Рабочая программа по биологии 7 кл
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по биологии
на 2016-2017 учебный год в 7 классах.
2 часа в неделю, 68 часов.
Учитель – Пипия Лиа Нугзаровна
По учебнику: Константинов ВМ, Бабенко ВГ, Кучменко ВС : Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Вентана Графф, 2008
Программа: И. Пономарева: Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы: Программы. – М. : Вентана Графф, 2010
Авторы: ВС Константинов, ИН Понамарева, ВС Кучменко
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
Общие сведения о мире животных (5 ч). Экскурсия №1: «Многообразие животных а природе. Обитание в сообществах». | ||||||||||||||||||||||||
1. | Зоология – наука о животных. Отличия животных от растений. | Изучение нового материала ИКТ | Зоология, этология, морфология. Анатомия, зоогеография, палеонтология, генетика, орнитология, ихтиология, эволюция. П: умения работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать и обобщать понятия, давать определение понятиям ; строить логическое рассуждение, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. Р: Умения самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему . Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат. К. Умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 1 + записи в тетради (выучить термины). По желанию – рассказ о памятнике животному | 1.1 Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей . Методы изучения живых объектов . | |||||||||||||||||||
2. | Животные и окружающая среда. Среды жизни и местообитания животных в природе. Взаимоотношения животных. Место и роль животных в природных сообществах. | Комбинированный Коллективное взаимообучение. | Среды жизни: наземно-воздушная, почвенная, организменная, водная; местообитание; отношения: хищник –жертва, паразит – хозяин, конкуренция, симбиоз. Цепи питания, консумент, продуцент. Прямое и косвенное влияние. П: умения работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать и обобщать понятия, давать определение понятиям ; строить логическое рассуждение, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. Р: Умения самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему . Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат. К. Умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 2, сообщения об жив разных сред обитания | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 5.3. Последствия деятельности человека в экосистемах, | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
Классификация животных. Основные систематические группы. | Комбинированный Проблемное обучение | Систематика, классификация, систематические единицы: царство, тип, класс, отряд, род, вид. П: умея нработать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать и обобщать понятия, давать определение понятиям ; строить логическое рассуждение, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. Р: Умения амостоятельно обнаруживают и формулируют проблему . Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат. К. Умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 3, выучить схему на рис.17 | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности | ||||||||||||||||||||
3. | Влияние человека на животных. Краткая история зоологии. | Комбинированный Коллективное взаимообучение | Хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз, паразитизм, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Продуценты, консументы, редуценты, круговорот веществ. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. Р: Умения самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему . К. Умения отстаивать точку зрения, работать в группе. Л. умения выделять нравственный аспект поведения | § 4, подготовиться к проверочной работе по вопросам | 5.2 Экосистемная организация живой природы Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. 5.3. Последствия деятельности человека. 2.1.6 Уметь объяснять необходимость защиты среды ; | |||||||||||||||||||
5. | Экскурсия : «Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах». | Комбинированный Коллективное взаимообучение | Природные сообщества, многообразие видов животных. Р- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. П-. Выявлять причины и следствия простых явлений. К- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л. умения выделять нравственный аспект поведения | Отчет об экскурсии | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
Строение тела животных (3 ч). | ||||||||||||||||||||||||
1. (6) | Клетка - структурная единица организма животных. | Урок изучения нового материала ИКТ | Клетка, мембрана, цитоплазма, вакуоль, ядро, хромосома, органоид, эндоплазматическая сеть, рибосома, митохондрия, аппарат Гольджи, лизосома, клеточный центр. П: умение работать с текстом, выделять главное, Преобразовывают информацию из одного вида в другой. Р: Умения самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему . Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 6, выучить рассказ по рисунку, вопрос 2 (письменно) | 2.1 Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы . 1.1.2 Понимать строение генов, хромосом, клеток | |||||||||||||||||||
2. (7) | Ткани животных: особенности строения и функции. | Комбинированный Разноуровневое обучение | Соединительная, мышечная, нервная, эпителиальная ткань, нейрон. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Преобразовывают информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации Р: Умения самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему . К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 7, составить сравнительную таблицу | 2.2. Ткани , органы, системы органов животных. 3.4 Царство Животные. | |||||||||||||||||||
3. (8) | Органы и системы органов. | Комбинированный ИКТ | Системы органов, орган, рефлексы, инстинкты, половые клетки, симметрия. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Преобразовывают информацию. Р: Умения самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему . К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 8, вопрос 2,3 | 2.2. Ткани , органы, системы органов животных. 3.4 Царство Животные. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
Подцарство простейшие. По программе 4 — часа, фактически 4 часа. Л/р. №1 «Строение и передвижение инфузории – туфельки». | ||||||||||||||||||||||||
1. (9) | Общая характеристика простейших. Тип Саркодовые и Жгутиносцы. Обыкновенная амеба как организм. Многообразие саркодовых. | Урок изучения нового материала ИКТ | Одноклеточные и колониальные организмы. Цитоплазма, экто- и эндоплазма, бесполое размножение, циста, раздражимость. П: Обобщает понятия .Строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создает модели с выделением существенных характеристик объекта. Представляет информацию в виде таблиц, схем. Р: Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат. Работает по предложенному и самостоятельно составленному плану. К: Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 9, рассказ по рис. 21, по желанию сообщения о фораминиферах | 3.4 Царство Животные. 2.2.Одноклеточные организмы. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности . | |||||||||||||||||||
2. (10) | Подтип Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающие черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы. Паразитические жгутиконосцы | Комбинированный Коллективное взаимообучение | Базальное тельце, клеточный рот, сократительная вакуоль, ядро, автотрофное и гетеротрофное питание, половое и бесполое размножение. П: Строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Представляет информацию в виде таблиц, схем. Р: Работает по предложенному и самостоятельно составленному плану. К: Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Л - Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 10 прочитать, рассказ по рис. 25, по желанию сообщения о жгутиконосцах | 3.4 Царство Животные. 2.2.Одноклеточные организмы. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
3. (11) | Тип Инфузории. Инфузория – туфелька как более сложное простейшее. Симбиотические инфузории крупных животных. Л/р. №1 «Строение и передвижение инфузории – туфельки». | Комбинированный ИКТ | Экто - и эндоплазма, трихоцисты, бесполое размножение, половой процесс, конъюгация. П: Обобщает понятия .Строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создает модели с выделением существенных характеристик объекта. Представляет информацию в виде таблиц, схем. Р: Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат. Работает по предложенному и самостоятельно составленному плану. К: Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Отстаивая свою точку зрения, приводит аргументы, подтверждая их фактами Л - Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 11, вопросы на повторение темы стр.54 | 3.4 Царство Животные. 2.2.Одноклеточные организмы. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. | |||||||||||||||||||
4. (12) | Многообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Обобщение знаний по теме: «Одноклеточные животные». | Обобщение знаний и умений ИКТ | Паразиты, циста, дизентерия, малярия. П: Обобщает понятия .Строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создает модели с выделением существенных характеристик объекта. Представляет информацию в виде таблиц, схем. Р: Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат. Работает по предложенному и самостоятельно составленному плану. К: Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Отстаивая свою точку зрения, приводит аргументы, подтверждая их фактами. Л - Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 12, сообщения о одноклеточных животных | 3.4 Царство Животные. 2.2.Одноклеточные организмы. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 4.14. Профилактика заболеваний, вызываемых паразитическими животными и переносчиками возбудителей болезней. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч). | ||||||||||||||||||||||||
1. (13) | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Строение и образ жизни Гидры пресноводной. | Урок изучения нового материла ИКТ | Лучевая симметрия, эктодерма, эндодерма, мезоглея, нервная сеть, безусловный рефлекс, раздражимость, регенерация, гермафродит. Р - Целеполагание. Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Умение выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели П- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К - Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Л - Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 13, сообщение о медузах и полипах. | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и среды. | |||||||||||||||||||
2. (14) | Многообразие кишечнополостных, их значение. Обобщение знаний по теме: « Тип Кишечнополостные». | Комбинированный Коллективное взаимообучение | Атолл, полип, медуза, коралл. Р - Целеполагание. Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Умение выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели П- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К - Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в группе. Л - Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 14, вопросы «Проверь себя» стр. 67 | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и среды. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч). Л/р. №2 «Внешнее строение червя, передвижение, раздражимость». | ||||||||||||||||||||||||
1. (15) | Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Строение и образ жизни белой планарии как свободноживущий червь. | Урок изучения нового ИКТ | Двусторонняя симметрия, кожно-мускульный мешок, регенерация, паренхима, размножение. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П – Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. Умение выделять главное. Структурируют учебный материал. Дают определения понятиям. К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами. Л - Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | § 15, составить сравнительную таблицу. | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. | |||||||||||||||||||
2. (16) | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Особенности строения и приспособленность к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. Профилактика глистных заболеваний. | Комбинированный Работа в группах | Сосальщики и цепни, эндопаразиты, цикл развития, промежуточный и окончательный хозяин. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П – Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. Умение выделять главное. Структурируют учебный материал. Дают определения понятиям. К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами. Л - Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | § 16 вопросы 1,3, 4 | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 4.14. Профилактика заболеваний, вызываемых паразитическими животными . | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
3. (17) | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Строение, жизнедеятельность и значение для человека и в природе. Профилактика заражения паразитическими червями. | Комбинированный Критическое мышление | Нематоды, гиподерма, кутикула, кожно-мускульный мешок, анальное отверстие, нервные стволы, раздельнополость. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П – Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. Умение выделять главное. Структурируют учебный материал. Дают определения понятиям. К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами. Л - Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. | § 17, сравнить круглых и плоских червей | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 4.14. Профилактика заболеваний, вызываемых паразитическими животными . | |||||||||||||||||||
4. (18) | Тип кольчатые черви. Класс многощетинковые. Строение, жизнедеятельность и значение. | Комбинированный ИКТ | Сегменты, вторичная полость (целом), мышцы мезодерма, параподии, статоцисты. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П – Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. Умение выделять главное. Структурируют учебный материал. Дают определения понятиям. К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 18, вопросы 2,5, 6 По желанию- рассказ о полихете. | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
5. (19) | Класс Малощетинковые черви. Строение, жизнедеятельность и значение для человека и в природе. Л/р. №2 «Внешнее строение червя, передвижение, раздражимость». | Комбинированный Развивающий урок | Железистые клетки, мускулатура, глотка, пищевод, зоб, мускульный мешок, светочувствительные клетки, прямое развитие. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П – Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. Умение выделять главное. Структурируют учебный материал. Дают определения понятиям. К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 19, повторить тему по вопросам стр. 93. | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. | |||||||||||||||||||
6. (20) | Обобщение знаний по теме: «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви». | Обобщение знаний ИКТ | Значение червей и их место в истории развития животного мира. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. П – Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. Умение выделять главное.. К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Индивидуальные задания | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека . 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. | |||||||||||||||||||
Тип Моллюски (4 ч). Л/р. №3 «Внешнее строение раковины, ее слоев. Изучение раковин пресноводных и морских моллюсков». | ||||||||||||||||||||||||
1. (21) | Тип Моллюски. Общая характеристика. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. | Урок изучения нового материала ИКТ | Моллюски, симметрия двусторонняя, перламутр, мантийная полость, терка, жабры, незамкнутая кровеносная система. Р. Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. П. Анализировать. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 20, вопрос 2 письменно, устно выучить ответ по плану | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
2. (22) | Класс брюхоногие моллюски. Большой прудовик и голый слизень. Среды жизни, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе, жизни человека. | Комбинированный Проблемное обучение | Мантия, радула, мантийная полость, почка, нервные узлы, гермафродиты. Р. Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. П. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 21, ответ по плану | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. | |||||||||||||||||||
3. (23) | Класс Двустворчатые моллюски. Среды жизни, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Л/р. №3 «Внешнее строение раковины, ее слоев. Изучение раковин пресноводных и морских моллюсков». | Комбинированный Критическое мышление | Двусторонняя симметрия, биссус, животные – фильтраты, жемчуг, сифон. Р. Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. П. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 22, вопросы на повторение темы | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека . 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках ( фото) органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
4. (24) | Класс Головоногие моллюски. Осьминог, кальмары, каракатица. Среды жизни, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. | Комбинированный | Роговые челюсти, ядовитые железы, чернильный мешок, замкнутая кровеносная система, половой диморфизм, сперматофоры. Р. Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. П. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 23, индивидуальные вопросы на повторение темы стр. 112 | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках ( фото) органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов | |||||||||||||||||||
5 (25) | Обобщение знаний по теме: «Тип Моллюски». | Обобщение Коллективное взаимообучение | Усложнение внутреннего строения, приспособления к средам жизни, многообразие. Р. Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. П. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, умение работать в группе. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Сообщения о моллюсках | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека . 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
Тип Членистоногие (7 ч). По программе 7 часа, фактически 7 часа. Л/р. №4 «Внешнее строение насекомого (на примере жука)». | ||||||||||||||||||||||||
1. (26) | Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Речной рак. Среда жизни, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, размножение, роль в природе и жизни человека. | Урок изучения нового материала ИКТ | Жесткая кутикула - панцирь, головогрудь, брюшко, ногочелюсти, клешни, смешанная полость тела, гемолимфа, нервное окологлоточное кольцо, брюшная нервная система, статоцисты. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы. П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 24, выучить ответ по плану. Сообщение о раках | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 2.3.4 Распознавать на рисунках (фото) органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. | |||||||||||||||||||
2. (27) | Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие. Паук – крестовик. Среда жизни, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, размножение, роль в природе и жизни человека. Клещи. Паразитический образ жизни, перенос клещевого энцефалита. Меры защиты. | Комбинированный Разноуровневое обучение | Головогрудь, брюшко, легкие, трахеи, хелицеры, ногощупальца, простые глазки, сосущий ротовой аппарат. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы. П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 25, выучить ответ по плану. вопросы 1,3,4. Сообщение о раках | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 4.14. Профилактика заболеваний, вызываемых паразитическими животными. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
3. (28) | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности на примере майского жука. Передвижение, питание, дыхание. Л/р. №4 «Внешнее строение насекомого( на примере жука)». | Комбинированный Коллективное взаимообучение | Хитиновая кутикула, голова, грудь, брюшко, сложные глаза, жевательный желудок, трахеи, мальпигиевы сосуды. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы. П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, умения работать в группе. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 26, ответ по плану. Сообщение о насекомых | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов. | |||||||||||||||||||
4. (29) | Типы развития насекомых. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые, Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, стрекозы, Жесткокрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые. | Комбинированный Критическое мышления | Полное и неполное превращение. Яйцо, личинка, куколка, взрослая особь. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы. П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 27, заполнить сравнительную таблицу «Отряды насекомых». | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
5. (30) | Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | Комбинированный критическое мышление | Общественные насекомые, матка, трутни, грена, кокон, шелк, медовый зобик, мед, перга, инстинкт. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы. П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение, преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 28, вопросы в тетради | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. | |||||||||||||||||||
6. (31) | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Охрана насекомых. | Комбинированный ИКТ | Энцефалит, дизентерия, брюшной тиф, малярия, сибирская язва. Физические, химические, агротехнические и биологические методы борьбы с вредными насекомыми. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы. П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы. Л - Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. | § 29, вопросы на повторение темы стр. 143-145 | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. | |||||||||||||||||||
7. (32) | Обобщение знаний по теме: «тип Членистоногие». | Обобщение новых знаний Коллективное взаимообучение | Значение насекомых и их место в истории развития животного мира. Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. П: сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Индивидуальные задания | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов 3.5. Усложнение в процессе эволюции. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
Тип Хордовые (32 ч). Подтип Бесчерепные (1 ч). | ||||||||||||||||||||||||
1. (33) | Краткая характеристика Хордовых. Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Значение. | Урок изучения нового материала. Разноуровневое обучение | Бесчерепные, черепные, хордовые; осевой скелет – хорда, эндо-, экто-, мезодерма, нервная трубка, пищеварительная трубка, вторичноротые, двусторонняя симметрия. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы. П. Работая с текстом и рисунками учебника, преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 30, ответ по плану. По желанию – ответ на вопрос. | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. | |||||||||||||||||||
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч). Л/р. №5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы. Определение возраста по чешуе». Л/р. №6 «Строение скелета рыбы». | ||||||||||||||||||||||||
1. (34) | Общая характеристика позвоночных и надкласса рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания. Л/р. №5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы. Определение возраста по чешуе». | Урок изучения нового материала ИКТ | Внутренний скелет, хрящ, кость, чешуя, боковая линия, внутреннее ухо. Парные и непарные плавники. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы. П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 31, рассказ по рисунку стр.116 | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
2. (35) | Внутреннее строение костистой рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Л/р. №6 «Строение скелета рыбы». | Комбинированный урок Коллективное взаимообучение | Позвоночник, ребра, череп, плавательный пузырь, опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по плану. Выдвигать версии. П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение. К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 32, рассказ по рисунку 117-120 | 3.4 Царство Животные. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов | |||||||||||||||||||
3. (36) | Внутреннее строение особенности размножения рыб. Л/р. №7 «Внутреннее строение рыбы». | Комбинированный Коллективное взаимообучение | Раздельнополые животные, яичники, икринки, молоки, семенники, сперматозоиды, животные, миграция, нерест. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по плану. П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 33, сообщение о рыбах | 3.4 Царство Животные. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных. | |||||||||||||||||||
4. (37) | Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы: акулы и скаты; класс Костные рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Кистеперые и двоякодышащие рыбы, их значение. | Комбинированный ИКТ | Приспособленность к условиям обитания. Хрящевые, костные, лучеперые, костистые, лопастеперые, кистеперые, двоякодышащие рыбы. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по плану. П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 34, составить кластер по основным отрядам рыб | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 2.3.4 Распознавать на рисунках животных отдельных классов | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
5. (38) | Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. | Комбинированный Критическое мышление | Рыбоводство, акклиматизация рыб. Усложнение внешнего и внутреннего строения рыб. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы. П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы. Л. умения выделять нравственный аспект поведения | § 35, вопросы стр. 172-173. | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 2.3.4 Распознавать на рисунках животных отдельных типов и классов. | |||||||||||||||||||
6. (39) | Обобщение знаний по теме: «Надкласс Рыбы». | Обобщение ИКТ | Усложнение внутреннего строения, приспособленность к среде обитания. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы. П. Работая с текстом и рисунками учебника, презентацией, оформляют полученные результаты, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой. К. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | сочинение | 3.4 Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных классов | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч). Л/р. №8 «Внутреннее строение земноводных на готовых влажных препаратах». | ||||||||||||||||||||||||
1. (40) | Общая характеристика. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение лягушки: скелет и мускулатура. | Урок изучение нового материала ИКТ | Амфибии, мускулатура. парные конечности, подвижные веки, два круга кровообращения, хладнокровные. Р: умение организовать выполнение заданий учителя. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 36, рассказ по рисунку 132 о скелете | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов | |||||||||||||||||||
2. (41) | Строение и деятельность систем внутренних органов. Л/р. №8 «Внутреннее строение земноводных на готовых влажных препаратах». | Комбинированный Проблемное обучение | Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Р: умение организовать выполнение заданий учителя. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 37, ответ по плану, вопрос 3 письменно | 3.4 Царство Животные. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
3. (42) | Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. Зимовки. Метаморфоз земноводных. | Комбинированный Коллективное взаимообучение | Годовой жизненный цикл, развитие с превращениями, семенники, яичники, икринка, головастик. Р: умение организовать выполнение заданий учителя. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 38, Повторить тему по вопросам на стр. 188-189. | 3.4 Царство Животные. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов | |||||||||||||||||||
4. (43) | Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки) амфибии. Происхождение. Значение и охрана. Обобщение знаний по теме: «класс Амфибии». | Комбинированный Критическое мышление | Отряды: Хвостатые, бесхвостые амфибии. Потребители второго порядка. Эволюция. Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Сообщение о амфибиях или сочинение: Они должны жить. | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных классов. 5.3. Умение объяснять последствия деятельности человека в экосистемах. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
Класс пресмыкающиеся или рептилии (4 ч). Л/р. №9 «Сравнение скелета ящерицы и лягушки ». | ||||||||||||||||||||||||
1. (44) | Общая характеристика. Места обитания и внешнее строение на примере ящерицы. Приспособление к наземно-воздушной среде. Внутреннее строение ящерицы: скелет и мускулатура. Л/р. № 9 «Сравнение скелета ящерицы и лягушки ». | Урок изучения нового материала ИКТ | Рептилии, роговая чешуя, линька, обонятельные органы, регенерация, мыщелок, отделы скелета. Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, умение работать самостоятельно. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Сказ по рис. 142 | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов | |||||||||||||||||||
2. (45) | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. Питание и поведение. Годовой цикл. Размножение и развитие. | Комбинированный Проблемное обучение | Желчный пузырь. Печень, поджелудочная железа, ядовитый зуб, термолокатор, гортань, трахея, бронхи, трехкамерное сердце, аорта, мочевая кислота. Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. К: умение аргументировать точку зрения. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 41, вопросы 1-5 стр. 197 | 3.4 Царство Животные. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
3. (46) | Многообразие пресмыкающихся. Чешуйчатые, крокодилы, черепахи | Комбинированный Разноуровневое обучение | Ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи, костный панцирь. Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Л. умения выделять нравственный аспект поведения | Повторить параграфы 40-42 по вопросам стр. 204-205 | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках животных отдельных типов и классов | |||||||||||||||||||
4. (47) | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Происхождение рептилий. Древние пресмыкающиеся. Значение и охрана. | Комбинированный ИКТ | Пищевые связи, археоптерикс, дополнительный теменной глаз, динозавры. Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Л. умения выделять нравственный аспект поведения | § 43, индивидуальные задания: сообщения, презентации. | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов 5.3. Умение объяснять последствия деятельности человека в экосистемах | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
Класс Птицы (7 ч). Л/р. №10 «Внешнее строение птицы. Изучение перьевого покрова и различных типов перьев». Л/р. №11 «Строение скелета птиц». | ||||||||||||||||||||||||
1. (48) | Общая характеристика класса Птиц. Среда обитания и внешнее строение птиц. Л/р. №10 «Внешнее строение птицы. Изучение перьевого покрова и различных типов перьев». | Урок изучения нового материала ИКТ | Постоянная температура, миграция, копчиковая железа, перья: контурные и пуховые. Р. Умение ставить задачи, самостоятельно выделять ориентиры действия в новом учебном материале. П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. К. Организовывать и планировать работу в группе. Л - Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 44, рассказ по рис. 155-156 | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 5.1.Приспособления организмов 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов | |||||||||||||||||||
2. (49) | Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц. Л/р. №11 «Строение скелета птиц». | Комбинированный урок Коллективное взаимообучение | Приспособленность к полету. Пневматичность костей, воздушные полости, сложный крестец, цевка, киль, грудина, сухожилия. Р. Умение ставить задачи, самостоятельно выделять ориентиры действия в новом учебном материале. П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. К. Организовывать и планировать работу в группе. Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 45, вопросы 1-4 | 3.4 Царство Животные. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 5.1.Приспособления организмов 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
3. (50) | Внутреннее строение птиц. Интенсивность обмена веществ. Усложнение нервной системы, органов, поведения. | Комбинированный урок Проблемное обучение | Двойное дыхание, четырехкамерное сердце, артериальная и венозная кровь. Полушария переднего мозга, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый мозг. Р. Умение ставить задачи, самостоятельно выделять ориентиры действия в новом учебном материале. П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте, К. Организовывать и планировать работу в группе. Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 46, составить сравнительную таблицу | 3.4 Царство Животные. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 5.1.Приспособления организмов 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных классов. | |||||||||||||||||||
4. (51) | Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. | Комбинированный Проблемное обучение | Халаза, белок, желток, зародышевый диск, выводковые и гнездовые птицы. Р. Умение ставить задачи, выделять ориентиры действия в учебном материале. П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте, К. Организовывать и планировать работу в группе. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 47-§ 48, вопрос 1,4 | 3.4 Царство Животные. 3.5. Усложнение в процессе эволюции. 5.1.Приспособления организмов . 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов . | |||||||||||||||||||
5,6. 52-53 | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. Надотряды Пингвины, Страусы, Типичные птицы. Птицы лесов, водоемов и их побережий, отрытых пространств. | Изучение нового материала Коллективное взаимообучение | Экологические группы по местам обитания, по способу питания. Приспособленность к среде обитания. Р. Умение ставить задачи, самостоятельно выделять ориентиры действия в новом учебном материале. П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте. К. Организовывать и планировать работу в группе. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | § 49, составить кластер по многообразию птиц | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных 5.1.Приспособления организмов 2.3.4 Распознавать на рисунках животных. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
7. 54 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. | Обобщение новых знаний ИКТ | Охотничье – промысловые и домашние птицы. Усложнение строения птиц, приспособленность к полету. Р. Умение ставить задачи, выделять ориентиры действия в учебном материале. П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. К. Организовывать и планировать работу в группе. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | § 50, вопросы на повторение темы стр. 242-243 | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 5.3. Умение объяснять последствия деятельности человека в экосистемах. | |||||||||||||||||||
8. (55) | Обобщение знаний по теме: «Класс Птицы». | Усложнение внутреннего строение, приспособления к полету, многообразие птиц. Р. Умение ставить задачи, выделять ориентиры действия в учебном материале. П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. К. Организовывать и планировать работу в группе. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | Сообщения презентация, эссе | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение в процессе эволюции. 5.1.Приспособления организмов 2.3.4 Распознавать на рисунках органы животных; животных. | ||||||||||||||||||||
Класс Млекопитающие, или Звери (8 ч). Л/р. №12 «Наблюдение за млекопитающими. Внешнее строение». Л/р. №13 «Наблюдение за млекопитающими. Внешнее строение». Л/р. №14 «Изучение внутреннего строения зверей по готовым влажным препаратам». | ||||||||||||||||||||||||
1. 56 | Общая характеристика класса. Места обитания и среды жизни млекопитающих. Л/р. №12 «Наблюдение за млекопитающими. Внешнее строение». | Изучение нового материала ИКТ | Шерсть, вибриссы, железы: слезные, сальные, потовые, пахучие, млечные. Р. Умение ставить задачи, самостоятельно выделять ориентиры действия в новом учебном материале. П. умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. К. Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. | § 51, рассказ по рис. 191-192 | 3.4 Царство Животные. 5.1.Приспособления организмов 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
2. (57) | Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная система. Скелет и мышцы. Л/р. №13. «Строение скелета млекопитающих». | Комбинированный урок ИКТ | Отделы скелета, диафрагма. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижени. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Планировать сотрудничество с сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 52. Рассказ по рис 192 | 3.4 Царство Животные. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 5.1.Приспособления организмов 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных | |||||||||||||||||||
3. (58) | Внутреннее строение млекопитающих: нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная системы. Л/р. №14 «Изучение внутреннего строения зверей по готовым влажным препаратам». | Комбинированный урок Критическое мышление | Мозг: полушария, кора, извилины, борозды, мозжечок, сложный желудок: рубец, сетка, книжка, сычуг, четырехкамерное сердце. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижени. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Планировать сотрудничество с сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Осознавать единство и целостность мира | § 52, заполнение сравнительную таблицу. | 3.4 Царство Животные. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 5.1.Приспособления организмов 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных классов | |||||||||||||||||||
4. (59) | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | Комбинированный урок Разноуровневое обучение | Плацента, линька, миграции, спячка, зимовка, роговые образования, дифференцированные зубы. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию. К. Планировать сотрудничество с сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 53, вопросы 2-5 | 3.4 Царство Животные. 3.5. Усложнение в процессе эволюции. 5.1.Приспособления организмов 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
5. (60) | Происхождение и многообразие. Подкласс Первозвери. Подкласс Звери: низшие или плацентарные | Комбинированный урок Коллективное взаимообучение | Роговые образования, зверозубые рептилии, дифференцированные альвеолярные зубы, выводковая сумка, низшие и высшие звери. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Планировать сотрудничество с сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 54, сообщения | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 5.1.Приспособления организмов 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов. | |||||||||||||||||||
6. (61) | Высшие или Плацентарные, звери. Отряды: насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Особенности их биологии. | Комбинированный урок Коллективное взаимообучение | Эхолокация, эпизоотии, насекомоядные, Плацентарные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Планировать сотрудничество с сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 55, заполнение сравнительной таблицы. | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 5.1.Приспособления организмов 2.3.4 Распознавать на рисунках животных отдельных типов и классов. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
7. (62) | Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные .Отряд Приматы. | Комбинированный урок Коллективное взаимообучение | Китовый ус, сложный желудок, рога, копыта Приматы, человек разумный, складки и извилины коры мозга, ногти, лицо, мимика, жесты. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Планировать сотрудничество с сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 56 - § 57, сообщение или презентация. | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 5.1.Приспособления организмов 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов | |||||||||||||||||||
8. (63) | Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека. | Комбинированный урок ИКТ | Животноводство, охотничий промысел. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Планировать сотрудничество с сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | § 58-§59, сообщение о домашних животных. | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
9. (64) | Регулировка их численности в природе и антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Рациональное использование и охрана млекопитающих. | Комбинированный Проблемное обучение | Промысловые звери, охрана. Заповедники, зоопарки, акклиматизация, реакклиматизация. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. умения выделять нравственный аспект поведения | вопросы на повторение темы стр286-287 | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение животных в процессе эволюции. | |||||||||||||||||||
10 (65) | Обобщение по теме: «Класс Млекопитающие». | Обобщение новых знаний Проблемное обучение | Прогрессивные черты млекопитающих. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Планировать сотрудничество со сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Индивидуальные задания | 3.4 Царство Животные. 2.1.3 Уметь объяснять роль организмов в жизни человека. 3.5. Усложнение в процессе эволюции. 2.3.4 Распознавать на рисунках органы и системы органов. | |||||||||||||||||||
Развитие животного мира (4 ч). | ||||||||||||||||||||||||
1. (66) | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира. | Урок изучения нового материала ИКТ | Эволюция. Доказательства: эмбриологические, палеонтологические. Наследственность, изменчивость, искусственный и естественный отборы, систематические единицы. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 60, вопрос 3, выучить термины. | 3.5 Учение об эволюции мира. Ч . Дарвин – учения об эволюции. Усложнение в эволюции. 2.1.2 Уметь объяснять родство, общность происхождения и животных. | |||||||||||||||||||
№ | Тема урока, содержание. Лабораторные работы. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
2. (67) | Основные этапы развития животного мира на Земле. | Комбинированный Коллективное взаимообучение | Эволюционная теория, этапы развития мира жизни, палеозой, мезозой, кайнозой. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Планировать сотрудничество с сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Вопросы на стр. 299-300 | 3.5 Учение об эволюции органического мира. Усложнение животных в процессе эволюции. 2.1.2 Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию животных. | |||||||||||||||||||
68 | Обобщение знаний по разделу: «Животные». | Обобщение знаний ИКТ | Общий прогресс, биоценоз, приспособленность. | Задания на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...