Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему

Криволапова Татьяна Александровна

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_10_biologiya.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по биологии   10     класс

№ п\п

Тема урока

Количество часов

Основные вопросы,понятия

Планируемые результаты

Д/З

Сроки

План

План

Введение в курс общей биологии  5ч

1

Содержание и структура курса общей биологии

1

Вводный урок

Предмет, содержание и структура общей биологии. Связь биологии с другими науками. Роль биологии в будущем.

Называть предмет и науки, составляющие общую биологию. Выделять предмет изучения общей биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира.  

П1, с 3

2

Основные свойства жизни

1

Комбинированный урок

Термины
Наследственность
, изменчивость, онтогенез, филогенез, автотрофы, гетеротрофы, адаптации.
Объекты
Свойства биосистем.
 Процессы
Обмен веществ и энергии, размножение, рост, развитие.

Давать определение терминам
Перечислять
Свойства жизни.
Характеризовать основные свойства жизни, объяснять особенности их протекания

П2

3

Структурные уровни организации жизни

1

Изучение нового материала, поиск

Объекты
Уровни организации живой материи

Называть уровни организации живой материи

Характеризовать уровни организации жизни, объекты на них рассматриваемые, протекающие процессы

П3

4

Значение биологических знаний. Методы биологических исследований

1

Поиск и обобщение ранее изученного материала

Термины:
Генетика, экология, селекция, генная инженерия,
интродукция, акклиматизация, биотехнология, бионика

Давать определение терминам
Приводить примеры интродукции и акклиматизации
Перечислять практические аспекты биологии
Интеллектуальный уровень
Приводить свои примеры использования биологического знания на практике
Творческий уровень
Прогнозировать использование достижений биологии  на практике

П4-5

5

Живой мир и культура

1

Семинарское занятие

Термины:
Культура, натура, искусство, миропонимание, человекопонимание, анимизм, тотемизм, знаковые системы,

Давать определения терминам
Характеризовать природу как значимый объект в художественных произведениях, фольклоре

П6

Биосферный уровень организации 9ч

6

Учение В.И. Вернадского о биосфере

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины
Биосфера, область жизни, живое вещество, костное вещество, биокосное вещество, глобальная биосистема
Объекты
Биосфера, функции живого вещества
Процессы Биотический круговорот

Давать определения терминам
Называть границы биосферы
Интеллектуальный уровень
Обосновывать, что биосфера есть биосистема

П7

7

Происхождение живого вещества

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: Материализм, идеализм, креационизм.

Факты: Гипотезы происхождения жизни на Земле. отличительные признаки живого.

Теории: Самозарождение жизни, стационарное состояние, панспермия

Давать определения ключевым понятиям

Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни

Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий

П8

8

Биологическая эволюция в развитии биосферы

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: биологическая эволюция, ароморфозы, прокариоты, гетеротрофы, автотрофы, хемосинтетики, фотосинтетики, хлорофилл, фотосинтез, экосистема,половое размножение, зигота, риниофиты,
Объекты: этапы биологической эволюции

Давать определения терминам
Перечислять основные этапы биологической эволюции

Объяснять последовательность этапов эволюции (химическая, биологическая)

П9

9

Биосфера как глобальная экосистема

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины:
живое вещество, костное, биокостное,
биосистема, продуценты, консументы, редуценты,
Объекты: структурные компоненты экосистемы

Давать определения терминам
Называть основные компоненты биосферы
Характеризовать функции компонентов биосферы

П10

10

Круговорот веществ в  биосфере

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Термины: круговорот Процессы: круговорот углерода, круговорот фосфора, воды

Давать определения терминам

Составлять и описывать основные этапы круговорота веществ.

П11

11

Человек как житель биосферы. Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Термины: ноосфера Объекты:
ноосфера
Процессы: взаимодействие человека и биосферы, рациональное природопользование

Характеризовать процессы взаимодействия человека и биосферы

П12,14

12

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: биогеоценоз, экология, путь устойчивого развития
Объекты:
 Процессы в биосфере, структурные элементы биосферы,
Процессы: обеспечивающие возможность существование жизни

Давать определения терминам
Перечислять свойства биосистем используемых для характеристик структурных уровней организации жизни
Описывать биосферный уровень организации жизни

П13

13

Экологические факторы и их значение

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: среда жизни, экологические факторы, абиотический фактор, биотический, антропогенный фактор,

Давать определения терминам
Называть основные экологические факторы
Характеризовать среды жизни на Земле

П15

14

Обобщающий урок

Контрольная работа 1

1

Контроль знаний

Повторение терминов, задания ЕГЭ

Биогеоценотический уровень жизни 9ч

15

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: биогеоценоз, биотоп, биоценоз
Объекты:
структурные элементы биогеоценоза
Процессы: круговорот веществ и поток энергии, саморегуляция

Давать определения терминам
Называть основные процессы, структурные элементы биогеоценоза
Характеризовать отличия биогеоценотического уровня организации жизни и биосферного.

П16

16

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: природное сообщество, коадаптация, многовидовая надорганизменная биосистема
Объекты: биосистема
Процессы: жизнедеятельности и взаимодействия компонентов биогеоценоза

Давать определения терминам
Называть и описывать основные группы организмов, образующих экосистему
Охарактеризовать значение для эволюции видов их совместное существование

П17

17

Строение и свойства биогеоценоза
Л.р №1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в местном биогеоценозе»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины:
трофические связи, цепи питания, цепи выедания, цепи разложения, сети питания, первичная, вторичная продукция, емкость биотопа, экологическая ниша
Объекты:
биоценоз, экотоп
 

Закономерности:
правило 10 процентов, экологической пирамиды

Давать определения терминам
Объяснять значение различных трофических уровней в устойчивости биогеоценоза

П18

18

Совместная жизнь видов в биогеоценозе

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: коадаптации, мимикрия, коэволюция, симбиоз, мутуализм, комменсализм, нахлебничество, квартиранство, хищничество, паразитизм, антагонизм, конкуренция
Объекты: многообразие связей в биогеоценозе
Процессы: взаимодействия живых организмов

Давать определения терминам
Называть типы биоценотических связей
Характеризовать типы биоценотических связей, приводить свои примеры

П19

19

Причины устойчивости биогеоценозов.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: устойчивость, стабильность экосистемы, жизненное пространство

Процессы: влияние антропогенного воздействия на устойчивость экосистемы

Давать определения терминам
Называть причины изменений и нарушений биотопов

П20

20

Зарождение и смена биогеоценозов.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: сукцессия, (временный, коренной, конечный, климаксовый) биогеоценоз, сукцессионный ряд
Объекты:
сукцессионные изменения в биогеоценозе
Процессы:
 Смена биогеоценозов (первичная, вторичная)

Давать определения терминам
Называть виды сукцессий, описывать типы сукцессионных смен

Характеризовать особенности саморазвития биогеоценоза

П21

21

Сохранение разнообразия биогеоценозов

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Термины: рекультивация, 
Объекты:
заповедник, национальный парк,
памятник природы, урочища
Процессы:
Восстановление биогеоценозов

Давать определения терминам
Перечислять отличия естественного биогеоценоза от агробиоценоза
Характеризовать особенности агробиоценозов, особенности сохранения и восстановления естественных биогеоценозов

П22

22

Экологические законы природопользования

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Законы:
Экологические законы

Называть законы природопользования
Характеризовать законы природопользования

П23

23

Обобщающий урок

Контрольная работа №2

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Повторение терминов, задания ЕГЭ

Популяционно-видовой уровень организации 11 ч

24

Вид, его критерии и структура

Л.р.№2 «Морфологические критерии, используемые при определении вида».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: вид, популяция, филогенез, репродуктивная изоляция,
Объекты:
признаки вида
Процессы: сохранение обособленности вида

Давать определения терминам
Называть признаки вида
Характеризовать вид как биосистему, механизмы, препятствующие скрещиванию видов

П24

25

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: популяция, особь, 
Объекты: типы популяций (географическая, экологическая, элементарная)

Давать определения терминам
Описывать типы популяций
Характеризовать значение популяционной формы существования вида

П25

26

Популяция как основная единица эволюции

1

Комбинированный урок

Термины: микроэволюция, макроэволюция, дивергенция, изоляция,
Объекты:
единица эволюции - популяция
Процессы:
микроэволюция, макроэволюция

 Давать определения терминам
Называть процессы эволюционные процессы, протекающие в популяции
Характеризовать особенности популяции, как эволюционной единицы

П26

27

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: микроэволюция, дивергенция, биологическое и географическое видообразование
Объекты: симпатрическое видообразование, аллопатрическое видообразование
Процессы:
Образования нового вида

Давать определения терминам
Описывать способы видообразования
Характеризовать способы видообразования

П27

28

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения человека

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины:
антропогенез, бисоциальные свойства человека, микроэволюция
Объекты:
этапы эволюционного становления человека
Процессы: антропогенез

Давать определения терминам
Называть основные этапы эволюции гоминид, факторы, способствующие эволюционным преобразованиям
Объяснять биосоциальную  сущность человека 

П28-29

29

История развития эволюционных идей. Современное учение об эволюции.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Термины: элементарный материал (наследственная изменчивость), элементарные факторы эволюции (естественный отбор, мутационный процесс, популяционные волны, изоляция) элементарная единица эволюции (популяция).

 Давать определения терминам
Называть элементарную единицу эволюции, элементарный материал, факторы эволюции
Характеризовать элементарную единицу эволюции, элементарный эволюционный материал, факторы эволюции

П30-31

30

Результаты эволюции и ее основные закономерности.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: биологическая эволюция, видообразование, дивергенция
Объекты: вид
Процессы:
Прогрессивное усложнение форм

Давать определения терминам
Перечислять основные закономерности эволюции
Характеризовать основные закономерности эволюции, раскрывать сущность необратимости эволюции

П32

31

Основные направления эволюции

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины: ароморфозы, дегенерация, идиоадаптация
Объекты:
основные направления эволюции
Процессы:
Биологический прогресс, биологический регресс

 Давать определения терминам
Называть основные направления эволюции
Характеризовать основные направления эволюции

П33

32

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Л.р.№3 «Наблюдение  признаков ароморфоза у растений и животных»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины:
генетико-эволюционный ряд, функционально-энергетический ряд
Объекты: структурные части популяционно-видового уровня организации живой материи
Процессы: протекающие в популяциях (свободное скрещивание, выживаемость, видообразование, эволюция)

Давать определения терминам
Описывать структуру популяционно-видового уровня, процессы, протекающие в нем
Характеризовать место популяции в природе
Характеризовать значение сложности внутривидовых связей

П34

33

Всемирная   стратегия охраны природных видов.

1

Семинарское занятие

Термины:
Биологическое разнообразие, генофонд
Объект:
Исчезающие виды организмов

Интеллектуальный уровень
Объяснять суть проблемы сохранения видов живых организмов

П35

34

Обобщающий урок

Контрольная работа №3

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...