Развитие исследовательской культуры школьников средствами географии родного края
методическая разработка на тему
Краеведение представляет собой такой вид научной деятельности, заниматься которым могут как известные ученые, так и школьники, заинтересовавшиеся историей, культурой или географией родного края, и имеющие склонность к исследовательской работе. Некоторые знания о родном крае дети могут получить и в учебной и во внеурочной работе, но научиться разносторонней творческой исследовательской деятельности они могут только вне урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_v_sbornik_issled_r-ta_po_vodoemam.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательской культуры школьников средствами географии родного края.
Зарецкая Е.Е.
МОУ «Матасинская ООШ», учитель географии.
Краеведение представляет собой такой вид научной деятельности, заниматься которым могут как известные ученые, так и школьники, заинтересовавшиеся историей, культурой или географией родного края, и имеющие склонность к исследовательской работе. Некоторые знания о родном крае дети могут получить и в учебной и во внеурочной работе, но научиться разносторонней творческой исследовательской деятельности они могут только вне урока.
Цель поисково-исследовательской работы учащихся не только получение и осмысление новых результатов, но и усвоение основных методов и приемов проведения исследований и экспериментов. Изучение географии родного края предоставляет богатейший материал для достижения этой цели. В процессе решения поставленных исследовательских задач учащиеся лучше узнают родной край, глубже понимают особенности его природы, развивают свои способности к аналитическому мышлению. У них формируется интерес и привязанность к родному краю, крепнут патриотические чувства.
Для углубления знаний о природе родного края, а также, чтобы изучить влияние человека на окружающую среду, учащимися нашего кружка «Юные краеведы» были проведено исследование качества воды в местных водоемах.
Целью нашей работы было установить соответствие между видовым составом беспозвоночных и степенью загрязненности местных водоемов - озер Матас и Матасенок. Для этого мы воспользовались результатами исследования фауны наших водоемов, полученными с помощью методики, разработанной немецкими учеными Р. Вассманом и В. Ксиландером. С помощью этой методики, изучив качественный и количественный состав беспозвоночных, можно сделать вывод о степени загрязненности воды в данном водоеме. Эта методика отличается простотой и удобством исполнения, она, как показал опыт, вполне доступна и понятна школьникам.
Затем, чтобы установить связь между качественными характеристиками проб воды и видовым разнообразием беспозвоночных тех же водоемов исследовали прозрачность, вкус, цвет, запах, рН образцов воды. В ходе работы ученики приобретают простейшие навыки проведения лабораторного эксперимента, а также умение ставить перед собой исследовательскую задачу, предлагать пути её решения и умение анализировать полученные в ходе исследования результаты, делать выводы и обобщения. Успешное решение поставленных задач повышает творческую активность учащихся, стимулирует дальнейшее изучение природных объектов родного края.
Результаты исследования проб воды из местных водоемов и контрольных проб приведены в таблице 1. В качестве контрольных проб были взяты пробы дистиллированной и колодезной воды.
Табл.1
Показатель | Дистиллированная вода | Колодезная вода | Вода из озера Матас | Вода из озера Матасенок |
рН | 6,5 – 7,0 | 7,14 | 8,0 | 9,0 |
цвет | бесцветная | бесцветная | практически бесцветная | зеленовато-желтая |
прозрачность | прозрачная | прозрачная | слегка мутная | мутная |
запах | без запаха | без запаха | без запаха | запах сероводорода |
вкус | без вкуса | слегка солоноватый вкус | солоноватый вкус | соленый вкус |
Результаты определения и подсчета беспозвоночных в водоемах Матас и Матасенок приведены в таблице 2.
Табл. 2.
Название групп организмов | Обнаруженные в пробе группы организмов | Число видов в группе | Определение высшего разряда | |
Число видов в группе | Разряд | |||
Личинки веснянок | нет | - (-) | 2 и более 1 | А В |
Личинки поденок | нет | - (-) | 3 и более 2 1 | В С не влияет |
Личинки ручейников | нет | - (-) | 4 и более 1-3 | В С |
Бокоплавы | нет | - (-) | 2 и более 1 | С не влияет |
Водяной ослик | нет | - (-) | D | |
Пиявки | есть | 4*(2)** | D | |
Другие кольчатые черви | есть | 3*(1)** | E | |
Моллюски | есть | 4*(-)** | Не влияют на разряд | |
Личинки комаров | есть | 2*(-)** | Не влияют на разряд | |
Жуки и их личинки | есть | 1*(1)** | Не влияют на разряд | |
Общие число видов | 14*(4)** |
Общее число видов/ Разряд | 0-1 | 2-8 | 9-15 | 16 и более |
A | - | II | I-II | I |
B | III | II-III | II | I-II |
C | III-IV | III | II-III | II |
D | IV | III-IV** | III* | II-III |
E | IV | IV | III-IV | III |
Класс качества воды | Степень загрязнения |
I | Очень чистая |
II | Чистая |
III | Умеренно грязная* |
IV | Загрязненные** |
V | Грязная |
VI | Очень грязная |
* - данные для озера Матас;
** - данные для озера Матасенок.
Опираясь на полученные данные, наши учащиеся сделали вывод, что с помощью видового состава беспозвоночных и их количества на единицу площади побережья водоема можно сделать выводы о степени загрязненности данного водоема, и, что такого рода наблюдения можно использовать для постоянно мониторинга качества воды в водоемах.
В заключении хотелось бы сказать, участие школьников в исследовании объектов родной природы не только углубляет их знание географии своего края, но также позволяет использовать в своей работе знания, полученные при изучении других предметов (в нашем случае биологии и химии).
Список литературы:
1. Р. Вассман, В. Ксиландер. «Определение некоторых пресноводных беспозвоночных организмов», Verlag Stephanie Nagishmid, Rotebuhlstr. 87A, D-7018 Stuttgart, 1985.
2. Б.Г. Иоганзен, Н.А. Городецкая. «Сельская школа и охрана природы.»- Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1984.
3. М.В. Лаврентьев. «География Курганской области».- Учебное пособие для учащихся.- Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1970.
4. Социально-образовательный проект «Моя малая Родина»/ Главное управление образования Курганской области, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.
В статье приводится опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт применения экологических знаний в конкретных жиз...
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В статье предложены способы использования ИТ для развития исследовательской культуры у учащихся....
Развитие исследовательских способностей школьников на уроках географии (из опыта работы)
В работе содержится методический материал, предназначенный для развития исследовательских способностей обучающихся....
Физическая география родного края / Социальная и экономическая география Донецкого края
Электронный вариант книг размещен "в контакте" - https://vk.com/id156174729 Учебное пособие Физическая география родного края адресовано учащимся 8-х классов.Составлено в соответстви...
статья ПРОВЕДЕНИЕ БИЛИНГВАЛЬНЫХ УРОКОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Статья"ПРОВЕДЕНИЕ БИЛИНГВАЛЬНЫХ УРОКОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ"...
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ
В статье анализируется проблема формирования нравственно-эстетического мировоззрения обучающихся посредством художественной деятельности....