Заболевания желудочно-кишечного тракта и их предупреждение
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Шапошникова Юлия Владимировна
  • формировать понятия о причинах, признаках, профилактике заболеваний органов пищеварения и оказании первой помощи;
  • создать условия для развития интеллектуальной деятельности учащихся, навыков работы с учебной информацией, умения применять знания при решении жизненных задач;
  • формировать ответственное отношение к своему здоровью;
  • развивать рефлексивные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока43.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии 8 класс

Тема: «Заболевания желудочно-кишечного тракта и их предупреждение»

Цели:

  • формировать понятия о причинах, признаках, профилактике заболеваний органов пищеварения и оказании первой помощи;
  • создать условия для развития интеллектуальной деятельности учащихся, навыков работы с учебной информацией, умения применять знания при решении жизненных задач;
  • формировать ответственное отношение к своему здоровью;
  • развивать рефлексивные качества личности.

Оборудование:

  • учебник “Биология. Человек и его здоровье”, 8 класс, З. В. Любимова, К.В. Маринова

Раздаточный материал:

  • рабочие листы для выполнения самостоятельной работы;
  • листы для рефлексии.

Ход урока:

  1. Организационный момент: (5 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами не обычный урок. Сегодня мы с вами будем маленькими исследователями.

Учитель: Для того чтобы начать наше интересное путешествие в мир неизвестности, необходимо разгадать ребус.   На доске: ребусыребусы

Дети: ЕДА

Учитель: Правильно еда.  А  сейчас я хотела бы вам рассказать Ассирийскую притчу: Один пациент жаловался врачу на то, что у него в желудке плохо переваривается пища. Ответил ему врач:

— Ешь её хорошо сваренной, тогда она будет лучше перевариваться.

Учитель:  Как вы думает, какие ключевые слова в этой притче?

Дети: Пищеварение, еда.

Учитель на доске пишет два слова:  ЕДА и ПИЩЕВАРЕНИЕ.

Учитель: Разгадав ребус  и послушав притчу, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: Как вы думаете,  о чем мы будем с вами сегодня говорить?

Дети:  О еде, пищеварении.

Учитель: Правильно. Мы продолжаем работать с темой «Пищеварение».  

Учитель:  Жизнь без пищи не возможна. Именно пища является одним из связующих звеньев организма с природой. Организм, пища и среда образуют единое целое.

  1. Повторение: (10 мин)

Учитель: Давайте вспомним все, что мы уже знаем по этой теме. У вас на столах лежат листочки с заданиями. Возьмите, пожалуйста, листочек под №1. Ваша задача выполнить первое задание и ответить на маленький тест по пройденной теме. На эту работу я вам даю 5-7 минут.

Потом дети сдают листочки учителю.  

Примеры заданий:

Задание №1: Высказывания о пищеварительной системе, если вы согласны с высказыванием, то пишете цифру 1, если не согласны -0.
1. Сыр, мясо, молоко - это питательные вещества.
2. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функции.
3. Глотка является частью пищеварительного тракта.
4. В состав эмали зуба входят соли кальция
5. У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.
Правильные ответы: 01110

Задание №2

Тест:

 1. В пищеварительном канале белки распадаются до

а) глюкозы

б) аминокислот

в) глицерина

2. Выросты стенки брюшины - это

а) перистальтика

б) брыжейка

в) пульпа

3. В ротовой полости расщепляются

а) углеводы

б) белки

в) жиры

4. К пищеварительному каналу относится

а) печень

б) желудок

в) поджелудочная железа

5. Образование органических веществ происходит при обмене

а) пластическом

б) энергетическом

в) пищеварительном

Учитель: Удивительно, но когда ребёнок рождается, он не умеет ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать. Но он умеет есть. Как вы думаете, зачем человек ест?

Дети: ………. (ответы детей)

Учитель:   Не один раз в день мы оставляем все свои дела, чтобы поесть. Пища не только источник энергии, необходимой для деятельности человека, но и материал для его роста и развития.

  1. Объяснение нового материала: (20  мин)

Учитель: Как говориться в пословице:  «Через рот сто болезней проходит». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: …… (ответы детей)

Учитель: Кто-нибудь догадался,  какая тема сегодняшнего урока?

Дети: Болезни желудочно-кишечного тракта и их предупреждение.

 Учитель: Итак, сегодня на уроке речь пойдет о вещах, жизненно важных для любого человека: о болезнях пищеварительной системы и о том, как от них уберечься. Тема нашего урока: «Заболевания желудочно-кишечного тракта». Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

  1. Определение плана изучения темы урока.

Учитель: 

Какие болезни органов пищеварения вы знаете?
– Сегодня мы будем говорить о трех группах наиболее распространенных заболеваний.
 

  1. Желудочно-кишечные заболевания.
  2. Глистные заболевания (гельминтозы).
  3. Пищевые отравления.

3.2. Самостоятельная работа с тексом учебника

Учитель: Настало время для исследования. Давайте мы с вами пословицу, которую я вам прочитала, превратим в гипотезу, которую мы либо  подтвердим, либо опровергнем в конце урока.  Для этого вам нужно взять листочек №2 .  Для выполнения этого задания, Я предлагаю вам поработать с учебником и заполнить на листе №2 таблицу, которая включает ваши вопросы. Для этого необходимо разбиться на три группы. Первый ряд – группа №1, второй  - группа №2, третий – группа №3

Работа по группам:

Группа №1 - Желудочно-кишечные заболевания.

Группа №2 - Глистные заболевания (гельминтозы).

Группа №3 - Пищевые отравления.

Учитель: Каждая группа заполняет свои столбцы в таблице, а когда мы будем подводить итог, вы заполните и остальные столбцы.

Лист №2  Таблица

Желудочно-кишечные заболевания

Причины, источник заражения

Наиболее опасные болезни

Признаки заболевания

Первая помощь

Профилактика

Примечание

Глистные заболевание

Причины, источник заражения

Часто встречаемые

Признаки заболевания

Первая помощь

Профилактика

Примечание

Пищевые отравления

Причины, источник заражения

Часто встречаемые

Признаки заболевания

Первая помощь

Профилактика

Примечание

  1. Закрепление материала: (10 мин)

Учитель:  Проверим и обсудим, что у вас получилось. Каждый ряд отчитывается по своему заданию, а другие слушают и заполняют свою таблицу.

Далее идет обсуждение.  Учитель может дополнять и обобщать.

Учитель: Так подтвердили мы гипотезу  - «Через рот сто болезней проходит» или нет?

Ответы детей…….

Учитель:  В продуктах могут содержаться возбудители заболеваний, действительно, вместе с пищей в организм могут попасть возбудители разных заболеваний желудочно-кишечного тракта. Правильное питание - одна из основ здорового образа жизни! Правильное рациональное питание позволяет сохранить и укрепить здоровье, предупредить многие заболевания и излечить существующие проблемы со здоровьем.

  1. Домашнее задание: (2 мин)

§37 стр. 143-145.  Письменно ответить на вопрос №4

Учитель: Кто желает, может выполнить творческое задание: составить памятку “Как уберечь себя от заболеваний органов пищеварения”. 

  1. Рефлексия

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Возьмите, пожалуйста, листок №3, выберите любое начало фразы и продолжите ее. Можете дописать несколько фраз.

Я понял, что ………………
Теперь я могу ……………..
Меня удивило ………………
Мне захотелось ……………………
Для меня осталось непонятным ……………………

Учитель: Спасибо большое за работу. Вы очень хорошо потрудились сегодня. Уходя, я вас попрошу сдать листок №3, положив в одну из коробок на моем столе. Цвет коробки означает ваше настроение после сегодняшнего урока.

Зеленый цвет коробки –  все понравилось, было интересно.

Желтый цвет коробки – было интересно, но выполнять задания было трудно.

Красный цвет коробки – было скучно, мне не понравилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии 8 класс, тема Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (2 часа).

Урок биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» разработан по методике КСО. Использован учебник 8 класса «Биология» по...

Проект урока по биологии 8 класса "Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Проект урока комбинированного типа разработан по программе Сонина Н. И. Биология . Человек. 8 класс и учебнику Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. Проект урока сделан в соответстви с...

Занятие "Заболевания желудочно-кишечного тракта"

Занятие "заболевания желудочно-кишечного тракта" является ключевым в ряде тем по профилактике заболеваний органов пищеварения человека....

Занятие "Заболевания желудочно-кишечного тракта"

Материалы для проведения классных часов и бесед с родителями о причинах возникновения и развития у детей заболеваний желудочно-кишечного тракта....

Занятие "Заболевания желудочно-кишечного тракта"

Занятие "Заболевания желудочно-кишечного тракта" рекомендуется проводить как факультативное занятие при изучении пищеварительной системы человека....