Исследовательская работа "Мое родное незнакомое Присурье"
творческая работа учащихся по химии (11 класс)

Вилкова Валентина Николаевна

Республиканский этап Краеведческой олимпиады

Исследовательская работа "Мое родное незнакомое Присурье"

Обследование окрестностей озер Инерка и Татарка

ссылка на грамоту https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1moe_rodnoe_neznakomoe_prisure.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада-2016

Большеберезниковский муниципальный район

Отдел по работе с учреждениями образования.

XVI  олимпиада по школьному краеведению

Номинация: «Природное наследие родного края.                                                                      

                          Экологический туризм. К туристскому мастерству»  

Тема работы: «Мое родное, незнакомое Присурье» 

Подготовила: Старцева Олеся Ивановна,

ученица 10  класса

МБОУ « Марьяновская средняя общеобразовательная школа»

Адрес образовательной организации:                                                                                        431735  Большеберезниковский муниципальный район

село Марьяновка, улица Школьная, дом8

Домашний адрес:

431735  Большеберезниковский муниципальный район

село Марьяновка, улица Молодежная, дом 30

Контактный телефон: 8(834)36-2-42-22

e – mail: startzeva.olesya@yandex.ru

Руководитель: Вилкова Валентина Николаевна

учитель,

МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа»

Адрес места работы: 

431735  Большеберезниковский муниципальный район

село Марьяновка, улица Школьная, дом8

Контактный телефон: 89603325505

e – mail: vilkova66@mail.ru

с.Марьяновка

-2016г-


Оглавление

Раздел

Стр.

Оглавление

2

Введение.

3

Глава I. Теоретический этап

4- 7

Глава II. Практический этап

8-13

Заключение.

14

Приложение №1 Таблица «Параметры измерения озер».

15

Приложение №2 Фотографии озер

16 -20

Приложение №3 Примерная карта местности

21


Введение

Этим летом я отдыхала в лагере «Орбита», что находится на берегу озера Инерка. На одной из экскурсий по окрестностям озера мы обнаружили ряд небольших озер, находящихся друг от друга на расстоянии от 200 до 1000 метров. Мы поинтересовались у экскурсовода, что это за озера и как они называются. Но ответа мы не получили. Мне стало интересно узнать об этих озерах.                                    Актуальность темы связана с тем, что в мордовском  Присурье близ известных озер Инерка и Лесное озеро (Татарка) соседствуют малоизученные озера. Было бы интересно узнать о них побольше.

Проблема: информации об этих озерах мы не нашли  ни в литературе ни в интернет источниках.

Цель проекта:  Исследовать территорию на востоке и юго-востоке озер Инерка и Татарка.

Задачи проекта:

1. Установить названия озер.

2. Обследовать окрестности озер и выявить экологические проблемы.

4. Исследовать влияние человека  на численность рыбы в озерах.

5.   Изучить   растительный и животный мир озер.

                       6.   Определить органолептические показатели качества воды.

                      Объект исследования:

                        Пойменные луга на территории озер Инерка и Татарка

                        Предмет исследования:

                        Безымянные озера в окрестностях  Инерки  и Татарки   

                       Гипотеза: если безымянные озера находятся в пойменных лугах, то они            

                        сходны по своим экологическим характеристикам с Инеркой и Татаркой.                                                                                     

                       Методы решения поставленных задач:

1. Методы теоретического исследования:   изучение литературы и интернет -источников по изучаемой теме; экскурсии с фотографированием местности.                                                             

2. Поисково-исследовательский метод: сбор информации среди жителей сел Марьяновка и  Пермиси.                                                                                                        3. Полевые методы наблюдения: составление маршрута исследования на озеах.                                                                                               

4. Лабораторные: взятие проб воды  в  озерах их изучение и сравнение.

Глава I. Теоретический этап  

Задачи:

1. Что известно по изучаемой проблеме?
2. Как  называются озера?

3. Каков растительный и животный мир озер?

4. Как влияет человек на численность рыбы в озерах?

Живописный ландшафт изучаемого  района мордовского Присурья издревле привлекал человека. Об этом свидетельствуют археологические находки на дюнных возвышениях у озера Инерка. На протяжении многих тысячелетий природный потенциал ландшафта использовался для охоты и рыболовства; велась сельскохозяйственная и лесохозяйственная деятельность.

Инерка—крупное озеро, расположенное в Республике Мордовия долине реки Сура в 17 километрах от села Большие Березники. В переводе с эрзянского его название означает «великое озеро» («ине» —великий, «эрьке» — озеро). Длина озера около 3 километров, максимальная ширина— 200 м, максимальная глубина —11,1 м(средняя     —6 м). Площадь, занимаемая озером, составляет 43,7 гектара. Инерка — озеро водно эрозионного типа, это одно из цепи озёр, возникших в старом русле Суры. Вода в озере пресная, сохраняет прозрачность до двух метров глубины.

 Постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 6 марта 1983 года озеру придан статус памятника природы республиканского значения.

В начале 1990-х годов учёные обратили внимание, что узкий перешеек между Инеркой  и Сурой(составлявший в 1991 году всего 50-60 метров) с каждым годом уменьшается. Поскольку озеро находится выше уровня Суры, при слиянии озера с рекой вода из Инерки вытекла бы в русло реки, и озеро превратилось бы в болото. Поэтому русло Суры в этом месте пришлось изменить, отведя его в сторону на 350 метров, таким образом озеро было спасено.

Участниками  экскурсии была  отмечена  сравнительно хорошая сохранность природного ландшафта, определяющая высокое биологическое разнообразие экосистем.

По данным экспедиции 2012года в  современной флоре озера Инерка и его ближайших окрестностей зарегистрировано 439 видов из 265 родов и 80семейств сосудистых растений. В их числе 7 видов папоротников, 5 – хвощей, 2 – плаунов, 2 – голосеменных, остальные – 120 видов – однодольные и 313 видов двудольные покрытосеменные растения. К числу редких и исчезающих растений в изученной флоре природного памятника «Озеро Инерка» отнесено 33 вида сосудистых растений из 30 родов и 22 семейств, а также 2 вида моховидных, 1 – лишайников

Лесное озеро (Татарка) расположенное на левом берегу реки Суры. Это одно из красивейших мест юго-восточной Мордовии. Западный берег озера занимает сосновый бор, на севере простирается дубрава, на востоке и юго-востоке, в окрестностях Татарки, раскинулись заливные луга.  Это удивительно живописные места. Именно здесь располагаются изучаемые озера. На вопрос как они называются я не нашла ответа в литературных источниках и интернете. Растительный и животный мир в их окрестностях и самих озерах практически не отличается от флоры и фауны Инерки и Татарки, если только более скудным  разнообразием.

Характер растительности водоемов зависит от состава воды, скорости течения, глубины водоема, характера дна. Наиболее богата водная растительность в таких неглубоких озерах,  со  слабопроточной водой, так как они соединены между собой истоками. Здесь можно наблюдать изменения видового состава растений с изменением глубины. У берега растут полупогруженные растения: стрелолист, ежеголовник,  некоторые осоки, хвощи, и другие, здесь же можно обнаружить ряски,  элодею. Глубже располагаются прикрепленные растения с плавающими листьями – кувшинками и кубышками, полностью погруженные рдесты. В этих водоемах поверхность водоема плотностью закрывает ряска и телорез, вытесняя все другие виды.

Так индикаторами постепенного снижения уровня воды является сусак зонтичный, двукисточник тростниковидный, ежеголовник прямой, рогоз широколистный. Резкое снижение уровня воды индицирует манник водный, а чередование резких снижений и поднятий, сопряженное с перемешиванием поверхностного природного слоев воды – горец змеиный и стрелолист обыкновенный. Группа растений – индикаторов, указывающих на мезотрофию и эвтрофию водоемов, довольно значительна, это  водяной перец, рдесты, гребенчатый и плавающий, ряска трехдольная и стрелолист плавающий. Нами были обнаружены редкие растения крестовник татарский и сальвиния плавающая. Животный мир представлен земноводными: озерной лягушкой, обыкновенной жабой, тритоном гребенчатым. Из членистоногих встречаются два вида паукообразных, из насекомых-жуки, бабочки, стрекозы.

Здесь можно также повстречать очень много разных животных: косуль, выхухолей, выдр, в озерах также присутствуют следы жизнедеятельности бобров. Из птиц чернозобые гагары, беркуты, орланы- белохвосты, филины, сапсаны, цапли, кулики и другие.   По аналогии с Инеркой можно предположить водятся такие виды рыб, как: окунь,  лещь, линь, густеркакрасноперка,  плотва,  щука, язь, белый и красный карась, ратаны, бессмертник.

 Половодья необходимы пойменным озерам, так как улучшаются их гидрологические характеристики и  сохраняется и так небогатое  видовое разнообразие рыб и ведет к улучшению экологического состояния озер.. На численность рыб оказывает влияние антропогенный фактор — происходит вылавливание рыб запрещенными приемами: сетями, электроудочками, специальными конструкциями для ловли рыбы, что приводит не только к уменьшению численности рыб, но и даже к массовой гибели.

В результате рекреации, строительства баз отдыха и дорог экосистема  нарушена. Берега озера Инерка и прилегающих территорий сильно замусорены. В ходе специальных исследований показано, что многие редкие виды водных растений находятся в озере на грани исчезновения (наяда большая, чилим, или водяной орех), если ранее они имели многочисленные популяции, то в 2008 г. отмечены лишь единичные экземпляры. Такие растения как сальвиния плавающая, наяда малая совсем обнаружить не удалось. С другой стороны, во флору природного комплекса озера происходит проникновение многих чужеземных растений. Например, в озере разрастается североамериканский вид элодея канадская , по берегам озера и сырым колеям американское растение череда олиствененная, которые конкурируют с растениями местной флоры и вытесняют их. Влияние человека на экосистему озер на лицо.

Выводы теоретического этапа: 

  1. Природный потенциал ландшафта мордовского Присурья использовался для охоты и рыболовства; велась сельскохозяйственная и лесохозяйственная деятельность.
  2.  Неглубокие озера (глубиной от 2-4 м), соединенные между собой истоками делают более живописными заливные луга западного      берега Лесного озера.
  3. Растительный и животный мир в озерах и их окрестностях сходен с флорой и фауной Инерки и Татарки.
  4. Для сохранения численности рыбы необходимо запретить вылавливание запрещенными методами.  

 

Глава II. Практический этап  

Задачи:

1. Как  называются озера? Опрос местных жителей.
2.       Собственные наблюдения и выводы;

  1. Составление карты местности.
  2. Определение органолептических показателей воды.

Чтобы установить названия озер мы провели опрос (опрошено более 8человек). Исследования основывались на информации, представленной жителями  сел Марьяновка и Пермиси . Это в основном охотники, рыболовы, лесники.

Со слов лесника кордона «Инерка» -Лугаськова  Николая Ивановича 

этих озер насчитывается порядка восьми протяженностью 2-2,5км и они среди сельских жителей получили необычные названия. Самое большое из них «Чудомаз», затем «Булык», «Пенделюха», «Широкое», «Куриное», «Малый Булык» «Круглое», «Букач» Эту информацию подтвердили рыболовы с. Пермиси: Агейкин Владимир Николаевич,  Вилков Андрей Иванович,  Агейкин Николай  Иванович.  Несмотря на то, что опрашиваемые люди отличаются по национальности: русский и мордва, дали этим озерам одинаковые названия, т.е. топонимы идентичны .

Николай  Иванович рассказал так же о видовом разнообразии рыб в этих озерах. Здесь водятся- окунь,  красноперка,  плотва,  щука, язь, белый и красный карась, ратан, бессмертник. «Как видите небольшое разнообразие, но довольно устойчивое, рыбу с этих озер можно употреблять в пищу»

Владимир Николаевич отметил, что об этих  озерах рассказывал ему отец и с тех пор в их названиях ничего не изменилось. Их можно рассматривать по разным характеристикам: по разной отдаленности от Инерки,  по величине, форме.  По  рассказам рыбаков и собственным летним наблюдениям  мы попытались воспроизвести приближенные  к действительности  параметры этих озер и отразили их в следующей таблице:

Название озера

Параметры

Широкое

Куриное

Пенделюха

Чудомаз

Булык

Малый булык

Круглое

Букач

Форма озера

Овальное

Удлиненное

Г-образное

Кляксообразное

Изогнутое

Круглое

Круглое

Вытянутое

Максимальная

глубина(м)

2

2

4

4,5

4

1,5

1,2

1

Средняя

глубина (м)

1

1

1,5

2

2,5

1

0,5

0,8

Максимальная

ширина (м)

200

250

300

400

350

150

200

100

Максимальная

 длина (м)

400

350

800

1000

850

350

200

150

Самое большое из них «Чудомаз», → «Булык»,→ «Пенделюха», →«Широкое», →«Куриное», →«Малый Булык»→ «Круглое»,→ «Букач»

Определение органолептических показателей  качества воды                     Органолептическая оценка приносит много прямой и косвенной информации о составе воды и может быть проведена быстро и без каких-либо приборов.   К органолептическим характеристикам относятся цветность, мутность (прозрачность), запах, вкус и привкус, пенистость.    Органолептическая оценка качества воды – обязательная начальная процедура санитарно-химического контроля воды.                                                                                                                                              

1. Определение мутности (прозрачности)

Оборудование:  пробирки.   Растворы:  вода из озер

Ход работы

1. Пронумеруем пробирки с растворами.

2. Заполним каждую пробирку  водой  на высоту 10–12 см.

3. Определим мутность воды, рассматривая пробирку на темном фоне при достаточном боковом освещении. Выберем  подходящую степень мутности по таблице и поставим номер пробирки:

Степень мутности

Номера пробирок

(лето)

Номера пробирок

(зима)

Мутность отсутствует

№1

№1  №2   №3  №4    №5

Слабо опалесцирующая

-

-

Опалесцирующая

№3

-

Слабо мутная

№2  

№5

№6  №7   №8

Очень мутная

№4

№6

№7

№8

-

2. Определение запаха воды

Оборудование: пронумерованные пробирки с пробками, штатив

для пробирок.  Растворы: озерная вода

При определении запаха руководствуемся предложенными ниже таблицами.

Интенсивность

запаха

Характер проявления запаха

Балл

Отсутствует

 Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах слегка обнаруживаемый

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

2

Заметная

Запах легко замечается, вызывает неодобрительный отзыв о воде.

3

Отчетливая

 Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

5

Символ

 Характер

запаха

Примерный род запаха

А

Ароматический

Огуречный, цветочный

Б

 Болотный

 Илистый, тинистый

Г

 Гнилостный

 Фекальный, сточный

Д

Древесный

Запах мокрой щепы, древесины

З

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли

Р

Рыбный

 Рыбьего жира, рыбы

С

 Сероводорода

 Тухлых яиц

Т

Травянистый

 Сена, свежескошенной травы

Н

Неопределенный

Запах естественного происхождения, не подходящий под предыдущие определения

Ход работы

1. Нальем водные пробы в пронумерованные пробирки и закроем пробками.  2. Поочередно открывая пробки у пробирок  определяем запах воды

Результаты наблюдений

пробирки

 Оценка

в баллах

Запах

1 «Чудомаз»

2

Т

2 «Булык»

3

Д

3 «Пенделюха»

4

Д

4 «Широкое»

3

Д

5 «Куриное»

4

Б

6 «Малый Булык»

4

Б

7 «Круглое»

4

Б

8 «Букач»

4

Б

 

3. Определение вкуса и привкуса воды

Оборудование: ложка, стаканы одноразовые на 200 мл – 8 шт.

Растворы: озерная вода.

Ход работы

1. Наливаем в стаканы по 100 мл прокипяченной  воды.

2. Набираем из каждого стакана 10–15 мл жидкости ложкой, подержим

ее во рту несколько секунд и определяем вкус и привкус.

Внимание! Жидкость не проглатываем!

Исследуем за один раз не более 3-х проб, затем делаем перерыв на 5 минут.

3. Определим интенсивность вкуса и привкуса  растворов,  разбавив их в 2 раза, добавляя по 100 мл воды в каждый стакан.

Для оценки вкуса и привкуса используем следующую таблицу:

Интенсивность вкуса и привкуса

Интенсивность

вкуса и привкуса

Оценка

интенсивности вкуса и

привкуса

в баллах

Характер проявления вкуса и

привкуса

Нет  

0

 Не ощущаются

Очень слабая

1

 Сразу не ощущаются, но обнаруживаются при тщательной оценке

Слабая

2

 Заметны, если обратить внимание

Заметная

3

 Легко заметны и вызывают неодобрительный отзыв

Отчетливая

4

 Обращают внимание и заставляют воздержаться от питья

Очень сильная

5

 Очень сильные, делают воду непригодной для питья

Характер вкуса и привкуса

Проба (раствор) №

Вкус и привкус

1 «Чудомаз»

Обращают внимание и заставляют воздержаться от питья

2 «Булык»

Обращают внимание и заставляют воздержаться от питья

3 «Пенделюха»

Обращают внимание и заставляют воздержаться от питья

4 «Широкое»

Обращают внимание и заставляют воздержаться от питья

5 «Куриное»

Обращают внимание и заставляют воздержаться от питья

6 «Малый Булык»

Очень сильные, делают воду непригодной для питья

7 «Круглое»

Очень сильные, делают воду непригодной для питья

8 «Букач»

Очень сильные, делают воду непригодной для питья

Выводы практического этапа:

1. Озер восемь и они имеют следующие названия: «Чудомаз», «Булык», «Пенделюха»,  «Широкое»,  «Куриное»,  «Малый Булык»  «Круглое»,   «Букач»

2. Собственные наблюдения и выводы представлены в приложениях.

  • таблица «Параметры озер» (см. Приложение 1);
  • фотографии озер в летний и зимний период (см. Приложение 2)

3.  Составлена примерная карта местности. (см. Приложение 3)

4. Изучены органолептические характеристики качества воды в озерах, по которым определили, что:

  •  вода имеет посторонние запахи;
  • неприятный  привкус;
  •  летом повышена мутность;                                                                               Все это говорит о непригодности воды для питья.

Заключение

Тема работы «Мое родное,  незнакомое Присурье» связана с исследованием неизученных  уголков природы моей малой Родины.  Столкнувшись на экскурсии с незнакомыми озерами, я поставила своей целью  что-то узнать о них.

И узнала, что озера имеют названия   : Чудомаз, Широкое, Пенделюха, Булык, мал. Булык, Букач, Круглое, Куриное. Обследовав  окрестности озер мы  выявили экологические проблемы.

Исследовали влияние антропогенного фактора   на численность рыбы в озерах. Изучили   растительный и животный мир озер.

Определи органолептические показатели качества воды и убедились, что она непригодна для питья

Гипотеза, представленная в работе, нашла полное свое подтверждение входе исследования: озера сходны по своим экологическим характеристикам с Инеркой и Татаркой. 

В связи с усилением антропогенного воздействия на природную среду, в природе возникает угроза уничтожения организмов и изменяется современный облик экосистем.

Поэтому важно знать о состоянии природы родного края, нужно своевременно выявить произошедшие изменения в ней и разработать предложения по проведению мероприятий по оздоровлению и охране экосистем.

Необходимо отметить, что данная работа не претендует на полное исследование данной местности. Поэтому остается поле деятельности для следующих исследований, по мере изучения местности или по мере подключения к работе других авторов.

И свою работу хочу закончить словами А. Сент-Дьердьи:

«Исследовать-значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думает ни кто».

  1. Список литературы

1. Авинская Е. В. Научно-исследовательская работа школьников. - Санкт-Петербург, 1998.

2.Захлебный А. Н. Учебная экологическая тропа. - М., 1986.

3.Индивидуальная работа // Народное образование, 2000, № 3.

4. Нинбург Е. А. Выполнение и оформление самостоятельной и исследовательской работы. - Л., 1991.

5. Учебные тропы природы. / В. П. Чижова, А. В. Добров, А. Н. Захлебный - М: Агропромиздат, 1989.

  1. Ушакова М. В. Исследовательская деятельность учащихся. //Педагогический калейдоскоп, 1998 № 3.
  2. А.Г. Муравьев, Н.А. Пугал, В.Н. Лаврова Экологический практикум:

Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Му-

равьева. – 2-е изд., испр. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 176 с.: ил.

8. Райков Б.Е., Римский-Корсаков. Зоологические прогулки. М.: Топикал, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательской культуры школьников средствами географии родного края

Краеведение представляет собой такой вид научной деятельности, заниматься которым могут как известные ученые, так и школьники, заинтересовавшиеся историей, культурой или географией родного края,...

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на примере изучения географических объектов родного села

На протяжении всей моей школьной жизни я активно занималась краеведением. Потому что на местном материале можно познать сложные взаимосвязи природы, хозяйства, истории и др. Краеведение как ме...

Исследовательский проект "Кофе знакомое и незнакомое"

Интересные исследования по истории, свойствам и областям применения  хорошо всем известного напитка....

Сочинение " Мой незнакомый, но родной герой"

Работа, посвященная 73-летию Победы...

Исследовательский проект: «Родной поселок: память в камне».

Тема, взятая для проекта очень актуальна и своевременна. Данный проект имеет большое значение для подрастающего поколения, потому что в ней поднята тема малой Родины, затрагивает тему патриотического ...