рабочая программа по биологии 5 класс Пасечник.
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК «Вертикаль» под. ред.В.В. Пасечника. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов, из них – 2 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий. Данная программа содержит КТП с УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_5_po_fgos.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и согласована УТВЕРЖДАЮ:
методическим советом Директор школы
Протокол № _______ __________/С.В.Вязовова /
от «____» ___________2016 г Приказ №________
от «___» ___________ 2016 г.
Рабочая программа
по биологии
для 5 класса
на 2016 - 2017 учебный год
2016 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по биологии (Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов) построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебноесодержаниекурсабиологиивключает:
«Бактерии, грибы, растения». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), наизучение биологии в 5 классе отводится 35ч.(1час в неделю).
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5.– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (6 ч)
Биология — наукаоживойприроде. Методыисследованиявбиологии. Царствабактерий, грибов, растенийиживотных. Отличительныепризнакиживогоинеживого. Связьорганизмовсосредойобитания. Взаимосвязьорганизмоввприроде. Экологическиефакторыиихвлияниенаживыеорганизмы. Влияниедеятельностичеловеканаприроду, ееохрана.
Лабораторныеипрактическиеработы
- Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
- Ведениедневниканаблюдений.
Экскурсии
Многообразиеживыхорганизмов, осенниеявлениявжизнирастенийиживотных.
Предметные результатыобучения
Учащиеся должны знать:
—омногообразииживойприроды;
—царстваживойприроды: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
—основныеметодыисследованиявбиологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
—признакиживого: клеточноестроение, питание, дыхание, обменвеществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
—экологическиефакторы;
—основныесредыобитанияживыхорганизмов: воднаясреда, наземно-воздушнаясреда, почвакаксредаобитания, организмкаксредаобитания;
—правилаработысмикроскопом;
—правилатехникибезопасностиприпроведениинаблюденийилабораторныхопытоввкабинетебиологии.
Учащиесядолжныуметь:
—определятьпонятия: «биология», «экология», «биосфера», «царстваживойприроды», «экологическиефакторы»;
—отличатьживыеорганизмыотнеживых;
—пользоватьсяпростымибиологическимиприборами, инструментамииоборудованием;
—характеризоватьсредыобитанияорганизмов;
—характеризоватьэкологическиефакторы;
—проводитьфенологическиенаблюдения;
—соблюдатьправилатехникибезопасностиприпроведениинаблюденийилабораторныхопытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиесядолжныуметь:
—составлятьплантекста;
—владетьтакимвидомизложениятекста, какповествование;
—подруководствомучителяпроводитьнепосредственноенаблюдение;
—подруководствомучителяоформлятьотчет, включающийописаниенаблюдения, егорезультаты, выводы;
—получатьбиологическуюинформациюизразличныхисточников;
—определятьотношенияобъектасдругимиобъектами;
—определятьсущественныепризнакиобъекта.
Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройствоувеличительныхприборов (лупа, световоймикроскоп). Клеткаиеестроение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельностьклетки: поступлениевеществвклетку (дыхание, питание), рост, развитиеиделениеклетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепаратыразличныхрастительныхтканей.
Лабораторныеипрактическиеработы
- Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
- Изучение клеток растения с помощью лупы.
- Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
- Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
- Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
- Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметныерезультатыобучения
Учащиесядолжнызнать:
—строениеклетки;
—химическийсоставклетки;
—основныепроцессыжизнедеятельностиклетки;
—характерныепризнакиразличныхрастительныхтканей.
Учащиесядолжныуметь:
—определятьпонятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
—работатьслупойимикроскопом;
—готовитьмикропрепаратыирассматриватьихподмикроскопом;
—распознаватьразличныевидытканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиесядолжныуметь:
—анализироватьобъектыподмикроскопом;
—сравниватьобъектыподмикроскопомсихизображениемнарисункахиопределятьих;
—оформлятьрезультатылабораторнойработыврабочейтетради;
—работатьстекстомииллюстрациямиучебника.
Царство Бактерии Грибы (7ч)
Строениеижизнедеятельностьбактерий. Размножениебактерий. Бактерии, ихрольвприродеижизничеловека. Разнообразиебактерий, ихраспространениевприроде. Грибы. Общаяхарактеристикагрибов, ихстроениеижизнедеятельность. Шляпочныегрибы. Съедобныеиядовитыегрибы. Правиласборасъедобныхгрибовиихохрана. Профилактикаотравлениягрибами. Дрожжи, плесневыегрибы. Грибы-паразиты. Рольгрибоввприродеижизничеловека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий игрибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— отличать бактерии и грибы от других живыхорганизмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природеи жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы
Царство Растения (12 ч)
Растения. Ботаника — наукаорастениях. Методыизучениярастений. Общаяхарактеристикарастительногоцарства. Многообразиерастений, ихсвязьсосредойобитания. Рольвбиосфере. Охранарастений. Основныегруппырастений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразиеводорослей. Средаобитанияводорослей. Строениеодноклеточныхимногоклеточныхводорослей. Рольводорослейвприродеижизничеловека, охранаводорослей. Лишайники, ихстроение, разнообразие, средаобитания. Значениевприродеижизничеловека. Мхи. Многообразиемхов. Средаобитания. Строениемхов, ихзначение. Папоротники, хвощи, плауны, ихстро-ение, многообразие, средаобитания, рольвприродеижизничеловека, охрана. Голосеменные, ихстроениеиразнообразие. Средаобитания. Распространениеголосеменных, значениевприродеижизничеловека, ихохрана. Цветковыерастения, ихстроениеимногообразие. Средаобитания. Значениецветковыхвприродеижизничеловека. Происхождение
растений. Основныеэтапыразвитиярастительногомира.
Демонстрация
Гербарныеэкземплярырастений. Отпечаткиископаемыхрастений.
Лабораторныеипрактическиеработы
- Строениезеленыхводорослей.
- Строение мха (на местных видах).
- Строениеспороносящегохвоща.
- Строениеспороносящегопапоротника.
- Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметныерезультатыобучения
Учащиесядолжнызнать:
—основныеметодыизучениярастений;
—основныегруппырастений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), ихстроениеимногообразие;
—особенностистроенияижизнедеятельностилишайников;
—рольрастенийвбиосфереижизничеловека;
—происхождениерастенийиосновныеэтапыразвитиярастительногомира.
Учащиесядолжныуметь:
—даватьобщуюхарактеристикурастительногоцарства;
—объяснятьрольрастенийвбиосфере;
—даватьхарактеристикуосновныхгруппрастений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
—объяснятьпроисхождениерастенийиосновныеэтапыразвитиярастительногомира.
Метапредметныерезультатыобучения
Учащиесядолжныуметь:
—выполнятьлабораторныеработыподруководствомучителя;
—сравниватьпредставителейразныхгруппрастений, делатьвыводынаосновесравнения;
—оцениватьсэстетическойточкизренияпредставителейрастительногомира;
—находитьинформациюорастенияхв научно популярной литературе, биологическихсловаряхисправочниках, анализироватьиоцениватьее, переводитьизоднойформывдругую.
Личностныерезультатыобучения
—Воспитаниевучащихсячувствагордостизароссийскуюбиологическуюнауку;
—знаниеправилповедениявприроде;
—пониманиеучащимисяосновныхфакторов, определяющихвзаимоотношениячеловекаиприроды;
—умениереализовыватьтеоретическиепознаниянапрактике;
—пониманиесоциальнойзначимостиисодержанияпрофессий, связанныхсбиологией;
—воспитаниевучащихсялюбвикприроде;
—признаниеправакаждогонасобственноемнение;
—готовностьучащихсяксамостоятельнымпоступкамидействиямнаблагоприроды;
—умениеотстаиватьсвоюточкузрения;
—критичноеотношениеучащихсяксвоимпоступкам, осознаниеответственностизапоследствия;
—умениеслушатьислышатьдругоемнение.
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Название раздела,темы раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | Введение | 6 | иметь представление: о многообразии живой природы; знать: царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; основные методы исследования в биологии; признаки живого; экологические факторы; основные среды обитания живых организмов; правила работы с микроскопом; правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. уметь: структурировать учебный материал, выделять в нем главное, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам; планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнерами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;добывать, перерабатывать и представлять информацию; |
2 | Клеточное строение организмов | 10 | иметь представление: о строении и функциях различных клеток знать: строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки; характерные признаки различных растительных тканей. уметь: выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы, организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. |
3 | Царство Бактерии | 2 | иметь представление: о разнообразии и распространении бактерий; знать: строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; роль бактерий в природе и жизни человека. уметь: проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации |
4 | Царство Грибы | 5 | иметь представление: о разнообразии и распространении грибов; знать: строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; роль грибов в природе и жизни человека. уметь: организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, воспринимать информацию на слух, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы, различать и описывать методы изучения живой природы, обсуждать способы оформления результатов исследования. |
5 | Царство Растения | 10 | иметь представление: о многообразии растений знать: основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности лишайников; роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапыразвития растительного мира. уметь: осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы; планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы, работать в паре, высказывать свое мнение, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно- методический комплекс:
1. - учебник В.В.Пасечник « Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс», издательство ООО «Дрофа», 2015 г.
-методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс», издательство ООО «Дрофа», 2013 г.
Список методической литературы:
Для учителя:
- Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. «Ботаника для учителя в двух частях». Москва, «Просвещение», 1996 год.
- Богоявленская А.Е. «Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Москва, «Просвещение», 1996 год.
- «Я иду на урок биологии. Ботаника. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
- Смелова В.Г. «Игры на обобщающих уроках ботаники. Методическое пособие». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
- Парфилова Л.Д. «Тематические игры по ботанике». Москва, «Сфера», 2002 год.
- «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Дидактические карточки». Москва, «ВЛАДОС», 2001 год.
- Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы». Москва, «Дрофа», 1997 год.
- Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов». Москва, «Просвещение» 1995 год.
- «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.
- «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
- Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
- Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Биология. Тесты, вопросы и задания». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.
- В.В.Балабанова « Открытые уроки. Биология», издательство « Учитель», Волгоград, 2001г
- .В. В. Резникова « Зачеты по биологии», издательство « Лист», М., 1999 г.
Для учащихся:
- А.И. Акимушкин «Занимательная биология» М.: «Молодая гвардия», 1972
- Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта +», 1994.
- Б.Н.Головкин «О чём говорят названия растений», М.: Колос, 1992.
- Н.Ф.Золотницкий «Цветы в легендах и преданиях». М.: Дрофа, 2002.
Multimedia – поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология.Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Ботаника 6 класс «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
- диски «Грибы Ростовской области», «Виртуальный гербарий Ростовской области», «Лекарственные и ядовитые растения Ростовской области.
- http://fcior.edu.ru/ _ЦОРы
- http://school-collection.edu.ru/-ЭОРы
Видеофильмы:
Жизнь растений
Разнообразие растений и их место обитания
Размножение растений
Растительные сообщества
Сезонные изменения в жизни растений
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
- Мультимедийный компьютер
- Мультимедиа проектор
- Экран(навесной)
- Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
- Комплект микропрепаратов «Ботаника2»
- Лупа
- Микроскоп школьный
- Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)
- Набор хим.посуды и принадлежн. для лаб. работ по биологии (НПБЛ)
- Микролаборатория (Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др).
Живые объекты
Комнатные растения по экологическим группам
- Тропические влажные леса
- Влажные субтропики
- Сухие субтропики
- Пустыни и полупустыни
- Водные растения
Гербарии.
Гербарий по морфологии и биологии растений
Гербарий "Растительные сообщества
Гербарий "Основные отделы растений"
Гербарий "Сельскохозяйственные растения"
Коллекции
Голосеменные растения
Коллекция семян и плодов
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по ботанике
Объемные разборные модели демонстрационные
Цветок капусты
Цветок картофеля
Цветок пшеницы
Цветки сложноцветных
Цветок яблони (или вишни)
Муляжи
Дикая форма и культурные сорта картофеля
Дикая форма и культурные сорта томатов
Дикая форма и культурные сорта яблони
Плодовые тела съедобных и ядовитых грибов
Модели-аппликации
Размножение мха
Размножение одноклеточной водоросли
Размножение папоротника
Размножение сосны
Размножение шляпочного гриба
Строение клетки
Рельефные модели
Зерновка пшеницы
Клеточное строение корня
Клеточное строение листа
Клеточное строение стебля.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:
_____________ /Вязовова С.В. /
«___» _____________ 2016 г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии 5 класс
на 2016 - 2017 учебный год
№ п/п | Название разделов Тема уроков | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата факт. |
Тема: Введение | |||||||
1 | Биология - наука о живой природе | 1 | Урок формирования знаний | Выступление групп | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. Метапредметные: уметь составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта. Предметные:знать о многообразии живой природы;царства живой природы;основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; признаки живого; экологические факторы;основные среды обитания живых организмов;правила работы с микроскопом;правила техники безопасности при проведениинаблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; уметь определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;отличать живые организмы от неживых;пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; характеризовать среды обитания организмов;характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения;соблюдать правила техники безопасности припроведении наблюдений и лабораторных опытов. | ||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний | Взаимоконтроль, терминологический диктант. | |||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа. Проверка планов. | |||
4 | Среды обитания живых организмов. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний | Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль | |||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | Урок применения знаний на практике | Отчёты об экскурсии, коллекции, сообщения | |||
6 | Организмы и среда | 1 | Комбинированный урок | Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, тест, составление схемы на ИД. | |||
Тема: Клеточное строение организмов | |||||||
7 | Устройство увеличительных приборов | 1 | Урок применения знаний на практике | Самоконтроль. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями; Метапредметные:уметь анализировать объекты под микроскопом;сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;работать с текстом и иллюстрациями учебника. Предметные: знать строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки; характерные признаки различных растительных тканей; уметь определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли»,«пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; работать с лупой и микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать ихпод микроскопом; распознавать различные виды тканей. | ||
8 | Строение клетки | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | |||
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | 1 | Урок применения знаний на практике | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | |||
10 | Пластиды | 1 | Урок применения знаний на практике | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР игра «Найди ошибки». | |||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | Урок формирования знаний | Взаимопроверка в группах. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР составление схемы на ИД. | |||
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | 1 | Урок формирования умений и навыков | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, самоконтроль. | |||
13 | Процессы жизнедеятельности клетки: рост, развитие | 1 | Урок формирования умений и навыков | Фронтальная беседа, составление схемы на ИД игра «Найди ошибки». | |||
14 | Деление клетки | 1 | Урок формирования знаний | Взаимопроверка в группах, составление схемы на ИД. | |||
15 | Понятие «ткань» | 1 | Урок формирования знаний | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, самоконтроль | |||
16 | Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов» | 1 | Комбинированный урок | Составление схемы наИД, оценка работы групп. | |||
Тема:Царство Бактерии | |||||||
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | 1 | Урок формирование знаний и умений | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах | Личностные: признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Метапредметные: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Предметные: знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;разнообразие и распространение бактерий; роль бактерий в природе и жизни человека; уметь давать общую характеристику бактерий; отличать бактерии от других живых организмов; | ||
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | Составление схемы наИД, биологический диктант. | |||
Тема: Царство Грибы | |||||||
19 | Общая характеристика грибов. | 1 | Урок формирования знаний | Самоконтроль | Личностные: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями; признавать право каждого на собственное мнение; Метапредметные: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Предметные:знатьстроение и основные процессы жизнедеятельности грибов;разнообразие и распространение грибов;роль грибов в природе и жизни человека; уметьдавать общую характеристику грибов;отличать грибы от других живых организмов; отличать съедобные грибы от ядовитых; объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. | ||
20 | Шляпочные грибы | 1 | Урок применения знаний на практике | Составление схемы на ИД. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | |||
21 | Плесневые грибы и дрожжи | 1 | Урок применения знаний на практике | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | |||
22 | Грибы-паразиты | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | Игра «Найди ошибки». | |||
23 | Мир грибов | 1 | Комбинированный | Составление схемы наИД, определение и описание МП. | |||
Тема: Царство Растения | |||||||
24 | Разнообразие, распространение и значение растений | 1 | Урок формирование знаний и умений | Самоконтроль | Личностные: воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение реализовывать теоретические познанияна практике; понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; воспитание в учащихся любви к природе; признание права каждого на собственное мнение; готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия; умение слушать и слышать другое мнение. Метапредметные: уметьвыполнять лабораторные работы под руководством учителя;сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. Предметные: знать основные методы изучения растений;основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;особенности строения и жизнедеятельности лишайников; роль растений в биосфере и жизни человека;происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; уметьдавать общую характеристику растительного царства;объяснять роль растений в биосфере;давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. | ||
25 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | 1 | Урок формирование знаний и умений | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. | |||
26 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний и умений | Составление схемы на ИД. Ответы на вопросы. | |||
27 | Лишайники | 1 | Урок формирование знаний и умений | Биологический диктант, игра «Найди ошибки». | |||
28 | Мхи | 1 | Урок формирование знаний и применения знаний на практике | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы. | |||
29 | Папоротники, хвощи, плауны | 1 | Урок формирование знаний и применения знаний на практике | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы. | |||
30 | Голосеменные растения | 1 | Урок формирование знаний и применения знаний на практике | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы или отчёт по заданию на экскурсию. | |||
31 | Покрытосеменные растения | 1 | Урок формирование знаний и применения знаний на практике | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы. | |||
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | Урок формирование знаний | Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы. | |||
33 | Экскурсия «Раннецветущие растения» | 1 | Урок применения знаний на практике | Отчет об экскурсии | |||
34 | Обобщающий урок | 1 | Комбинированный (смешанный) урок | Контрольная работа №3 | |||
35 | Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс» | 1 | УОИСЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...