной в учебнике, анализ фрагмента текста с целью выделения его главной идеи, а также мыслей, подтверждающих или разъясняющих эту идею [4; 33].

Второй аспект,  выбранной темы заключается в том, что при сдаче ГИА и ЕГЭ даже успешные учащиеся допускают ошибки при выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы ( таблицу, схему, знаковый конспект). И для успешной жизненной адаптации недостаточно хорошо знать предметный теоретический материал, требуется владение универсальными учебными действиями, в том числе учебно-информационными (умением смыслового чтения), наличие развитого критического мышления.

При подготовке к ГИА по биологии можно и нужно использовать следующую работу с текстом.

1. Умение включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных.

Задание 1. Вставьте в текст «Обмен белков» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст

цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ОБМЕН БЕЛКОВ

Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся ___________ (А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в ___________ (Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: ___________ (В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в ___________ (Г) и в таком состоянии выводится из организма.

Перечень терминов: а) глицерин, б)аминокислота, в)лимфа, г) кровь, д) синтез, е)мочевина, ж) распад, з) глюкоза.

 

2. Работа с текстом биологического содержания (текст дан).

Задание 2. Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Какие условия необходимы для получения простокваши?

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

3)Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?

Текст «Полезные бактерии».

 Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кислорода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями, — они участвуют в образовании молочнокислых продуктов. В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока в кислый молочный продукт.  

Болгарская палочка — вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша. Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки — в мочёные, а огурцы — в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.

Задание 2. Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Какие условия необходимы для получения простокваши?

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?

Умение работать с текстами помогает учащимся учиться значительно самостоятельно, с большим пониманием того, что они читают. Только в этом случае можно рассчитывать на развитие мышления, познавательной самостоятельности, активной учебной деятельности и других свойств, и качеств личности, к развитию которых призывают стандарты образования [3; 111-125].

 

Список использованной литературы

  1. Бондарко Л.В., Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. М.; УРСС, 2001, -207 с.
  2. Владимирова О.Ю. Методические аспекты текстовой деятельности. //МИТС-НАУКА № 2. -М. 2007.
  3. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982. -176 с.
  4. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. -М.: изд-во «Флинта», изд-во «Наука», 2001. 496 с.
  5. Лернер Г.И.  Работа с учебными текстами на уроках биологии. /Биология в школе,-2011, -№6, - 2011, с.28-34.
  6. Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. - М., 2006.

Мастер-класс по теме «Формирование УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе»

Цель: показать основные приемы формирования УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В настоящее время в педагогической науке выделяют следующие виды УУД:

- познавательные: общеучебные и логические действия, обеспечивающие процесс познания и усвоения нового;

- регулятивные – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности;

- личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;

- коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность.

От теории к практике…

Приемы формирования познавательных общеучебных УУД

В предметах естественного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность,

поэтому организация образовательного процесса на уроках биологии, прежде всего, направлена на

развитие познавательных учебных действий, первое из которых – формулирование цели.

Задание 1

Мне в детстве говорила мама:

Нельзя пить воду из-под крана,

Согласно множеству поверий,

В ней масса водится бактерий,

Они – тебе это не шутки –

В твоем поселятся желудке

И не заметишь ты ни разу

Их невооруженным глазом.

-Как вы думаете, кого сегодня на уроке мы будем изучать?

-Какую цель мы с вами поставим?

-Какие задачи мы с вами наметим?

Не менее важным учебным действием является поиск информации, а надежным источником информации служит учебник, поэтому в ходе обучения биологии используются разные приемы работы с учебником.

Прием 1 «Чтение с пометками, или INSERT»

В таблицу заносятся КРАТКИЕ сведения из текста, что позволяет провести работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект.

v

(Я это знал)

+

(Новое для меня)

-

Я думал иначе)

?

(Интересно, непонятно, нужно разобраться)

Прием 2 «Синквейн».

Общеизвестный прием, полезный в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, развивающий умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Структура синквейна:

1 строка – 1 существительное, 

2 строка – 2 прилагательных, 

3 строка – 3 глагола, 

4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту)

5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

Прием 3 Составьте предложения…

По любой теме «Жизнедеятельность организмов» предлагаю выполнить задание: изучив текст учебника,  составить предложения, используя следующие конструкции:

……….………., поэтому……………….

……………….., потому что ………….

………………., следовательно, ……….

………………., так как……………….

Прием 4 «Ролевая игра»

Каково значение бактерий в природе и для человека?

Ответить, предлагаю, в форме ролевой игры “Суд над бактериями”.

1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий

2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий

3 группа – “судьи” выносят решение

- Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме.

Прием 5 «Заполнить пропуски в тексте…»

1. В клетках бактерий нет оформлнного  __________, поэтому бактерии относятся к ___________.

2. Клетка бактерии снаружи покрыта ___________, котрорая выполняет ____________ и ______________ функции.

3. Иногда бактерии выделяют ещё один защитный слой снаружи, его называют ________________.

(В клетках бактерий нет оформленного ядра поэтому бактерии относятся к прокариотам. Клетка бактерии снаружи покрыта клеточной стенкой, выполняющей защитные, формирующие и транспортные функции. Иногда бактерии выделяют ещё один защитный слой снаружи, его называют капсулой.)

Рефлексия

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.


Благодарю за внимание!

Технологическая  карта урока биологии в 5 классе

                                Предмет                                биология

Класс                                 5  класс

Тема урока                                  Лишайники

Тип занятия                        Комбинированный, практико-ориентированный.

Цель урока: (для учителя): создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Планируемые образовательные результаты                

Предметные

 – формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов
– формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы

Метапредметные 

Регулятивные УУД:

  1. формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  2. формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения анализировать, сравнивать , обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
  2. формирование умения владеть смысловым чтением, выполнять задания и  задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.
  3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Личностные УУД

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.  

Задачи урока:

  • Обучающие: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.
  • Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”, коллекция натуральных объектов, гербарные материалы, лупы, фотографии различных лишайников, текст для чтения, листы самоконтроля и самооценки учащихся на уроке.

Основные понятия, изучаемые на занятии:  лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, соредии, биоиндикаторы.

Вид используемых  ИКТ: работа с компьютером,  интерактивными  тестами.

Образовательные интернет-ресурсы: единая коллекция ЦОР

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организвционный этап

1 мин

Приветствие учащихся. Организация ребят для работы в группах. Формируем 6 групп по 4 человека. Правила работы в группах в Приложении 1.

Приветствуют учителя.

Формируют группы.

Вспоминают правила работы в группах

Коммуникативные УУД.

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками

2.Актуализация знаний -

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

2 мин.

Ребята, давайте вспомним, –

 Какие царства живой природы мы с вами знаем?

Составьте схему на основе ваших знаний. ( Слайд 1)

Какой тип питания характерен для грибов?

Какой тип питания характерен для водорослей?

Что такое симбиоз?

Грибы ли могут вступать в симбиоз с корнями деревьев? Как он называется?

А с водорослями? Как  называется такой симбиоз? Слайд2

А теперь посмотрите на коллекции живых материалов и на гербарии, которые лежат перед вами. У вас на столах лежат лупы. Рассмотрите эти организмы.

Эти же организмы вы видите на экране Слайд 3 и на фотографиях, лежащих на столах.

Встречали ли вы эти организмы в природе? Как они называются?

К какому царству они относятся?

Кто они: грибы, мхи, водоросли или это группа организмов?

Составляют схему «Царства живой природы»

В результате на слайде образуется схема

Отвечают,что

 Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно, в отличие от водорослей.
 Симбиоз — это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них.

Микориза.

Затрудняются с ответом.

Высказывают разные предположения ((могут ответить-лишайники).

Учащиеся работают в группах, не могут дать однозначного ответа. Формулируют проблему.

Мы не знаем к какой группе живых организмов отнести лишайники.

- Лишайники похожи на растения, но не растения.

- Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах.

Коммуникативные УУД.

Раскрывают полученные знания, оформляют мысли в устной форме

Познавательные УУД

Преобразуют информацию из одной формы в другую.

3. Постановка проблемы.

Определение цели урока.

4 мин

Составление плана решения проблемы.

Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами».слайд4

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

Что вы должны знать об этих организмах, чтобы отнести их к какому либо царству или выделить в отдельную группу.

Оформите кластер.

Слайд5

Давайте сформулируем цель урока.

Слайд6

И для достижения этого сегодня мы совершим наше путешествие в виртуальный музей и узнаем много нового и интересного об этих организмах. На каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы будете работать в группах: слайд7

Учитель поясняет задачу каждой группе

Первая группа формулирует общее понятие «лишайник» и дает историческую справку о возникновении науки о лишайниках

 Вторая группа познакомит нас с многообразием и распространением лишайников

Третья группа будет исследовать строение, питание лишайников.

Четвертая группа выяснит почему лишайники так неприхотливы и

 Как они размножаются. 

Пятая группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и охрану лишайников.

Шестая группа  будет искать информацию о применении лишайников.

Каждая группа получает рабочий лист с названием темы и заданиями, которые вам предстоит выполнить, а также вам предоставлены: тексты для чтения, электронные ресурсы, гербарии, и индивидуальные оценочные листы, которые вам потребуются на этапе закрепления материала.

Напоминает, что надо составить страничку рукописной книги «лишайники» и вывесить ее на доску.

 

Если задания понятны, можно приступать к работе.

- Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются?

- Какие группы и формы лишайников бывают?

- Какую роль играют в природе и жизни человека?

Составляют кластер.

Формулируют цель урока.

Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.

Получают рабочие листы и начинают работать.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах.

7 мин

Учитель, при необходимости, консультирует учащихся, контролирует ход работы.

Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.

Получают рабочие листы и начинают работать.

 (Тексты см. в приложении)

Оформляют страничку рукописной книги “Лишайники”

Познавательные УУД

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений.

Коммуникативные УУД.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять  цели, распределять роли).

Регулятивные УУД

Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы.

Заполнять рабочие листы

5. Решение проблемы.

Обсуждение результатов.

18мин

Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)

Обобщает все сказанное  каждой группы и представляет  информацию на слайде.

Во время выступления учащихся учитель показывает слайды №,8,9,10,11, 12, 13, 14.

 

Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была проблема?

Итак, мы познакомились с новым материалом используя различные источники информации , но и  заслушали выступающих , оценили странички рукописной книги. Вспомните, для чего мы все это делали?

Какой же вывод вы можете сделать на основе полученной информации?

Почему их называют «растения-сфинксы»

 Предлагает составить синквейн «Лишайники»

Физкультминутка

2мин

Отчет групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения.

Зачитывают выводы

Остальные заслушивают выступающих, отвечают на вопросы, выполняют задания в парах. Приложение2

 Оценивают подготовленные рукописные странички, оформляют их маркером и вывешивают на доску.

Повторяют вопрос и отвечают на него.

Учащиеся отвечают: Чтобы решить проблему! Мы не знали, к какой группе живых организмов можно отнести лишайники.

Такое строение и способ питания не имеет ни один организм. Таким образом, лишайники нельзя отнести ни к одному царству живой природы, т. к. это особая группа симбиотических организмов, состоящие из нитей грибницы и клеток водорослей.

Составляют синквейн.

Выполняют упражнение

Коммуникативные УУД.

Составлять тезисы выступления.

Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. формирование умения владеть смысловым чтением , выделять главное.

2. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.

3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске.

4.Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).

Регулятивные УУД

Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы.

6. Закрепление знаний.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 мин.

Ребята, у вас на столах лежат листы самоконтроля. Приложение3

 Работайте над ними самостоятельно, а затем мы проведем самоконтроль и самооценку.

Выполните задания

Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны: грибы (1) или лишайники (2)

 

А) выделяют в особое царство

Б) тело представляет собой слоевище

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания – авто-гетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

2 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Из перечисленных признаков выберите те, которые есть у клеток грибов.

 

1) наследственный аппарат расположен в нуклеоиде

2) клеточная стенка содержит хитин

3) клетка эукариотическая

4) запасное вещество гликоген

5) клеточная мембрана отсутствует

6) тип питания автотрофный

3.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.

2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.

3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты.

4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.

5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

5 Используя содержание текста «Мухомор» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Каким образом могут распространяться споры мухомора и других грибов? Укажите все возможные способы.

2) Что используют организмы, образующие микоризу?

3) Почему грибы выделяют в отдельное царство?

МУХОМОР

 

Красный мухомор – крупный гриб высотой до 10–25 см. Шляпка гриба до 20 см в диаметре, сначала шаровидная, позже плоская ярко-красного или оранжево-красного цвета, обычно с белыми или желтоватыми «пятнами» – остатками покрывала. Ножка довольно тонкая, белая, с белым кольцом и вздутием у основания. Белая мякоть почти без запаха и вкуса, ядовитая. Мухомор можно встретить с июля до заморозков по всем хвойным и лиственным лесам, особенно под берёзой, елью и сосной.

 

По характеру питания грибы приближаются к животным, но способ питания (не заглатывание, а всасывание) и неограниченный рост делают их похожими на растения. Гриб живёт за счёт разлагающихся растительных остатков, поэтому самая главная часть гриба и не попадает вам в руки, а остаётся в земле в виде разветвлённых белых нитей. А то, что вы держите в руках, есть только часть гриба, его орган размножения, называемый плодовым телом.

 

Под микроскопом видно, что всё плодовое тело гриба тоже состоит из бесконечного количества белых нитей гиф, спутанных в одну сплошную массу – грибницу, или мицелий.

 

Красный мухомор относится к группе грибов, которые вступают в сложное взаимодействие (симбиоз) с корнями деревьев, образуя микоризу. При этом в непосредственный контакт с корнями деревьев вступает грибница, находящаяся в почве. Здесь гриб получает от дерева органические вещества. Наружные свободные гифы гриба широко расходятся в почве от корня дерева, заменяя его корневые волоски. Эти свободные гифы получают из почвы воду, минеральные соли, а также растворимые органические вещества. Часть этих веществ поступает в корень дерева, а часть используется самим грибом на построение грибницы и плодовых тел.

 

Шляпка мухомора – место, где закладываются и созревают споры, которые нужно защищать от непогоды и других неприятностей. Спорами называют мелкие пылинки, которые высыпаются из-под шляпки грибов. Созрев, споры должны распространиться как можно дальше от родителя.

Обратите внимание

При выполнении теста можно воспользоваться онлайн тестом и компьютер вам выдаст оценку.

Лист самооценки ученика Приложение 4.

На работу дается 5мин, а затем на экране высвечиваются правильные ответы. Подсчитайте свои баллы.

Слайд

Самостоятельная работа учащихся.

 

 

Проводится самоконтроль и самооценка. Учащиеся подсчитывают свои баллы.

Регулятивные УУД.

1. формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения.

2. формировать умение определять степень успешности своей работы

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

3 мин.

Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, проблему над которой работали ученики, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока

Ребята, мы на сегодняшнем уроке выполнили серьезную работу. Мы изучили новые для нас организмы, совершив путешествие в виртуальный музей.

В конце урока определите, как вы оцениваете свою работу? Отметьте в ваших листах самооценки.

1. Я работал активно/ пассивно.

2. Своей работой я доволен/ не доволен.

3. Урок для меня показался интересным/ скучным.

4. Материал урока мне был понятен/ не понятен;

5. Материал урока я усвоил / не усвоил.

Уч-ся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока,

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы

 

 

 

 

Определили тему, проблему, гипотезу, план работы, источники информации,  выполнили задания, создали продукт –странички рукописной книги “лишайники”, сумели сделать вывод.

Ребята работают в листах самооценки.

Личностные УУД.

Называют тему урока, цели, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы.

Познавательные УУД.

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Личностные УУД

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

8. Домашнее задание

1мин

Учитель подводит итоги урока, отмечает, сколько учеников по результатам самооценки и самоконтроля получили “отлично”, “хорошо” и “удовлетворительно”.

Комментирует Д/з (Слайд 24)

1) Параграф №19,вопросы после параграфа.(для тех, кто недостаточно усвоил материал по результатам самоконтроля и самооценки).

2) Попробуйте найти лишайники возле своего дома. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища . Сделайте вывод в тетради о чистоте окружающей вас воздушной среды.(для тех, кто усвоил материал на хорошо)

3) Для тех, кто материал усвоил отлично: Составьте кроссворд на тему “лишайники”.

Записывают задание в тетрадь.

Коммуникативные УУД.

Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике.

Информационно – методическое обеспечение урока

1. Биология.  5 класс. Учебник.  Под редакцией В.В. Пасечника. УМК  «Линия жизни». 2012 год.

2. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79218/?interface=catalog&class=48&subject=29

3. Презентация в формате SmartNotebook  «Лишайники», конспект урока (собственная разработка)

4. Видеофрагмент о лишайниках, фотографии лишайников и натуральные объекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Лишайники"

Урок составлен с учетом требований ФГОС.Учебник: В.В. Пасечник  «Бактерии, грибы, растения». Издательство «Дрофа» 2012г.На уроке использую модель развивающего обучения, построенного на принципах:...

разработка урока по теме "Лишайники" 7 класс УМК Сонина Н.И.

Конспект урока с использованием элементов смыслового чтения....

методическая разработка занятия по теме "Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы"

методическая разработка занятия для дошкольников 6-7 лет, пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы, схемы текст "Березка"...

методическая разработка занятия по теме "Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица "Воробей" И.С. Тургенев

методическая разработка "Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам ("Воробей" И.С. Тургенев" для детей дошкольного возраста 6-7 лет...

Методическая разработка урока по теме "Лишайники"

Данная разработка урока создана на основе технологии "Системный подход в интенсификации учебного процесса". Весь материал урока свернут в схемы.Периодичкеское обращение к ним позволяет рассматривать и...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ ЛИШАЙНИКИ

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ ЛИШАЙНИКИ...