проект по биологии 5 класс
проект по биологии (5 класс) на тему
проект по биологии 5 класс "Экология в сказках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_biologiya_5_klass_ekologiya_v_skazkah.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта по биологии « Экология в сказках»
Название работы, автор работы, руководитель | Исследовательский проект по биологии « Экология в сказках» Автор работы: обучающаяся 5 класса Савочкина Екатерина Руководитель: учитель биологии химии Оркиш Е.Г. |
Цели и задачи | Цель: на примере устного народного творчества показать, что понимание бережного отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет – глубокие исторические корни. Задачи: 1. Изучить сказки народов, проживающих на территории России. 2.Выяснить и проанализировать экологические аспекты в сказках. 3.Объяснить и проанализировать экологические аспекты в сказках. 4.Показать нравственную позицию народов в отношении природы |
Краткое содержание хода выполнения проекта | I. Подготовительный (разработка проекта) Определение проблемы, постановка цели, задач. II. Основной . Перечитать сказки, сделать анализ произведений с экологической точки зрения, оформить таблицу. III. Заключительный. На этом этапе сделать выводы и презентацию. |
Краткие выводы о полученных результатах | Проанализировав всю собранную информацию, сделала следующие выводы: 1.Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник различной информации, в том числе о законах природы. 2.В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступках в отношении природы. 3.Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал |
МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области»
Исследовательский проект
по биологии
«Экология в сказках»
Выполнила:
ученица 5 класса МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области»
Савочкина Екатерина
Руководитель:
учитель биологии химии
Оркиш Е.Г.
с. Ерышевка 2017 г.
Оглавление
1.Введение 5-6
2. Основная часть 7-11
2.1Экология – наука о доме 7
2.2. Сказки – народное творчество 7-8
2.3. Исследование известных сказок 9-11
3.Заключение 12
4.Литература и Интернет-ресурсы 13
Введение
В современном мире экологические проблемы встают на первый план. Наука, которая может помочь разрешить эти проблемы - экология. Изучая курс биологии, меня затронули экологические проблемы нашей планеты. На уроках биологии, экологии мы иногда пытаемся объяснить экологические ситуации, возникающие в живой природе. Оказалось, что многое из изучаемого, я уже встречала и знала с детства, я люблю читать русские народные сказки. Мне стало интересно провести анализ экологических ситуаций описываемых в русских народных сказках. Объектом данного исследования стали народные сказки, как образцы устного народного творчества, в которых отражена народная мудрость по отношению к природе. Народное творчество отражает эволюцию знаний народов об окружающем мире и для современного человека очень важно обращение к историям, т. к. в народных произведениях кроется большой нравственный потенциал, наряду с глубокими знаниями о природе. Именно высоконравственное отношение к природе может спасти планету от приближающейся экологической катастрофы. Но для этого в обществе должно быть соответствующее воспитание. Данная задача трудно выполнима, требует многопланового комплексного подхода. Мне очень хочется помочь моим сверстникам понять, что наша природа требует постоянного внимания и помощи.
Проблема: большие экологические проблемы в природопользовании, недостаточное экологическое воспитание детей
Гипотеза: Обладая достаточными знаниями о бережном отношении к природе у народов России с издавна, можно проводить экологическое воспитание среди детей и подростков.
Цель: на примере устного народного творчества показать, что понимание бережного отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет – глубокие исторические корни.
Задачи:
1. Изучить сказки народов, проживающих на территории России.
2.Выяснить и проанализировать экологические аспекты в сказках.
3.Объяснить и проанализировать экологические аспекты в сказках.
4.Показать нравственную позицию народов в отношении природы
2. Основная часть
2.1 Экология – наука о доме
ЭКОЛОГИЯ (от греч. «Эко-с» дом, жилище, местопребывание ), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. В середине 20 в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов.
Для современного общества решение экологических проблем выходит практически на первый план. Но экология, как наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой и другими живыми организмами, формировались не на пустом месте. Вклад учёных различных эпох и отраслей науки в развития экологии является объектом изучения многих исследователей. Бережного отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет – глубокие исторические корни. В сказках разных народов широко представлены экологические проблемы.
2.1.Сказки – народное творчество
СКАЗКА - вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. (В. И. Даль). Если подобрать однокоренные слова к слову сказка, то получим ряд слов, который раскрывает его смысл: сказка – сказывать – рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывают. Возникновение сказки - такая же длинная история, как и сама сказка. Ведь издавна крестьяне не только пахали землю, пасли скот, строили жилища, но и создавали сказки, песни, пословицы, загадки.
Древний человек был далёк от понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, чёрные тучи, проливающие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительная молния, звери, подстерегавшие человека в дремучих лесах и глубоких оврагах, - всё это наводило на него страх. Человек думал, что всё в природе живёт, двигается, имеет свой разум. Он думал, что солнце, луна, тучи, реки - живые существа. Вот почему все животные в сказках разговаривают. Мир сказки полон самых настоящих сокровищ – житейской мудрости, веры в жизнь. Ведь крестьянин был постоянно занят. У него было много забот и хлопот – о насущном хлебе, сене, дровах, соли. А в то короткое время, в которое он сочинял или рассказывал сказки, человек старался вложить все самое ценное, что должно было пройти сквозь поколения.
Сказки бывают разные. В одних главными персонажами являются животные. Это – сказки о животных.
В других главными персонажами являются люди и фантастические существа, присутствует волшебство. Это – волшебные сказки.
В третьих героями становятся люди, и побеждают они за счёт своего ума, смелости, смекалки, хитрости. Это – социально-бытовые сказки.
Человек должен жить, волей и мужеством преодолевая трудности, которые встречаются ему на пути. Он рожден для того чтобы трудиться и помогать, радоваться и веселиться. Человек должен быть щедрым и добрым, благородным и умным, верным в дружбе, полным любви, преданным своему делу, родному краю и своему очагу. Ему нужны и стойкость, и храбрость для свершений, и мудрость. Вот главное содержание всех сказок.
2.3. Исследование известных сказок
Название сказки | Краткое содержание и выявленные наблюдения за закономерностями природы | Научная интерпретация |
«Теремок» (русская народная сказка) | В теремке поселяются муха – горюха, комар – пискун, мышка – попрыгуха, лягушка квакушка, заюнок – кривоног, по горке скакок, лиса - при беседе краса, волк – волчище – из – за куста хватыш, медведь – всем пригнетешь, чьё появление в теремке приводит к его разрушению. | В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и поведения. Теремок в этой сказке представляет собой экосистему, которая находится в равновесии: все животные живут сообща в теремке. Медведь же является какой-то внешней силой, которая нарушает целостность экосистемы и приводит к её гибели. Медведь может отожествляться с человеком или силами природы: засуха, пожар, наводнение, и т. д. |
«Лиса и журавль» (русская народная сказка) | «Журавль стук – стук по тарелке, стучал, случал – ничего не попадает… Лиса начала вертеться вокруг кувшина… никак достать не может…» | Выявляется разница в строении ротовых аппаратов у разных видов животных, связанная со способами питания. Разнообразие строения животных помогает им приспособится к различным условиям жизни. |
«О щуке зубастой» (чувашская народная сказка) | « Родилась щука в Шексне, да такая зубастая, что боже упаси … Собралась вся мелкая рыбица и стали думу думать: как щуку зубастую перевести… И поднялись все ерши, лещи, окуни в мелкие речки … стало мало мелкой рыбицы … пошла щука хватать червяков и попалась сама на крючок …» | При нарушении звеньев цепи питания нарушается экологическое равновесие, приводящее к вымиранию целых популяций. |
« Байка про тетерева» (русская народная сказка) | « Захотел тетерев дом построить … бултых в снег! В снегу ночку ночевал… С детками они во чисто поле ходили, деток мошками кормили, на вольный свет выводили и по вольному свету летали и опять зимой в снегу ночевали …» | Описываются особенности жизнедеятельности тетеревов в связи с их образом жизни в лесной экосистеме. |
«Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка» (русская народная сказка) | «…И захотелось Иванушке пить… Стоит коровье копытце полно водицы… Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца! - Не пей, братец, телёночком станешь… Не пей братец, козлёночком станешь! … Не послушался Иванушка… И стал козлёночком…» | Быть может, сочинители этой сказки, пытались предостеречь людей не пить грязную воду, т.к. можно серьёзно заболеть. От животных человек может заразиться различными, в том числе и смертельно опасными инфекционными заболеваниями, одно из путей передачи инфекции через воду. |
«Четыре друга» (украинская народная сказка) | «Однажды Кот, Петух, Гусь и Бык, подружились и жили привольно сытно на одной поляне целое лето. Наступила осень, холодные ветра стали подувать и Кот стал мёрзнуть. Говорит… Надо нам дом построить споро… Петух до пушинки продрог… Бык во дворе… дрожит… даже его шуба не выдержала такого мороза…» | Приспособления для перенесения неблагоприятных условий окружающий среды, способы адаптации к изменяющимся условиям среды. |
«Кощей Бессмертный» (русская народная сказка) | «…Медведь (а так же селезень, заяц) говорит, «Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе» Пожалел его Иван- царевич и пошёл дальше…Взмолилась щука-рыба, «Сжалься надо мной, Иван-Царевич! Отпусти ты меня в сине море, ждут меня мои детки малые…» | В этой сказке говорится об охране животных: о запрете отстрела животных, (медведь и заяц) птиц, (селезень) ловле рыб идущих на нерест (щука, у которой малые детки). |
«Курочка ряба» (русская народная сказка) | «Снесла Курочка ряба яичко, да не простое, а золотое…Дед бил, бил, не разбил. Баба била, била, не разбила. Мышка хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет…» | Золотое яйцо – символ богатства нашей природы с её лесами, лугами, реками, растениями, животными и полезными ископаемыми. Сказка учит, что нельзя бесконечно потреблять природные богатства, иначе человек может остаться ни с чем. |
Заключение
Немногочисленные примеры сказок с экологическими ситуациями, рассмотренные мной, иллюстрируют большую наблюдательность народов, неравнодушное отношение к природе, говорят о глубоких знаниях простых людей закономерностей природы, разнообразие строения растений и животных. Наши предки стремились донести эти знания до будущих поколений, т.к. сказки рассказывались в основном детям и служили одним из главных источников информации об окружающем мире.
Проанализировав всю собранную информацию, в ходе своей работы я сделала следующие выводы:
- Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник различной информации, в том числе о законах природы.
- В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступках в отношении природы.
Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал
Литература.
- Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М.,2005г.
- Русские народные сказки. Сборник. — М.: Детская литература, 1966г.
- Сказки народов мира. Сборник. – М.: Детская литература, 1999.
- Толковый словарь русского языка В. И. Даль.
Интернет - Ресурсы:
skazki@stehpor.ru
www//ecoportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по биологии ученицы 6 класса "Муравей - вечный строитель".
Проетно-исследовательская работа по биологии...
Проект урока биологии в 6 классе " Путешествие по стране систематики"
Моя главная задача на уроке раскрыть особенности семейств класса Двудольные растения. Выделить характерные признаки каждого семейства, определить места их произрастания, показать значение в природе и ...
проект по биологии "Мои фотографии на уроках биологии"
проект содержит огромный объем информации, исследовательского характера по данной теме. А также интересные фотографии...
Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"
В проекте учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В хо...
Проект урока биологии 5 класс по ФГОС
Урок выполнен с новыми требованиями ФГОС, в таблице: деятельность учителя, учащихся, метапредметные результаты....
Проект урока биологии для учащихся 8 класса на тему "Опора и движение. Кости скелета"
Урок на тему "Опора и движение. Кости скелета" является уроком изучения нового материала, подразумевает работу учащихся в группах под руководством учителя. В проект урока входит конспект-матрица урока...
Проект урока биологии в 7 классе с использованием современных образовательных технологий по теме "Класс Головоногие моллюски"
Урок разработан для проведения по ФГОС. Основная цель урока - это познакомить с общей характеористикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения со средой обитания, многообразием. Основно...