Методическая разработка урока "Духовные ценности современной цивилизации"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Миркина Валентина Петровна

Духовные ценности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_4_urok_k_attestatsii.docx21.11 КБ
Файл tema_uroka_6_urok_k_attestatsii.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Духовные ценности современной цивилизации.

Цели:

Обучающая: активизировать, систематизировать и актуализировать знания, полученные в процессе изучения культурно – духовной сферы современной цивилизации; в осмыслении проблем духовной жизни современной России.

Воспитательная: воспитывать уважительное, толерантное отношение к иным точкам зрения.

Развивающая: развивать умение размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию.

Общеучебные задачи: отрабатывать навыки отбора и систематизации материала, его реферирования; использовать ИКТ при оформлении результатов проведённого исследования, публичного представления результатов исследования.

Тип урока: «круглый стол».

Методы преподавания: метод проблемного изложения, исследовательский метод.

Форма обучения: групповая.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, плакат, таблица.

Опережающее задание: группа делится на две подгруппы. Первая подгруппа накануне урока проводит социологический опрос своих ровесников, преподавателей, друзей, родителей по вопросам:

1) Кого считать молодым?

2) В каких условиях живёт российская молодёжь?

3) Каковы особенности её интересов и устремлений?

4) Молодёжная субкультура: быть похожей или отличаться?

Возрастные группы респондентов: 16 – 18 лет; 18 – 35 лет; 35 – 50 лет; 50 – 65 лет. По результатам опроса составляются диаграммы, их презентации и комментарии используются в ходе дискуссии. Поскольку учащимся предстоит самостоятельно осуществить сбор и изучение устных ответов, преподаватель заранее обсуждает с ними правила поведения во время и после интервьюирования (памятка 1).

      Памятка 1. Как вести себя во время интервью:

  • Приходить вовремя, быть подготовленным и вежливым.
  • Слушать, не задавать вопросы, на которые уже дан ответ ранее.
  • Быть терпеливым, давать время для ответа, не спорить и не исправлять ответ.
  • Задавать уточняющие вопросы, использовать дополнительные наглядные материалы, например фотографии, по теме опроса.
  • Не забыть поблагодарить в конце интервью.

Вторая подгруппа проводит анализ телевизионных  передач, фильмов, ток – шоу, спортивных программ федеральных каналов.

                                                        План

1. Вступительное слово преподавателя.

           Настоящая тема является завершающей в изучении раздела «Основы знаний о духовной культуре человека и общества». В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ – духовность. Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей. Важнейшие среди них – потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного. Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры.

         Изучая темы этого раздела, мы решили с вами итоговый урок провести в форме «круглого стола» по теме «Молодёжная субкультура и традиционная культура общества: антагонизм или развитие?» Вы сами выбрали эту тему, считая, что в нашем обществе молодёжь всё чаще обвиняют в бездуховности, в незнании своей истории, литературы, культуры.

И сегодня мы попытаемся разобраться в важной проблеме, посмотреть на неё с разных точек зрения и сделать осознанный выбор.

Как мы будем это делать?

Алгоритм проведения урока.

Каждая подгруппа занимает свои места за «круглым» столом. К дискуссии могут присоединиться все присутствующие на уроке.

Обращаю внимание участников дискуссии на плакат «Наши правила».

1. Главное – факты, логика, доказательства.

2. Слушать того, кто говорит.

3. Говорить в одно и то же время может только один человек.

4. Поднимать руку, если есть желание выступить.

5. Не прерывать того, кто говорит.

6. Спорьте искренне, не искажайте слов и мыслей своих оппонентов.

7. Не обижайтесь.

8. Мы слушаем и слышим друг друга.

2. Интерактивная часть урока.

Предлагаю участникам «круглого стола» озвучить результаты своего исследования, а всем присутствующим поделиться собственным опытом, наблюдениями, связанными с обсуждаемой проблемой.

Молодёжная субкультура, как и традиционная, активно участвует в социальных программах помощи больным, инвалидам, детям – сиротам, наркоманам.

В любом обществе духовная культура не представляет  собой единого и монолитного целого. Ибо в любом обществе наряду с эстетически развитыми и одарёнными людьми, есть люди с неразвитым вкусом.

Особенность отечественных молодёжных субкультур состоит в том, что большинство из них ориентировано либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.

Говоря о молодёжной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий.

То, что вчера было характерно для молодёжной культуры, сегодня может стать традиционной.

Вопросы преподавателя, как ведущего, к участникам дискуссии.

«Я понимаю, что Вам не нравится этот подход, но что, Вы думаете, могут привести в качестве аргументов «за» его сторонники?»

«Что можно возразить против тех доводов, которые Вы только что привели?»

«Может ли кто – нибудь назвать те области, в которых у нас есть взаимопонимание?»

«Как бы Вы разделили, что является частным делом, а что касается всего общества в целом?»

«Что в этом подходе Вас не устраивает, с чем Вы не можете смириться?»

«Может ли кто – то назвать те противоположные ценности, которые столкнулись?»

«Каковы жизненные ценности тех людей, которые могут занимать такую позицию?»

«Как бы изменилась Ваша позиция, если бы Вы занимали иную социальную нишу? Если бы были человеком иной национальности?»

Преподаватель – ведущий выводит на большой экран таблицу и предлагает участникам дискуссии заполнить  её.

С чем мы готовы согласиться?

С чем мы не хотим смиряться?

В чём мы не пришли к согласию?

Чем мы готовы жертвовать, чтобы достичь того, с чем мы согласны?

            1

             2

              3

             4

             …

           …

            …

             …

Запишите суждение в том виде, в котором оно приемлемо для всех в группе.

3. Заключительное слово преподавателя.

Завершая нашу дискуссию, мы не говорим о подведении итогов, а всего лишь о логическом окончании того, что делалось на протяжении занятия. Вы описали свои впечатления и сам процесс дискуссии, но не вынесли окончательное суждение.

И поэтому я попрошу, чтобы в конце занятия вы спросили себя:

- Что неприемлемо для нас в молодёжном досуге?

- Чем мы не хотим поступиться?

- Что другие могут вынести из нашего обсуждения?

4. Заключение.

Выставление оценок.

Домашнее задание: В нашей стране вопрос «Легко ли быть молодым?» был поставлен в документальном фильме С. Говорухина во время «перестройки». Сейчас, в 21 веке, этот вопрос ставят всё чаще. Напишите свой ответ на этот вопрос.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Территориальные изменения на карте Европы после

                              Первой мировой войны.

Цели:

1. Обучающая: расширить познавательные возможности учащихся средствами исторической карты; показать и отработать приёмы поиска исторической информации на карте с использованием различных картографических приёмов; подчеркнуть роль исторической карты как самостоятельного источника знаний.

2. Воспитательная: воспитывать коммуникативные навыки учащихся при работе в малых группах.

3. Развивающая: развивать навыки составления контурных карт; использовать карту для развития памяти, внимания, анализа и обобщения.

Тип урока: комбинированный.

Методы преподавания: метод формирования системно – деятельностного мышления.

Форма обучения: индивидуальная, работа в парах, групповая.

Оборудование урока: демонстрационные карты (Первая мировая война 1914 -1918 гг.; Европа после Первой мировой войны).

Атлас: Новейшая история. ХХвек. Мультимедийная приставка с проектором. Аппликации и магниты.

Опережающее задание:

Каждому принести чистую контурную карту.

                                                         План

1. Вступительное слово преподавателя.

Мы закончили изучение темы «Первая мировая война и участие в ней России». Эта война привела к глобальным изменениям на европейском континенте. Ваша задача – найти эти изменения на картах и с помощью значков, цветового фона, диаграмм, врезок заполнить контурную карту. Чтобы работа была более эффективной, разбейтесь на пары и вы сможете контролировать себя в условиях взаимопроверки.

Для успешной работы выполните входной контроль – тест.

                             Организационный лист № 1.

Задание 1.

Используя легенду карты найдите и назовите точечные государства Европы.

 _

 _

 _

 _

 _

Задание 2.

Назовите государства военно – политического  союза Антанта.

 _

 _

 _

Задание 3.

Какой военно – политический союз составили страны Германия, Австро – Венгрия, Италия?

 _

Задание 4.

Когда возник Четверной союз? Назовите страны…

 _

 _

 _

 _

Задание 5.

Перечислите империи Европы перед Первой мировой войной.

 _

 _

 _

 _

 _

 _

 _

 _

 _

2. Читаем карту Первой мировой войны.

1. Дайте общую характеристику карты.

2. Найдите на карте военно – политические блоки.

3. Найдите противоречия в использовании приёма качественного цветового фона.

4. Найдите и запомните наизусть нейтральные страны, империи, точечные страны.

Проверьте друг друга по чистой контурной карте, запишите ошибки друг друга.

3. Работа по вариантам над территориальными изменениями после Первой мировой войны.

Найдите в атласе на странице 9 карту «Европа после первой мировой войны» и заполните карту, ответив на следующие вопросы:

1. Как изменилась территория Германии?

2. Какие государства возникли на обломках Австро – Венгерской империи?

3. Как изменилась территория России?

                            Организационный лист № 2.

Задание 1.

Назовите государства, вышедшие из состава России в 1918 году.

  1. Польша

  2…

  3…

  4…

  5…

Задание 2.

Какие территории и кому передала Германия?

 _

 _

 _

Какую часть своей территории потеряла Германия?

 _

Задание 3.

Какие новые государства появились после распада Австро – Венгерской империи?

1. Венгрия

2…

3…

4…

5…

6…

4. Закрепление изученного материала.

Учащиеся по очереди показывают на карте территориальные изменения в Европе, используя демонстрационную карту, аппликации, магниты.

5. Заключение.

Прошу сдать организационные листы.

Выставление оценок.

Домашнее задание: 1. Что вы знаете о судьбе Италии после Первой мировой войны?

2. Подумайте: где? когда? почему возник фашизм?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: История и современное устройство токарного станка

Токарный станок – это устройство, обеспечивающее вращение заготовки, и, с помощью механизированного перемещения резца, придающее ей нужную человеку форму. На токарном станке можно изготавливать практи...

Методическая разработка по теме" Современые методы преподавания,игры на уроках английского языка"

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы по...

Методическая разработка урока "Моделирование современной одежды по мотивам народного кроя"

Урок разработан и проведен с обучающимися 7-8 классов в рамах Городского Фестиваля "Времен связующая нить: урок в школьном музее»...

Методическая разработка "Семейные ценности и традиции"

laquo; Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети"А.С.Макаренко« Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»В.А.Сухомлинский...

Методическая разработка урока астрономии "Современные представления о происхождении Солнечной системы"

Методическая разработка урока астрономии «Современные представления о происхождении Солнечной системы»На протяжении многих веков вопрос о происхождении Солнечной системы и Земли волновал п...

Методические разработки. Семейные ценности

В этой работе расскажем о том, какие бывают семейные ценности, каких видов и классификаций, что к ним относится, как их воспитать, какое значение они несут и как их сохранить, приведем исчерпывающие п...