ФОРМУЛА УСПЕХА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.
материал по биологии на тему

мастер-класс на тему:

  ФОРМУЛА УСПЕХА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

Психологи сравнивают успешный выбор профессии со «вторым рождением человека».  Уверена, что роль учителя в этом процессе достаточно велика и хочу поделиться своим опытом по сопровождению профессионального самоопределения на уроках биологии.

Успех – это просто, когда знаешь как!

- А что нужно знать, чтобы знать как? Ответить на этот вопрос проще относительно конкретной профессии. Я учитель биологии и приглашаю Вас найти ответ на этот вопрос на примере профессии врача, так как  основная масса моих выпускников 70-80 % – это студенты медицинских университетов.

- Давайте попробуем выделить профессионально-важные качества профессии «Врач»,  как компоненты этой формулы, то есть то, что нужно знать о профессии врача, чтобы сделать успешный профессиональный выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Панарина Галина Валерьевна

учитель биологии МБОУ «Лицей Классический» г.о. Самара

мастер-класс на тему:

  ФОРМУЛА УСПЕХА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

Психологи сравнивают успешный выбор профессии со «вторым рождением человека».  Уверена, что роль учителя в этом процессе достаточно велика и хочу поделиться своим опытом по сопровождению профессионального самоопределения на уроках биологии.

Успех – это просто, когда знаешь как!

- А что нужно знать, чтобы знать как? Ответить на этот вопрос проще относительно конкретной профессии. Я учитель биологии и приглашаю Вас найти ответ на этот вопрос на примере профессии врача, так как  основная масса моих выпускников 70-80 % – это студенты медицинских университетов.

- Давайте попробуем выделить профессионально-важные качества профессии «Врач»,  как компоненты этой формулы, то есть то, что нужно знать о профессии врача, чтобы сделать успешный профессиональный выбор.

Итак, какие компоненты составляют успешность профессионального  самоопределения?

Я уверена, что без знаний, умений и навыков трудно стать специалистом, а тем более врачом.

Медицина поистине есть

 самое благородное из всех искусств.

Гиппократ

Навыки, опыт, выучка.

- знание биологии, анатомии, физиологии, химии;

- профессиональные умения и опыт врача.

Это чисто  профессиональные умения и опыт врача.

Но знания биологии - есть первая ступень овладения профессией, поэтому важно, чтобы ученик хорошо владел материалом, этому, безусловно, способствует технология опорно-логических схем, которую я реализую на своих уроках.

Предлагаю рассмотреть интерес к биологии и анатомии. Все это относится к такому компоненту, как:

Медицина для истинного врача больше

 чем профессия – она образ жизни.

Александр Билибин

Отношение к профессии, интерес, склонность к данной области труда.    

- интерес к биологии, анатомии, физиологии, химии, развитию  новых технологий в этих науках;

-способность к профессиональному и личностному самосовершенствованию.

Обсуждение этой грани профессии врача  строю на  рассмотрении биологии, как науки, способной к воплощению фантазии человека в жизнь, для чего прибегаю к фантастике.

Известно много примеров когда  биология воплотила в жизнь фантазии писателей.  Например,

Факт  художественного произведения

Достижения биологии

И. Ефремов «Сердце змеи», 1958 год.

Описано микрокибернетическое  устройство, которое больной должен заглотнуть, после чего оно поставит диагноз и будет лечить изнутри

В 2010 году американский ученый Ким Эрик Джекслер представил нанороботов на основе ДНК, которые способны перемещаться в пространстве и, став даже частью организма, лечить изнутри.

Ян Лари «Страна счастливых», 1930.

Описана технология выращивания человеческих эмбрионов в искусственных матках.

В 2016 году американские и британские ученые впервые в мире смогли вырастить в лаборатории двухнедельные эмбрионы человека.

Мартин Кайдин, «Киборг», 1972.

Описана технология бионических протезов–конечностей и съемного глаза-камеры

. В 2013 году специалисты Реабилитационного института Чикаго создали первую ногу, напрямую управляемую мозгом

Все эти вопросы мы обсуждаем в рамках соответствующих разделов курса биологии. Но дело не заканчивается короткими данными. Как правило, обучающиеся продолжают работать над указанными темами в рамках рефератов и исследовательских работ: фармакологические исследования растений самарской области; изучение влияния спортивного питания на организм и поведение крыс;. Исследование эффективности методов народной и традиционной медицины в лечении различных заболеваний на примере лабораторной крысы  др.

Призвание врача - это воля учиться

 от жизни и непрерывно совершенствоваться.

Ипполит Давыдовский

Дееспособность физическая и умственная

- широта и глубина ума;

- хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);

- способность воспринимать большое количество информации;

- умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте, показаниях приборов;

- самодисциплина и развитый самоконтроль;

- аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;

- бескорыстная умственная инициатива и активность.

Примерами дееспособности служат образ врача, созданный М.А.Булгаковым в «Записках юного врача» в рассказе «Крещение с поворотом» звучат тревоги молодого доктора, начинающего самостоятельную работу: « Я должен быть спокоен и осторожен и в то же время безгранично решителен , нетруслив». В повести « Морфий»  главный герой высказывает мысль: «…. А все-таки хорошо, что я пробыл на участке…. Я стал отважным человеком…. Я не боюсь…Чего я только не лечил?!»

О том, что мало знать, а нужно уметь анализировать и оценивать ситуацию реального человека с позиции своего знания, много пишет В.Вересаев в своих «Записках врача»:

- То, что в течение последнего курса я начинал сознавать все яснее, теперь встало предо мною во всей своей наготе: я, обладающий какими-то отрывочными, совершенно не усвоенными и не переваренными знаниями, привыкший только смотреть и слушать, а отнюдь не действовать, не знающий, как подступиться к больному, я — врач, к которому больные станут обращаться за помощью! Да что буду я в состоянии дать им?

  - Часовой механизм неизмеримо проще человеческого организма; а между тем могу ли я взяться за починку часов, если не знаю назначения хотя бы одного, самого ничтожного, колесика в часах?

- Я почувствовал себя в положении проводника, которому нужно ночью вести людей по скользкому и обрывистому краю пропасти: они верят мне и даже не подозревают, что идут над пропастью, а я каждую минуту жду, что вот-вот кто-нибудь из них рухнет вниз.

А реальным примером умственной и физической дееспособности  выступает  профессиональный путь Федора  Григорьевича Углова, который 40 лет был заведующим кафедрой госпитальной хирургии в 1-м Ленинградском медицинском институте и занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самый старый практикующий хирург в России с самым продолжительным стажем работы в отечественной хирургии – 65 лет: с 1929 по 1994 гг.

     Есть много примеров, которые можно отнести к одной большой группе профессиональных качеств врача:

Любовь к врачебному искусству-

 это и есть любовь к человечеству .

Гиппократ

Гражданские качества.

- готовность оказать медицинскую помощь любому человеку,

- способность полностью отдавать себя людям,

- милосердие,

- неравнодушие к проявлению любых форм жестокости или унижения человеческого достоинства,

- ответственность.

Как показать эти грани профессии врача на уроке биологии? Очень просто! На помощь опять приходит интеграция литературы и биологии.

Например, на уроках по теме « Бактерии и вирусы», мы  рассматриваем инфекционные заболевания и с детьми обсуждаем поступок доктора Дымова, героя  рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья».

   Кто такой доктор Дымов?  Это молодой преуспевающий врач, влюбленный в профессию, работающий и день, и ночь на двух работах и подработках. .

Его никто  не понимает, не ценит, порой просто не замечают его,  даже подсмеиваются над одержимостью, а он продолжает беззаветно служить своему делу. И вот однажды  чтобы спасти жизнь ребёнку, заболевшему дифтерией, Дымов высасывает дифтерийные плёнки. Мальчик возвращается к жизни, сам же врач заражается дифтерией и вскоре умирает… "Умирает потому,- что пожертвовал собой… Какая потеря для науки!.. А какая нравственная сила!.. Добрая, чистая, любящая душа - не человек, а стекло!". 

И обсуждая этот поступок доктора  или поступок Н.И. Пирогова на примере рассказа А.Куприна «Чудесный доктор» мы приходим к выводу не о том, может или не может повториться подобная ситуация, а к тому, готов ли каждый, кто мечтает быть врачом, совершать ежедневно гражданский подвиг, служа людям.

Для меня, как и для многих, важным является осознание врачом границ своих возможностей, это проявление:

 Медицина слагается из науки и искусства,

а над ними простирается покров героизма .

Гуго Глязер

Единичные, частные, специальные способности.

- осознание границ своих возможностей;

- сохранение работоспособности при развивающемся утомлении;

- высокая помехоустойчивость;

- выносливость к эмоциональным нагрузкам;

- способность действовать четко в экстремальной ситуации;

- способность к эмпатии, сопереживанию;

- способность прогнозирования.

Думаю, что об этой грани деятельности врача ярче всего можно сказать стихами   главного врача «Городской больницы № 5»  г.о. Самара,  к.м.н., Китайчика Сергея Михайловича.

          Я не сумел спасти ребенка.

Со смертью справиться не смог.

Себя пытаюсь успокоить,

Твержу, что я совсем не бог.

Всю ночь за жизнь его боролся.

Как поздно к  нам он поступил.

И в хрупком годовалом теле

На жизнь не оставалось сил.

Быть может, что-то не так сделал.

Себя по строгости сужу.

А там, за дверью,  ждут родные.

Как им о смерти я скажу?

Уж лучше быть приговоренным.

Пусть рубит голову палач,

Чем объяснять свое бессилье

И слушать материнский плачь.

Итак, мы рассмотрели компоненты формулы успешного профессионального самоопределения. Как она работает?

Успех – это просто, когда знаешь как!

 Гражданские качества

 Отношение к профессии, интерес, склонность к данной области труда

 Дееспособность физическая и умственная

 Единичные, частные, специальные способности

 Навыки, опыт, выучка

Если в процессе изучения биологии в школе обучающийся идентифицирует свои интересы, способности и возможности, как совпадающие с требованиями профессии врача примерно на 62%, то можно утверждать с большой долей вероятности, что второе рождение состоялось.

- Прочитайте слово, составленное из первых  букв компонентов формулы?

                                            «ГОДЕН».      

А вот почему это можно считать вторым рождением?

 Что отличает живое от неживого?

- химический состав? Но химический состав тел живой и неживой природы фактически совпадает ( 98% С, О ,N , H);

- обмен веществ? Но он встречается и у неживой материи: так для горения свечи необходим  кислород и в ходе горения в окружающую среду выделяется углекислый газ;

- рост ? Но неживые кристаллы тоже  способны расти;

- движение? Но течение воды в реках, это тоже можно назвать движением;

- размножение? воспроизведение себе подобных? Но горообразование тоже можно назвать размножением.

 А вот наследственность и изменчивость, которая заключена в молекуле ДНК  - это действительно специфический признак живого.

А в чем сходство молекулы ДНК  и  формулы  второго рождения?

Дело в том, что и молекула ДНК и индекс самовосприятия  имеют одно общее свойство, какое?

Рождение

«Второе рождение»

Молекула ДНК

Длина спирали 34 ангстрем

Ширина спирали  21 ангстрем

34/21

Индекс самовосприятия

«совпадение» - 62%

«отличие» - 38%

62/38  

«Золотое сечение»

Отношения численных характеристик  (длины к ширине спирали ДНК и всех «за» ко всем «против») стремиться к 1,618, то  есть составляет «золоток сечение». Биологи утверждают, что «золотое сечение» является основным свойством жизни. Поэтому правы психологи, когда сравнивают успешный выбор профессии со «второе рождение человека»!

Данную формулу успеха можно применять на других уроках, только приводить другие компоненты, те, которые характерны для конкретного предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.

Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...

Слагаемые успеха профессионального самоопределения школьников

Актуальность темы заключается в том, что современная молодежь(ученики 9-11 кл) вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе...

Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"

Документ содержит программу профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"...

Влияние мотивации достижения успеха на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Результаты эмпирического исследования влияния мотивации достижения старшеклассников на выбор профессиональной деятельности творческого характера....

Профессиональное самоопределение старшеклассников «Осознанный выбор – путь к успеху!»

Цель: развитие психологической компетентности старшеклассников в области профессионального самоопределения. Приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей...