Оценка качества индивидуальных достижений учащихся на уроке с помощью современного компьютерного оборудования.
статья по биологии (11 класс) на тему
Мы живем в веке компьютерных технологий, когда уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. Введение ЕГЭ, профильного обучения, тестирования при приеме в вузы вместо традиционных экзаменов, интенсивное развитие системы негосударственного образования выводят проблему оценки качества знаний ученика и содержания образования в ряд приоритетных государственных и общественных проблем. Образование является важнейшей сферой социальной жизни, формирующей интеллектуальное, культурное и духовное состояние общества. Несомненно, школа большей частью призвана формировать интеллектуальную сторону школьника. Отсюда, возрастает роль и значение диагностики качества подготовки учащихся, мониторинга индивидуальных достижений в педагогическом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка качества индивидуальных достижений учащихся на уроке с помощью современного компьютерного оборудования.
Мы живем в веке компьютерных технологий, когда уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. Введение ЕГЭ, профильного обучения, тестирования при приеме в вузы вместо традиционных экзаменов, интенсивное развитие системы негосударственного образования выводят проблему оценки качества знаний ученика и содержания образования в ряд приоритетных государственных и общественных проблем. Образование является важнейшей сферой социальной жизни, формирующей интеллектуальное, культурное и духовное состояние общества. Несомненно, школа большей частью призвана формировать интеллектуальную сторону школьника. Отсюда, возрастает роль и значение диагностики качества подготовки учащихся, мониторинга индивидуальных достижений в педагогическом процессе.
Зададимся вопросом: чем определяются уровень знаний, умений и навыков учащегося по той или иной дисциплине? Для определения уровня ЗУН, как правило, используются контролирующие материалы. Систематическое использование таких контролирующих материалов организует и дисциплинирует обучающихся. При этом они не только играют контролирующую роль, но и выполняют обучающую функцию, приучают ребят к самооценке и самоконтролю, являясь составляющей частью системы работы школы по формированию оценочной деятельности учащихся. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы и приемы обучения, контроля и оценки качества знаний и умений, а также оборудование только в виде текстов, учебников, тетрадей, репродукций решить проблему повышения качества образования довольно трудно. Кроме этого очень важно, чтобы оценочная деятельность учителя была объективной, осуществлялась им в интересах социально-педагогического развития ребенка. Не секрет, что знания одних и тех же учащихся оцениваются по-разному различными учителями. Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Нельзя обойти молчанием роль психологических факторов, общую и специальную подготовку учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности, справедливость). Все это, так или иначе, влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки ученика. Таким образом, оказать значительную помощь в решении этих проблем, на наш взгляд, может современные информационные технологии: компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы. Наличие сетевого оборудования и выхода в Интернет позволяет широко применять интерактивные обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования (умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли). Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки.
Первый и наиболее важный инструмент в помощь педагогу является интерактивная доска. Если говорить о её преимуществах, то сегодня можно было бы сказать о расширении использования электронных средств, позволяет создавать и исправлять, делать пометки, позволяет проводить оценку знаний как во всем класс6е одновременно. Так и индивидуально, осуществлять обратную связь. Этими же функциями обладает и интерактивный планшет, применение которого расширяет возможности интерактивного обучения и стимулирует активное участие каждого в образовательном процессе.
1. Интерактивная доска.
Все интерактивные задания я попробовала классифицировать, используя различные инструменты доски.
1) Самая простая и распространенная технология называется Drag and Drop (Тащи и бросай). Используя интерактивную доску, любой объект на экране доски может быть перемещен в другое положение на экране при помощи этой технологии. Это позволяет тексту или картинам быть перемещенным куда-нибудь в другое положение. Её использование позволяет решать следующие задачи:
* устанавливать соответствие между объектами;
* маркировать какие-то объекты, выделять их;
* группировать объекты, сортировать их;
* а также просто перемещать объекты из одного положения на экране в другое положение.
Ученики могут экспериментировать, решая поставленную задачу, подставляя разные объекты, используя несколько попыток. Ученикам такая форма решения задач нравится больше, нежели выполняя то же самое на бумаге. В процессе работы с интерактивной доской в классе может идти обсуждение того, что они видят. Учитель может попросить отвечающего комментировать свои действия у доски, что позволит повысить понимание его логики и действий учениками, сидящими за партами. Использование технологии перетаскивания хорошо подходит и для начала урока (можно использовать схемы, сделанные на прошлом уроке), и для основной части урока. Функция "Тащи и бросай" является одной из самых важных, она позволяет быстро и эффективно использовать ресурсы компьютера.
Примером могут служить:
1. Решение генетических задач 10 класс:
2. Строение клетки 7 класс
3. строение цветка 6 класс
2) Второй способ заданий можно условно назвать «Допиши, подпиши...». Этот способ можно использовать при дописании слов в предложении, правиле, написании ответа, подчеркивании, выделении главного.
Примером могут служить:
1. Уроки Кирилла и Мефодия тесты для любого класса
3) «Тренажер» для интерактивной доски. Ребенок может работать самостоятельно и видеть свой результат. В кабинете имеются интерактивные тренажеры по биологии. Кроме тренажеров, в кабинете биологии насчитывается большое количество интерактивных дисков, которые применяю на уроках не только в качестве обучающихся программ, но и для проверки знаний.
Возможность ИКТ тестирования имеет следующие преимущества:
-экономия времени (заранее подготовленный тест дает возможность экономии времени при фронтальном опросе);
-наглядность и интерактивность (учащиеся видят сразу свой результат);
-многократное использование;
-возможность распечатать результат (педагог имеет возможность видеть сразу итог опроса как по всему классу, так и по каждому ученику - педагогический мониторинг).
4.Большие возможности для контроля знаний предоставляет Документ-камера.
Формы и методы контроля с использованием Документ- камеры:
1) Камера упрощает процесс подготовки к уроку. Большие возможности она дает при подготовке к контролю за знаниями учащихся, подготовке их к зачетам, единому государственному экзамену. Нет необходимости печатать раздаточный материал в большом количестве, можно быстро на уроке любое задание (устные задания части А и письменные задания части В, особенно задания, включающие графические изображения) с листа спроецировать на доску. Таким же образом проводится и контроль за их решением путем вывода правильных ответов на экран, после чего анализируются допущенные ошибки.
3) Демонстрация динамических средств наглядности для контроля знаний учащихся. Динамические таблицы - незаполненная таблица определенного формата. На ячейки таблицы накладываются карточки с надписями, соответствующими ответам. При составлении таблиц можно применять задания на определение соответствия понятий, определение признаков процессов или характерных черт организмов. С помощью документ-камеры можно выводить на экран либо сам ход заполнения таблицы, либо его результат. Динамические иллюстрированные игры, например по типу «найди ошибки художника», «собери картинку», «найди соответствие», «назови части», «определи признаки разных классов (или типов, или отделов)» и др., вызывают живой интерес учащихся к изучаемой теме. Здесь обычно используется яркий фоновый рисунок и картонные фигурки, изображающие различные биологические объекты, или стрелки, на которых написаны названия частей объекта, изображенного на рисунке. Фигурки или стрелки ребенок размещает на фоновом рисунке, сопровождая свои действия устным комментарием. Такие задания обычно применяются на этапе закрепления или контроля знаний. Например: «Разложите стрелочки так, чтобы показать, в какой части нефрона и в каком направлении происходит данный процесс»; «При помощи стрелочек укажите части пестика, соответствующие наименованиям, указанным на стрелках».
Современный учитель обязательно должен владеть информационными технологиями, проходить курсы повышения квалификации, участвовать в телеконференциях, Интернет - педсоветах, учительских форумах, посещать образовательные порталы, знакомиться с новинками методической литературы, с той целью, чтобы выставленная оценка ученику соответствовала всем критериям времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1
Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....
Система работы по повышению качества индивидуальных достижений учащихся
Показана система работы по повышению качества индивилуальных достижений учеников....
Современные подходы к контролю и оценке учебных достижений учащихся на уроках истории и географии.
Помогает организовать дифференцированное обучение....
Презентация "Оценка уровня индивидуальных достижений учащихся"
Оценка достижений учащихся...
Система оценивания качества образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС на уроках математики.
В данном докладе читатель познакомится с нормативными документами по вопросу оценки результатов образования (в частности с метапредметными УУД), а также с системой о...
Доклад "Современные подходы к оценке качества учебных достижений обучающихся как необходимое условие реализации ФГОС"
Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся....
Система контроля и оценки качества образовательных достижений учащихся по физике в соответствии с требованиями ФГОС
В данной работе изложены теоретические и практические обоснования применения системы контроля и оценки качества образовательных достижений учащихся по физике в соответствии с требованиями ФГОС.В систе...