Бактерии. Грибы
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Степкина Светлана Юрьевна

План урока "Бактерии. Грибы" по предмету биология 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_bakterii._griby.docx974.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терновская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

Урок биологии в 5 классе

Учитель Степкина Светлана Юрьевна

Обобщение по темам «Царство Бактерии» и «Царство Грибы»

Цель: обобщение и систематизация знания о двух царствах живой природы

Задачи:  давать общую характеристику бактериям и грибам;  отличать бактерии и грибы от других живых организмов;  отличать съедобные грибы от ядовитых; объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Планируемые результаты:

1. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении с учащимися и учителем  в процессе образовательной деятельности; выполнение творческого задания.

2. Метапредметные: умение классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, создавать обобщения, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результаты деятельности

3. Коммуникативные: умение работать в группе

4. Регулятивные: умение высказывать предположение и его доказывать

5. Познавательные: выбирать основания для сравнения, построения логической цепочки

6. Предметные: выявления отличительных признаков грибов, бактерий, сравнение биологических объектов, умение делать выводы.

Вид урока: обобщающий урок

Оснащенность урока: муляжи грибов, натуральные объекты, подверженные действию бактерий и грибов, таблицы,  конверты с заданиями, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент (объявление о способах контроля знаний и подведения итогов урока: личный зачет (перевод баллов в отметку) и победа в команде (по количеству набранных жетонов)).

Наш урок будет проходить в виде соревнования. Вы поделены на команды по 4 человека. Выберите капитанов команд.

Подумаете, как лучше спланировать работу в группе, чтоб ответить на все вопросы быстро и правильно? (Распределить вопросы для каждого члена группы, определить, кто будет отвечать).

Перед вами на столах лежат индивидуальные листки, в которых вы будете работать и выставлять баллы при выполнении заданий, в конце урока получите индивидуальную отметку.

  1. Формулировка темы урока, постановка цели и задач урока 

1. Какие вы знаете царства природы? (Бактерии, Грибы, Растения, Животные)

2. Какие из них мы уже изучили? (Царство Бактерии и Царство Грибы)

3.Вы можете предположить,  о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Повторение изученного)

4.Каковы задачи  нашего урока? (Повторить, закрепить знания, полученные при изучении царств живой природы)

5. На основании каких признаков организмы подразделяют на царства? (Строения и процессов жизнедеятельности)

6. Какие вопросы мы должны повторить? (Строение, питание, размножение, распространение, значение грибов и бактерий).

  1. Обобщение и систематизация знаний  

Первый этап «Разминка»

На столах представлены объекты, относящиеся к одному царству. Рассмотрите их и скажите, к какому царству они относятся. Ответ обоснуйте.

кефир, сметана, моченое яблоко, квашеная капуста (бактерии)

гнилое яблоко, заплесневелый хлеб, гриб-трутовик (грибы)

муляжи шляпочных грибов (грибы)

картинки больных людей (бактерии)

Второй этап «Блиц-опрос»

Приспособление бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях – СПОРА

Утолщения, образуемые на корнях бобовых растений азотфиксирующих бактерий – КЛУБЕНЬКИ

Тонкие, белые нити, образующие грибницу – ГИФЫ

Надземная часть шляпочного гриба – ПЛОДОВОЕ ТЕЛО

Подземная часть шляпочного гриба – ГРИБНИЦА

 Вещество, входящее в состав оболочки клеток большинства грибов. Оно же имеется в покровах раков, пауков, насекомых – ХИТИН

Если спороносный слой шляпки гриба пронизан многочисленными трубочками, то такие грибы называют – ТРУБЧАТЫЕ,

а если покрыт пластинками, то – ПЛАСТИНЧАТЫЕ

Тесная связь, устанавливаемая между двумя организмами, полезная как одному, так и другому, называется – СИМБИОЗ

Грибы, живущие на других организмах и питающиеся за их счёт, называются – ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ

Третий этап «Индивидуальные листы» (ответить ДА или НЕТ)

1. Бактерии  и грибы  участвуют в круговороте веществ в природе. (ДА)

 2. Мукор и пеницилл – шляпочные грибы. (НЕТ)

 3. Ультрафиолетовый свет благоприятен для бактерий. (НЕТ)

 4. Все бактерии – паразиты человека и животных. (НЕТ)

 5. Бактерии  –  очищают воздух. (НЕТ)

 6. Деревья от грибов получают минеральные вещества. (ДА)

 7.  Спорынью используют для приготовления теста. (НЕТ)

 8. С помощью микроорганизмов получают пенициллин, витамины, ферменты, кормовые дрожжи. (ДА)

 9. Грибы используют в пищу, так как они содержат много витаминов, белки и микроэлементы. (ДА)

 10. Для грибов характерен только паразитический образ жизни. (НЕТ)

Четвертый этап «Узнай меня»

Вам выданы конверты с изображением живых организмов. Ваша задача – ответить на вопросы, заполнить выданные карточки.  

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте мы с вами заглянем в лес и пособираем грибочки. Если гриб полезный или съедобный, то мы за ним накланяемся, если нет - мотаем головой. Грибы в загадках.

Рано - рано весной, на полянке лесной,

У канавки глинистой, сел старик морщинистый:

Греется на солнце в сереньком суконце.

(строчок)

Выросли на палочке

Кисточки - метелочки,

Кисточки зеленые – лекари хваленые.

(пеницилл)

Есть старуха вредная,

На ней шляпка бледная

А нога в ботинке,

На чулке пестринки

Вокруг ворота – пораспорото;

Кто к ней прикоснется

Тот не проснется.

(поганка)

Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу.

(дрожжи)

Это что за дело: просо обгорело!

И в метелках сажа,

И на листьях даже

(головня)

Росла заячья картошка

Да не взял никто в лукошко;

А теперь прорвешь бочок –

Пыхнет темный табачок.

(дождевик)

Конское копыто – к дереву привито.

(трутовик)

Из травки на опушке

Торчат свиные ушки,

А не видно свинки –

Ни боков, ни спинки.

(свинушка).

 

Пятый этап «Заморочки»

Каждая команда получает вопрос. Если у команды нет версии ответа, то вопрос передаются другой команде.  

  1. Важную роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению. (Сухой раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают, но не разрушаются).
  2. Люди, работающие на заводе заметили, что вдоль цеха осенью выросли подберезовики. Они их собрали, приготовили грибной суп и получили отравление. Почему они получили тяжелое отравление съедобными грибами? (Даже съедобные грибы, растущие вблизи промышленных предприятий или автомобильных дорог накапливая вредные химические вещества из окружающей среды. Могут вызвать тяжелые отравления или вызвать смерть).
  3. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии. Дайте объяснение этому явлению. (Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева у ствола, поэтому и «жмется» гриб к этому месту. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом. Поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев).
  4.  Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможной? (Бактерии участвуют в круговороте веществ. Разлагая отмершие организмы, помогают избавиться от падали, возвращают минеральные вещества в состав почвы).

Шестой этап:  «Перевертыши»

Перед вами названия известных грибов. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы на место

1.ОНПИНЬШАМ

2. ПЕОКОН

3. НУШВИКАС

4. НОПОДОСИВИК

5. МОРХОМУ

6. РОКАЕЖСЫ

7. СЛЕМАНОК

Шампиньон

Опенок

Свинушка

Подосиновик

Мухомор

Сыроежка

Масленок


 Седьмой этап тест по теме «Царство грибов» (индивидуальный)

1.Пеницилл относится к:

Г) плесеням;
М) дрожжевым грибам;
Н) ржавчинным грибам.

2. Клетка гриба в отличие от клетки растения НЕ имеет:
О) оболочки
П) ядра
Р) хлоропластов 

3. Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

Ж) мицелий

Д) плодовое тело

И) микориза

4. Для питания грибы – сапрофиты используют:
Д) азот воздуха
Л) углекислый газ и кислород
Б) готовые органические вещества

5. По способу питания грибы похожи на растения, так как:

 Н) поглощают пищу путём всасывания

 О) питаются готовыми органическими веществами

 С) способны к фотосинтезу

6. Грибы-паразиты вызывают заболевания:

З) только растений

И) растений, животных и человека

К)растений и животных 

7. Дрожжи размножаются

Ч) спорами

Ц) почкованием

Ш) мицелием

8. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) питаются готовыми органическими веществами

Б) способны к фотосинтезу 

В) поглощают пищу путём всасывания

(ключевое слово ГРИБНИЦА)

  1. Интересные факты из жизни грибов (индивидуальное задание)

  1. Подведение итогов урока (Рефлексия)

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока. Выполнили мы поставленные задачи?  Почему вы так считаете? У всех ли получилось выполнить задание

Если не получилось, в чем причина?  Как решить возникшие трудности?

Определение команды-победителя (по максимальному количеству жетонов)

Индивидуальное оценивание:

«5»             16 –  18 баллов

«4»             13 – 15  баллов

«3»             9 – 12  баллов

«2»             менее 9 баллов

  1. Домашнее задание: повторить п. 11, 12

На выбор:

Составить кроссворд по теме «Бактерии. Грибы». Оформить красочно на альбомном листе.

Оформить красочно на альбомном листе небольшое сообщение о грибах Красной книги России.

 


 

Запишите, что означают цифры в строении клетки бактерии

http://globuss24.ru/userfiles/image/doc/hello_html_786d04c.png

                  1._____________________________

        2._____________________________

        3._____________________________

        4.______________________________

        5._______________________________

 

Установите соответствие между формой клетки и рисунком.  

http://images.myshared.ru/4/126184/slide_3.jpghttp://images.myshared.ru/4/126184/slide_3.jpg

А.                                                        1. Вибрионы

                                                        2. Спириллы

                                                        3. Коккиhttp://images.myshared.ru/4/126184/slide_3.jpg

Б.                                                        4. Бациллы

http://images.myshared.ru/4/126184/slide_3.jpg

В.                        Ответ: А -… Б - … В - … Г - …

http://images.myshared.ru/4/126184/slide_3.jpg

Г.

 


Запишите, что означают цифры в строении шляпочного гриба

                                                        http://100-bal.ru/pars_docs/refs/135/134097/134097_html_mfd8cc1d.png

                1.__________________________________

                2.__________________________________

                3.__________________________________

                4.__________________________________

 

Найди «лишнего» и подчеркни его. Объясни почему  

  1. Подосиновик, лисички, мухомор, мукор.
  1. Шампиньоны, масленок, грузди, опята.
  1. Головня, пеницилл, спорынья, трутовик.
  1. Сыроежка, мухомор, поганка, желчный гриб.



Важную роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.  

Люди, работающие на заводе заметили, что вдоль цеха осенью выросли подберезовики. Они их собрали, приготовили грибной суп и получили отравление. Почему они получили тяжелое отравление съедобными грибами?  

Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.  

 Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможной?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царства "Бактерии", "Грибы", "Лишайники"

Обобщающий урок биологиив 7 классе...

Рабочая программа по курсу "Биология" (растения, бактерии, грибы), 6 класс, линия В.В.Пасечник.

В данной программе сформулированы: цели и задачи для каждого урока, знания и умения, которые должны быть сформированыв процессе изучения, порядок проведения лабораторных работ, а также оборудование не...

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Бактерии. Грибы. Растения" для 6 класса (по программе В.В.Пасечника)

Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, нача...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год

Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....

Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.

Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану....