Статья в журнал ОКО " Облачные технологии как средство управления самостоятельной деятельностью обучающихся"
статья
Предварительный просмотр:
" Облачные технологии как средство управления самостоятельной деятельностью обучающихся"
Единого толкование термина «самостоятельная работа» в педагогической литературе нет и многими авторами этот термин понимается не одинакова. Как практик, я выбрала для себя определение самостоятельной работы, как формы учебной деятельности обучающихся, которая происходит под прямым или косвенным руководством преподавателя. Обучающиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития необходимых знаний умений, навыков и личностных качеств. Возможно это звучит не очень научно, зато ближе к практике. Самостоятельная работа - это одна из форм обучения наряду с лекциями, практическими и семинарскими занятиями. Необходимо разделять самостоятельную работу, выполняемую обучающимися в учебной аудитории во время занятий и работу, выполняемую во внеурочное время. В учебном плане внеаудиторная работа выделяется как обязательная учебная нагрузка. В учебных планах СПО на неё отводится большое количество часов, более 30 % от общей нагрузки по учебной дисциплине, конечно я больше ориентируюсь на преподаваемый мною предмет, «Историю». Поэтому, на мой взгляд, эта работа должна быть тщательным образом спланирована преподавателем, иначе часы, которые отводятся на эту работу, будут потрачены зря. Многим кажется, что вопрос о самостоятельной работе стал актуален только сейчас. Связывается это с введением образовательных стандартов нового поколения, ФГОС 3+. Однако, еще в конце XVIII века К.Д. Ушинский обосновал некоторые пути и средства организации самостоятельной работы обучающихся на уроке, с учётом возрастных периодов обучения.
Сегодня многие традиционные формы самостоятельной работы не работают. Написание рефератов, конспектирование, составление библиографии и т.д., для современных обучающихся уже совсем не интересны, а значит мало продуктивны. Вот и получается, чтобы время, отведенное на самостоятельную работу, было потрачено не напрасно, преподаватель должен правильно её организовать. Что необходимо учесть? Провести отбор содержания, какие именно темы вынести на самостоятельное изучение. Детализировать работу во времени, обеспечить методическую поддержку, сориентировать обучающихся по достоверным источникам информации, спланировать консультации, проверить работы. Возникает вопрос: где найти на всё это время и ресурсы. Для организации такой работы правильно, с минимальными затратами я использую бесплатные облачные ресурсы. Работа в «облаке» даёт возможность выбора разнообразных решений для организации самостоятельной работы. Конечно, в использовании облачных сервисов есть плюсы и минусы, но опираясь на собственный опыт, могу сказать, что плюсов больше. Облачные технологии помогают преподавателю организовать совместную работу обучающихся, применив активные и интерактивные формы при обучении, которые более интересны для современных обучающихся, а облачные технологии помогают их существенно разнообразить. Использование сетевых ресурсов экономит силы и время, потраченные на организацию самостоятельной работы обучающихся. «Облако» - это один большой виртуальный сервер, онлайн-хранилище. Для использования облачных технологий не нужны никакие дополнительные программы. Достаточно иметь компьютер и выход в интернет, это экономит время и ресурсы. Использование облачных сервисов экономит место на Вашем компьютере. Не нужно носить с собой несколько флэш-карт и рисковать потерять важную информацию. Сохранёнными на сервисе файлами можно оперативно обмениваться в онлайн - режиме, нужно лишь переслать ссылки на их скачивания, например, на электронные почты обучающихся. Можно быстро разослать файлы с учебными заданиями и потом их проверить. Работа с облачными сервисами очень удобна, так как сразу несколько пользователей одного хранилища могут одновременно работать с общими папками, подготовленные учебные материалы и задания, выполненные учеником находятся в одном месте и доступ к этой информации имеет и обучающийся и преподаватель. Облачные хранилища интегрированы с другими полезными веб-сервисами: электронной почтой, текстовым, табличным редакторами и т.д., на любой облачный сервис можно зайти со своей электронной почты. Еще один плюс работы с «облаком» - это сохранность ваших файлов, возможность работать с ними с любого устройства, не задумываясь и не вспоминая на каком носителе Вы сохранили ранее материал. При этом можно редактировать данный файл онлайн. В «облаке» можно сохранять не только какие – то документы, но и фото, видеоматериалы и т.д. Из всего многообразия облачных сервисов для себя я выбрала Google Drive. Хочется привести несколько примеров как можно его использовать при организации самостоятельной работы обучающихся. Например, совместная проектная работа обучающихся. Обучающиеся получают тему проекта, делятся на группы, выбирают руководителя группы, который распределяет задания, создаёт документ и предоставляет к нему доступ остальным участникам группы. Обучающиеся могут работать над заданиями в техникуме или дома, они наполняют проект содержанием, а когда работа закончена предоставляют доступ к документу преподавателю. Преподаватель оставляет свои комментарии, чтобы обучающиеся могли исправить или дополнить документ. Всё это делается до защиты проекта и позволяет максимально подготовиться обучающимся. При оценивании участников проекта, преподаватель может отследить хронологию изменений, то есть посмотреть какой вклад в работу внёс каждый его участник. «Облако» можно использовать при закреплении пройденного материала или при изучении нового, если вдруг обучающийся заболел и не может присутствовать на учебном занятии. Преподаватель с помощью электронного дневника даёт обучающимся задание, это могут быть любые материалы: конспекты, письменные задания, а обучающийся должен будет либо создать документ, либо поработать с ним и внести необходимые изменения, ответить на вопросы, выполнить тестовое задание и т.д. преподаватель проверяет выполненное задание, оставляет комментарии и выставляет оценку. Примеров использования облачных технологий много, но главное это очень просто и интересно для обеих сторон образовательного процесса. А правильно организованная самостоятельная работа начинает продвигаться сама по себе и приносит желаемые результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.
В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...
Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.
Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных средств обучения географии...
"Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся" (из опыта работы).
Обобщение опыта....
Опыт работы по теме: «Информационно - коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики».
В статье описан опыт работы по теме: «Информационно - коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики».К нему приложен план - конспек...
Применение современных компьютерных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка.
выступленипе на ШМО...
Групповая работа как средство управления учебной деятельностью обучающихся на уроках биологии
доклад...
«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории»
Выступление на РМО учителей истории и обществознания по теме «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории»...