Внеурочное занятие по теме"Почва"
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему

Харькова Галина Михайловна

Учащиеся заполняют дневник наблюдений, работают с таблицами, коллекцией удобрений, распознают их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 5»

456040 г.Усть-Катав                                             тел./факс (835167)3-01-03

МКР-2,д.18                                                            Е-mail: burenkova-5@mail.ru

                               Внеурочное занятие по  биологии

                                           ФГОС ООО 5класс

         Влияние удобрений на рост растений.

   Разработала:

 учитель биологии

Харькова Г.М.

                                                    г.Усть-Катав

                                                           2017г

Технологическая карта  внеурочного занятия по  биологии ФГОС ООО 5класс

Тема:  «Влияние удобрений на рост растений»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Сформировать представление о минеральных удобрениях, познакомить с основными видами удобрений, их влиянии на растения и сроки внесения в почву.

Показать вредное воздействие нитратов на организм человека.

Метапредметные

Научить проводить простейшие исследования и наблюдения, ставить учебную задачу под руководством учителя, систематизировать и обобщать различные виды информации.

Личностные

Сформировать ответственное отношение к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению, навыков работы при выполенние практических экспериментов.

Решаемые учебные проблемы

Самостоятельно провести измерение для заполнения дневника наблюдения. Узнать основное  назначение минеральных удобрений и сроки внесения в почву.Внести мочевину в цветочную рассаду.

Основные понятия

Минеральные удобрения

Организационная структура урока

 АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

  • культуры общения, сотрудничества при работе в парах.

Деятельность учителя:

1.Проводит опрос по темам «Растения» и «Почва»( распечатка на каждой парте).

2. Обращает внимание на опытные растения (высажены в разный грунт)

Деятельность обучащихся:

1.Отвечают на вопросы.

2. Проводят измерения и наблюдения и вносят в дневник наблюдений (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

G:\ПОЧВА\DSCN3920.JPG

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Деятельность учителя:

Создает проблемную ситуацию:

1.Как помочь цветочной рассаде,посаженной в песчаный и глинистый грунт?

2.  Вспоминает опыты по выращиванию семян фасоли, пшеницы, гороха в воде

Деятельность обучащихся:

Вступая в диалог  с учителем, выявляют противоречия – проговаривают  и осознают их.

Вспоминают опыты и делают выводы о питательных веществах для проростков.

 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Деятельность учителя:

создает готовность  предстоящей деятельности, работая с рисунком

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Деятельность обучащихся:

 проявляют познавательную инициативу.  Осознание цели предстоящей деятельности, изучение основных видов минеральных удобрений.

ПЛАНИРОВАНИЕ.

 Деятельность учителя:

Определяет объем знаний по данной теме, предложив заполнить 2 колонку таблицы с утверждениями(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Деятельность обучащихся:

Заполняют таблицу и определяют задачи по изучению новой темы.

G:\ПОЧВА\DSCN3918.JPG

ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ.

Деятельность учителя:

1.Восприятие  деятельности  для решения проблемной ситуации

2.Стимулирует всех детей в поисковой деятельности.

( заполнение таблицы по видам удобрений)

3.Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Поделитесь новыми знаниями с другими.

Деятельность обучащихся:

1.Мотивируются на самостоятельное проведение исследования.

2.Обсуждают в парах прочитанное

G:\ПОЧВА\DSCN3921.JPG

3.Оформление результатов исследования в таблице(ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

4. Делятся информацией с обучающимися.

5. Рассматривают коллекцию удобрений.

G:\ПОЧВА\DSCN3919.JPG

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА. ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

Деятельность учителя:

1.Создает ситуацию успеха( заполняют 3 колонку таблицы с утверждениями) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

2. Нацеливает на полив рассады мочевиной.

3. Побуждает к дальнейшему желанию узнать больше об удобрениях и их значении- задаёт вопросы:

- При выращивании двух растений томатов в период образования плодов одно подкормили азотным, а другое- фосфорным удобрением.Как подкормка отразится на урожае?

- Всходы петрушки подкормили калийными удобрениями.Правильно ли поступили?

- В рассаду капусты внесли азотные удобрения? Правильно ли поступили?

- Можно минеральные удобрения вносить в избытке?

Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращиваемых овощей, фруктов, зерновых культур и др. При потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов (более токсичных соединений), последние при поступлении в кровь могут вызвать метгемоглобинемию. Кроме того, из нитритов в присутствии аминов могут образовываться N-нитрозамины, обладающие канцерогенной активностью (способствуют образованию раковых опухолей).

  1. Раздаёт памятки

Деятельность обучащихся:

1.Заполняют таблицу.

2. Поливают рассаду.

3. Отвечают на вопросы и беседуют о нитратах.

 

 РЕФЛЕКСИЯ (итог урока)

Формировать  способности  объективно оценивать цели урока

  Деятельность учителя:

1.Предлагает вспомнить тему и задачи урока

2.Оценивает меру личного продвижения  к цели  учащихся:

-На сколько наша деятельность  соответствовала теме урока.

-Что нового узнали на уроке?

- Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на уроке?

- Кто оценивает свою работу на «5»?

Ученики:

  • Называют тему занятия.
  • Отмечают наиболее понравившиеся этапы.
  • Отмечают успешные ответы, интересные вопросы, трудности в проведении исследовательской работы.

G:\ПОЧВА\DSCN3917.JPG

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Почва

Высота побега после пересадки

Состояние побега

( количество, размер и цвет листьев)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Песчаная

Глинистая

Перегной

 

   ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                                 

                                                Азотные удобрения

Азот необходим растениям для строительства белка. Поэтому почву с давних времен удобряют навозом или вносят минеральные удобрения, содержащие азот. Азотные удобрения – это соли азотной кислоты, соли аммония и мочевина. К ним относятся: натриевая селитра, аммиачная селитра, кальциевая селитра, карбамид. Азотные удобрения представляют собой белые или желтоватые кристаллические порошки (кроме жидких удобрений), которые хорошо растворимы в воде, не поглощаются или слабо поглощаются почвой. Азотные удобрения стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей, листьев). Важны в весенний период.Большое количество азотных удобрений применяют не сразу, а в несколько приемов.

                                   

                                        Калийные удобрения

Калийные удобрения способствуют росту и укреплению сосудов, по которым движутся вода и растворенные в ней питательные элементы. Калий способствует образованию цветков и завязей плодовых культур.  Все калийные удобрения хорошо растворимы в воде и удерживаются в почве, но на глинистых почвах слабо продвигаются в нижние слои. Калийные удобрения также необходимы для питания растений. Недостаток калия в почве заметно уменьшает урожай и устойчивость к неблагоприятным условиям. Важнейшими калийными удобрениями являются: сырые соли, представляющие собой размолотые природные соли, преимущественно минералы сильвинит  и каинит;  древесная и торфяная зола. Хлорид калия – белый мелкокристаллический продукт. Это удобрение больше подходит для осенней подкормки, весной его можно вносить только на очень влажных почвах.

                                       

                                      Фосфорные удобрения

Фосфор участвует в жизненно важных процессах: в образовании плодов и ягод, способствует экономному расходованию воды, значительно повышает зимостойкость растений. Он принимает участие в фотосинтезе, дыхании растений, в образовании и переносе энергии, необходимой для жизнедеятельности растений и животных. При нормальном фосфорном питании повышается урожай плодовых и ягодных культур, благодаря тому, что усиливается отток питательных веществ из листьев в плоды и ягоды. Улучшаются также их вкус и химический состав, в плодах и ягодах повышается содержание сахаров. Фосфор играет большую роль в ускорении созревания плодов. Вносить  их надо осенью или весной, когда перекапываем почву.Самое дешевое удобрение – фосфоритная мука.К растворимым фосфорным удобрениям относятся простой и двойной суперфосфаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Группа удобрений

Роль питательного элемента для растений

Примеры удобрений

Сроки внесения удобрений

Азотные удобрения

Фосфорные удобрения

Калийные удобрения

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Памятка

Использование плодов и овощей с повышенным содержанием нитратов в питание запрещается.

1. При хранении овощей в хорошо вентилируемом помещении и при наличии неповрежденных плодов, отмечается снижение содержания нитратов:                                               

- картофеля в течение 3 месяцев снижается на 15%                                                                                                                        - картофеля в течение 6 месяцев снижается на 70%.                                                                                                                 - моркови в течение 6 месяцев снижается на 55%.

     - овощных культур в среднем через 8 месяцев снижается  на 40-50%.                

 2. При кулинарной обработке овощей /мойке, чистке/, отмечается снижение нитратов на 10%.                                                                             3. При удалении кочерыжки, стержня в моркови, капусте содержатся содержание на 10%.                                                                      

 4. При вымачивании овощей свеклы, капусты, картофеля/ в течение 1 часа снижается  содержание нитратов на 250/0, зелени на 20%.                                                                                              

5.  При варки картофеля около 80% нитратов переходит в отвар.                                                                                                           6.  При варке моркови, капусты, свеклы 60-70%.                                                 7.  Варка на пару в меньшей степени влияет на снижение нитратов в овощах.                                                                                    

 8. При квашении овощей отмечается снижение нитратов на 18 –й день на 70-80%. Рассол в пищу употреблять нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по теме "Олимпийские игры"

формирование  ценностного отношения  школьников к знаниям, развитие любознательности , повышение  познавательной мотивации....

Внеурочное занятие по теме: «Мой дом - мой кров».

Задачи занятия:что значит хороший тон дома;почему говорят: "Мой дом-моя крепость", "Мой дом - мой кров";формирование навыка этикета, умение вести себя дома, в гостях....

Внеурочное занятие по теме:"Танграм - геометрическая головоломка"

Разработка внеурочного занятия по математике. Тема :"Танграм-геометрическая головоломка"...

Презентация к внеурочному занятию по теме "Торцевание".

Презентация по теме торцевание- изготовление букета цветов....

Разработка внеурочных занятий по теме "Дрожжи"

Изучение дрожжевых грибов на внеурочных занятиях позволяет учащимся подробно познакомиться с их жизненным циклом. Предлагается доступная методика выращивания, микроскопирования дрожжевых грибов и опис...

Разработка внеурочных занятий по теме: «Комнатные растения и чистота воздуха в помещении»

Предлагается научно-познавательная программа комбинированных (теоретических и практических) занятий для учащихся 8-х классов с целью изучения влияния растений фитонцидов на микрофлору воздуха закрытых...

Внеурочное занятие по теме:"Топологические опыты"

Конспект внеурочного занятия по математике в 6 классе по теме"Топологические опыты"...