Заболевания желудочно-кишечного тракта и их предупреждение
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
- формировать понятия о причинах, признаках, профилактике заболеваний органов пищеварения и оказании первой помощи;
- создать условия для развития интеллектуальной деятельности учащихся, навыков работы с учебной информацией, умения применять знания при решении жизненных задач;
- формировать ответственное отношение к своему здоровью;
- развивать рефлексивные качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 43.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии 8 класс
Тема: «Заболевания желудочно-кишечного тракта и их предупреждение»
Цели:
- формировать понятия о причинах, признаках, профилактике заболеваний органов пищеварения и оказании первой помощи;
- создать условия для развития интеллектуальной деятельности учащихся, навыков работы с учебной информацией, умения применять знания при решении жизненных задач;
- формировать ответственное отношение к своему здоровью;
- развивать рефлексивные качества личности.
Оборудование:
- учебник “Биология. Человек и его здоровье”, 8 класс, З. В. Любимова, К.В. Маринова
Раздаточный материал:
- рабочие листы для выполнения самостоятельной работы;
- листы для рефлексии.
Ход урока:
- Организационный момент: (5 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами не обычный урок. Сегодня мы с вами будем маленькими исследователями.
Учитель: Для того чтобы начать наше интересное путешествие в мир неизвестности, необходимо разгадать ребус. На доске:
Дети: ЕДА
Учитель: Правильно еда. А сейчас я хотела бы вам рассказать Ассирийскую притчу: Один пациент жаловался врачу на то, что у него в желудке плохо переваривается пища. Ответил ему врач:
— Ешь её хорошо сваренной, тогда она будет лучше перевариваться.
Учитель: Как вы думает, какие ключевые слова в этой притче?
Дети: Пищеварение, еда.
Учитель на доске пишет два слова: ЕДА и ПИЩЕВАРЕНИЕ.
Учитель: Разгадав ребус и послушав притчу, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
Дети: О еде, пищеварении.
Учитель: Правильно. Мы продолжаем работать с темой «Пищеварение».
Учитель: Жизнь без пищи не возможна. Именно пища является одним из связующих звеньев организма с природой. Организм, пища и среда образуют единое целое.
- Повторение: (10 мин)
Учитель: Давайте вспомним все, что мы уже знаем по этой теме. У вас на столах лежат листочки с заданиями. Возьмите, пожалуйста, листочек под №1. Ваша задача выполнить первое задание и ответить на маленький тест по пройденной теме. На эту работу я вам даю 5-7 минут.
Потом дети сдают листочки учителю.
Примеры заданий:
Задание №1: Высказывания о пищеварительной системе, если вы согласны с высказыванием, то пишете цифру 1, если не согласны -0.
1. Сыр, мясо, молоко - это питательные вещества.
2. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функции.
3. Глотка является частью пищеварительного тракта.
4. В состав эмали зуба входят соли кальция
5. У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.
Правильные ответы: 01110
Задание №2
Тест:
1. В пищеварительном канале белки распадаются до
а) глюкозы
б) аминокислот
в) глицерина
2. Выросты стенки брюшины - это
а) перистальтика
б) брыжейка
в) пульпа
3. В ротовой полости расщепляются
а) углеводы
б) белки
в) жиры
4. К пищеварительному каналу относится
а) печень
б) желудок
в) поджелудочная железа
5. Образование органических веществ происходит при обмене
а) пластическом
б) энергетическом
в) пищеварительном
Учитель: Удивительно, но когда ребёнок рождается, он не умеет ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать. Но он умеет есть. Как вы думаете, зачем человек ест?
Дети: ………. (ответы детей)
Учитель: Не один раз в день мы оставляем все свои дела, чтобы поесть. Пища не только источник энергии, необходимой для деятельности человека, но и материал для его роста и развития.
- Объяснение нового материала: (20 мин)
Учитель: Как говориться в пословице: «Через рот сто болезней проходит». Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: …… (ответы детей)
Учитель: Кто-нибудь догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Дети: Болезни желудочно-кишечного тракта и их предупреждение.
Учитель: Итак, сегодня на уроке речь пойдет о вещах, жизненно важных для любого человека: о болезнях пищеварительной системы и о том, как от них уберечься. Тема нашего урока: «Заболевания желудочно-кишечного тракта». Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.
- Определение плана изучения темы урока.
Учитель:
– Какие болезни органов пищеварения вы знаете?
– Сегодня мы будем говорить о трех группах наиболее распространенных заболеваний.
- Желудочно-кишечные заболевания.
- Глистные заболевания (гельминтозы).
- Пищевые отравления.
3.2. Самостоятельная работа с тексом учебника
Учитель: Настало время для исследования. Давайте мы с вами пословицу, которую я вам прочитала, превратим в гипотезу, которую мы либо подтвердим, либо опровергнем в конце урока. Для этого вам нужно взять листочек №2 . Для выполнения этого задания, Я предлагаю вам поработать с учебником и заполнить на листе №2 таблицу, которая включает ваши вопросы. Для этого необходимо разбиться на три группы. Первый ряд – группа №1, второй - группа №2, третий – группа №3
Работа по группам:
Группа №1 - Желудочно-кишечные заболевания.
Группа №2 - Глистные заболевания (гельминтозы).
Группа №3 - Пищевые отравления.
Учитель: Каждая группа заполняет свои столбцы в таблице, а когда мы будем подводить итог, вы заполните и остальные столбцы.
Лист №2 Таблица
Желудочно-кишечные заболевания | |||||
Причины, источник заражения | Наиболее опасные болезни | Признаки заболевания | Первая помощь | Профилактика | Примечание |
Глистные заболевание | |||||
Причины, источник заражения | Часто встречаемые | Признаки заболевания | Первая помощь | Профилактика | Примечание |
Пищевые отравления | |||||
Причины, источник заражения | Часто встречаемые | Признаки заболевания | Первая помощь | Профилактика | Примечание |
- Закрепление материала: (10 мин)
Учитель: Проверим и обсудим, что у вас получилось. Каждый ряд отчитывается по своему заданию, а другие слушают и заполняют свою таблицу.
Далее идет обсуждение. Учитель может дополнять и обобщать.
Учитель: Так подтвердили мы гипотезу - «Через рот сто болезней проходит» или нет?
Ответы детей…….
Учитель: В продуктах могут содержаться возбудители заболеваний, действительно, вместе с пищей в организм могут попасть возбудители разных заболеваний желудочно-кишечного тракта. Правильное питание - одна из основ здорового образа жизни! Правильное рациональное питание позволяет сохранить и укрепить здоровье, предупредить многие заболевания и излечить существующие проблемы со здоровьем.
- Домашнее задание: (2 мин)
§37 стр. 143-145. Письменно ответить на вопрос №4
Учитель: Кто желает, может выполнить творческое задание: составить памятку “Как уберечь себя от заболеваний органов пищеварения”.
- Рефлексия
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Возьмите, пожалуйста, листок №3, выберите любое начало фразы и продолжите ее. Можете дописать несколько фраз.
Я понял, что ………………
Теперь я могу ……………..
Меня удивило ………………
Мне захотелось ……………………
Для меня осталось непонятным ……………………
Учитель: Спасибо большое за работу. Вы очень хорошо потрудились сегодня. Уходя, я вас попрошу сдать листок №3, положив в одну из коробок на моем столе. Цвет коробки означает ваше настроение после сегодняшнего урока.
Зеленый цвет коробки – все понравилось, было интересно.
Желтый цвет коробки – было интересно, но выполнять задания было трудно.
Красный цвет коробки – было скучно, мне не понравилось
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии 8 класс, тема Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (2 часа).
Урок биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» разработан по методике КСО. Использован учебник 8 класса «Биология» по...
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Урок-сообщение по биологии в 8 классе
Урок-сообщение по биологии в 8 классе....
Проект урока по биологии 8 класса "Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"
Проект урока комбинированного типа разработан по программе Сонина Н. И. Биология . Человек. 8 класс и учебнику Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. Проект урока сделан в соответстви с...
Занятие "Заболевания желудочно-кишечного тракта"
Занятие "заболевания желудочно-кишечного тракта" является ключевым в ряде тем по профилактике заболеваний органов пищеварения человека....
Занятие "Заболевания желудочно-кишечного тракта"
Материалы для проведения классных часов и бесед с родителями о причинах возникновения и развития у детей заболеваний желудочно-кишечного тракта....
Занятие "Заболевания желудочно-кишечного тракта"
Занятие "Заболевания желудочно-кишечного тракта" рекомендуется проводить как факультативное занятие при изучении пищеварительной системы человека....