«Потребитель в современном мире»
элективный курс по обществознанию (10 класс) по теме
Элективный курс «Грамотный потребитель» по обществознанию составлен на основе программы Боголюбова Л.Н., М. Просвещение 2010 г. и включает в себя : пояснительную записку, основное содержание элективного курса, учебно- тематический план.
Предлагаемый курс составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и рассчитан согласно графику школы на 35 часов учебного времени : 1 час в неделю и предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений.
Актуальность предлагаемого курса в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайна велика. Существуют ряд факторов , которые показывают необходимость введения такого курса в современной российской школе:
во — первых, в современном мире каждый человек исполняет роль потребителя;
во-вторых , все потребители, выбирая товары и услуги, активно воздействуют на производство, стимулируя его развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_imeni_1gramotnyy_potrebitel.odt | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ОБЩЕСТВОЗН АНИЮ
для 10 класса
«Потребитель в современном мире».
Подготовила:
учитель истории и
обществознания
МАОУ « СОШ № 14»
Тихомирова Л.В.
В. Новгород
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Грамотный потребитель» по обществознанию составлен на основе программы Боголюбова Л.Н., М. Просвещение 2010 г. и включает в себя : пояснительную записку, основное содержание элективного курса, учебно- тематический план.
Предлагаемый курс составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и рассчитан согласно графику школы на 35 часов учебного времени : 1 час в неделю и предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений.
Актуальность предлагаемого курса в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайна велика. Существуют ряд факторов , которые показывают необходимость введения такого курса в современной российской школе:
- во — первых, в современном мире каждый человек исполняет роль потребителя;
во-вторых , все потребители, выбирая товары и услуги, активно воздействуют на производство, стимулируя его развитие.
Цель курса- создание благоприятных условий для развития свободного, грамотного и информированного потребителя.
Задачи:
- Познакомить учащихся с потребительской культурой и содержанием
- законодательных актов.
- Помочь освоить учащимся навыки и умения в области защиты своих потребительских прав.
- Привить необходимые навыки грамотного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования.
- Развивать навыки исследовательской , проектной , творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.
- Развивать коммуникативные способности, прежде всего устной речи.
Этот элективный курс дает возможность учащимся не только познакомиться и углубить свои знания , но применить их в повседневной жизни ( например, как выбрать качественный товар..., что делать , если права потребителей нарушены..., куда можно обратиться за помощью?...)
В элективном курсе « Грамотный потребитель» заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Ожидаемые результаты:
в конце курса учащиеся должны
Уметь:
- осуществлять свои права в повседневной жизни;
- уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуаций;
- уметь защищать свои права с достоинством;
- уметь грамотно составлять некоторые официальные бумаги ;
- уметь правильно оценивать свое поведение и поведение людей с точки зрения правовых норм.
- Знать:
- порядок действия в случае нарушения прав потребителей;
- знать потребительскую культуру;
- знать юридические понятия и термины;
- знать содержания закона РФ « О защите прав потребителей»;
- знать установленные государством права, охраняющие и отстаивающие потребителя на рынке.
- Владеть:
- представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
- владеть конкретными правилами поведения в обществе;
- владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
- владеть ценностными ориентирами гуманистической направленности.
- Формы контроля:
тестирование, вопросы — ответы; ролевые игры; интересные задания , анкетирование, собеседование по темам , которые им предлагаются.
Проблемы , которые включены в курс, позволят каждому учащемуся оценить свои способности и возможности , но самое главное , что они научатся не теряться в различных потребительских ситуациях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Раздел 1 .
( 4 часа)
Кто такие потребители?
Потребитель ( юридическое толкование понятия) .
Классификация потребностей. Потребности как социально- экономическая категория.
Продавец, исполнитель, производитель. Товар, работа, услуга.
Практикум: деловая игра « Потребитель в наше время». Раздел 2.
( 6 часов)
Поведение потребителя ( покупателя)..
Модель покупательского поведения. Основной вопрос современных специалистов по маркетингу. Изучение мотивов поведения покупателей.
Задача специалистов по рынку.
Пример разработки маркетинговой концепции для предприятий ( задача исследования , оценочные категории, используемые при оценке представительства ( например, фруктов) в зависимости от мнения и чувств покупателя. Результаты исследования. Психологические выводы ( по результатам исследования), факторы , на которые следует обратить внимание при работе с западными партнерами.
Практикум : анкетирование, тестирование потребительских свойств товара. Раздел 3.
Информация для потребителя.
( 10 часов)
Процесс принятия решения о покупке. Модель принятия решений. Осознание проблемы. Поиск информации в процессе принятия решения о покупке. Источники информации. Методы сбора первичных данных. Наблюдение. Эксперимент. Опрос. Результаты сбора информации. Оценка вариантов. Процесс выбора из нескольких альтернатив.
Некоторые свойства, интересующие потребителей в ряде товаров общеизвестных классов.. Характерные свойства. Маркировка товара.
Понятие рекламы . Основные направление рекламной деятельности ( международная, внешнеэкономическая, внутренняя). Отличия рекламы в средствах массовой информации. Виды рекламной деятельности. Понятие рекламодателя и его функции. Понятие рекламного агентства и его функции. Понятия средства распространения рекламы. Реклама как фактор конкурентной борьбы. Функции рекламы ( коммуникационная, контролирующая и корректирующая). Сущность и назначение управления спросом в рекламной деятельности.
Практикум: ролевая игра « Лучший потребитель года,» или « Реклама — двигатель товара.»
Раздел 4.
Права потребителей.
( 8 часов)
Права потребителей в семье, в общественном транспорте, в магазине, в службе быта.
Восемь прав потребителей, закрепленных Руководящими принципами ООН. Право на образование, на безопасность, на информацию, на бесплатное медицинское обслуживание, на возмещение вреда ( морального и материального ущерб). Права потребителей при покупке некачественного товара.
Практикум: экскурсия в магазин или в другое учреждение.
Раздел 5.
Потребительская культура.
( 4 часа)
Политико- правовая среда. Культурная среда и коммуникационные процессы ( грамотный выбор, потребление ( использование) и утилизация.) Потребитель и окружающая среда. Экология.
Практикум: проект « Защита окружающей среды».
Раздел 6 .
Защита потребителей.
( 3 часов)
Закон « О защите прав потребителей.» Порядок действий в случае нарушения прав потребителей. Государственные , муниципальные и общественные организации. Их роль в защите прав потребителей.
Суд. Судья. Адвокат. Эксперты. Судебное решение. Функции суда. Гражданский процесс. Обжалование или исполнение вердикта судьи.
Практикум:экскурсия в суд или адвокатское бюро.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Тема | Всего количество часов | Количество часов на теорию | Количество часов на практику |
I | Кто такие потребители? | 4 | 3 | 1 |
1 | Кто такие потребители? | 1 | 1 | |
2 | Классификация потребностей. | 1 | 1 | |
3 | Продавец, исполнитель и производитель. | 2 | 1 | 1 |
II | Поведение потребителя. | 6 | 5 | 1 |
4 | Модель покупательского исследования. | 2 | 2 | |
5 | Пример разработки маркетинговой концепции для предприятий. | 2 | 1 | 1 |
6 | Результаты исследования. | 1 | 1 | |
7 | Выводы. | 1 | 1 | |
III | Информация для потребителя. | 10 | 8 | 2 |
8 | Процесс принятия решения о покупке. | 3 | 3 | |
9 | Процесс выбора. | 3 | 3 | |
10 | Понятие рекламы. | 2 | 1 | 1 |
11 | Понятие средства распространения рекламы. | 2 | 1 | 1 |
IV | Права потребителей. | 8 | 6 | 2 |
12 | Права потребителей в семье, в общественном транспорте, в магазине, в служебном быте. | 4 | 4 | |
13 | Восемь прав потребителей. | 2 | 1 | 1 |
14 | Права потребителей при покупке некачественного товара. | 2 | 1 | 1 |
V | Потребительская культура | 4 | 3 | 1 |
15 | Политико- правовая среда. | 1 | 1 | |
16 | Культурная среда и коммуникационные процессы ( грамотный выбор, потребление ( использование) и утилизация.) | 1 | 1 | |
17 | Потребитель и окружающая среда. Экология. | 2 | 1 | 1 |
VI | Защита потребителей. | 3 | 2 | 1 |
18 | Закон « О защите прав потребителей.» | 1 | 1 | |
19 | Суд. Судья. Адвокат. Эксперты. Судебное решение. | 2 | 1 | 1 |
Литература.
Закон РФ «О защите прав потребителей»
Закон РФ «О рекламе»
Закон РФ «О техническом регулировании»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...
Есть двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....
Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".
Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....
Современный урок в современном мире в условиях ФГОС
Статья о формах, технологиях и методах проведения современного урока...
Современный урок в современном мире в условиях ФГОС
Формы, методы и технологии проведения современного урока...
Материалы к уроку по теме: "Наука и образование в современном мире и в мире спорта"
Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой д...
Психологическое просвещение для родителей "Современные подростки в современном мире"
Статья для публикации в районной газете "Приволжская новь"...