ГМО и современный потребитель.
проект по биологии (9 класс) на тему

Раднаева Сэсэгма Ринчиновна

Самым главным в жизни человека является здоровье, потому что без здоровья человек не сможет жить. Без преувеличений, качество питания – это основополагающий фактор нашего здоровья и долголетия. Поэтому целью данной исследовательской работы является проведение анализа ассортимента магазинов с. Улюнхан на предмет наличия или отсутствия ГМО и выявить покупательские предпочтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gmo_.ppt2.85 МБ
Файл referat_gmo_i_sovremennyy_potrebitel.docx56.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Улюнханская СОШ» Выполнила: Раднаева Сарюна , ученица 9 класса Руководитель: Раднаева С.Р., учитель биологии, химии и географии Исследовательский проект

Слайд 4

Эксперимент французских ученых на ГМО-кукурузу Развитие раковых опухолей

Слайд 5

Генетически модифицированные продукты (ГМП)- достижение биологии ХХ в. Проблема : безопасны ли такие продукты для человека? Актуальность : экономические интересы производителей часто противоречат основным правам человека Актуальность темы проекта

Слайд 6

Ассортимент генетически модифицированных продуктов Предмет исследования

Слайд 7

Провести анализ ассортимента на предмет наличия или отсутствия ГМО и выявить покупательские предпочтения потребителей с.Улюнхан. Цель проекта

Слайд 8

1. Изучить теоретические материалы по продуктам, содержащих ГМО и выявить положительные и отрицательные стороны ГМО. 2. Провести анализ ассортимента продуктов на предмет содержания ГМО. 3. Провести опрос потребителей в отношении продуктов с ГМО. 4. Систематизировать полученные данные в информационный сборник. 5. Осуществлять просветительскую работу: тематические мероприятия, информационные листы, буклеты, размещение информации на сайте школы. Задачи проекта

Слайд 9

Положительные стороны В сельском хозяйстве: выведение организмов, устойчивых к засухе и холоду, насекомым-вредителям, повышенная урожайность; дешевизна - возможность решить проблему голода на планете; в медицине – борьба со старением, болезнями; уменьшение загрязнения окружающей среды.

Слайд 10

Отрицательные стороны ущерб экосистемам, к необратимым изменениям в природе; синтез новых наркотиков; вред человеческому организму: аллергические реакции, снижение иммунитета, провоцирование рака.

Слайд 12

Результаты анкетирования 56% наших школьников не знают, что такое ГМП; 77% не обращают внимания на маркировку на упаковке; 81 % считает, что ГМ – добавки вредны; 30% купят дешевый продукт, зная, что в нем содержатся ГМ –добавки. 95% хотят узнать больше о ГМО.

Слайд 13

71% россиян считают, что ГМП могут нанести вред здоровью людей 38% осведомлены о содержании ГМП 29% опрошенных слышали о таких добавках Ничего не знают около 30% граждан. (Данные опроса публикует Фонд "Общественное мнение" на основании результатов опроса, проведенного в 44 регионах России 24-25 ноября 2007 года )

Слайд 14

знать качественный состав приобретаемых продуктов питания в сфере торговли, общественного питания и ресторанного бизнеса получать достоверную информацию о продукте выбирать между продуктами: натуральными или содержащими ГМО (генетически модифицированные организмы) Каждый потребитель имеет право:

Слайд 15

Потребитель Специалист торговли и питания Владеть информацией о ГМП и возможных последствиях их воздействия на организм человека Информировать потребителей о содержании ГМП в выпускаемой продукции должен

Слайд 16

Данный проект может быть полезен современным потребителям. Практическая значимость проекта

Слайд 17

Извлечение из Федерального Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 29 января 2006 года № 29-ФЗ Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий Статья 12. Оценка и подтверждение соответствия требованиям нормативных документов пищевых продуктов, материалов и изделий, услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, а также систем качества Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 апреля 1999 г. № 7 «О порядке гигиенической оценки и регистрации пищевой продукции, полученной из ГМИ» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31.12.2004 № 13 «Об усилении надзора за пищевыми продуктами, полученными из ГМИ» Нормативные ресурсы

Слайд 18

http://www.rugenetik.ru/14.htm http://www.vdmst.ru/09-08-2007/6972 http://gmp05.narod.ru/ISSLEDOV.htm http://maminsite.4bb.ru/viewtopic.php?id=184 http://www.regnum.ru/news/405145.html http://www.pcr-rus.com/ http://www.greenpeace.org/russia/ru/ Информационные ресурсы Ресурсы интернета

Слайд 19

В России допущены к использованию 14 видов генетически модифицированных продуктов растительного происхождения: три сорта сои шесть сортов кукурузы два сорта картофеля один сорт сахарной свеклы и один риса ( По данным эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора) Статистические данные о ГМП

Слайд 20

Для изучения проблемы применен метод опроса В ходе опроса принимали участие: Преподаватели ( 22 чел .) Студенты 1, 2, 3 года обучения (63 чел .) 260502 «Технология продукции ОП» 260202 «Технология хлеба, макаронных и кондитерских изделий» 100106 «Организация обслуживания в ОП» Родители ( 25 чел .) Методы исследования

Слайд 21

1.Были ли Вы знакомы ранее с проблемой генной инженерии? 2.Считаете ли Вы, что об этой проблеме должен знать каждый? 3. Необходима ли маркировка ГМ - продуктов ? 4. Покупаете ли Вы продукты, содержащие ГМО ? 5. Должны ли руководители ресторанов оповещать своих клиентов о том, что при приготовлении их продукции были использованы ГМ - продукты ? Вопросы:

Слайд 22

1.Были ли Вы знакомы ранее с проблемой генной инженерии ?

Слайд 23

2.Считаете ли Вы, что об этой проблеме должен знать каждый?

Слайд 24

3.Необходима ли маркировка ГМ - продуктов ?

Слайд 25

4. Покупаете ли Вы продукты, содержащие ГМО ?

Слайд 26

5.Должны ли руководители ресторанов оповещать своих клиентов о том, что при приготовлении их продукции были использованы ГМ - продукты ?

Слайд 27

Конец 1960-х- начинаются разработки в области генной инженерии Первое трансгенное растение было получено в 1983 году в Институте растениеводства в Кельне В США в 1994 году на прилавках магазинов появился трансгенный томат История возникновения ГМП

Слайд 28

Технология генной инженерии- это замена или разрыв генов живых организмов- растений, животных, людей, микроорганизмов- получение патентов на них и продажа получающихся в результате продуктов с целью получения прибыли Теоретические основы проекта

Слайд 29

Генно - модифицированные организмы (ГМО) – организмы, полученные методом генной инженерии Трансгенный организм , в который внесен чужеродный генетический материал Основные термины и понятия

Слайд 30

Генно модифицированные источники (ГМИ) – источники, полученные из ГМО Генно модифицированные продукты (ГМП) - продукты, созданные методами генной инженерии Продукты с генетически модифицированными ингредиентами получили название ГМ-продуктов

Слайд 31

Для объективной оценки пользы или вреда, который ГМО приносят человеку, мы решили определить положительные и отрицательные стороны их применения человеком Положительные и отрицательные стороны ГМО

Слайд 32

Опираются на важные социально-экономические моменты: нехватка продовольствия, голод борьба с сорняками и вредителями доступные и эффективные лечебные препараты Обеспечение больных органами для пересадки (клонирование) Сторонники развития ГМИ

Слайд 33

Делают следующие выводы: недоказанная безопасность более того — опасность некоторых ГМИ, подтвержденная в опытах на животных отсутствие информации (маркировка). Противники развития ГМИ

Слайд 34

одни — о потенциальном положительном социально-экономическом эффекте, обходя первостепенный для потребителя вопрос о безопасности другие, как бы не обращая внимания на потенциальные выгоды, упорно отстаивая необходимость достижения полной ясности в вопросе безопасности и информирования потребителей И пока ученые спорят об их вреде и пользе, миллионы людей уже употребляют их. Сторонники и противники говорят на разных языках

Слайд 35

1. Выпуск продуктов с ГМИ в оборот должен в обязательном порядке сопровождаться соответствующей информацией (смотрите раздел, где отражены права потребителей Разумные требования:

Слайд 36

2. Допуск продуктов с ГМИ к производству и реализации должен быть разрешен только после полной проверки (экспертизы) на безопасность, причем с учетом возможного разнонаправленного действия этих продуктов и отдаленных эффектов (аллергенного, канцерогенного, вызывающего устойчивость микрофлоры к антибиотикам, проникновения рекомби-нантной ДНК через стенку кишечника и др.). Разумные требования:

Слайд 37

3.Ужесточение наказания юридических лиц, уклоняющихся от обязательного доведения соответствующей информации до потребителей (маркировка) Разумные требования:

Слайд 38

Содержащиеся в больших количествах Детское питание «Свинина» ЗАО Мясокомбинат «Тихорецкий» Сосиски молочные МК «Бирюлевский» Паштет мясной МК «Останкино» Содержащиеся в небольших количествах Палочки куриные ЗАО «Микоян» Пельмени из телятины ЗАО «Качественные продукты» Фарш из баранины ЗАО «Микоян» Перечень продуктов с ГМО

Слайд 39

В 50 странах (в том числе страны ЕС, Япония, Китай и др.) законодательно введена обязательная маркировка ГМП, обеспечивая тем самым права 3 миллиардов потребителей на осознанный выбор того, что они едят В Италии принят закон, запрещающий использование ГМИ в детском питании Греция - зона свободная от трансгенов География вопроса

Слайд 40

В Сербии введена уголовная ответственность за нарушение правил маркировки ГМП В России с 9 января 2005 года в Закон «О защите прав потребителей» была внесена поправка, в соответствии с которой каждый производитель обязан маркировать продукты, содержащие любое количество ГМИ В нашей стране: не создана сеть лабораторий, способных выявлять все ГМП; 10 % регионов вообще не обеспечены лабораториями для определения ГМИ; не принят закон об обязательной маркировке ввозимого сырья, что создает ситуацию, когда отечественные производители не знают о происхождении закупаемого ими сырья

Слайд 41

высокая чувствительность к аллергенам возникновения аллергии пищевые отравления невосприимчивость к антибиотикам Опасность трансгенов для растущего организма

Слайд 42

заболевания щитовидной железы отрицательное влияние на головной мозг хронические заболевания: экзема и угревая сыпь, синдром раздражения кишечника и проблемы пищеварения, хроническая усталость, головные боли и неврологические проблемы Опасность трансгенов для растущего организма

Слайд 43

В ходе проекта удалось выяснить: ГМП прочно вошли в нашу жизнь В России несколько лет разрешено продавать 13 видов трансгенов Институт питания РАМН не обнародовал результаты исследований по проблеме Результаты работы над проектом

Слайд 44

Научно доказана опасность применения ГМП для питания детей Ознакомлено 175 человек с проблемой ГМП, предоставили им список компаний, которые ввозят ГМП на территорию России Осуществлены формы просветительской работы : тематические мероприятия, информационные листы, буклеты

Слайд 45

Выше технология- выше риск Современная технология имеет очевидные плюсы и неизвестные минусы Не будем употреблять ГМП, без научно подтвержденной информации о безопасности Авторская позиция

Слайд 46

Спасибо за внимание! Приглашаем к творческому и деловому сотрудничеству! г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, 62 тел. 73-15-63 73-15-61 Электронная почта: qou - ttk @ yandex . ru Контакты



Предварительный просмотр:

Курумканское РУО МО «Курумканский район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Улюнханская средняя общеобразовательная школа»

671632,Республика Бурятия, с.Улюнхан, ул.Новая,1., тел.: 91-5-74, 91-5-24

НПК «Край, в котором мы живем»

Номинация «Экологический калейдоскоп»

Исследовательская работа


«ГМО и современный потребитель»

Выполнила: Раднаева Сарюна,

  ученица 9 –го класса МБОУ
«Улюнханская СОШ»

Руководитель: Раднаева С.Р.,

 учитель биологии, химии и географии

 МБОУ «Улюнханская СОШ»

с.Улюнхан

2015г.

Содержание

стр.

                 Введение …..……………………………………………………………………….…3

Раздел  1.  Характеристика генетически модифицированных организмов………………….4

  1. Преимущества генетически модифицированных организмов………………4
  2. Отрицательные стороны генетически модифицированных организмов……6

Раздел 2.  Производители товаров, содержащих генетически модифицированных

                                                                             организмов…………………………………….6

Раздел 3. Исследование ассортимента продуктов, содержащих ГМО в магазинах с.Улюнхан.………………………………………………………………………………………....8

Заключение ……………………………………………………………………………………….11

Список использованных источников информации……………………………………………12

Приложения ………………………………………………………………………………………13

Введение

Как известно, человек есть то, что он ест. Без преувеличений, качество питания – это основополагающий фактор нашего здоровья и долголетия. Мы живем в сельской местности, и, казалось бы, питаемся экологически чистыми продуктами со своего подсобного хозяйства. Но современный человек, даже в глубинке, является активным потребителем,  приобретающим товары, в том числе продукты питания.  Я задалась вопросом: насколько безопасны продукты питания в наших магазинах. При этом решила проанализировать ситуацию с  генетически модифицированными продуктами, ведь тема ГМО – продуктов в последнее время стала очень актуальной.  

Генетически модифицированные организмы – это такие организмы, в генный код которых были «вклеены» чужеродные гены. Генетически модифицированные организмы — та же селекция, только с использованием генной инженерии. В 1988 году в США были впервые произведены продукты с ГМО, а в 1993 году они уже завоевали рынок многих стран Европы и Америки. Первые поставки ГМО на наш рынок начались в 1995 г. В настоящее время генная инженерия решительно наступает по земному шару, широко внедряя свою биотехнологию в продукты питания, медицинские препараты, парфюмерию.

Цель исследовательской работы – провести  анализ ассортимента магазинов с. Улюнхан  на предмет наличия или отсутствия ГМО и выявить покупательские предпочтения.  

Для  достижения  этой  цели  я  поставила  перед  собой  следующие  задачи:

 1.  Изучить  теоретические  материалы  по  продуктам, содержащих ГМО и выявить положительные и отрицательные  стороны ГМО.

 2. Провести анализ ассортимента продуктов, содержащих ГМО.

 3.  Провести опрос потребителей в  отношении продуктов, содержащих ГМО. 

4.   Систематизировать полученные данные в информационный сборник.

5. Осуществлять различные формы просветительской работы: тематические мероприятия, информационные листы, буклеты, размещение информации на сайте школы.

Предмет исследования: ассортимент продуктов с ГМИ  магазинов «Хуша» и «Тэрэнги» села Улюнхан.

Методы и приемы. При создании работы я использовала методы анализа информации, анкетирования, исследования состава продуктов питания по этикеткам. 

Раздел  1.  Характеристика генетически модифицированных организмов.

1.1. Преимущества генетически модифицированных организмов.

Сторонники применения технологий генной инженерии считают, что, внося изменения в генный код растения или животного, учёные делают то же самое, что и сама природа. Абсолютно все живые организмы от бактерии до человека - это результат мутаций и естественного отбора. Какой-то принципиальной разницы между естественным и искусственным способом получения мутаций нет. Но главное, важен тот факт, что генная инженерия открывает перед человечеством огромные перспективы.

Можно существенно расширить ареалы посева сельхозпродуктов, приспособив их к экстремальным условиям, таким, как засуха и холод, прививать растениям устойчивость к гербицидам и насекомым-вредителям. Ярким примером здесь является уже состоявшееся внедрение в геном кукурузы гена земляной бактерии Bacillus thuringiensis, снабжающего растение так называемым Bt-токсином - она может самостоятельно убивать насекомых, вредящих насаждениям этой культуры.

 Кроме того, еда из генетически измененных растений может быть дешевле и вкуснее.

Одним из плюсов генетически модифицированных продуктов является их повышенная урожайность. Сторонники ГМО, к которым относится и католическая церковь, полагают, что именно таким путем можно решить проблему голода на планете.

Кроме того, ГМО широко используются в медицине. Медики надеются, что в скором будущем генетики смогут разработать лекарства от таких опасных болезней, как ВИЧ, птичий и свиной грипп и так далее. Предполагается, что ГМО внесут свою лепту в борьбу со старением. Применение трансгенных организмов может помочь человечеству в борьбе с серьезными заболеваниями. Ученым уже удалось создать банан с содержанием анальгина и салат, вырабатывающий вакцину против гепатита B. Трансгенные растения могли бы давать инсулин, помогать лечить герпес, разжижать кровь. В двух институтах Сибирского отделения РАН ведется разработка противотуберкулезной вакцины. Наши сибирские исследователи пытаются получить так называемую «съедобную вакцину»: антитела против туберкулеза будут синтезироваться растением, которое можно употреблять в пищу.  Ведутся исследования по использованию трансгенных животных в качестве источников органов и тканей для трансплантологии.        

Модифицированные виды помогут решить и некоторые экологические проблемы. Положительное влияние генной инженерии на окружающую среду может быть как прямым, так и косвенным. Использование ГМ-компонентов позволяет почти полностью отказаться от химических средств защиты и удобрений. Косвенную пользу может приносить ряд других разработок. Создание искусственных плантаций, на которых будут выращиваться трансгенные деревья с особыми свойствами, могло бы способствовать сохранению лесов. Особенно интенсивно разработки с трансгенными деревьями (в основном тополем) ведутся в Китае. В свое время эта страна лишилась 3/4 всех лесов и свои потребности в древесине планирует удовлетворять за счет искусственных насаждений. Наконец, растения, обладающие устойчивостью к вредителям и болезням, не нуждаются в ядохимикатах. Одновременно происходит уменьшение потребления горючего за счет сокращения использования техники. Возделывание трансгенных растений уже привело к уменьшению загрязнения окружающей среды ядохимикатами, снижению риска отравления фермеров инсектицидами, а также сокращению выбросов в атмосферу         углекислого        газа.

Большую ценность могут представлять растения, непосредственно синтезирующие биопластик; они позволят сократить потребность в нефти, и такой пластик быстро разлагается микроорганизмами – в течение нескольких месяцев, тогда как полиэтилену на это требуется 100–200 лет.  

1.2. Отрицательные стороны генетически модифицированных организмов.

Главными противниками разработки ГМ-продуктов является движение «Greenpeace». По их убеждениям, трансгенные живые организмы являются неестественными, что вредит здоровью человека. По данным СМИ, в Бостоне появился (благодаря разработкам ГМ-компонентов) новый вид рыбы - вид генетически модифицированной рыбы. По мнению «Greenpeace», эта разработка может нанести непоправимый ущерб естественным экосистемам моря, так как попадание данной рыбы в море может вызвать нарушение естественного отбора в ходе эволюции. Ведь «рыба-мутант» имеет преимущества по сравнению с видами, встречающимися в естественных условиях.

 Также исследования показывают, что трансгенные культуры ведут к необратимым изменениям в природе. Уже сейчас более половины продуктов питания содержат измененные цепочки ДНК, поскольку модифицированные гены - путем опыления или через пищу - проникают в живые организмы и вызывают мутации. Можно сделать вывод, что через несколько лет немодифицированных живых организмов просто не останется.
Был отмечен и другой неприятный факт. Разработки технологии «усовершенствования» продуктов и растений не оставили без внимания и
наркодельцы. Полицейские Колумбии обнаружили в труднодоступных горах Сьерра-Невада-де-Санта-Марта на севере страны плантации необычной коки (Erythroxylum Coca), дающей урожай в восемь раз больше, чем обычный кокаиновый куст.  

Особый вред ГМ-продукты могут нанести человеческому организму. Например, употребление модифицированной сои может спровоцировать женоподобность у мальчиков и раннее развитие у девочек, так как в ГМ-сое содержится особый фитогормон, который влияет на гормональный фон человека.Употребление продуктов с ГМО может привести к появлению аллергических реакций, притом вовсе не безобидных. Вот, например, в США, где ГМ-продукты свободно употребляются в пищу, от аллергии страдают около 70% населения. В Швеции, где такие продукты под запретом, всего лишь 7%. Вряд ли это совпадение. Следствием приема в пищу продуктов с трансгенами является и нарушение структуры слизистой желудка, появление устойчивой к антибиотикам микрофлоры кишечника. Еще одним последствием может стать снижение иммунитета всего организма (70% иммунитета человека – в кишечнике), а также нарушение обмена веществ. Продукты с ГМО могут провоцировать рак. Трансгены имеют свойство встраиваться в генный аппарат микроорганизмов кишечника, а это уже мутация. Как известно, именно мутации клеток приводят к развитию раковых клеток.

Существует лишь определенный риск развития таких заболеваний. Сказать официально, что ГМО вредны, не может никто. Чаще всего употребляется такой термин как «потенциально опасные.  Чтобы доказать все последствия употребления продуктов с ГМО необходимо 40-50 лет. Выявить в продуктах питания ГМО можно только в специальной лаборатории. На глаз, запах или ощупь этого не сделаешь. Чтобы сделать заявление о вреде ГМО необходимо провести длительные и масштабные исследования и эксперименты.

Раздел 2. Производители товаров, содержащих генетически модифицированных организмов.

Ознакомившись с данными, полученными из Интернета (адреса сайтов в приложении), и  в газетах, выделила основные моменты: что такое ГМО, классификация пищевых добавок и  их маркировка, степень генно-модифицированных продуктов в товарообороте страны. Таким образом, я выявила продукты, содержащие генетически модифицированные организмы:

  • больше всего ГМО выявлено в колбасных изделиях (до 85%);
  • на втором месте  - детское питание;
  • третья позиция у кондитерской и хлебобулочной продукции (ГМ сою добавляют в печенье и шоколад, муку, конфеты и мороженое, газировку);
  •  30% рынка чая и кофе содержит ГМО.  

Опасения вызывает консервированная кукуруза и овощи.

Особую тревогу я ощутила, когда нашла сведения о том, что генно-модифицированные компоненты входят в состав изделий компаний, которые занимаются детским питанием, таких, как Danon (йогурты, детское питание, творог), PepsiCo (напитки Пепси-кола, Севен Ап, Миринда), Nestle (детское питание, шоколад, какао-напитки), Mars (батончики Твикс, Сникерс, Марс). Используются генно-модифицированные продукты и в сети ресторанов Макдональдс.

Из отечественных компаний добровольное тестирование прошла кондитерская компания «Конти», и только на её продукции зеленеет значок «Не содержит ГМО».

В России не выдано ни одного разрешения на коммерческое выращивание ГМ-культур, таким образом, все сырье, содержащее ГМ-компоненты, на российский рынок поставляется из-за рубежа. Готовая продукция, имеющая в своем составе ГМО, является преимущественно импортной. Первое место в поставках сырья в Россию занимает трансгенная соя, рынок соевых продуктов и компонентов ежегодно вырастает на 10-15%.

В Европе уже давно действует норма содержания ГМО в продуктах – не более 0,9%, в Японии – 5%, в США – 10%. Причем во многих странах маркировка товаров с ГМО строго обязательна. На данный момент в России действует закон, регламентирующий обязательную маркировку продуктов, содержащих ГМО в количестве более 0,9%. В противном случае – штраф, и наказание вплоть до закрытия предприятия (по решению суда). В таких странах, как Австрия, Греция, Польша и Швейцария приняты законы, запрещающие производство и продажу ГМО продуктов.

В этих условиях российские общественные экологические и потребительские организации должны еще более остро поставить вопрос о маркировке продуктов питания, содержащих ГМО.

Самая главная проблема российского потребителя состоит в отсутствии возможности и права выбора той продукции, которую он предпочитает. Так как маркировка "содержит ГМО" на товарах практически не ставится, на данный момент избежать употребления ГМО в пищу почти невозможно. Надпись "не содержит генетически модифицированных источников" тоже не всегда соответствует действительности.

Нередко выявляются факты фальсификации: на пищевой продукт, содержащий ГМ компоненты, представляются документы, в которых декларируется их отсутствие. Большинство продуктов, в основе которых находится соя, произведенная за пределами России, также может быть трансгенной. Если на этикетке стоит гордая надпись "растительный белок", это, скорее всего, соя и очень вероятно - трансгенная.

Раздел 3.  Исследование ассортимента продуктов, содержащих ГМО в магазинах с.Улюнхан.

Работу по исследованию продуктов, содержащих ГМО, я провела,  основываясь на анализе материалов, полученных из Интернета и газет. Исходила из того, что надпись «Содержит ГМО»,  «ГМИ» (генетически модифицированный источник) или «GM» я вряд ли обнаружу на наклейках. На практике так и получилось – в магазинах не обнаружилось ни одного продукта с такой надписью.

Поэтому я взяла список производителей,  а также список добавок – маркировок Е, которые и обнаруживают ГМ-компоненты. Чтобы разобраться в различных «Е», перечисленных на этикетках, необходимо знать, что все они означают наличие пищевых добавок в составе. В нумерации действует чёткая система: красители (Е100-Е199), консерванты(Е200-Е299), антиокислители(Е300-Е399) и так аж до двух тысяч. Некоторые из них вполне безопасны, например, молочная кислота (Е270), некоторые даже полезны, например, Е440- яблочный пектин, некоторые считаются вредными, например Е250-нитрит натрия, а некоторые вообще запрещены.

 Из всего ассортимента выбрала продукты, потенциально содержащие ГМИ: изделия, содержащие сою -  колбасные изделия, соусы и кетчупы, продукты для детей – детское питание, напитки и кондитерские изделия.

Результаты исследования:

№ п\п

Группы продуктов

Наименование продукта

Производитель

Наименование добавки

Содержание ГМИ

1.

 

Продукты для детей

Детские питание «Нестле»

Kellog’s

E 101A – рибофлавин

  +

2.

Карамельные конфеты  « »

Карамель (E 150) ксантан (E 415)

  +

3.

Напиток Coca-Cola

   +

4.

M &M’s,  Snickers, Milky Way,        Twix

Coca-Cola

+

5.

7-Up,         Dr. Pepper

Mars

рибофлавин (B2) E 101

+

6.

Milk Chocolate Chips,         Kit-Kat ,        Milk Chocolate

Cadbury/Schweppes

 

+

7.

Продукты, содержащие сою

Heinz Chilli Sauce (соус чили), Heinz Ketchup

Heinz

E 322 (соевый лецитин)

+

8.

Hershey’s

Hershey’s

E 322 (соевый лецитин)

+

9.

Колбаса «Конская»

БМПК

   Нет ГМО

-

10.

Колбаса «Хуторская»

Царицыно

  E 322 (соевый лецитин)

+

Выводы:

  1. В магазинах мы обнаружили широкий ассортимент продуктов, содержащих добавки с маркировкой «Е»: наибольшее количество приходится на кондитерские изделия и напитки.
  2. Хотя в мировом производстве больше всего ГМП среди колбас, у нас этого нет, так как на продукции БМПК стоят надписи «не содержит ГМО». А вот на колбасных изделиях производителя «Царицыно»  присутствуют Е322, Е356.
  1. Анкетирование потребителей в  отношении продуктов, содержащих ГМО.

В школе провела анкетирование среди 5-9 классов. Всего респондентов –   43 учащихся. Анкета:

1. Знаете ли вы что такое ГМО, ГМП?

 2. Встречали ли вы публикации об этом в газетах, журналах и Интернете?

3. Обращаете ли вы внимание на маркировку на упаковке продукта при его покупке?

 4. Купите ли вы дешевый продукт, зная, что в нем содержатся ГМ -добавки?

5. Как вы считаете вредны ли ГМ- добавки для организма?

6. Хотите ли вы больше узнать о ГМ- добавках?

Полученные данные занесла в таблицу:

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Вопрос 4.

Вопрос 5.

Вопрос 6.

«Да»

19 – 44%

19 – 44%

10 – 23%

13 – 30%

35 – 81%

41 – 95%

«Нет»

24 – 56%

24  - 56%

33 – 77%

30 – 70%

8 – 19%

2 – 5%

По итогам анкетирования можно сделать вывод о том, что 56% наших школьников не знают, что такое ГМП, 44% - знают. Большинство – 77% не обращают внимания на маркировку на упаковке, считают, что ГМ – добавки вредны -81 %, тем не менее 30% купят  дешевый продукт, зная, что в нем содержатся ГМ –добавки.  И почти все хотят узнать больше о ГМО.

Опрос покупателей и продавцов в магазине показал схожие данные – практически никто не интересуется наличием или отсутствием маркировки «ГМП», предпочитают дешевые продукты вследствие финансовых затруднений, но узнать о ГМО хотели бы. Естественно, никто не ходит в магазин со списком маркировок «Е», поэтому мы подсказали покупателям, что чем меньше Е на упаковках, тем лучше.  

Заключение

В условиях современной жизни каждый гражданин имеет право на информацию, это одно из основных его прав. Изучив и обобщив материал по проблеме ГМО, можно сделать вывод, что сейчас нельзя однозначно ответить на вопрос «Что такое ГМО: опасность или благо?».  По мнению учёных, лишь через определённый отрезок времени человечество узнает ответ на этот вопрос, поэтому каждый вправе выбрать для себя, будет он употреблять в пищу генно-модифицированные продукты или нет. Придя в магазин, наш современник должен обладать необходимыми знаниями о влияниях различных пищевых добавок на здоровье, знать информацию о наличии или отсутствии в продуктах ГМО, а потом сознательно совершать покупку.

Общие выводы исследовательской работы таковы:

1.        При исследовании ассортимента магазинов «Хуша» и «Тэрэнги» выявлено отсутствие продукции с маркировкой «ГМП» или «GM».

2.        Выявлена продукция  с маркировкой «Е», которая обнаруживает ГМ-компоненты.

3.        Выявлена невысокая потребительская грамотность покупателей.

Самым главным в жизни человека является его здоровье. Недаром говорят: «Было бы здоровье – остальное приложится».  Поэтому в западном мире уже давно наряду с обычными продуктами существуют экологически-чистые (органические), которые обходятся, конечно же, дороже, но большинство предпочитает не экономить на своём здоровье при наличии материальной возможности. Я считаю, что нам по силам обеспечивать себя экологически чистой продукцией, несмотря на то, что сельское хозяйство в Курумканском районе относится к рискованному предприятию вследствие резко континентального климата.

 Ну и, конечно, мы сами должны проявлять активность во всех вопросах, касающихся безопасности продуктов питания.

Насколько правы сторонники и противники генно-модифицированных продуктов, покажет время. Однако не вызывает сомнения тот факт, что каждый потребитель должен быть информирован о наличии в продаже ГМО продуктов и самостоятельно принимать решение об их покупке.

Список использованных источников информации

  1. http://www.rugenetik.ru/14.htm.
  2. http://www.vdmst.ru/09-08-2007/6972.
  3. http://gmp05.narod.ru/ISSLEDOV.htm.
  4. http://maminsite.4bb.ru/viewtopic.php?id=184.
  5. http://www.regnum.ru/news/405145.html.
  6. http://www.pcr-rus.com/.
  7. http://www.greenpeace.org/russia/ru/.

Приложение 1.

Список наиболее распространенных на российском рынке "мутантов". Источник: газета "Московский Комсомолец" (на основе данных экологической организации Greenpeace).

Шоколад, печенье, конфеты:

Crispix (печенье),

Toblerone (шоколад, все виды),

Mini Kisses (конфеты),

Kit-Kat (шоколадный батончик),

Kisses (конфеты),

Semi-Sweet Baking Chips (печенье),

Milk Chocolate Chips (печенье),

Reese’s Peanut Butter Cups (арахисовое масло),

Special Dark (темный шоколад),

Milk Chocolate (молочный шоколад),

Chocolate Syrup (шоколадный сироп),

Special Dark Chocolate Syrup (шоколадный сироп),

Strawberry Syrop (клубничный сироп),

M&M’s, Snickers,

Milky Way,

Twix,

Nestle,

Milk Chocolate Nestle (шоколад),

Nesquik (шоколадный напиток),

Cadbury (Cadbury/Hershey’s),

Fruit & Nut,

Напитки:

Coca-Cola,

Sprite,

Cherry Cocа,

Minute Maid Orange,

Minute Maid Grape,

Pepsi,

Pepsi Cherry,

Mountain Dew,

7-Up,

Dr. Pepper,

Соусы, кетчупы

Heinz Ketchup (regular & no salt) (кетчуп),

Heinz Chilli Sauce (соус чили),

Heinz 57 Steak Sauce (соус к мясу),

Hellman’s Real Mayonnaise (майонез),

Hellman’s Light Mayonnaise (майонез),

Hellman’s Low-Fat Mayonnaise (майонез),

Хлопья, тосты, чипсы:

Kellog’s Corn Flakes,

Raisin Bran Crunch,

Cracklin’ Oat Bran,

Frosted Flakes,

Smart Start,

All-Bran,

Lays Potato Chips (all),

Cheetos (all),

Rice Krispies,

Just Right Fruit & Nut,

Corn Pops,

Honey Crunch Corn Flakes,

Smacks,

Froot Loops (цветные хлопья-колечки), Apple Jacks (хлопья-колечки со вкусом яблока),

All-bran Apple Cinnamon/Blueberry (отруби со вкусом яблока, корицы, голубики).

Chocolate Chip (шоколадные чипсы), Pop Tarts (печенье с начинкой, все вкусы),

Nutri-grain (тосты с наполнителем, все виды),

Crunch (шоколадно-рисовые хлопья),

Pringles (чипсы со вкусом Original, Low Fat, Pizza-licious, Sour Cream & Onion, Salt & Vinegar, Cheezeums).

Перечень продуктов, где могут быть ГМО:
1. Соя и ее формы (бобы, проростки, концентрат, мука, молоко и т. д.).
2. Кукуруза и ее формы (мука, крупа, попкорн, масло, чипсы, крахмал, сиропы и т. д.).
3. Картофель и его формы (полуфабрикаты, сухое пюре, чипсы, крекеры, мука и т. д.).
4. Томаты и его формы (паста, пюре, соусы, кетчупы и т. д.).
5. Кабачки и продукты, произведенные с их использованием.
6. Сахарная свекла, свекла столовая, сахар, произведенный из сахарной свеклы.
7. Пшеница и продукты, произведенные с ее использованием, в том числе хлеб и хлебобулочные изделия.
8. Масло подсолнечное.
9. Рис и продукты, его содержащие (мука, гранулы, хлопья, чипсы).
10. Морковь и продукты, ее содержащие.
11. Лук репчатый, шалот, порей и прочие луковичные овощи.

Список некоторых производителей на российском рынке с указанными в составе ГМ-продуктами

Компания-производитель Kellog’s

•        Corn Flakes (хлопья)

•        Frosted Flakes (хлопья)

•        Rice Krispies (хлопья)

•        Com Pops (хлопья)

•        Smacks (хлопья)

•        Froot Loops (цветные хлопья-колечки)

•        Apple Jacks (хлопья-колечки со вкусом яблока)

•        All-bran Apple Cinnamon/Blueberry (отруби со вкусом яблока, корицы, голубики)

•        Chocolate Chip (шоколадные чипсы)

•        Pop Tarts (печенье с начинкой, все вкусы)

•        Nutri-grain (тосты с наполнителем, все виды)

•        Crispix (печенье)

•        Smart Sfart (хлопья)

•        All-Bran (хлопья)

•        Just Right Fruit & Nut (хлопья)

•        Honey Crunch Corn Flakes (хлопья)

•        Raisin Bran Crunch (хлопья)

•        Cracklin’ Oat Bran (хлопья)

Компания-производитель Hershey’s

•        Toblerone (шоколад, все виды)

•        Mini Kisses (конфеты)

•        Kit-Kat (шоколадный батончик)

•        Kisses (конфеты)

•        Semi-Sweet Baking Chips (печенье)

•        Milk Chocolate Chips (печенье)

•        Reese’s Peanut Butter Cups (арахисовое масло)

•        Special Dark (темный шоколад)

•        Milk Chocolate (молочный шоколад)

•        Chocolate Syrup (шоколадный сироп)

•        Special Dark Chocolate

•        Syrup (шоколадный сироп)

•        Strawberry Syrop (клубничный сироп)

Компания-производитель Mars

•        M &M’s

•        Snickers

•        Milky Way

•        Twix

•        Nestle

•        Crunch (шоколадно-рисовые хлопья)

•        Milk Chocolate Nestle (шоколад)

•        Nesquik (шоколадный напиток)

•        Cadbury (Cadbury/Hershey’s)

•        Fruit & Nut

Компания-производитель Frito-Lay/PepsiCo

(ГМ-компоненты могут содержаться в масле и других ингредиентах)

•        Lays Potato Chips (все)

•        Cheetos (все)

Компания-производитель PepsiCo

•        Pepsi

•        Pepsi Cherry

•        Mountain Dew

Компания-производитель Heinz

•        Ketchup (regular & no salt) (кетчуп)

•        Chili Sauce (Чили соус)

•        Heinz 57 Steak Sauce (соус к мясу)

Компания-производитель Hellman’s

•        Real Mayonnaise (майонез)

•        Light Mayonnaise (майонез)

•        Low-Fat Mayonnaise (майонез)

Компания-производитель Coca-Cola

•        Coca-Cola

•        Sprite

•        Cherry Coca

•        Minute Maid Orange

•        Minute Maid Grape

Компания-производитель Pringles (Procter &Gamble)

•        Pringles (чипсы со вкусом Original, Low Fat, Pizza-licious, Sour Cream & Onion, Salt & Vinegar, Cheezeums)

Компания-производитель Cadbury/Schweppes

•        7-Up

•        Dr. Pepper


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПО ЭКОНОМИКЕ "ПОТРЕБИТЕЛИ"

"Хотите ль, не хотите ли, но все мы - потребители". И именно поэтому разработка по данной теме очень важна, так как на этом занятии учащиеся знакомятся с понятиями полезность, суверенитет потребителя,...

Урок - презентация "Потребитель, научись защищать свои права"

Урок с преиенением презентации по правам потребителей для старших классов, содержит основные права с разбором по ним из жизни, с вопросами мо теме и заканчивается урок игрой разбором примеров из жизни...

Разработка учебного кейса по теме: «Источники и потребители электрической энергии. Электрические цепи»

Данный кейс поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал...

«Потребитель в современном мире»

Элективный курс «Грамотный потребитель» по обществознанию составлен на основе программы Боголюбова Л.Н., М. Просвещение 2010 г. и включает в себя : пояснительную записку, основное содержание элективно...

Презентация по экономике "права потребителя. Защита прав потребителя"

Презентация предназначена для учащихся 5 класса по программе НИРО...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"

Конспект внеурочного мероприятия по финансовой грамотности в 8 классе "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"...

Презентация "Права потребителей. Федеральный закон о защите прав потребителей"

Презентация нацелена на формирование правовой культуры потребителя через знакомство с основными законами РФ.Учащиеся познкомятся с основными правами потребителей, узнают каким образом в повседневной ж...