Рабочая программа по биологии 6 класс. Пасечник
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Настоящая рабочая программа по биологии для 6 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК «Вертикаль» под. ред.В.В. Пасечника. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов, из них – 2 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_bio_na_1_chas.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
| УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______________/С.В. Вязовова/ Приказ №_____________ от «_____» ___________ 2016 г. |
Рабочая программа
по биологии
для 6 класса
на 2016 -2017 учебный год
2016 г.
1. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника 5-9 классы (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2013 г).
Рабочая программа ориентирована на использование учебников (УМК В.В.Пасечника):
- Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.
- Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.
- Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – М.: Дрофа, 2013.
- Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2013.
- Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2013.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:
Глобальном:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
Метапредметном:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметном:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Данная программа составлена для реализации курса биология в 5-9 классах, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадями с печатной основой:
- Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл.- М.: Дрофа, 2013.
- Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Рабочая тетрадь. 6 кл.- М.: Дрофа, 2013.
- Биология. Животные. 7 кл.: Рабочая тетрадь / В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. – М.: Дрофа, 2013.
- Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2013.
- Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: Рабочая тетрадь / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2013.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Биология» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого образовательного учреждения. Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по биологии для 6 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК «Вертикаль» под. ред.В.В. Пасечника. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов, из них – 2 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, кейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально - групповые занятия.
В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением
- средств ИКТ:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- проблемное обучение;
- метод проектов.
- В рамках урока биологии используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного тестирования.
Информацию о ходе усвоения учебного материала получают в процессе контроля – входного, промежуточного, проверочного, самоконтроля и итогового.
Входной контроль осуществляется в начале каждого урока, а также в начале учебного года. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки.
Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока или в середине изучаемого модуля. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенный его вниманию «порции» материала.
Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока или в конце пройденного тематического блока. Он позволяет убедиться, что цели обучения – достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе изучения материала.
Итоговый контроль осуществляется по завершении крупного блока или всего курса. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.
Из резервного времени отдано на повторение изученного.
В 5 классе данная программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- лабораторных и практических работ - 13.
В 6 классе программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- лабораторных и практических работ - 13.
В 7 классе программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- лабораторных и практических работ - 7.
В 8 классе программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- лабораторных и практических работ - 15.
В 9 классе программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- лабораторных и практических работ - 8.
Данная программа составлена для реализации курса биология в 5-9 классах, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.
4. Результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5-9 классах отражают достижения:
Личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни издоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);
• приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате обучения биологии в 6 классе ученик научится:
- составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- выполнять лабораторные;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
- проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из разных источников;
- определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
- анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
- делать морфологическую характеристику растений;
- выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
- работать с определительными карточками.
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
- работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;
- определять основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; характерные признаки однодольных и двудольных растений;
- сравнивать признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
- устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
- показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
- объяснять роль различных видов размножения у растений;
- определять всхожесть семян растений.
- оценивать важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
- устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
- определять растительные сообщества и их типы;
- объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
- проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Ученик получит возможность учиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приѐмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями,
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать еѐ и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
5. Содержание учебного предмета
«Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»
(35 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка.
Различные виды соцветий.
Многообразие сухих и сочных плодов
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резервное время — 2 ч.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела,темы раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | иметь представление: о многообразии живой природы; знать: внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; изучать органы растений в ходе лабораторных работ, структурировать учебный материал, выделять в нем главное, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам; планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнерами; строить речевые высказывания и ставить вопросы; добывать, перерабатывать и представлять информацию; |
2 | Жизнь растений | 10 | иметь представление: о строении и функциях различных клеток и процессах, происходящих в них знать: особенности минерального и воздушного питания растений; основные процессы жизнедеятельности растений; виды размножения растений и их значение. уметь: характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; объяснять роль различных видов размножения у растений; определять всхожесть семян растений; выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы, организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. |
3 | Классификация растений | 6 | иметь представление: о разнообразии и распространении растений; знать: основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; характерные признаки однодольных и двудольных растений; признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. уметь: делать морфологическую характеристику растений; выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; работать с определительными карточками, проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. |
4 | Природные сообщества | 3 | иметь представление: о разнообразии природных сообществ; знать: взаимосвязь растений с другими организмами; растительные сообщества и их типы; закономерности развития и смены растительных сообществ; о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. уметь: устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; определять растительные сообщества и их типы; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах, организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, воспринимать информацию на слух, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы, различать и описывать методы изучения живой природы, обсуждать способы оформления результатов исследования. |
Резервное время | 2 | ||
Итого | 35 |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- 1. Основная учебная литература
1.Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г. ;
2.Пасечник В В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
3.Пасечник ВВ. Биология Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
4.Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.
- 2. Дополнительная учебная литература
- Журнал «Биология для школьников».
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера – 2-е изд.
- Стереотип. – М.; Мир, 1996.
- 3. Учебные и справочные пособия
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. «Просвещение»
- Чебышев Н.В. и др. Биология: Пособие для поступающих в ВУЗы. Том 1, 2. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998. – 413 с.
- Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 3 – М., Аванта +, 1997
- Ярыгин В.Н. Биология.- М.: Издательство «Медицина» 1987.- 446 с.
- 4. Учебно-методическая литература
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
- Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.
- Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012г
- Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. – М.: Творческий центр, 2000.
- Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005.
- Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.
- 5. Перечень используемых технических средств обучения
- компьютер
- проектор
- 6. Электронные образовательные ресурсы
1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. К.б.н. А.В. Маталина.
4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы – Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиа»
6. CD «Биология. Живой организм: Электронное приложение.6 класс»
7. СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001.
8. Интернет – ресурсы.
- 7. Учебно-наглядные пособия и т.д.
- таблицы Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники
- таблицы Вещества растений. Клеточное строение
- таблицы Общее знакомство с цветковыми растениями
- таблицы Растения и окружающая среда
- Портреты ученых биологов
- таблицы Строение, размножение и разнообразие растений
- Схема строения клеток живых организмов
- таблицы Уровни организации живой природы
- Растения. Грибы. Лишайники
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:
_____________ /Вязовова С.В. /
«___» _____________ 2016 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии 6 класс
на 2016 – 2017 учебный год
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата прохождения темы, раздела | ||||||||
по плану | факт. | |||||||||||||
Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | |||||||||||||
1 | Строение семян двудольных растений | 1 | Урок формирования знаний | Выступление групп | Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной); развитие навыков сотрудничества; развитие самостоятельности; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) Метапредметные: уметь высказать предположение и его доказать; преобразовывать практическую задачу в познавательную; строить логические цепочки с установлением причинно-следственных связей между понятиями; уметь задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий Предметные: иметь представление: о многообразии живой природы; знать: понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле», «главный корень», «боковые и придаточные корни», «стержневая и мочковатая корневая система», «корневой чехлик», «корневой волосок», «зоны корня», «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные и дыхательные корни», «побег», «почка», «верхушечная, пазушная и придаточная почка», «вегетативная и генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное, мутовчатое и супротивное листорасположение», «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой и сложный лист», «сетчатое, параллельное и дуговое жилкование», «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая и губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые и теневые листья», «видоизменения листьев», «травянистый и деревянистый стебель», «прямостоячий, вьющийся, лазающий и ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи» «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой и двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные и двудомные растения», «околоплодник», «простые и сборные плоды», «сухие и сочные плоды», «односемянные и многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие», особенности строения семян однодольных и двудольных растений; функции и виды корней, участки (зоны) корня; внешнее и внутреннее строение корня, побег и листорасположение, строение почек, рост и развитие побега, внешнее и внутреннее строение листа, форму и жилкование листьев, строение и функции видоизмененных побегов; строение цветка, тычинки и пестика, растения однодомные и двудомные, формулу цветка, виды и значение соцветий; строение и классификацию плодов; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. Уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; изучать органы растений в ходе лабораторных работ, | |||||||||
2 | Строение семян однодольных растений | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний | Взаимоконтроль, терминологический диктант. | ||||||||||
3 | Виды корней. Типы корневых систем | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа. Проверка планов. | ||||||||||
4 | Строение корней | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний | Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль | ||||||||||
5 | Условия произрастания и видоизменения корней | 1 | Урок применения знаний на практике | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР | ||||||||||
6 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега | 1 | Комбинированный урок | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, тест, составление схемы на ИД. | ||||||||||
7 | Внешнее строение листа | 1 | Урок применения знаний на практике | Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль | ||||||||||
8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев | 1 | Урок формирования знаний | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР | ||||||||||
9 | Строение стебля. Многообразие стеблей | 1 | Комбинированный урок | Взаимоконтроль, терминологический диктант. | ||||||||||
10 | Видоизменение побегов | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР игра «Найди ошибки». | ||||||||||
11 | Цветок и его строение | 1 | Урок формирования знаний | Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль | ||||||||||
12 | Соцветия | 1 | Урок применения знаний на практике | Самоконтроль. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | ||||||||||
13 | Плоды и их классификация Распространение плодов и семян | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа, взаимоконтроль | ||||||||||
14 | Обобщение и закрепление знаний по теме. Контроль знаний. | 1 | Урок контроля | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах | ||||||||||
Жизнь растений | 10 | |||||||||||||
15 | Минеральное питание растений | 1 | Урок применения знаний на практике | Самоконтроль. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями; Метапредметные: уметь самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебниА, получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод, фиксировать, объяснять, анализировать результаты, делать выводы, высказывать версии, осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов, рассуждать, поддерживать диалог, наблюдать за жизнедеятельностью растений; фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов. Предметные: знать понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение», «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий», «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное, искусственное и самоопыление», «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Уметь объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений, оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдать правила отношения к живой природе, выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза, определять условия протекания фотосинтеза, раскрывать значение дыхания в жизни растений, устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, объяснять роль семян в жизни растений, выявлять условия, необходимые для прорастания семян, объяснять значение бесполого и полового размножения для потомства и эволюции органического мира, значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком | |||||||||
16 | Фотосинтез | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | ||||||||||
17 | Дыхание растений | 1 | Урок применения знаний на практике | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | ||||||||||
18 | Испарение воды растениями. Листопад Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» | 1 | Урок применения знаний на практике | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР игра «Найди ошибки». | ||||||||||
19 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | 1 | Урок формирования знаний | Взаимопроверка в группах. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР составление схемы на ИД. | ||||||||||
20 | Прорастание семян | 1 | Урок формирования умений и навыков | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, самоконтроль. | ||||||||||
21 | Способы размножения растений | 1 | Урок формирования умений и навыков | Фронтальная беседа, составление схемы на ИД игра «Найди ошибки». | ||||||||||
22 | Размножение споровых растений | 1 | Урок формирования знаний | Взаимопроверка в группах, составление схемы на ИД. | ||||||||||
23 | Размножение семенных растений | 1 | Урок формирования знаний | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, самоконтроль | ||||||||||
24 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 | Комбинированный урок | Составление схемы на ИД, оценка работы групп. | ||||||||||
Классификация растений | 6 | |||||||||||||
25 | Систематика растений | 1 | Урок формирование знаний и умений | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах | Личностные: признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Метапредметные: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, уметь сравнивать и делать выводы, организовано выполнять задания, правильно формулировать вопросы и слушать ответы, структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом Предметные: иметь представление об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников; знать и определять понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство», признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные, Злаковые и Лилейные; важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехнику их возделывания, использование человеком, уметь выделять признаки, характерные для двудольных и однодольных растений, выделять основные особенности растений различных семейств и определять растения по карточкам | |||||||||
26 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | Составление схемы на ИД, биологический диктант. | ||||||||||
27 | Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные | 1 | Урок формирования знаний | Взаимопроверка в группах, составление схемы на ИД. | ||||||||||
28 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа, составление схемы на ИД игра «Найди ошибки». | ||||||||||
29 | Важнейшие сельскохозяйственные растения | 1 | Урок формирования умений и навыков | Взаимопроверка в группах. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР составление схемы на ИД. | ||||||||||
30 | Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений» | 1 | Урок контроля | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах | ||||||||||
Природные сообщества | 3 | |||||||||||||
31 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе | 1 | Урок формирования знаний | Самоконтроль | Личностные: соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями; признавать право каждого на собственное мнение; Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, организовано выполнять задания, воспринимать разные формы информации, правильно формулировать вопросы и слушать ответы Предметные: знать понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность», «смена растительных сообществ». «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Уметь характеризовать различные типы растительных сообществ, устанавливать взаимосвязи в растительном сообществе | |||||||||
32 | Развитие и смена растительных сообществ. Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах». | 1 | Урок применения знаний на практике | Отчет об экскурсии | ||||||||||
33 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | 1 | Урок применения знаний на практике | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | ||||||||||
34-35 | Резервное время | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...