рабочая программа по биологии 5 класс Пасечник.
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК «Вертикаль» под. ред.В.В. Пасечника. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов, из них – 2 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий. Данная программа содержит КТП с УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_5_po_fgos.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и согласована                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

методическим советом                                                                                                                   Директор школы

Протокол № _______                                                                                                                      __________/С.В.Вязовова /

от «____» ___________2016 г                                                                                                         Приказ №________

                                                                                                                                                           от «___» ___________ 2016 г.

Рабочая программа

по биологии

для 5 класса

на 2016 - 2017 учебный год

2016 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа                                                                                                                                          

Рабочая программа по биологии (Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов) построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования,  требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

     В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
 ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

2.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

        В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

        Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

         Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

         Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

        Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

      Предлагаемая рабочая программа реализуется  в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.

3.  МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебноесодержаниекурсабиологиивключает:

«Бактерии, грибы, растения». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), наизучение биологии в 5 классе отводится 35ч.(1час в неделю).

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5.– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (6 ч)

Биология — наукаоживойприроде. Методыисследованиявбиологии. Царствабактерий, грибов, растенийиживотных. Отличительныепризнакиживогоинеживого. Связьорганизмовсосредойобитания. Взаимосвязьорганизмоввприроде. Экологическиефакторыиихвлияниенаживыеорганизмы. Влияниедеятельностичеловеканаприроду, ееохрана.

Лабораторныеипрактическиеработы

  • Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
  • Ведениедневниканаблюдений.

Экскурсии

Многообразиеживыхорганизмов, осенниеявлениявжизнирастенийиживотных.

Предметные результатыобучения

Учащиеся должны знать:

—омногообразииживойприроды;

—царстваживойприроды: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

—основныеметодыисследованиявбиологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

—признакиживого: клеточноестроение, питание, дыхание, обменвеществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

—экологическиефакторы;

—основныесредыобитанияживыхорганизмов: воднаясреда, наземно-воздушнаясреда, почвакаксредаобитания, организмкаксредаобитания;

—правилаработысмикроскопом;

—правилатехникибезопасностиприпроведениинаблюденийилабораторныхопытоввкабинетебиологии.

Учащиесядолжныуметь:

—определятьпонятия: «биология», «экология», «биосфера», «царстваживойприроды», «экологическиефакторы»;

—отличатьживыеорганизмыотнеживых;

—пользоватьсяпростымибиологическимиприборами, инструментамииоборудованием;

—характеризоватьсредыобитанияорганизмов;

—характеризоватьэкологическиефакторы;

—проводитьфенологическиенаблюдения;

—соблюдатьправилатехникибезопасностиприпроведениинаблюденийилабораторныхопытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиесядолжныуметь:

—составлятьплантекста;

—владетьтакимвидомизложениятекста, какповествование;

—подруководствомучителяпроводитьнепосредственноенаблюдение;

—подруководствомучителяоформлятьотчет, включающийописаниенаблюдения, егорезультаты, выводы;

—получатьбиологическуюинформациюизразличныхисточников;

—определятьотношенияобъектасдругимиобъектами;

—определятьсущественныепризнакиобъекта.

Клеточное строение организмов (10 ч)

Устройствоувеличительныхприборов (лупа, световоймикроскоп). Клеткаиеестроение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельностьклетки: поступлениевеществвклетку (дыхание, питание), рост, развитиеиделениеклетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепаратыразличныхрастительныхтканей.

Лабораторныеипрактическиеработы

  • Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
  • Изучение клеток растения с помощью лупы.
  • Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
  • Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
  • Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
  • Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметныерезультатыобучения

Учащиесядолжнызнать:

—строениеклетки;

—химическийсоставклетки;

—основныепроцессыжизнедеятельностиклетки;

—характерныепризнакиразличныхрастительныхтканей.

Учащиесядолжныуметь:

—определятьпонятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

—работатьслупойимикроскопом;

—готовитьмикропрепаратыирассматриватьихподмикроскопом;

—распознаватьразличныевидытканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиесядолжныуметь:

—анализироватьобъектыподмикроскопом;

—сравниватьобъектыподмикроскопомсихизображениемнарисункахиопределятьих;

—оформлятьрезультатылабораторнойработыврабочейтетради;

—работатьстекстомииллюстрациямиучебника.

Царство Бактерии Грибы (7ч)

Строениеижизнедеятельностьбактерий. Размножениебактерий. Бактерии, ихрольвприродеижизничеловека. Разнообразиебактерий, ихраспространениевприроде. Грибы. Общаяхарактеристикагрибов, ихстроениеижизнедеятельность. Шляпочныегрибы. Съедобныеиядовитыегрибы. Правиласборасъедобныхгрибовиихохрана. Профилактикаотравлениягрибами. Дрожжи, плесневыегрибы. Грибы-паразиты. Рольгрибоввприродеижизничеловека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий игрибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактерий и грибов;

— отличать бактерии и грибы от других живыхорганизмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природеи жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

Царство Растения (12 ч)

Растения. Ботаника — наукаорастениях. Методыизучениярастений. Общаяхарактеристикарастительногоцарства. Многообразиерастений, ихсвязьсосредойобитания. Рольвбиосфере. Охранарастений. Основныегруппырастений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразиеводорослей. Средаобитанияводорослей. Строениеодноклеточныхимногоклеточныхводорослей. Рольводорослейвприродеижизничеловека, охранаводорослей. Лишайники, ихстроение, разнообразие, средаобитания. Значениевприродеижизничеловека. Мхи. Многообразиемхов. Средаобитания. Строениемхов, ихзначение. Папоротники, хвощи, плауны, ихстро-ение, многообразие, средаобитания, рольвприродеижизничеловека, охрана. Голосеменные, ихстроениеиразнообразие. Средаобитания. Распространениеголосеменных, значениевприродеижизничеловека, ихохрана. Цветковыерастения, ихстроениеимногообразие. Средаобитания. Значениецветковыхвприродеижизничеловека. Происхождение

растений. Основныеэтапыразвитиярастительногомира.

Демонстрация

Гербарныеэкземплярырастений. Отпечаткиископаемыхрастений.

Лабораторныеипрактическиеработы

  • Строениезеленыхводорослей.
  • Строение мха (на местных видах).
  • Строениеспороносящегохвоща.
  • Строениеспороносящегопапоротника.
  • Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметныерезультатыобучения

Учащиесядолжнызнать:

—основныеметодыизучениярастений;

—основныегруппырастений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), ихстроениеимногообразие;

—особенностистроенияижизнедеятельностилишайников;

—рольрастенийвбиосфереижизничеловека;

—происхождениерастенийиосновныеэтапыразвитиярастительногомира.

Учащиесядолжныуметь:

—даватьобщуюхарактеристикурастительногоцарства;

—объяснятьрольрастенийвбиосфере;

—даватьхарактеристикуосновныхгруппрастений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

—объяснятьпроисхождениерастенийиосновныеэтапыразвитиярастительногомира.

Метапредметныерезультатыобучения

Учащиесядолжныуметь:

—выполнятьлабораторныеработыподруководствомучителя;

—сравниватьпредставителейразныхгруппрастений, делатьвыводынаосновесравнения;

—оцениватьсэстетическойточкизренияпредставителейрастительногомира;

—находитьинформациюорастенияхв научно популярной литературе, биологическихсловаряхисправочниках, анализироватьиоцениватьее, переводитьизоднойформывдругую.

Личностныерезультатыобучения

—Воспитаниевучащихсячувствагордостизароссийскуюбиологическуюнауку;

—знаниеправилповедениявприроде;

—пониманиеучащимисяосновныхфакторов, определяющихвзаимоотношениячеловекаиприроды;

—умениереализовыватьтеоретическиепознаниянапрактике;

—пониманиесоциальнойзначимостиисодержанияпрофессий, связанныхсбиологией;

—воспитаниевучащихсялюбвикприроде;

—признаниеправакаждогонасобственноемнение;

—готовностьучащихсяксамостоятельнымпоступкамидействиямнаблагоприроды;

—умениеотстаиватьсвоюточкузрения;

—критичноеотношениеучащихсяксвоимпоступкам, осознаниеответственностизапоследствия;

—умениеслушатьислышатьдругоемнение.

6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Название раздела,темы раздела

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

Введение

6

иметь представление: о многообразии живой природы;

знать: царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

основные методы исследования в биологии; признаки живого; экологические факторы; основные среды обитания живых организмов; правила работы с микроскопом; правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

уметь: структурировать учебный материал, выделять в нем главное, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам;  планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнерами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;добывать, перерабатывать и представлять информацию;

2

Клеточное строение организмов

10

иметь представление: о строении и функциях различных клеток

знать: строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки; характерные признаки различных растительных тканей.

уметь: выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы, организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

3

Царство Бактерии

2

иметь представление: о разнообразии и распространении бактерий;

знать: строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; роль бактерий в природе и жизни человека.

уметь: проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации

4

Царство Грибы

5

иметь представление: о разнообразии и распространении грибов;

знать: строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; роль грибов в природе и жизни человека.

уметь: организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, воспринимать информацию на слух, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы, различать и описывать методы изучения живой природы, обсуждать способы оформления результатов исследования.

5

Царство Растения

10

иметь представление: о многообразии растений

знать:  основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности лишайников; роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапыразвития растительного мира.

уметь: осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы; планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы, работать в паре, высказывать свое мнение,  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно- методический комплекс:

1.   - учебник В.В.Пасечник  « Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс», издательство ООО «Дрофа», 2015 г.

     -методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс», издательство ООО «Дрофа», 2013 г.

Список методической литературы:

Для учителя:

  1. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. «Ботаника для учителя в двух частях». Москва, «Просвещение», 1996 год.
  2. Богоявленская А.Е. «Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Москва, «Просвещение», 1996 год.
  3. «Я иду на урок биологии. Ботаника. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
  4. Смелова В.Г. «Игры на обобщающих уроках ботаники. Методическое пособие». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
  5. Парфилова Л.Д. «Тематические игры по ботанике». Москва, «Сфера», 2002 год.
  6. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Дидактические карточки». Москва, «ВЛАДОС», 2001 год.
  7. Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы». Москва, «Дрофа», 1997 год.
  8. Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов». Москва, «Просвещение» 1995 год.
  9. «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.
  10. «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
  11. Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
  12. Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Биология. Тесты, вопросы и задания». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.
  13.  В.В.Балабанова « Открытые уроки. Биология», издательство « Учитель», Волгоград, 2001г
  14. .В. В. Резникова « Зачеты по биологии»,  издательство « Лист», М., 1999 г.

Для учащихся:

  1. А.И. Акимушкин «Занимательная биология» М.: «Молодая гвардия», 1972
  2. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта +», 1994.
  3. Б.Н.Головкин «О чём говорят названия растений», М.: Колос, 1992.
  4. Н.Ф.Золотницкий «Цветы в легендах и преданиях». М.: Дрофа, 2002.

Multimedia – поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

     - Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

     - Биология.Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007

       - Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Ботаника 6  класс «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

     - диски «Грибы Ростовской области», «Виртуальный гербарий Ростовской области», «Лекарственные и ядовитые растения Ростовской области.

     - http://fcior.edu.ru/ _ЦОРы

      - http://school-collection.edu.ru/-ЭОРы

        Видеофильмы:

Жизнь растений

Разнообразие растений и их место обитания

Размножение растений

Растительные сообщества

Сезонные изменения в жизни растений

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

  1. Мультимедийный компьютер  
  2. Мультимедиа проектор
  3. Экран(навесной)  
  4. Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
  5. Комплект микропрепаратов «Ботаника2»
  6. Лупа
  7. Микроскоп школьный
  8. Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)
  9. Набор хим.посуды и принадлежн. для  лаб. работ по биологии (НПБЛ)
  10. Микролаборатория (Комплект  посуды и принадлежностей для проведения  лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др).

Живые объекты

Комнатные растения по экологическим группам

  1. Тропические влажные леса
  2. Влажные субтропики
  3. Сухие субтропики
  4. Пустыни и полупустыни
  5. Водные растения

Гербарии.

Гербарий по морфологии и биологии растений

Гербарий "Растительные сообщества

Гербарий "Основные отделы растений"

Гербарий "Сельскохозяйственные растения"

Коллекции

Голосеменные растения

Коллекция семян и плодов

Микропрепараты

Набор микропрепаратов по ботанике

Объемные разборные модели демонстрационные

Цветок капусты

Цветок картофеля

Цветок пшеницы

Цветки сложноцветных

Цветок яблони (или вишни)

Муляжи

Дикая форма и культурные сорта картофеля

Дикая форма и культурные сорта томатов

Дикая форма и культурные сорта яблони

Плодовые тела съедобных и ядовитых грибов

Модели-аппликации

Размножение мха

Размножение одноклеточной водоросли

Размножение папоротника

Размножение сосны

Размножение шляпочного гриба

Строение клетки

Рельефные модели

Зерновка пшеницы

Клеточное строение корня

Клеточное строение листа

Клеточное строение стебля.

УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                                   Директор школы:

                                                                                                                                                         _____________ /Вязовова С.В. /

                                                                                                                                                       «___» _____________ 2016 г.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии 5 класс

    на 2016 - 2017 учебный год

№ п/п

Название разделов

Тема уроков

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата

по

плану

Дата

факт.

Тема: Введение

1

Биология - наука о живой природе

1

Урок формирования знаний

Выступление групп

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.

Метапредметные: уметь составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.

Предметные:знать о многообразии живой природы;царства живой природы;основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; признаки живого; экологические факторы;основные среды обитания живых организмов;правила работы с микроскопом;правила техники безопасности при проведениинаблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; уметь определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;отличать живые организмы от неживых;пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; характеризовать среды обитания организмов;характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения;соблюдать правила техники безопасности припроведении наблюдений и лабораторных опытов.

2

Методы исследования в биологии

1

Урок закрепления и совершенствования знаний

Взаимоконтроль, терминологический диктант.

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1

Комбинированный урок

Фронтальная беседа. Проверка планов.

4

Среды обитания живых организмов.

1

Урок закрепления и совершенствования знаний

Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

Урок применения знаний на практике

Отчёты об экскурсии, коллекции, сообщения

6

Организмы и среда

1

Комбинированный урок

Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, тест, составление схемы на ИД.

Тема: Клеточное строение организмов

7

Устройство увеличительных приборов

1

Урок применения знаний на практике

Самоконтроль.

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; соблюдать правила поведения в природе;  понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;  испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

Метапредметные:уметь анализировать объекты под микроскопом;сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Предметные: знать строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки; характерные признаки различных растительных тканей; уметь определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли»,«пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; работать с лупой и микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать ихпод микроскопом; распознавать различные виды тканей.

8

Строение клетки

1

Урок закрепления и совершенствования знаний

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

1

Урок применения знаний на практике

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

10

Пластиды

1

Урок применения знаний на практике

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР игра «Найди ошибки».

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

Урок формирования знаний

Взаимопроверка в группах. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР составление схемы на ИД.

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

1

Урок формирования умений и навыков

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, самоконтроль.

13

Процессы жизнедеятельности клетки: рост, развитие

1

Урок формирования умений и навыков

Фронтальная беседа, составление схемы на ИД

игра «Найди ошибки».

14

Деление клетки

1

Урок формирования знаний

Взаимопроверка в группах, составление схемы на ИД.

15

Понятие «ткань»

1

Урок формирования знаний

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, самоконтроль

16

Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов»

1

Комбинированный урок

Составление схемы наИД, оценка работы групп.

Тема:Царство Бактерии

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

1

Урок формирование знаний и умений

Самоконтроль, взаимоконтроль в группах

Личностные: признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;  уметь отстаивать свою точку зрения;   критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Предметные: знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;разнообразие и распространение бактерий; роль бактерий в природе и жизни человека; уметь давать общую характеристику бактерий; отличать бактерии от других живых организмов;

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

Составление схемы наИД, биологический диктант.

Тема: Царство Грибы

19

Общая характеристика грибов.

1

Урок формирования знаний

Самоконтроль

Личностные: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; соблюдать правила поведения в природе;   понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;  уметь реализовывать теоретические познания на практике;  осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся

к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями; признавать право каждого на собственное мнение;

Метапредметные: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Предметные:знатьстроение и основные процессы жизнедеятельности грибов;разнообразие и распространение грибов;роль грибов в природе и жизни человека; уметьдавать общую характеристику грибов;отличать грибы от других живых организмов; отличать съедобные грибы от ядовитых; объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

20

Шляпочные грибы

1

Урок применения знаний на практике

Составление схемы на ИД. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

21

Плесневые грибы и дрожжи

1

Урок применения знаний на практике

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

22

Грибы-паразиты

1

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

Игра «Найди ошибки».

23

Мир грибов

1

Комбинированный

Составление схемы наИД, определение и описание МП.

Тема: Царство Растения

24

Разнообразие,

распространение и значение растений

1

Урок формирование знаний и умений

Самоконтроль

Личностные: воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение реализовывать теоретические познанияна практике; понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; воспитание в учащихся любви к природе; признание права каждого на собственное мнение; готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия; умение слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные: уметьвыполнять лабораторные работы под руководством учителя;сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Предметные: знать основные методы изучения растений;основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;особенности строения и жизнедеятельности лишайников; роль растений в биосфере и жизни человека;происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; уметьдавать общую характеристику растительного царства;объяснять роль растений в биосфере;давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

1

Урок формирование знаний и умений

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

26

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей.

1

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

Составление схемы на ИД. Ответы на вопросы.

27

Лишайники

1

Урок формирование знаний и умений

Биологический диктант, игра «Найди ошибки».

28

Мхи

1

Урок формирование знаний и применения знаний на практике

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы.

29

Папоротники, хвощи, плауны

1

Урок формирование знаний и применения знаний на практике

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы.

30

Голосеменные растения

1

Урок формирование знаний и применения знаний на практике

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы или отчёт по заданию на экскурсию.

31

Покрытосеменные растения

1

Урок формирование знаний и применения знаний на практике

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы.

32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1

Урок формирование знаний

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы.

33

Экскурсия «Раннецветущие растения»

1

Урок применения знаний на практике

Отчет об экскурсии

34

Обобщающий урок

1

Комбинированный (смешанный) урок

Контрольная работа №3

35

Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс»

1

УОИСЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника  по 6 классу ФГОС...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)

Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....

Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)

Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...