Программа кружка Фенология
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Многолетняя повторяемость наблюдений является важным условием изучения природы. Это условие должно считаться непременным в организации фенологических наблюдений в школах, независимо от того, для чего они проводятся – в целях учебно-воспитательной работы или в целях привлечения учащихся к накоплению фенологических данных для решения научно-практических задач фенологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа работы кружка
«Фенология и биология: фенологические наблюдения за растительным миром лесопарка Кусково»
I. Пояснительная записка. Методические рекомендации.
В кратком определении фенология – наука о сезонном развитии живой природы, обусловленном сменой времен года. Слово «фенология» в переводе с греческого - наука о явлениях. Хотя этот термин не полностью отражает существо предмета, но уже больше столетия употребляется в научном обиходе. Фенология как наука определилась сравнительно недавно, то наблюдения людей над явлениями природы восходят к отдалённым временам. Тысячелетия назад многие народы в своей земледельческой практике умели следить за сезонным развитием природы и использовать свои знания в ведении сельского хозяйства. Наблюдения и описание сезонных явлений имеются в трудах древних философов.
Приведённые программа фенологических наблюдений и методические указания могут служить пособием по фенологии для учителей начальных классов при изучении курса «Окружающий мир», учителей биологии и географии. Фенологическая работа в школе должна быть организована в тесном сочетании с учебным процессом и различными формами внеклассной работы. Это может быть создание фенологического кружка, проведение работ на пришкольной территории, сбор ботанических и зоологических коллекций, участие в заготовках растительного сырья, работа на школьной метеорологической площадке.
Многолетняя повторяемость наблюдений является важным условием изучения природы. Это условие должно считаться непременным в организации фенологических наблюдений в школах, независимо от того, для чего они проводятся – в целях учебно-воспитательной работы или в целях привлечения учащихся к накоплению фенологических данных для решения научно-практических задач фенологии.
Какие задачи решаются при организации фенологической работы в школе:
- углубить и закрепить полученные знания при изучении школьного курса;
- расширить и углубить знания учащихся о природе родного края;
- расширить знания о видовом составе растений и животных родного края;
- воспитывать у учащихся любовь к природе и бережное отношение к ней;
- развивать наблюдательность, любознательность, интерес к изучению природы;
- формирование культурного поведения в природе;
- раскрыть общие закономерности развития природы;
- способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения и др.
Но, как показывает опыт, фенологическая работа в школе лишь тогда становится результативной и полезной, когда учитель постоянно руководит ею, привлекает к наблюдениям всех учащихся или участников кружка. Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить календарь природы своего района. Имея результаты многолетних фенологических наблюдений, учащиеся могут получить представление о синхронности развития растений на территории своего края. Учатся определять, как реагируют растения на условия окружающей среды, устанавливать причины, обусловливающие темпы развития растений.
С учетом того, что фенологические наблюдения касаются многих тем школьных программ, они дают преподавателям экологии и биологии ценнейший материал для конкретизации и закрепления знаний, полученных учащимися на уроках природоведения, географии и биологии.
Вот несколько примеров.
В теме «Гидросфера» по природоведению учащиеся знакомятся с реками и озёрами. Учитель имеет возможность вместе с учащимися проанализировать сроки ледохода, половодья, ледостава на водоёмах своей местности в различные годы и выявить взаимосвязи в природе.
В теме «Атмосфера» формируется понятие о погоде, о местных приметах и предсказаниях погоды. Учащимся может быть предложено задание проверить достоверность народных примет.
Большие возможности работать с данными фенологических наблюдений имеются при изучении темы «Биосфера». Основные морфологические и физиологические особенности растений и животных раскрываются на объектах местной природы, а материал о сезонных изменениях в растительном и животном мире даётся на основе многолетних наблюдений за природой. Пользуясь многолетним календарём местной природы, учитель может познакомить учащихся с синхронностью в природе, т. е. явлением, когда одна и та же фаза наступает у нескольких видов растений одновременно. Существует и другая закономерность, когда по определённому моменту развития одних видов соответствует наступление определённых моментов других. Одна из причин синхронного развития в том, что растения одинаково реагируют на температурный фактор. Синхронное развитие наблюдается ежегодно.
В начальном курсе физической географии есть тема «Времена года», в которой даётся определение фенологии, рассказывается о фенологических сроках наступления сезонов, об их продолжительности.
В курсе биологии в разделе «Растения» рассматривается ряд вопросов фенологии. В теме «Общее знакомство с цветковыми растениями» изучаются осенние явления в жизни растений, в теме «Лист» - листопад, в теме «Стебель» - развитие побега из почки. При изучении курса «Животные», в теме «Птицы», рассматривают сезонные явления в жизни птиц – гнездование, кочёвки, перелёты. В разделе «Общая биология» в тему «Основы экологии» включены следующие вопросы: факторы, управляющие сезонными явлениями живой природы; фотопериодизм, приспособления растений и животных к сезонному ритму внешних условий, состояние зимнего покоя и т. д.
В состав фенологического кружка рекомендуется вовлекать, начиная с пятого класса, учеников с хорошо выраженными натуралистическими склонностями.
Кропотливая работа в кружке научить детей наблюдать, у учеников появится интерес к изучению природы, позволит углубить и расширить знания о природе своей местности, воспитать любовь к природе и стремление к её охране. Главная практическая часть работы фенологического кружка, это проведение регулярных фенологических наблюдений всеми его участниками кружка. Интересным будет для учеников оформление полученных материалов в виде календарей природы, таблиц, рисунков и т. п. В круг работы кружка может входить изготовление наглядных фенологических пособий для использования на уроках, создание стендов в школьный музей или в кабинет биологии, сбор гербарного материала.
Большую часть занятий кружка фенологов составляют экскурсии и походы. Во время их проведения учащиеся наблюдают за сезонными изменениями, описывают фенологическое состояние растений, изучают влияние климатических особенностей на развитие растений, знакомятся со следами деятельности животных, учатся распознавать следы зверей и птиц на снегу зимой, различать птиц весной по голосам и т. д.
Обязательным элементом являются фенологические наблюдения во время весенних и осенних экскурсий в природу. Так, в ходе осенней экскурсии учитель организует наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений (изменение окраски листьев, листопад, образование и распространение плодов и семян). Во время экскурсии в природу возможен и сбор гербарного материала, листьев, плодов растений, прорастающих на территории, где проводилась экскурсия. Эта территория в дальнейшем может стать для школьников экспериментально-исследовательской площадкой.
Весенних экскурсий рекомендуется проводить как минимум две. Первая проводится ранней весной. Учащиеся отмечают и записывают в свои тетради наблюдений образование первых проталин, изменение окраски коры у деревьев и кустарников, появление первых насекомых и др. Разработанная карта наблюдений может включать разнообразные критерии наблюдений за отдельным экземпляром или группой растительных объектов. Такими критериями могут служить набухание почек, появление первого зеленого листочка, частичное или полное озеленение растения. Интересным будет критерий цветения, с учетом цветения ветроопыляемых растений ранней весной. Критерии наблюдений должны быть просты и понятны участникам кружка, легко определяться по срокам и характеру проявления и т.д. Вторая весенняя экскурсия проводится в период зелёной весны, в мае. Учитель знакомит учащихся с раннецветущими растениями, обращая внимание на преобладание золотисто-жёлтой окраски их цветков. Учащиеся наблюдают за насекомыми, слушают пение птиц. Важно подготовить заранее для каждого школьника и иметь во время экскурсии бланки протоколы с указанием метеорологических явлений, с названиями растений, животных данной территории.
Таким образом, сезонные экскурсии конкретизируют знания учащихся о местной природе, о сезонных биоритмах растений, способствуют повышению интереса к работе по изучению за растениями, а также способствуют экологическому и эстетическому воспитанию учащегося.
Перед началом работы в природе необходимо провести ряд теоретических занятий, на которых члены кружка знакомятся с наукой «фенология», ее историей, Практическая часть работы кружка включает объяснения с предстоящей работой, объектами наблюдений, их биологией, порядком ведения записей, подготовкой различных таблиц для последующего заполнения соответствующих граф, и т.д.
Работу по организации фенологических наблюдений в учебно-воспитательном плане лучше всего начать с первого дня учебного периода. Учащимся, приступающим к работе впервые, даётся задание – завести тетради наблюдений, которые будут служить им до завершающего этапа работы кружка. Кроме того, следует рекомендовать учащимся завести карманные записные книжки для записи наблюдений по пути в школу и в других местах с последующим переносом записей в тетрадь.
В период изменения окраски растений и предстоящего листопада, очень полезно провести экскурсию на выбранный для наблюдений участок или маршрут и показать учащимся объекты будущих наблюдений, включающих деревья и кустарники, или места, где их можно будет найти (для травянистых растений). Красота осеннего леса завораживает экскурсантов. В ходе экскурсии школьников важно научить отмечать малейшие изменения, которые они наблюдают в природе, начало пожелтения листвы у некоторых растений, наличие плодов у некоторых растений. Школьникам следует показать действие на организм абиотических и биотических факторов среды, взаимосвязь организмов, раскрыть некоторые экологические закономерности взаимодействия живой и неживой природы. Хорошим подспорьем в работе будут проведенные фотосъемки школьниками. В дальнейшем эти фотографии могут быть использованы в итоговой работе при составлении отчета или итоговой презентации о проведенной работе. Фотографии изучаемых объектов наглядно покажут в динамике фенологические изменения в жизни растений.
В зимний период во время экскурсии, ученики наблюдают и фиксируют факторы неживой природы, которые оказывают наиболее сильное воздействие на растения и животные в этот период года. Учащиеся рассматривают приспособления, которые выработались у растений и кустарников для перенесения неблагоприятных условий зимы, отмечают произошедшие в растениях изменения, изменения окраски почек, одревеснение молодых побегов, разбросанные мелкие семена на снегу. По ходу экскурсии важно провести наблюдения за животными, сделать наблюдения, какие птицы встретились на деревьях и кустарниках, их поведение. Учащиеся в ходе наблюдений, приходят к убеждению, что со времен осенней экскурсии заметных внешних признаков на наблюдаются, так как растения находятся в состоянии относительного покоя.
Весной, когда оживление природы идёт быстро, и сезонные явления сменяют друг друга в очень сжатые сроки, некоторые объекты распределяются для наблюдений между фенологами. Так, одни отмечают начало сокодвижения берёзы, другие следят за ледоходом, оценивают состояние снежного покрова под деревьями и кустарниками, третьи – за цветением раннецветущих деревьев и кустарников. При этом все кружковцы стараются пронаблюдать и за другими объектами, и абиотическими факторами, указанными в программе.
Руководитель кружка, имея опыт и данные многолетних наблюдений, подсказывает, какие явления должны наблюдаться в ближайшее время, на какие факты или детали обратить внимание. Таким образом, общими усилиями заполняют бланк-программу наблюдений за изучаемыми растительными или животными объектами на своей территории.
Фенология, как наука, возникшая два века тому назад, за свои годы вобрала в себя неиссякаемые данные и свидетельства о существующих закономерностях живой природы и сезонных изменений. Использование фенологических наблюдений и исследований в современных условиях, в рамках школьного образования, расширяет не только кругозор учеников, но и решает ряд практических задач. Ученик постигает тайны природы, и учится видеть живую природу в динамике, развитии. Интересные явления, сделанные открытия, повышают интерес к тайнам живой природы, учат ценить красоту и гармонию живого мира, окружающего нас. Фенологическая работа, способствует закреплению знаний, полученных учеником при изучении биологии, решают вопросы экологического, биологического, эстетического воспитания.
II. Содержание программы кружка.
1. Фенология как наука. 6 часов.
История фенологии. Основоположники фенологии. Письменные источники фенологических наблюдений. Фенология и народные верования, приметы и т.д. А.Т.Болотов – основоположник российской фенологии. Задачи фенологии.
2. Организация фенологических наблюдений. 5 часов.
Выбор объекта наблюдений, правила регистрации наблюдаемых фенологических явлений. Описание видового разнообразия растений лесопарка Кусково.
3. Календарь природы. 10 часов.
Структура народного календаря. Документы для календаря природы. Народный календарь. Календарь русской природы. Весна. Весна в народном календаре. Лето. Лето в народном календаре. Осень. Осень в народном календаре. Зима. Зима в народном календаре.
4. Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями. 4 часа.
Природно-климатические условия. Взаимосвязь растительного организма с окружающей средой. Регистрация изменения длины дня, температуры воздуха, освещенность, наличие и обилие осадков, относительная влажность, высота снежного покрова на открытых участках лесопарка, в местах прорастания деревьев или кустарников. Факторы неживой природы, воздействующие на живые организмы природного сообщества.
5. Наблюдения за растениями. 31 часов.
Значение зеленых насаждений в жизни человека и в народном хозяйстве страны. Естественный и антропогенный ландшафт лесопарка Кусково. История лесопарка и усадьбы Кусково. Описание видового разнообразия растений местной флоры. Составление каталогов трав, кустарников, деревьев. Сбор гербарного материала изучаемых растительных объектов. Весенние явления в жизни растений. Биологические особенности первоцветов. Приспособленность растений к местам обитания. Изменения в летний период. Особенности цветения. Осенние явления в жизни растений. Листопад. Многообразие плодов. Приспособленность плодов и семян к распространению. Зимние явления в жизни растений. Приспособленность растений к совместному обитанию в природном сообществе. Растительное сообщество, растительность, среда обитания. Структура растительного сообщества, обилие, ярусность, жизнедеятельность растений. Лес как природное сообщество, его характерные особенности. Видовой состав растительного мира водоема. Биогеоценоз. Антропогенные факторы, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природы и ее рациональное использование. Редкие виды растений лесопарка. Растения, занесенные в Красную книгу.
6. Обработка результатов. 12 часов
Подведение итогов по проектной деятельности. Оформление каталога растительного мира лесопарка Кусково. Отчет участников о проделанной работе. Отчет о совместной деятельности в рамках проектной деятельности.
III. Тематическое планирование работы кружка
Тема | Кол-во часов | |
1 раздел | Фенология как наука | 6 |
1.1 | История фенологии. | 1 |
1.2 | Задачи и методы фенологических наблюдений. | 1 |
1.3 | Фенология и язычество. | 1 |
1.4 | Письменные источники фенологических наблюдений в древности. | 1 |
1.5 | Зарождение фенологии в России. | 1 |
1.6 | Значение фенологических наблюдений. | 1 |
2 раздел | Организация фенологических наблюдений | 5 |
2.1 | Видовое разнообразие для исследования | 1 |
2.2 | Выбор объекта исследования | 1 |
2.3 | Правила регистрации исследуемого объекта. | 1 |
2.4 | Правила регистрации наблюдаемых явлений неживой природы. | 1 |
2.5 | Правила регистрации наблюдаемых явлений в жизни растений. | 1 |
3 раздел | Календарь природы. | 10 |
3.1 | Народный календарь: его структура. | 1 |
3.2 | Календарь русской природы. | 1 |
3.3 | Весна: весна в народном календаре. | 2 |
3.4 | Лето: лето в народном календаре. | 2 |
3.5 | Осень: осень в народном календаре. | 2 |
3.6 | Зима: зима в народном календаре. | 2 |
4 раздел | Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями. | 4 |
4.1 | История гидрометеорологических наблюдений в России. | 1 |
4.2 | Природно-климатические условия растений в лесопарке Кусково. | 1 |
4.3 | Экологические факторы, влияющие на растительный мир. | 1 |
4.4 | Регистрация наблюдаемых явлений в лесопарке. | 1 |
5 раздел | Наблюдения за растениями. | 31 |
5.1 | Естественный и антропогенный ландшафт лесопарка. | 1 |
5.2 | История лесопарка и усадьбы Кусково. | 1 |
5.3 | Видовое разнообразие растений лесопарка. | 2 |
5.4 | Составление каталогов трав, кустарников, деревьев, растущих в лесопарке. | 1 |
5.5 | Весенние явления в жизни растений. | 2 |
5.6 | Биологические особенности первоцветов. | 1 |
5.7 | Сбор гербарного материала. (Весенние образцы) | 2 |
5.8 | Приспособленность растений к местам обитания. | 2 |
5.9 | Особенности цветения растений. | 1 |
5.10 | Изменения в летний период. | 1 |
5.11 | Осенние явления в жизни растений. Листопад. | 2 |
5.12 | Сбор гербарного материала. (Осенние образцы) | 2 |
5.13 | Разнообразие плодов, приспособленность плодов и семян к распространению. | 1 |
5.14 | Зимние явления в жизни растений. | 1 |
5.15 | Растительное сообщество: структура. | 2 |
5.16 | Лесопарк, как растительное сообщество, его особенности. | 2 |
5.17 | Видовой состав растительного мира водоема. Экологические факторы. | 1 |
5.18 | Редкие и исчезающие виды растений в лесопарке Кусково. | 2 |
5.19 | Приспособленность растений лесопарка к совместному обитанию. | 2 |
5.20 | Антропогенные факторы: положительное и отрицательное влияние на лесопарк. | 2 |
5.21 | Природоохранные мероприятия по сохранению видового разнообразия растений в лесопарке. | 1 |
6 раздел | Обработка результатов исследования и наблюдаемых явлений. | 12 |
6.1 | Оформление каталога растительного мира лесопарка Кусково. | 3 |
6.2 | Оформление гербарного материала. | 3 |
6.3 | Оформление отчета об исследовательской деятельности. | 4 |
6.4 | Конференция по итогам работы. | 2 |
Обработка результатов наблюдений осуществляется систематически по ходу изучения природных явлений и фенологических наблюдений за растительным миром лесопарка Кусково. Оформление гербарного материала проводится после проведения экскурсии и сбора образцов исследуемых растительных объектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....
Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"
Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...
Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, по МХК. А также программы кружков ИЗО и Компьютерной графики.
Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, (Дидактические иллюстрации в альбоме). Долго тогда спорил с Неменским. Он предлагал блоки по четвертям, мне видились блоки по годам обучения. Свою идею ...
Программа кружка "Юный фенолог"
Для внеклассной работы с учащимися 6-7 классов...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.
Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...