Групповая работа как средство управления учебной деятельностью обучающихся на уроках биологии
статья по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Епанчинцева Наталья Владимировна,
учитель биологии
МАОУ «СОШ №1 г. Белоярский»
Ханты-Мансийский автономный округ
Групповая работа как средство управления учебной деятельностью обучающихся на уроках биологии
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты перед педагогом ставит следующие задачи - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.
Проблема управления учебной деятельностью школьников относится к актуальным проблемам психологических исследований. Управляемым можно считать такое обучение, при котором контролируется каждый шаг обучения ребенка, когда учитель непрерывно получает информацию о том, как каждый ученик на каждом этапе работы усваивает определенные знания или овладевает определенными умениями. Таким образом, организация учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей является важным и необходимым условием повышения эффективности управления процессом обучения. Учет же индивидуальных особенностей каждого школьника осуществляется в ходе дифференцированного подхода к учащимся.
Управление активностью обучающихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Для того, чтобы активизировать учащихся на уроках, необходимо использовать различные методы.
Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:
- вынужденной активностью обучения;
- самостоятельной выработкой решений обучаемыми;
- высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;
- преимущественной направленностью на развитие или приобретение умений и навыков;
- постоянной связью учащихся и учителя и контролем за самостоятельной работой обучения.
Одним из способов активизации является применение групповых форм работы на уроках. Данный вид работы позволяет дифференцировать работу учащихся на уроках биологии, тем самым обеспечить наиболее эффективное управление процессом обучения. Условиями для этого будет следующее:
- изучение типичных индивидуальных различий учащихся и выделение временных типологических групп;
- организация учебной деятельности типологических групп школьников с помощью специально разработанных средств обучения биологии и приемов дифференцированной учебной работы.
Для того,чтобы дифференцировать работу нужно брать во внимание учебные возможности учащихся, такие как обучаемость, обученность и познавательный интерес к биологии.
В групповых формах учащиеся становятся субъектами собственной деятельности, что усиливает решение проблемы формирования личности. Эта форма стимулирует познавательные мотивы. Они выступают в общественной форме как групповые ценностные ориентации, которые позволяют создавать в классе структуру межличностных отношений. Точкой опоры в групповой работе является общение, объединяющее учащихся и ориентирующее их на овладение содержанием материала на основе выбора соответствующих способов.
Групповая форма работы позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие:
- Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера;
- Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности в зависимости от сложности задания
Руководители группы подбираются каждый раз новые (из хорошо подготовленных ребят). В группе могут быть ребята одного уровня обученности или разного уровня, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Однотипная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами (4-5 человек) одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий (если материал очень сложен). В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за помощью друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем, помогающий оказывает не меньшую помощь, чем учитель, поскольку его знания активизируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Такая организация учебного процесса не на словах, а на деле превращает учащегося из объекта процесса в субъект. Учащиеся активно и постоянно соучаствуют в нем. Его течение и результативность становятся их делом. Такая организация способствует формированию таких нравственных качеств, как коллективизм, соучастие, сопереживание, ответственность, самооценку и самоконтроль. И что еще очень важно, в таком процессе формируется чрезвычайно необходимый навык и умение руководить коллективом.
Процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1.Подготовка к выполнению группового задания:
1) определение группы;
2) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
3) инструктаж о последовательности работы;
4) раздача дидактического материала по группам.
2.Групповая работа:
1) знакомство с материалом;
2)распределение заданий внутри группы;
3)индивидуальное выполнение задания;
4)обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
5)обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
6)подведение итогов группового задания.
3.Заключительная часть:
1) сообщение о результатах работы в группах;
2) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной
задачи. Выставление оценок.
Групповая работа наиболее приемлема и целесообразна при изучении темы, повторении материала уроков, закреплении знаний во всех типах и на всех этапах урока, а также при проведении познавательных игр, при дифференцированном подходе к обучению.
Групповая работа позволяет каждому ученику считать себя полноправным участником учебного процесса, раскрывая в нем такие качества, как уверенность в себе, формирует мотивацию и создает высокую степень обученности.
На своих уроках я использую следующие разновидности групповых технологий.
1. Блочная технология. Изучение нового материала в группах.
Если новая тема включает в себя большой объем, трудно усваиваемый для всех учащихся, ее лучше разделить на блоки и каждому уровню дать свое задание.
Блочная технология способствует совершенствованию и ускорению учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьников. Подготовка учителя к объяснению темы состоит в том, что он анализирует программу, определяет содержание блоков, формулирует их задачи, обращает внимание на требования к знаниям и умениям (они записаны на доске), которыми должны владеть школьники во время урока.
Модульно-блочная технология – довольно гибкая система: она позволяет учитывать специфику конкретного класса, особенности учебного материала, глубину его изученности и степень усвоения учащихся.
В блоке объединено определенное количество видов работы, суть и назначение которых ясны и понятны обучающемуся; каждый из видов работы позволяет выработать одно из умений, являющихся объектами проверки.
Модульно-блочная технология имеет ряд преимуществ: умственная работа учащегося четко организованна; из огромного блока материала выделено главное и второстепенное, усиливается мотивация познавательной деятельности учащихся, стимулируется самоконтроль и контроль со стороны учителя.
При этой форме используются самые разнообразные виды работы на уроке: работа с учебником, составление опорного конспекта, заполнение таблиц, работа с рисунками и схемами, самопроверка, формулировка выводов, повторение и т. д.
Эту работу хорошо проводить в разноуровневых группах с той целью, чтобы более слабые ребята могли получить помощь от более подготовленных учеников. Это коллективная форма работы. Но можно давать и отдельно каждой группе свое задание
2. Изучение нового материала с разными групповыми формами работы.
Эта форма работы дает возможность привлечь ребят с разной успеваемостью. Создается несколько групп по несколько человек. Каждой группе заранее дается задание собрать материал на определенную тему
На уроке ребята, объединенные в группы, и в интересной форме представляют собранный материал.
Еще один вариант работы, когда учащиеся учащиеся работают под руководством командира группы. Командир объясняет ребятам схемы, проверяет правильность заполнения таблиц, контролирует знания понятий.
3. Закрепление материала в группах.
а) работа в парах.
Работа в парах любого типа предусматривает активную деятельность каждого члена (один учащийся говорит, а второй контролирует и наоборот; или обсуждают конкретный вопрос). В своей работе я использую динамические пары. Учащиеся объединяются для:
- взаимоконроля
- взамообучения
Ученики опрашивают друг друга и вместе обсуждают предложенные вопросы. Возникает ситуация коллективного взаимодействия. Если пара разноуровневая - один ученик выступает в роли “учителя”, другой отвечает на его заранее подготовленные вопросы по домашнему заданию, а также помогает закрепить ранее изученный материал.
б) работа в группах постоянного состава.
Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится с целью повторения и закрепления материала после завершения определенной темы программы. Во время опроса помощник учителя в соответствии с перечнем вопросов работает с каждым членом своей группы. Перечень вопросов составляет учитель, предварительно опросив по ним самих консультантов. Вопросы готовятся дифференцированно для каждой группы согласно их уровню.
в) групповая игра на уроке.
Игру целесообразно проводить при закреплении теоретического материала.
Класс необходимо разделить на группы, каждой группе предлагается перечень равноценных вопросов. Команда сама решает, кто из ребят на какой вопрос будет отвечать. Жюри в составе учителя и 2-3-х учеников оценивает ответы и выставляет соответствующие баллы. В конце урока подводятся итоги. С помощью такой игры можно проверить уровень усвоения знаниями учащимися.
4. Нестандартная форма урока
Одной из такой формы является конференция. Предварительно проводится большая подготовительная работа. Ребята по группам готовят теоретические вопросы, наглядные пособия, вопросы для пресс-конференции, выпускают газету. Такая работа хорошо проходит в старших классах, где ребята уже умеют работать с научной литературой, составлять конспект, писать реферат.
Для закрепления знаний так же можно проводить викторины, что также является нестандартной формой урока, КВН, встречу, путешествие и т. д.
5. Групповая внеклассная работа.
Примером внеклассной групповой работы являются развлекательно-познавательные мероприятия. Ежегодно в школе проходит “Неделя естественных наук”. В рамках этой недели возможно проведение экологических часов, акций, мероприятия такие как «Осенний бал природы», «Не дадим Землю в обиду!»
Таким образом, используемые данные методы и приемы дифференцированной учебной деятельности на уроке и во внеклассной работе по биологии позволяют не только активизировать детей, но и непрерывно получать информацию о том как учащиеся усваивают знания или овладевают умениями по теме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986
2. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». – Нижний Новгород, 2007, 1982 с.
3. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991
4. http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2008/issue1/Cult4.html Использование активных методов обучения в школе. Яруллина Л.Р., психолог, доцент, Академия управления «ТИСБИ».
5. http://www.ronl.ru/obuchenie_vospitanie/2830.htm Особенности активных методов обучения в школе.
6. http://tnaia.narod.ru/sk/ Психолого-педагогические основы активных методов обучения в биологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"
Представлен самоанализ работы по теме "Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...
Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования
Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...
Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития
В данной статье отражены методические аспекты моей работы над темой "Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития"...
Внедрение элементов системы ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося) на уроках биологии
Предмет биология - прекрасное поле и перспективы развития общенаучных и мыслительных навыков, так как здесь из...
Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...
«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»
«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»...
Статья в журнал ОКО " Облачные технологии как средство управления самостоятельной деятельностью обучающихся"
Организация самостоятельной работы обучающихся...