«Потребитель в современном мире»
элективный курс по обществознанию (10 класс) по теме

Элективный курс «Грамотный потребитель» по обществознанию составлен на основе программы Боголюбова Л.Н., М. Просвещение 2010 г. и включает в себя : пояснительную записку, основное содержание элективного курса, учебно- тематический план.

Предлагаемый курс составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и рассчитан согласно графику школы на 35 часов учебного времени : 1 час в неделю и предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений.

Актуальность предлагаемого курса в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайна велика. Существуют ряд факторов , которые показывают необходимость введения такого курса в современной российской школе:

  • во — первых, в современном мире каждый человек исполняет роль потребителя;

    во-вторых , все потребители, выбирая товары и услуги, активно воздействуют на производство, стимулируя его развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_imeni_1gramotnyy_potrebitel.odt19.08 КБ

Предварительный просмотр:

        ЭЛЕКТИВНЫЙ   КУРС   ПО  ОБЩЕСТВОЗН АНИЮ

                                                     для 10 класса

           

                          «Потребитель в современном мире».

                                                                               Подготовила:

                                                                                учитель истории и

                                                                                      обществознания

                                                                                МАОУ « СОШ № 14»

                                                                                Тихомирова   Л.В.      

                       

                                        В. Новгород

                                                 2014 г.

                                                 

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Элективный курс  «Грамотный потребитель»  по обществознанию  составлен  на основе программы  Боголюбова Л.Н., М. Просвещение 2010 г.  и включает в себя :  пояснительную записку, основное содержание элективного курса, учебно- тематический план.

   Предлагаемый  курс  составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и рассчитан  согласно графику школы на 35 часов учебного времени : 1 час в неделю и предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений.

     Актуальность предлагаемого курса в связи  с происходящими в обществе коренными изменениями   чрезвычайна велика. Существуют ряд факторов , которые показывают необходимость введения такого курса в современной российской школе:

  • во — первых, в современном мире  каждый человек исполняет  роль                потребителя;

 во-вторых ,  все  потребители, выбирая товары и услуги, активно           воздействуют на производство, стимулируя его развитие.

      Цель курса- создание благоприятных условий для развития свободного,     грамотного и информированного потребителя.

  Задачи:

  • Познакомить  учащихся  с потребительской культурой и содержанием
  •  законодательных актов.
  •  Помочь освоить учащимся навыки и умения в области защиты  своих потребительских прав.
  •  Привить необходимые навыки грамотного составления некоторых официальных бумаг,  не требующих специального юридического образования.
  • Развивать навыки исследовательской , проектной , творческой  и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.
  • Развивать коммуникативные способности, прежде всего устной речи.

 Этот элективный курс дает возможность учащимся  не только  познакомиться  и  углубить свои знания , но применить их в повседневной жизни ( например, как выбрать качественный товар..., что делать , если права потребителей нарушены..., куда можно обратиться за помощью?...)

    В элективном курсе « Грамотный потребитель» заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

     Ожидаемые результаты:

   в конце курса  учащиеся должны

   Уметь:

  • осуществлять свои права в повседневной жизни;
  • уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуаций;
  • уметь защищать свои права с достоинством;
  • уметь грамотно составлять некоторые официальные бумаги ;
  • уметь  правильно оценивать  свое поведение и поведение людей с точки зрения правовых норм.
  1. Знать:
  • порядок действия в случае нарушения прав потребителей;
  • знать потребительскую культуру;
  • знать юридические понятия и термины;
  • знать содержания  закона РФ « О защите  прав потребителей»;
  • знать установленные государством права, охраняющие и отстаивающие потребителя на рынке.
  1. Владеть:
  • представлением о действиях и поступках, составляющих  угрозу безопасности личности;
  • владеть конкретными правилами поведения в обществе;
  • владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
  • владеть  ценностными ориентирами гуманистической направленности.
  1. Формы контроля:

тестирование, вопросы — ответы; ролевые игры; интересные задания , анкетирование, собеседование по темам , которые им предлагаются.

Проблемы , которые включены в курс, позволят каждому учащемуся оценить свои способности и возможности , но самое главное , что они научатся не теряться в различных потребительских ситуациях.

                                  ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ.

                                                         Раздел 1 .                    

                                                          ( 4 часа)

                                  Кто такие потребители?

    Потребитель ( юридическое толкование понятия) .

Классификация потребностей.  Потребности как социально- экономическая категория.

Продавец, исполнитель, производитель. Товар, работа, услуга.

    Практикум:   деловая игра « Потребитель в наше время».                                                                Раздел 2.    

                                                         ( 6 часов)

                              Поведение потребителя ( покупателя)..

   Модель покупательского поведения. Основной вопрос современных специалистов по маркетингу. Изучение мотивов поведения покупателей.

Задача специалистов по рынку.

Пример разработки маркетинговой концепции для предприятий ( задача исследования , оценочные категории, используемые при оценке представительства  ( например, фруктов) в зависимости от мнения и чувств покупателя. Результаты исследования. Психологические выводы ( по результатам исследования), факторы , на которые следует обратить внимание при работе с западными партнерами.

 Практикум :  анкетирование, тестирование потребительских свойств товара.                                                     Раздел 3.

                                   Информация для потребителя.

                                                   ( 10   часов)

   Процесс принятия решения о покупке. Модель принятия решений. Осознание проблемы. Поиск информации в процессе принятия решения о покупке.   Источники информации.  Методы сбора первичных данных. Наблюдение. Эксперимент. Опрос. Результаты сбора информации. Оценка вариантов. Процесс выбора из нескольких альтернатив.

Некоторые свойства, интересующие потребителей в ряде товаров общеизвестных классов.. Характерные свойства.  Маркировка товара.

   Понятие рекламы . Основные направление рекламной деятельности ( международная, внешнеэкономическая, внутренняя). Отличия рекламы в средствах массовой информации.  Виды рекламной деятельности. Понятие рекламодателя и его функции. Понятие рекламного агентства и его функции. Понятия средства распространения рекламы. Реклама как фактор конкурентной борьбы. Функции рекламы ( коммуникационная, контролирующая и корректирующая). Сущность и назначение управления спросом в рекламной деятельности.

    Практикум:   ролевая игра « Лучший потребитель года,»     или  «  Реклама — двигатель товара.»                  

                                          Раздел 4. 

                                 Права потребителей.

                                       ( 8 часов)

   Права потребителей в семье, в общественном транспорте, в магазине, в службе быта.

 Восемь прав потребителей, закрепленных Руководящими принципами ООН. Право на образование, на безопасность, на информацию, на  бесплатное медицинское обслуживание, на возмещение вреда ( морального и материального  ущерб). Права потребителей  при покупке некачественного  товара.  

 Практикум:  экскурсия в магазин или в другое учреждение.                                

                                       Раздел 5.

                            Потребительская культура.

                                        ( 4 часа)  

  Политико- правовая среда. Культурная среда и коммуникационные процессы ( грамотный выбор, потребление ( использование) и утилизация.)  Потребитель и окружающая среда. Экология.

  Практикум:    проект « Защита окружающей среды».                              

                                          Раздел 6 .

                                 Защита потребителей.

                                         (  3 часов)

   Закон « О защите прав потребителей.» Порядок действий в случае нарушения прав потребителей. Государственные , муниципальные и общественные организации. Их роль в защите прав потребителей.

 Суд. Судья. Адвокат. Эксперты. Судебное   решение. Функции суда. Гражданский процесс.  Обжалование  или исполнение вердикта судьи.

Практикум:экскурсия в суд или адвокатское бюро.

                                          УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН.

 Тема

Всего количество часов

Количество часов на теорию

Количество часов на практику

I

Кто такие потребители?

4

3

1

1

Кто такие потребители?

1

1

2

Классификация потребностей.

1

1

3

Продавец, исполнитель и производитель.

2

1

1

II

Поведение потребителя.

6

5

1

4

Модель покупательского исследования.

2

2

5

Пример разработки маркетинговой концепции для предприятий.

2

1

1

6

Результаты исследования.

1

1

7

Выводы.

1

1

III

Информация для потребителя.

10

8

2

8

Процесс принятия решения о покупке.

3

3

9

Процесс выбора.

3

3

10

Понятие рекламы.

2

1

1

11

Понятие средства распространения рекламы.

2

1

1

IV

Права потребителей.

8

6

2

12

 Права потребителей в семье, в общественном транспорте, в магазине, в служебном быте.

4

4

13

Восемь прав потребителей.

2

1

1

14

Права потребителей при покупке некачественного товара.

2

1

1

V

Потребительская культура

4

3

1

15

Политико- правовая среда.

1

1

16

 Культурная среда и коммуникационные процессы ( грамотный выбор, потребление ( использование) и утилизация.)

1

1

17

Потребитель и окружающая среда. Экология.

2

1

1

VI

Защита потребителей.

3

2

1

18

Закон « О защите прав потребителей.»

1

1

19

Суд. Судья. Адвокат. Эксперты. Судебное   решение.

2

1

1

                                                          Литература.

Закон РФ «О защите прав потребителей»

Закон РФ «О рекламе»

Закон РФ «О техническом регулировании»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".

Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....

Современный урок в современном мире в условиях ФГОС

Статья о формах, технологиях и методах проведения современного урока...

Современный урок в современном мире в условиях ФГОС

Формы, методы и технологии проведения современного урока...

Материалы к уроку по теме: "Наука и образование в современном мире и в мире спорта"

Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой д...

Психологическое просвещение для родителей "Современные подростки в современном мире"

Статья для публикации в районной газете "Приволжская новь"...