проект по биологии 5 класс
проект по биологии (5 класс) на тему

Оркиш Елена Геннадьевна

проект по биологии 5 класс "Экология в сказках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_biologiya_5_klass_ekologiya_v_skazkah.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта по биологии  « Экология в сказках»

Название работы, автор работы, руководитель

Исследовательский проект по биологии

 « Экология в сказках»

Автор работы: обучающаяся 5 класса  

Савочкина Екатерина  

Руководитель:  учитель биологии химии Оркиш Е.Г.

Цели и задачи

Цель: на примере устного народного творчества показать, что понимание бережного отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет – глубокие исторические корни.

Задачи:

1. Изучить сказки народов, проживающих на территории России.

2.Выяснить и проанализировать экологические аспекты в сказках.

3.Объяснить и проанализировать экологические аспекты в сказках.

4.Показать нравственную позицию народов в отношении природы

Краткое содержание хода выполнения проекта

I. Подготовительный (разработка проекта) Определение проблемы, постановка цели, задач.

II. Основной .  Перечитать  сказки, сделать анализ произведений с экологической точки зрения, оформить   таблицу.

III. Заключительный. На этом этапе сделать выводы и презентацию.

Краткие выводы о полученных результатах

Проанализировав всю собранную информацию, сделала следующие выводы:

1.Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник различной информации, в том числе о законах природы.

2.В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступках в отношении природы.

3.Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал

МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области»

 Исследовательский проект

по биологии

«Экология в сказках»

Выполнила:

ученица 5 класса МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области»

Савочкина Екатерина

Руководитель:

учитель биологии химии

Оркиш Е.Г.

с. Ерышевка 2017 г.

Оглавление

1.Введение                                                                                                          5-6

2. Основная часть                                                                                               7-11

2.1Экология – наука о доме                                                                               7

2.2. Сказки – народное творчество                                                                   7-8

2.3. Исследование  известных сказок                                                               9-11

3.Заключение                                                                                                      12

4.Литература и Интернет-ресурсы                                                                   13

Введение

В современном мире экологические проблемы встают на первый план. Наука, которая может помочь разрешить эти проблемы - экология. Изучая курс биологии, меня затронули экологические проблемы нашей планеты. На уроках биологии, экологии  мы иногда пытаемся объяснить экологические ситуации, возникающие в живой природе. Оказалось, что многое из изучаемого, я уже встречала и знала с детства, я люблю читать русские народные сказки. Мне стало интересно провести анализ экологических ситуаций описываемых в русских народных сказках. Объектом данного исследования стали народные сказки, как образцы устного народного творчества, в которых отражена народная мудрость по отношению к природе. Народное творчество отражает эволюцию знаний народов об окружающем мире и для современного человека очень важно обращение к историям, т. к. в народных произведениях кроется большой нравственный потенциал, наряду с глубокими знаниями о природе. Именно высоконравственное отношение к природе может спасти планету от приближающейся экологической катастрофы. Но для этого в обществе должно быть соответствующее воспитание. Данная задача  трудно выполнима, требует многопланового комплексного подхода. Мне очень хочется помочь моим сверстникам  понять, что наша природа требует постоянного внимания и помощи.

Проблема: большие экологические проблемы в природопользовании, недостаточное экологическое воспитание детей

Гипотеза: Обладая  достаточными знаниями о бережном отношении к природе  у народов России с издавна, можно проводить экологическое воспитание среди детей и подростков.

Цель: на примере устного народного творчества показать, что понимание бережного отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет – глубокие исторические корни.

Задачи:

1. Изучить сказки народов, проживающих на территории России.

2.Выяснить и проанализировать экологические аспекты в сказках.

3.Объяснить и проанализировать экологические аспекты в сказках.

4.Показать нравственную позицию народов в отношении природы

2. Основная часть

2.1 Экология – наука о доме

ЭКОЛОГИЯ (от греч. «Эко-с» дом, жилище, местопребывание ), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. В середине 20 в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов.

Для современного общества решение экологических проблем выходит практически на первый план. Но экология, как наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой и другими живыми организмами, формировались не на пустом месте. Вклад учёных различных эпох и отраслей науки в развития экологии является  объектом изучения многих исследователей. Бережного отношения к природе, наблюдения  за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет – глубокие исторические корни. В сказках разных народов  широко представлены экологические проблемы.

2.1.Сказки – народное творчество

СКАЗКА - вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. (В. И. Даль). Если подобрать однокоренные слова к слову сказка, то получим  ряд слов, который  раскрывает его смысл: сказка – сказывать – рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывают.  Возникновение сказки - такая же длинная история, как и сама сказка. Ведь издавна крестьяне не только пахали землю, пасли скот, строили жилища, но и создавали сказки, песни, пословицы, загадки.

Древний человек был далёк от понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, чёрные тучи, проливающие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительная  молния, звери, подстерегавшие человека в дремучих лесах и глубоких оврагах, - всё это наводило на него страх. Человек думал, что всё в природе живёт, двигается, имеет свой разум. Он думал, что солнце, луна, тучи, реки  - живые существа. Вот почему все животные в сказках разговаривают. Мир сказки полон самых настоящих сокровищ – житейской мудрости, веры в жизнь. Ведь крестьянин был постоянно занят. У него было много забот и хлопот – о насущном хлебе, сене, дровах, соли. А в то короткое время, в которое он сочинял или рассказывал сказки, человек старался вложить все самое ценное, что должно было пройти сквозь поколения.

Сказки бывают разные. В одних главными персонажами  являются животные. Это – сказки о животных.

В других главными персонажами являются люди и фантастические существа, присутствует волшебство. Это – волшебные сказки.

В третьих героями становятся люди, и побеждают они за счёт своего ума, смелости, смекалки, хитрости. Это – социально-бытовые сказки.

Человек должен жить, волей и мужеством преодолевая трудности, которые встречаются ему на пути. Он рожден для того чтобы трудиться и помогать, радоваться и веселиться. Человек должен быть щедрым и добрым, благородным и умным, верным в дружбе, полным любви, преданным своему делу, родному краю и своему очагу. Ему нужны и стойкость, и храбрость для свершений, и мудрость. Вот главное содержание всех сказок.

2.3. Исследование известных сказок

Название сказки

Краткое содержание и выявленные наблюдения за закономерностями природы

Научная интерпретация

«Теремок»  (русская народная сказка)

В теремке поселяются муха – горюха, комар – пискун, мышка – попрыгуха, лягушка квакушка, заюнок – кривоног, по горке скакок, лиса - при беседе краса, волк – волчище – из – за куста хватыш, медведь – всем пригнетешь, чьё появление в теремке приводит к его разрушению.

В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и поведения. Теремок в этой сказке представляет собой экосистему, которая находится в равновесии: все животные живут сообща в теремке. Медведь же является какой-то внешней силой, которая нарушает целостность экосистемы и приводит к её гибели. Медведь может отожествляться с человеком или силами природы: засуха, пожар, наводнение, и т. д.

«Лиса и журавль»      (русская народная сказка)

«Журавль стук – стук по тарелке, стучал, случал – ничего не попадает… Лиса начала вертеться вокруг кувшина… никак достать не может…»

Выявляется  разница в строении ротовых аппаратов у разных видов животных, связанная со способами питания. Разнообразие строения животных помогает им приспособится к различным условиям жизни.

«О щуке зубастой» (чувашская народная сказка)

« Родилась щука в Шексне, да такая зубастая, что боже упаси … Собралась вся мелкая рыбица и стали думу думать: как щуку зубастую перевести… И поднялись все ерши, лещи, окуни в мелкие речки … стало мало мелкой рыбицы … пошла щука хватать червяков и попалась сама на крючок …»

При нарушении звеньев цепи питания нарушается экологическое равновесие, приводящее к вымиранию целых популяций.

« Байка про тетерева» (русская народная сказка)

« Захотел тетерев дом построить … бултых в снег! В снегу ночку ночевал… С детками они во чисто поле ходили, деток мошками кормили, на вольный свет выводили и по вольному свету летали и опять зимой в снегу ночевали …»

Описываются особенности жизнедеятельности тетеревов в связи с их  образом жизни в лесной экосистеме.

«Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка» (русская народная сказка)

«…И захотелось Иванушке пить… Стоит коровье копытце полно водицы… Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!                                     - Не пей, братец, телёночком станешь… Не пей братец, козлёночком станешь! … Не послушался Иванушка… И стал козлёночком…»

Быть может, сочинители этой сказки, пытались предостеречь людей не пить грязную воду, т.к. можно серьёзно заболеть. От животных человек может заразиться различными, в том числе и смертельно опасными инфекционными заболеваниями, одно из путей передачи инфекции через воду.

   «Четыре друга»         (украинская народная сказка)

«Однажды Кот, Петух, Гусь и Бык, подружились и жили привольно сытно на одной поляне целое лето. Наступила осень, холодные ветра стали подувать и Кот стал мёрзнуть. Говорит… Надо нам  дом построить споро… Петух до пушинки продрог… Бык во дворе… дрожит… даже его шуба не выдержала такого мороза…»

Приспособления для перенесения неблагоприятных условий окружающий среды, способы адаптации к изменяющимся условиям среды.

«Кощей Бессмертный» (русская народная сказка)

«…Медведь (а так же селезень, заяц) говорит, «Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе» Пожалел его Иван- царевич и пошёл дальше…Взмолилась щука-рыба, «Сжалься надо мной, Иван-Царевич! Отпусти ты меня в сине море, ждут меня мои детки малые…»

В этой сказке говорится об охране животных: о запрете отстрела животных, (медведь и заяц) птиц, (селезень) ловле рыб идущих на нерест (щука, у которой малые детки).

«Курочка ряба» (русская народная сказка)

«Снесла Курочка ряба яичко, да не простое, а золотое…Дед бил, бил, не разбил. Баба била, била, не разбила. Мышка хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет…»

Золотое яйцо – символ богатства нашей природы с её лесами, лугами, реками, растениями, животными и полезными ископаемыми. Сказка учит, что нельзя  бесконечно потреблять природные богатства, иначе человек может остаться ни с чем.

Заключение

Немногочисленные примеры сказок с экологическими ситуациями, рассмотренные мной,  иллюстрируют большую наблюдательность народов, неравнодушное отношение к природе, говорят о глубоких знаниях простых людей закономерностей природы, разнообразие строения растений и животных. Наши предки стремились  донести эти знания до будущих поколений, т.к. сказки рассказывались в основном детям и служили  одним из главных источников информации об окружающем мире.

Проанализировав всю собранную информацию, в ходе своей работы я сделала следующие выводы:

  1. Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник различной информации, в том числе о законах природы.
  2. В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступках в отношении природы.

Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал

Литература.

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М.,2005г.
  2. Русские народные сказки. Сборник. — М.: Детская литература, 1966г.
  3. Сказки народов мира. Сборник. – М.: Детская литература, 1999.
  4. Толковый словарь русского языка В. И. Даль.

Интернет - Ресурсы:

 skazki@stehpor.ru

www//ecoportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по биологии ученицы 6 класса "Муравей - вечный строитель".

Проетно-исследовательская работа по биологии...

Проект урока биологии в 6 классе " Путешествие по стране систематики"

Моя главная задача на уроке раскрыть особенности семейств класса Двудольные растения. Выделить характерные признаки каждого семейства, определить места их произрастания, показать значение в природе и ...

проект по биологии "Мои фотографии на уроках биологии"

проект содержит огромный объем информации, исследовательского характера по данной теме. А также интересные фотографии...

Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

В проекте  учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В хо...

Проект урока биологии 5 класс по ФГОС

Урок выполнен с новыми требованиями ФГОС, в таблице: деятельность учителя, учащихся, метапредметные результаты....

Проект урока биологии для учащихся 8 класса на тему "Опора и движение. Кости скелета"

Урок на тему "Опора и движение. Кости скелета" является уроком изучения нового материала, подразумевает работу учащихся в группах под руководством учителя. В проект урока входит конспект-матрица урока...

Проект урока биологии в 7 классе с использованием современных образовательных технологий по теме "Класс Головоногие моллюски"

Урок разработан для проведения по ФГОС. Основная цель урока - это познакомить с общей характеористикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения со средой обитания, многообразием. Основно...