Программа кружка "Юный фенолог"
материал по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Кружок «Юные фенологи» для учащихся 6 -7 классов.
Число кружковцев: 15-20 человек.
Цель: Формирование у учащихся научного представления о явлениях и процессах в живой природе; приобщение к практической натуралистической деятельности широкого познавательного характера; расширение у школьников биологического кругозора.
Задачи: Углубить и расширить знания учащихся об основных процессах в живой природе. Учить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений. Развивать исследовательские способности: наблюдение за растениями и животными, ведение учета и анализа данных, умение составлять и обобщать полученные факты, использовать справочную и специальную литературу. Наблюдать связь растений и животных с окружающей средой. Показать многообразие растений и животных. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за неё.
Учащиеся должны знать: отличия живой природы от неживой, влияние продолжительности дня, температуры воздуха, осадков на жизнь растений и животных, строение органов растений, классификацию семян, приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время, общую характеристику классов животных.
Учащиеся должны уметь: проводить наблюдения за природными явлениями, вести дневник фенологических наблюдений, работать с определителями, микропрепаратами, с натуральным материалом, ухаживать за комнатными и дикорастущими растениями.
Фенология – наука о сезонном развитии природы, обусловленном сменой времен года. Она изучает и регистрирует сроки наступления сезонных изменений, зависящих от условий погоды: прилет и отлет птиц, пробуждение зимовавших насекомых, цветение растений и т.д.
Практическое значение имеет фенология в сельском хозяйстве: она нужна для определения сроков пахоты, сева, уборки урожая и других полевых работ, носящих сезонный характер, а также в животноводстве.
Для борьбы с сельскохозяйственными вредителями необходимо знать сроки их развития и стадии роста и развития повреждаемых культур.
Фенологические наблюдения имеют большое значение и в других отраслях народного хозяйства, например в промышленности, обрабатывающей сельскохозяйственную продукцию, в авиации, дорожном строительстве.
При фенологических наблюдениях над растениями отмечают фазы их роста и развития, или фенофазы. Так у деревьев и кустарников отличают начало сокодвижения, набухания почек, начало развертывания листьев, появления бутонов и соцветий, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, конец листопада. Фенологические наблюдения должны вестись в течение нескольких лет, так как благодаря фенологическому прогнозу можно правильно составить календарь сельскохозяйственных работ.
Основная форма работы кружка фенологов – фенологические экскурсии. Во время экскурсий можно установить связь между фазами развития деревьев, кустарников и травянистых растений. в последующем по фазе развития одной породы модно установить фазы развития других растений. Фенологические экскурсии позволяют выделить также формы дикорастущих растений, которые четко реагируют на комплекс экологических условий.
Перед экскурсией проводится занятие, на котором называют и показывают растения, являющиеся объектом фенологических наблюдений данного периода, раскрывают их значение, биологию, систематику, интересные особенности. Каждая группа работает по определенной теме. Выполненные задания обсуждаются на кружке. Кружковцы ведут календарь фенологических наблюдений, собирают материал для уроков ботаники, монтируют гербарии, составляют таблицы. Занятия в кружке фенологов носят исследовательский характер и помогают лучшему изучению природы родного края, развивают любовь к природе, углубляют знания, помогают осознать вопросы охраны природы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Вводное занятие. Фенология, её цели, задачи, практическое применение. Общая и частная фенология. Роль русских ученых в развитии этой науки. Экскурсия. Осенние явления в жизни растений. Организационные вопросы, план работы кружка.
- Организация фенологических наблюдений. Выбор участка и маршрута наблюдений. Правила регистрации фенологических наблюдений. Проведение экскурсии, сбор материала по фенофазам, составление гербария.
- Календарь природы. Оформление и правила ведения «Экологического календаря». Структура календаря, документы для календаря. Описание сезонных явлений.
- Сезонные сельскохозяйственные работы. Работа на пришкольном участке, сбор семян, сбор сухоцветов. Обработка почвы. Высадка луковичных растений (тюльпаны, нарциссы, мускари).
- Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Осадки. Ведение фенологического календаря.
- Лист и листопад. Строение листа. Листопадные и вечнозеленые растения. Подготовка растений к листопаду – причина и значение. Осенняя окраска листьев. Красящие пигменты: антоциан, каротин, и ксантофилл. Работа с гербарным материалом. Экскурсия.
- Наблюдения за сезонными явлениями у растений. Знакомство с отдельными представителями кустарников и деревьев, как объектами для фенологических наблюдений. Лекарственные растения. Работа с гербарным материалом. Ведение наблюдений.
- Зимний покой у растений. Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Состояние покоя. Жизнь растений под снегом. Сбор материала. Изготовление кормушек для птиц. Деревья и кустарники зимой.
- Фазы развития растений. Начало сокодвижения у деревьев и кустарников. Набухание почек. Ведение дневника наблюдений.
- Весеннее пробуждение растений. Особенности весеннецветущих растений, отдельные представители. Сокодвижение и распускание почек у деревьев и кустарников. Смена метеорологических условий. Ведение дневника наблюдений. Цветение растений. Опыление, самоопыление и перекрестное опыление, роль насекомых-опылителей.
11. Сезонные явления в жизни животных. Общая характеристика класса птиц. Перелеты птиц. Осенний отлет, пролет и прилет птиц. Весенний пролет и перелет птиц. Гнездование. Кладка яиц; насиживание яиц. Пение птиц. Сезонность мест обитания у птиц. Работа с коллекционным материалом, записи голосов птиц. Ведение фенологических наблюдений. Общая характеристика класса насекомые. Весеннее пробуждение насекомых. Миграции. Сбор материала. Работа с коллекциями полезных насекомых и вредителей. Ведение наблюдений. Общая характеристика классов земноводные и рептилии. Хозяйственное значение. Зимовка земноводных и пресмыкающихся. Весеннее пробуждение. Работа с коллекциями. Ведение наблюдений. Экскурсия в природу.
- Сезонность сельскохозяйственных работ. Рост и развитие культур. Работа на пришкольном участке. Весенняя обработка почвы. Обработка деревьев. Посев однолетних растений. Экскурсия на поля ВНИИССОК. Ведение фенологических наблюдений.
- Сезонные гидрометеорологические явления. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Осадки. Ведение фенологического календаря.
- Итоговое занятие. Конференция кружковцев по реферативным работам.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вводное занятие. Фенология – наука, изучающая закономерности сезонного развития природы | 5 | Составление фенокалендаря | Составление списка литературы по фенологии |
2. | Организация фенологических наблюдений | 4 | Правила регистрации фенологических наблюдений | Выбор участка и маршрута наблюдений |
3. | Календарь природы | 4 | Структура календаря природы, документы для календаря природы | Описание сезонных явлений |
4. | Сезонные сельскохозяйственные работы. | 12 | Работа на пришкольном участке (обработка почвы, высадка луковичных культур) | |
5. | Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями | 4 | Ведение дневника наблюдений | |
6. | Лист и листопад | 3 | Работа с гербарием. Осенние явления в жизни растений (экскурсия) | |
7. | Наблюдения за сезонными явлениями у растений | 4 | Ведение дневника наблюдений | |
8. | Зимний покой у растений | 6 | Работа с литературой | |
9. | Фазы развития растений | 4 | Работа с литературой | Работа с гербарием |
10. | Весеннее пробуждение растений | 2 | Ведение дневника наблюдений | |
11. | Наблюдения за сезонными явлениями у животных: 1.Сезонные явления в жизни птиц. 2.Сезонные явления в жизни насекомых. 3.Сезонные явления в жизни земноводных и рептилий. | 2 2 2 | Работа с литературой | Работа с коллекциями Ведение дневника наблюдений. Экскурсии в природу. |
12. | Сезонность сельскохозяйственных работ. Рост и развитие культур. | 10 | Работа с литературой | Ведение дневника наблюдений. Весенняя обработка почвы, высадка однолетних культур. Экскурсия на поля ВНИИССОК |
13. | Сезонные гидрометеорологические явления | 4 | Весенние явления в жизни растений (экскурсия). Ведение дневника наблюдений | |
14. | Итоговое занятие | 2 | Конференция по рефератам. | Подведение итогов по составлению календаря местной природы |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Дата | Всего часов | Примечание | |
1. | Вводное занятие. Фенология – наука, изучающая закономерности сезонного развития природы | 1 | |||
2. | Составление фенокалендаря | 1 | |||
3. | Роль русских ученых в развитии этой науки. | 1 | |||
4. | Составление списка литературы по фенологии | 1 | |||
5. | Осенние явления в жизни растений (экскурсия) | 1 | |||
1. | Организация фенологических наблюдений | 1 |
| ||
2. | Выбор участка и маршрута наблюдений | 1 | |||
3. | Правила регистрации фенологических наблюдений | 1 | |||
4. | Правила оформления гербария | 1 | |||
1. | Календарь природы | 1 | |||
2. | Структура календаря природы, документы для календаря природы | 1 | |||
3. | Описание сезонных явлений | 1 | |||
4. | Ведение дневника наблюдений | 1 | |||
14. 15. | 1. 2. | Сезонные сельскохозяйственные работы. Работа на пришкольном участке (обработка почвы) | 2 | ||
16. 17. | 3. 4. | Сезонные сельскохозяйственные работы. Работа на пришкольном участке (обрезка многолетников) | 2 | ||
18. 19. | 5. 6. | Сезонные сельскохозяйственные работы. Работа на пришкольном участке (высадка луковичных культур) | 2 | ||
20. 21. | 7. 8. | Сезонные сельскохозяйственные работы. Работа на пришкольном участке (высадка луковичных культур) | 2 | ||
22. 23. | 9. 10. | Сезонные сельскохозяйственные работы. Работа на пришкольном участке (обработка почвы, высадка луковичных культур) | 2 | ||
24. | 1. | Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями | 1 | ||
2. | Продолжительность дня. | 1 | |||
3. | Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. | 1 | |||
4. | Ведение дневника наблюдений | 1 | |||
1. | Листопадные и вечнозеленые растения. Подготовка растений к листопаду – причина и значение. | 1 | |||
2. | Осенняя окраска листьев. Красящие пигменты: антоциан, каротин, и ксантофилл. Работа с гербарным материалом. Экскурсия. | 1 | |||
3. | Работа с гербарием. | 1 | |||
1. | Наблюдения за сезонными явлениями у растений | 1 | |||
2. | Знакомство с отдельными представителями кустарников и деревьев, как объектами для фенологических наблюдений. | 1 | |||
3. | Лекарственные растения. Работа с гербарным материалом. | 1 | |||
4. | Ведение наблюдений. | 1 | |||
1. | Зимний покой у растений | 1 | Работа с литературой | ||
2. | Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. | 1 | |||
3. | Состояние покоя. Жизнь растений под снегом. | 1 | |||
4. | Деревья и кустарники зимой. | 1 | |||
5. | Сбор материала. Изготовление кормушек для птиц. | 1 | |||
6. | Ведение дневника наблюдений | 1 | |||
1. | Фазы развития растений | 1 | Работа с литературой | ||
2. | Начало сокодвижения у деревьев и кустарников. | 1 | |||
3. | Набухание почек. | 1 | |||
4. | Ведение дневника наблюдений. | 1 | |||
1. | Весеннее пробуждение растений | 1 | Работа с литературой | ||
2. | Особенности весеннецветущих растений, отдельные представители. Смена метеорологических условий. | 1 | |||
3. | Сокодвижение и распускание почек у деревьев и кустарников. | 1 | |||
4. | Ведение дневника наблюдений. Цветение растений. Опыление, самоопыление и перекрестное опыление, роль насекомых-опылителей. | 1 | |||
49. 50. | 1. 2. | Наблюдения за сезонными явлениями в жизни птиц | 2 | Работа с литературой | |
51. 52. | 3. 4. | Наблюдения за сезонными явлениями в жизни насекомых. | 2 | Работа с литературой | |
53. 54. | 5. 6. | Наблюдения за сезонными явлениями в жизни земноводных и рептилий. | 2 | Работа с литературой | |
55. 56. | 7. 8. | Сезонность сельскохозяйственных работ. Обработка деревьев. | 2 | ||
57. 58. | 9. 10. | Сезонность сельскохозяйственных работ. Весенняя обработка почвы. | 2 | ||
59. 60. | 11. 12. | Сезонность сельскохозяйственных работ. Посев однолетних растений. | 2 | ||
61. 62. | 13. 14. | Экскурсия на поля ВНИИССОК. | 2 | ||
63. | 1. | Ведение фенологических наблюдений. | 1 | ||
64. | 2. | Сезонные гидрометеорологические явления | 1 | Работа с литературой | |
65. 66. | 3. | Итоговое занятие | 2 | Конференция по рефератам. |
ЛИТЕРАТУРА.
- программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы.М.: Просвещение, 1977.
- Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967.
- Методы фенологических наблюдений при ботанических исследованиях. Под ред. Г.Э. Шульца. М.-Л., «Наука», 1966.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь/ Под. Ред. А.М. Гилярова. М.: Устойчивый мир, 1993
- Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. Пособие для учителей .М.: Просвещение, 1974.
- журнал «Биология в школе», 1999-2000. «Раздел внеклассная работа».
- Клинковская Н.И., Пасечник В.В. комнатные растения в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.
- Методические рекомендации по организации и содержанию внеклассной работы по биологии. Л.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1990.
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. М.: Аст-Пресс, 1998.
- Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974.
- Евдокимова Р.М.Внеклассная работа по биологии. Саратов, «Лицей», 2005
- Красная книга Московской области. Т. 1. Животные. – Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2004. – 172 с.
- Секреты природы / пер. с англ. – ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. – 432 с.
- Старикович, С. Ф. Замечательные звери: рассказы / худож. Р. Варшамов. – М.: РОСМЭН, 1994. – 144 с.: с ил.
- Суматохин, С. В., Кучменко, В. С. Биология / Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2000. – 206 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./ глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил.
- Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.
- Занимательная ботаника – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО Астрель, 1998;
- «Мир культурных растений». М.: Мысль, 1994;
- «Красная книга РСФСР. Растения.». М.: Росагропромиздат,1988;
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа ФЕНОЛОГИЯ ПТИЦ
Данная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса «Биологии. Животные» выделено 68 ...
Фенология:прошлое и настоящее.
Фенология, как наука, возникшая два века тому назад, за свои годы вобрала в себя неиссякаемые данные и свидетельства о существующих закономерностях живой природы и сезонных изменений....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Презентация по фенологии_Выдающиеся фенологи Кировской области
Презентация на тему " Выдающиеся фенологи и их вклад в фенологию" позволят узнать про наших вятских фенологов-первоходцев родной природы....
Программа кружка Фенология
Многолетняя повторяемость наблюдений является важным условием изучения природы. Это условие должно считаться непременным в организации фенологических наблюдений в школах, независимо от того, для чего ...
План работы кружка "Юный фенолог"
Программа и план работы кружка "Юный фенолог" для 5-7 классов...