Проект урока по биологии 8 класса "Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Проект урока комбинированного типа разработан по программе Сонина Н. И. Биология . Человек. 8 класс и учебнику Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. Проект урока сделан в соответстви с традиционными требованиями. Но основной упор сделан на применение ИКТ-технологий. Использовался материал мультимедийного приложения к учебнику, материал из единой коллекции ЦОР по биологии для 8 класса, а так же материал с Интернет-сайтов. Ещё одной отличительной чертой проекта урока является большой объём работы с текстовой информацией. Это вызвано необходимостью обучения школьников смысловому чтению. А как показали результаты международного исследования PISA, со смысловым чтением в российской школе не всё в порядке. Кроме того, работа с различными видами текстов яляется мощным инструментом формирования универсальных учебных действий. При проектировании урока учитывались так же: психолого-педагогические особенности обучающихся, специфика рассмотренного материала, достижения современной науки в области биологии и связь её с другими науками, наличие современных средств представления и обработки информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_po_biologii_8_klass.rar | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока «Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний»
- Программа и учебник: Сонин Н. И., Захаров В. Б., Захарова Е. Т. Программа основного общего образования по биологии 6 – 9 классы.
Сонин Н. И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 287 с.
- Психолого-педагогическая характеристика 8 класса.
В классе обучаются 5 человек: 4 девочки и один мальчик. Все ученики вместе с 1 класса, сдружились друг с другом, не конфликтуют, в классе высокий уровень взаимопонимания. Образовательное учреждение даёт основное общее образование по программе базового уровня. После окончания данной школы учащиеся либо продолжают обучение в средней школе другого населённого пункта, либо поступают в различные учреждения среднего профессионального образования. У учащихся 8 класса профессиональная ориентированность выражена ещё слабо.
Школьный тест умственного развития дал результат в среднем по классу порядка 87 баллов – показатель, свидетельствующий для учащихся 8 класса о среднем умственном развитии. До показателя высокого умственного развития не хватило 13 баллов [11]. Анализируя средний показатель, в первую очередь, следует сказать, что учащиеся неадекватно используют некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Это подтверждает вывод о том, что нынешние школьники читают мало. Кроме этого у учащихся класса выявилось недостаточность умений устанавливать аналогии. При проведении логических классификаций они показали себя лучше. Достаточно хорошо для 8класса, но всё же хуже, чем логические классификации, ученики проявили себя при нахождении правил построения числового ряда. Ещё большие затруднения вызвали у них логические обобщения и, прежде всего потому, что выбор обобщающего понятия необходимо делать, опираясь на свой словарный запас.
Большинство ребят 8 класса (80%) могут точно выполнить инструкцию учителя, обладают умением сосредоточиться и достаточно длительное время концентрировать внимание на выполнении определённой работы. 60 % ребят обладает высоким уровнем волевой саморегуляции. Средний уровень волевой саморегуляции проявляют 20 % учащихся и столько же – ниже среднего. В целом для класса характерна недостаточная уверенность в себе (те или иные сомнения испытывают 80 % учеников класса). Выявленные психологические качества позволяют надеяться на достаточно успешное выполнение учащимися индивидуальных самостоятельных заданий.
Наиболее предпочтительным из ведущих учебных мотивов является мотив общения – 100%. Социальный мотив составил 80 %, а познавательный мотив – 60 %. Сочетание этих мотивов является достаточным для формирования мотивации учебной деятельности, организации работы учащихся в парах и группах.
60 % учащихся класса проявляют высокий интерес к урокам биологии, средний уровень интереса – у 40 %. Таким образом, в классе нет учеников, не интересующихся биологией. Ведущим каналом восприятия информации у всех учеников класса является визуальный. Но, как часто бывает, ученики не являются 100-процентными визуалами. В той или иной степени они могут приобретать знания и через аудильный канал восприятия и кинестетически. Исходя из полученных данных, на занятиях в первую очередь целесообразно использовать различные способы визуализации – мультимедийные средства, интерактивную доску, таблицы, плакаты, дидактические материалы. Все эти средства необходимо сочетать с вербальными средствами обучения и практико-ориентированными заданиями.
- Название урока: «Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».
- Тема: «Пищеварение»
1 урок « Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества».
2 урок «Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы».
3 урок «Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения».
4 урок «Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения».
5 урок «Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ».
6 урок «Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».
Таким образом, урок является заключительным в теме «Пищеварение». В этом уроке систематизируются и обобщаются знания о строении и функциях органов пищеварения, формулируются правила гигиены питания и рассматриваются профилактические мероприятия по предупреждению желудочно-кишечных заболеваний.
- Тип урока: комбинированный урок.
- Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении и функциях органов пищеварительной системы и на их основе сформулировать правила гигиены питания и меры по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний.
Образовательные задачи.
- обобщить учебный материал о строении органов пищеварения и процессах, протекающих в них
- систематизировать знания учащихся об основных принципах питания, мерах по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний, о первой помощи при желудочно-кишечных заболеваниях
- формировать знания о правилах оказания первой помощи и порядке действий при оказании первой помощи при желудочно-кишечных заболеваниях
Развивающие задачи.
Развивать у детей:
- умения работать с ЦОР с целью получения необходимой информации
- умения работать с текстовой информацией и осуществлять логические операции при выполнении ситуационных задач и заданий тестового характера
- информационную, коммуникативную и презентационную компетентность при выступлении с сообщением и через общение в группах
Воспитательные задачи
- актуализировать значимость изучаемого материала
- формировать навыки безопасного здоровьесберегающего поведения.
- Методы обучения по степени самостоятельности мышления обучающихся: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
- Формы организации работы учащихся: эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа.
- Средства обучения: дидактические материалы (тестовые задания, текстовая подборка), учебник, таблицы по пищеварительной системе, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное приложение к учебнику, единая коллекция ЦОР, презентации учащихся.
- Формы организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная.
- Хронометраж урока:
- Организационный этап – 1мин.
- Этап целеполагания – 2мин.
- Этап проверки знаний – актуализации знаний 7 мин.
- Введение новых знаний - 22 мин.
- Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся - 10 мин.
- Подведение итогов урока, определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению - 3 мин.
12. Содержание урока
Ход урока | Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учеников |
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих, подготовка аудитории к работе. | Подготовка учащихся к работе на занятии | Готовность класса к работе |
Мы сегодня заканчиваем с вами тему «Пищеварение». Давайте вспомним темы наших уроков по пищеварению: 1 урок « Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества». 2 урок «Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы». 3 урок «Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения». 4 урок «Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения». 5 урок «Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ». Какую бы тему вы предложили для заключительного урока? Я с вами соглашусь, как и во многих других темах, мы закончим с вами гигиеной и профилактикой заболеваний. Записываем тему урока «Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний». | Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности |
А теперь, уважаемые ученики, проверим ваши знания по пройденному материалу в теме «Пищеварение». Тесты берём из единой коллекции ЦОР. Каждая пара учащихся выполняет свой небольшой тест. Компьютер сосчитает ваш результат, и вы себя оцените. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000885-1000-4ddd-f46c-1100475d60a7/index_mht.htm - тест «Пищеварение в ротовой полости. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000889-1000-4ddd-dd07-4c00475d60a7/index_mht.htm - тест «Пищеварение в желудке» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000890-1000-4ddd-8e2b-0500475d60a8/index_mht.htm - обобщенный тест «Пищеварение». При проведении урока в компьютерном классе выполнение данных тестов вместе с проверкой и обсуждением занимает 4 – 5 минут. Расположите, пожалуйста, органы пищеварительной системы так, чтобы они составили непрерывный пищеварительный тракт: прямая кишка, глотка, рот, двенадцатипёрстная кишка, желудок, пищевод, слепая кишка, анальное отверстие, тонкая кишка, толстая кишка (слайд 2). А теперь проверьте себя по рисунку (слайд 3). Если вы выполнили задание с ошибками – исправьте ошибки. | Использование ИКТ-технологий, развитие системы универсальных учебных действий в составе познавательных и коммуникативных действий. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. | Учащиеся работают на компьютере с материалами из единой коллекции ЦОР, овладевают познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями, проводят контроль и коррекцию приобретённых знаний. Учащиеся располагают органы в соответствии с порядком их следования в пищеварительной системе, проводят контроль и коррекцию своих знаний. |
4. 1. Ребята, давайте выясним значение слов гигиена и профилактика (слайды 4, 5). Вместе с вами на этом уроке мы разработаем комплекс мероприятий по устранению причин и источников заболевания органов пищеварительной системы. Результатом работы на этом этапе урока будет заполненная вами таблица (Приложение 2). Первый столбец таблицы формируют заданные мной вопросы Вопрос 1. Сколько раз в день нужно принимать пищу? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте предложенный вам текст (учащиеся читают текст на экране монитора) и сделайте наиболее рациональный выбор. (Приложение 1) И так к какому выводу мы пришли: необходим индивидуальный подход. В общем же случае лучше питаться чаще – 4 – 5 раз в сутки, но, не переедая (слайд 6). Вопрос 2. Почему пищу нужно готовить? Опять обращаемся к тексту задания 1 и находим ответ на поставленный вопрос. Действительно, пищу следует подвергать термической обработке, потому что варёная пища гораздо полнее расщепляется пищевыми соками, чем сырые продукты. Обильному сокоотделению способствуют бульоны и супы. Они содержат уже готовые к всасыванию и не требующие дополнительного расщепления вещества, которые, всасываясь в кровь, усиливают деятельность пищеварительных желез, (слайд 7) Вопрос 3. Все ли продукты нужно подвергать термической обработке? Кто первый нашёл правильный ответ? Совершенно верно, в пищу обязательно нужно употреблять сырые овощи и фрукты. Их присутствие, во-первых, усиливает перистальтику желудка и кишечника, способствуя тем самым более тщательному перемешиванию пищи и усилению всасывания питательных веществ. Во-вторых, в сырых овощах и фруктах содержится большое количество витаминов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности организма. При термической обработке они частично или полностью разрушаются, (слайд 8). Вопрос 4. Как нужно кушать? Ищем ответ на этот вопрос. Молодцы, конечно, кушать надо не спеша, тщательно пережевывая пищу, не доводя, однако, жевание до абсурда. Тщательно разжёванная пища, хорошо смоченная слюной, в желудке и кишечнике значительно полнее подвергается действию пищеварительных ферментов, так как в результате жевания поверхность пищи сильно увеличивается. Кроме этого, во время еды не рекомендуется отвлекаться, читать, смотреть телевизор и тем более вести беседы на неприятные темы, мешающие процессу пищеварения. Из-за стола лучше уйти с не угасшим полностью аппетитом - он скоро исчезнет. Мы должны помнить, что закуски, возбуждающие аппетит, не только способствуют усвоению пищи, но подчас заставляют нас съесть ненужный организму излишек, который потом отзовется избыточным весом тела, (слайд 9). Вопрос 5. Какова температура потребляемой пищи? Вы быстро сориентировались в тексте - нужно обращать внимание на температуру потребляемой пищи. Она не должна обжигать органы полости рта, пищевод и желудок. Ожоги, вызванные пищей, при систематическом их появлении могут кончиться серьезными заболеваниями. А если пища будет очень холодная? Совершенно верно – это может привести к заболеваниям органов ротовой полости и дыхательных путей. А если мы будем, например, мороженое запивать горячим чаем? Хорошо, что вы знаете об этом – могут быть повреждения зубной эмали, а дальше – кариес, (слайд 10). Вопрос 6. Что такое рациональное адекватное питание? Этому вопросу посвящено множество работ, как теоретических, так и апробированных на практике. Мы с вами обратим внимание на следующее: питание должно быть по калорийности адекватно величине физической нагрузки человека – в среднем калорийность суточного рациона составляет 2100-2300 ккал. У людей, занимающихся физическим трудом, она может достигать 3000-4000 ккал. Следует запомнить такой пример: «ежедневный избыток в 90 ккал за 5 лет приводит к дополнительным 18 килограммам массы» [8]. Пища должна быть сбалансирована по питательным веществам, витаминам и микроэлементам. При этом следует учитывать происхождение питательных веществ: животные, молочные, растительные. Существует множество вариантов меню, рассчитанные на определённый возраст, состояние здоровья, вид деятельности человека. Я вам предлагаю взглянуть на один из вариантов пирамиды питания (слайд 11). Сообразно этой пирамиде можете планировать и своё меню. После всего вышесказанного давайте проверим, как вы заполнили таблицу. Проверяем себя по слайдам 12 -17. 4. 2. Следующий этап нашего урока – изучение желудочно- кишечных заболеваний. На данном этапе мы рассмотрим пищевые отравления и инфекционные заболевания. Вы сейчас снова будете работать с текстом (Приложение 3). Только теперь результаты вашей работы вы оформите не в виде таблицы, а в виде мини-презентации, состоящей из 5 слайдов. Работаем в программе Power Point. Я предлагаю назвать нашу презентацию «Желудочно-кишечные заболевания». На слайды наносим только текстовую информацию. Разукрасить презентацию различными рисунками, анимациями и т.п. вы можете дома. Естественно, на титульном слайде исполнителями записываете себя. Первый слайд нашей презентации должен ответить на вопрос «Чем вызваны пищевые отравления и кишечные инфекции?» Мой вариант ответа на слайде 18. Следующий слайд показывает причины затруднений в предупреждении пищевых отравлений. Мой вариант – слайд 19. На третьем слайде давайте опишем симптомы пищевых отравлений и кишечных инфекций. Мой вариант – на слайде 20. «Какие меры следует предпринять для оказания первой помощи при пищевых отравлениях» - так будет называться наш четвёртый слайд. Я отвечаю так – слайд 21. На заключительном слайде давайте перечислим гигиенические мероприятия по предупреждению пищевых отравлений и кишечных инфекций. Я поставил на слайд следующий текст – слайд 22. Обратите внимание на особенности инфекционных заболеваний, вызванных бактериями сальмонеллы и кишечной палочкой E Coli.Эти инфекции встречаются не так уж и редко. Конечно, есть много других кишечных инфекционных заболеваний – дизентерия, холера и др. Мы просто не сможем всех их рассмотреть на одном уроке. Это задание для инициативных учеников – подготовить дома информацию об этих болезнях, в любой приемлемой форме. 4. 3. А теперь давайте поговорим о пищевых добавках. Вопрос важный для каждого, ибо пищевые добавки вошли в жизнь каждого из нас. Мы не будем рассматривать этот вопрос всесторонне. Я предлагаю вариант – «обратите внимание!». Перед вами текст, вы его читаете, приходите к какому-то выводу. Затем мы его обсуждаем по приготовленным мною слайдам. Слайд 23 – классификация пищевых добавок (зачем нужны пищевые добавки?). Слайд 24 – возможные последствия применения пищевых добавок. Возможно, не всё так страшно. Вам и карты в руки – наберитесь смелости, возьмите на себя ответственность за своё здоровье и здоровье ваших близких и найдите истину. Помните, истина, как всегда, где то посередине. 4. 4. Следующий этап нашего урока – глистные заболевания. С этой темой вы встретились в 7 классе. На этом уроке, как мы и договаривались, вы поделитесь своими знаниями друг с другом. (Учащиеся заранее получили домашнее задание по глистным заболеваниям. Были выбраны следующие группы паразитических червей: аскариды, острицы, цепни или солитёры, трихинеллы, двуустки, лентецы). Большинство из вас подготовили презентации. Как и планировали, основной упор при ответе вы делаете на следующие положения: - пути заражения данным видом паразитических червей; - проявление болезни; - профилактические мероприятия по предупреждению заражения червями – паразитами. 5. Этап первичного обобщения и введение новых знаний в систему знаний учащихся. Учащимся предлагается выполнить тестовую работу в форме «да – нет». Класс получает два варианта тестов «Гигиена питания. Желудочно-кишечные заболевания» (Приложение 4). Результаты тестов и их обсуждение планируется провести на следующем уроке. 6. Этап подведения итогов урока. Результативность урока представлена в виде отметок за выполненные задания в течение урока, за индивидуальные ответы на вопросы в ходе эвристической беседы, за подготовленное дома опережающее задание. 7. Этап определения домашнего задания и инструктаж по его выполнению. Питание, гигиена питания, профилактические мероприятия по предотвращению желудочно-кишечных заболеваний – это только часть вопросов, относящихся к обширной теме «Питание и здоровье». Разрабатывая данный урок, я искренне надеялся, что тема урока и, вообще, тема раздела «Пищеварение».заинтересует вас настолько, что вы в дальнейшем начнёте разрабатывать её самостоятельно и использовать как элемент своей жизни. Информации по этому вопросу очень много как в печатном виде, так и в просторах Интернета. Продумайте, пожалуйста, этот вопрос и на следующем уроке мы ещё раз вернёмся к нему. В учебнике прочитайте страницы: 261-262, 266-267, 269-271, 279-280. | Работа с текстом, содержащим описательную информацию, объяснительную и, частично, научную. Задаётся проблемный вопрос по типу ситуации затруднения. Разрешение затруднения путём эвристической беседы. Рефлексия по первой части нового материала. Работа с текстом, содержащим описательную информацию, объяснительную и, частично, научную. Работа с применением ИКТ-технологий. Учитель предлагает приёмы обработки информации. Развитие внимания и монологической речи при обсуждении слайдов. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности. Учитель стремится к выработке у учащихся собственного обоснованного мнения, может быть на данный момент в чём-то отличающегося от общепринятого мнения. Выступление учащихся. Развитие монологической речи. Выступления учащихся комментируются учителем. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. Подводятся итоги урока. Учитель аргументирует оценки, показывая учащимся их достижения и недоработки, достигает адекватность оценки учителя самооценке учащихся Учитель проявляет умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой не только для решения локальной учебной задачи, но и развития элемента личностной культуры | Учащиеся работают с текстом, анализируют его, делают выбор, формируя познавательные и коммуникативные умения. Для решения проблемного вопроса у учащихся имеется определённый объём исходных знаний. Это побуждает учащихся к самостоятельному рассуждению. Для решения проблемного вопроса они применяют опыт использования знаний по биологии. Учащиеся анализируют первую часть изучения нового материала, проводят коррекцию своих знаний. Учащиеся работают с текстом, формируя навыки смыслового чтения. Они выделяют структурные и логические единицы текста, находят связи между ними, перекодируют информацию, перенося её на слайд, устанавливают связи между информацией в тексте и повседневными знаниями [7]. Работая с мини-презентациями, учащиеся формируют информационные и предметные компетенции. Учащиеся записывают в тетради рекомендации учителя, настраивают себя на работу с противоречивой информацией, готовятся критически оценивать найденную информацию. Учащиеся выступают с приготовленными дома работами, отвечают на вопросы учителя и учеников. Ученики класса предлагают свои оценки работам выступающих. Учащиеся выполняют предложенное им задание, проводят первичную коррекцию своих знаний. Рефлексия учащимися своей деятельности на уроке. Цель урока достигнута. Учащиеся фиксируют в дневниках домашнее задание |
13. Самоанализ и результаты урока
Проведён комбинированный урок по теме «Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».
Проектирование урока осуществлялось с учётом опоры на знания обучающихся. Интегративный характер урока состоит в том, что вопросы, связанные с гигиеной питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний охватывают биологию, частично химию, частично медицину и, в какой-то степени, экологию. Содержание урока отбиралось с учётом интегративного характера урока.
Уровень подготовки обучающихся позволил излагать материал на базовом уровне с элементами повышенной сложности, сочетая на разных этапах урока различные методы обучения, как репродуктивного, так и продуктивного характера. В процессе урока я старался использовать методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, отмечая наиболее полные и правильные ответы, а также умение учащихся отстаивать свою точку зрения. Урок прошёл в атмосфере психологического комфорта и сотрудничества на фоне полученного удовольствия от процесса приобретения знаний.
При проектировании урока я старался предложить различные формы изложения материала, исходя из того, что состав класса неоднороден по ведущим каналам восприятия информации. Так вербальные формы изложения материала (беседа, рассказ) были направлены на усвоение информации учащимися – аудиалами. Использование таких средств, как презентации, таблицы, дидактические материалы, позволяли усвоить новый учебный материал учащимся – визуалам. Создание мини-презентаций, использование материалов из единой коллекции ЦОР позволили в полной мере участвовать в познавательном процессе и учащимся – кинестетикам. Такая технология учёта каналов восприятия информации позволяет снижать утомляемость обучающихся, развивать умение переключать внимание, умение усваивать информацию в разных формах.
На уроке мной были использованы такие педагогические подходы и технологии, как:
- традиционные формы обучения;
- ИКТ и проблемное обучение на этапе обобщения материала и этапе изучения нового материала;
- компетентностный подход на разных этапах урока.
Основная дидактическая цель и задачи урока в ходе его проведения были достигнуты. Был соблюдён хронометраж урока. Предложенные учащимся задания были выполнены ими на хорошо и отлично. У отдельных учащихся низкая скорость работы с текстом, а также недостаточная обученность смысловому чтению. При дальнейшем проектировании учебно- воспитательного процесса я постараюсь учесть указанные моменты: на уроках уделять больше внимания смысловому чтению с предложением заданий на осуществление логических операций и подбирать индивидуальные задания.
Литература
1. Глазунова Л. А. Технология создания учащимися тематических мультимедийных презентаций на уроках биологии //Биология в школе, 2012. - № 8.
2. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет)», учебное пособие, 4-е изд-е, - М. : «УРАО», 1998.
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : «Академия», 1997.
4. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010.
5. Рабочие программы по биологии. 8 – 9 классы (по программам Н. И. Сонина, В. Б. Захарова; В. В. Пасечника; И. Н. Пономарёвой) /Авт.-сост. : И. П. Чередниченко, М. В. Оданович. – 3-е изд., перераб. – М. : Планета, 2011.
6. Суматохин С. В. Учебники биологии сегодня: проблема выбора // Биология в школе. – 2012. - №4.
7. Суматохин С. В. Чтение и понимание содержания текста при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - №6.
8. Твоё здоровье (выпуск I). – М. : Знание, 1993. – 128 с. – (Факультет «Твоё здоровье»; № 1).
9. Торков С. Е. Подготовка учащихся к исследовательской работе при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. - № 8.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук , Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).
11. IQ – тесты: Проверь свой интеллект. – М. : Мой Мир, 2004.
Приложения
Приложение 1
Задание 1. Прочитайте предложенную информацию и составьте правила режима питания.
Режим питания - характеристика питания, включающая кратность, время приема пищи и распределение ее по калорийности и химическому составу, а также поведение человека во время еды. Разумно выбранный режим питания способствует оптимальному эмоциональному настрою человека, работоспособности и Режим питания предупреждению болезней. В античные времена в теплых странах ограничивались 1-2-разовым приемом пищи. Сведения об этом содержатся в трудах Гиппократа и в трактате древнеиндийских врачей «Аюрведе». В наше время врачи рекомендуют большинству людей принимать пищу 4 раза в день, не считая небольшой порции кефира или молока перед сном. Людям, склонным к полноте, нужно принимать пищу часто, но понемногу. Одноразовое питание в течение суток может привести к потреблению излишка пищи и связанному с давлением переполненного желудка нарушению работы сердца, а также явиться причиной запоров. Люди неодинаковы, и поэтому каждому, не пренебрегая советами гигиенистов, полезно все же выработать свой режим питания, сообразуясь с общим распорядком дня, ритмом активности организма, временем пробуждения и отхода ко сну.
Советы:
Следите за ритмом вашего организма — это позволит найти оптимальный режим питания.
Не спешите есть, тщательно пережевывайте пищу, не доводя, однако, жевание до абсурда (некоторые системы питания рекомендуют пережевывать каждый кусочек 50 и даже 100 раз — не стоит следовать такому совету).
Во время еды не рекомендуется отвлекаться, читать, смотреть телевизор и тем более вести беседы на неприятные темы, мешающие процессу пищеварения.
Из-за стола лучше уйти с не угасшим полностью аппетитом - он скоро исчезнет, ведь человек уже получил достаточное количество пищи, но его регулирующие системы несколько задержались с передачей в мозг сигнала о насыщении; тщательное пережевывание пищи способствует не только ее усвоению, но и угасанию аппетита, то есть мешает нам съесть ненужный организму излишек пищи.
Помните, что закуски, возбуждающие аппетит, не только способствуют усвоению пищи, но подчас заставляют нас съесть ненужный организму излишек, который потом заставит заботиться об избавлении от избыточного веса тела.
Следите за температурой потребляемой пищи. Она не должна обжигать органы полости рта, пищевод и желудок. Ожоги, вызванные пищей, при систематическом их появлении могут кончиться серьезными заболеваниями.
Не ешьте обильно перед сном, ужинать лучше за 2 — 2,5 часа до сна.
Стакан молока или кефира перед сном, способствует засыпанию.
Не нужно пить перед сном возбуждающие напитки (кофе, чай, напитки, содержащие женьшень, лимонник, левзею и другие стимулирующие средства).
http://narod.ru/disk/11304959001.a45521a9fec375e7763319640426f50d/gigiena333.rar.html
Сколько раз в день нужно есть?
Ученые сходятся во мнении, что есть надо часто и помалу. Оптимальный вариант — позавтракать, чуть попозже перекусить, затем пообедать, ближе к вечеру еще раз перекусить, а вечером поужинать.
Регулярное питание стабилизирует уровень сахара в крови, не дает проявиться голоду, позволяет легче приспособиться к пониженному суточному энергопотреблению и отучает кусочничать. При этом важно убедиться, что калорийность выбранных вами блюд не превышает общую суточную норму калорий
http://www.diets.ru/post/429351/
Сколько раз в день нужно есть?
Существует не только множество теорий, но и мифов, связанных с вопросами питания. Я придерживаюсь экспериментально проверенных специалистами в этой области рекомендаций. Ориентир для приема пищи — чувство голода, которое приходит через каждые 3–6 часов, в зависимости от вашей занятости и индивидуальных особенностей. Оптимальные промежутки между приемами пищи — 4–5 часов. Последний прием пищи должен быть не позднее чем за час до сна.
Итак, если у вас есть возможность принимать пищу только три раза в день, на завтрак (8–9 утра) должно приходиться 30% дневного рациона, на обед (13.30–15.00) — 45%, а на ужин (19.00–20.00) — 25% дневного рациона. Если вы предпочитаете четырехразовое питание, то завтрак и обед должны быть немного легче, зато появляется либо полдник (17.00–17.30), либо второй ужин (21.00–22.00), который составляет 10% дневного рациона. Что выбрать, полдник или второй завтрак, зависит от вашего ритма жизни. Наконец, если вы предпочитаете есть пять раз в день, то завтрак — это 20% дневного рациона, обед — 35%, полдник, ужин и второй ужин — по 10%.
Ваши страхи по поводу частого приема пищи необоснованны. Поэтому не считаю, что питаться часто вредно. Вредно питаться часто и много, то есть переедать.
Приложение 2
Таблица 1. Заполните таблицу «Основные правила питания»
Основные правила питания | Физиологические обоснования правил питания |
Приложение 3
Задание 2. Прочитайте статью о пищевых отравлениях, их признаках и оказании первой помощи.
Практически все виды бактерий, вызывающие пищевые и кишечные инфекции, начинают бурно размножаться в кишечнике. При этом они выделяют в просвет кишечника токсины. Токсины поражают нервную и сосудистую систему кишечника. В результате в кишечнике скапливается большое количество воды. Кроме того, движение пищи и воды по кишечнику усиливается, и направление этого движения может изменяться (обратная перистальтика), следствием чего становится рвота и понос. Иногда бактерии настолько глубоко поражают слизистую кишечника, что на ней образуются различных размеров язвы, часто кровоточащие. Период от момента заражения до первых признаков болезни составляет от 2 до 8 часов после приема пищи, содержащей токсин. Причем пища, как правило, по своим органолептическим свойствам мало отличается от качественной, то есть далеко не всегда она имеет какой-то неприятный вкус, запах или консистенцию. Более того, среди нескольких людей, съевших одно и то же блюдо, может заболеть только один. Характер и выраженность симптомов зависит от природы и дозы токсина, длительности его воздействия, устойчивости организма больного и степени поражения желудочно-кишечного тракта.
Кишечные инфекции могут протекать в виде острого гастрита (с рвотой и болями под ложечкой), энтерита (с поносом), гастроэнтерита (с рвотой и поносом), колита (с кровью в экскрементах и нарушением стула), энтероколита (с поражением всего кишечника).
Одно из самых неприятных последствий, возникающих при кишечных инфекциях - обезвоживание организма вследствие рвоты и/или поноса. Особенно тяжело эти болезни протекают в раннем детском возрасте и у пожилых людей.
Начало болезни обычно внезапное, иногда очень острое:
тошнота или рвота содержимым съеденной пищи, водой с примесью желчи; урчание кишечника, вздутие живота; спастические, то есть схваткообразные боли в животе; понос, иногда с примесью крови (при дизентерии) или «зелени» (при сальмонеллезе); мышечная слабость; общее недомогание; озноб с повышением температуры до высоких цифр; головокружение; боль под ложечкой.
До прихода врача принять следующие меры:
Вызвать рвоту, надавливая ложечкой на корень языка, давая выпить 3-4 стакана воды (лучше с добавлением 1 чайной ложки питьевой соды на стакан воды).
После рвоты дать слабительное (можно касторовое масло). Слабительное нужно запить большим количеством воды.
Растереть тело, на живот положить грелку с горячей водой. Следить за пульсом и силами больного, давать ему валериановые капли.
Если больного начнет знобить, обложить его горячими бутылками и теплыми одеялами.
Сальмонеллезное пищевое отравление Бактерии сальмонеллы находятся в мясе домашней птицы, яйцах, непереработанном молоке и молочных продуктах и мясе. Бактерии этого типа вызывают желудочные и кишечные инфекции. Сальмонеллез - очень распространенная форма пищевого отравления. Недостаточная термическая обработка продуктов или хранение продуктов в антисанитарных условиях могут привести к сальмонеллезу. Бактерии сальмонеллы гибнут при температуре не ниже 66 ºС. Симптомы сальмонеллезного пищевого отравления: головная боль, желудочные спазмы, высокая температура, тошнота, рвота, диарея и запор. Симптомы сальмонеллеза появляются в течение 12 - 48 часов. Сальмонеллез в легкой форме проходит в течение недели, а вот более тяжелые случаи заболевания требуют лечения антибиотиками. В случае сальмонеллезного пищевого отравления, наличия кровянистых выделений в кале и симптомов желтухи или обезвоживания организма следует немедленно обратиться к врачу. Пищевое отравление, вызванное кишечной палочкой (E Coli) Кишечная палочка E Coli размножается во внутренностях человека и животных. Бактерии E Coli O157 можно найти в сыром и недоваренном мясе, сырых овощах, а также непастеризованном молоке. Типичные симптомы пищевого отравления, вызванного кишечной палочкой (высокая температура, сильнейшая диарея и желудочные спазмы), появляются в течение нескольких дней. В редких случаях этого вида пищевого отравления у больных развивается гемолитический уремический синдром - заболевание, при котором происходит разрушение эритроцитов в крови, что приводит к отказу почек. Лечение пищевых и кишечных инфекций является комплексным и включает в себя: борьбу с микробными ядами, самими микробами, а также с обезвоживанием организма. Кроме того, больные должны соблюдать правильную диету и с помощью специальных препаратов восстанавливать нормальную микрофлору кишечника. Чтобы избежать пищевого отравления и кишечной инфекции, всегда мойте руки перед едой. Тщательно мойте сырые овощи и фрукты. Храните мясо и молочные продукты в холодильнике при температуре не выше 4,5 ºС. Не употребляйте в пищу сырые яйца. Тщательно готовьте мясо и морепродукты. Чтобы избежать перекрестного загрязнения продуктов, не кладите приготовленное мясо на ту же тарелку, на которой лежало сырое мясо. Обязательно мойте разделочную доску после использования. Пригодные к употреблению остатки пищи немедленно помещайте в холодильник, т.к. бактерии очень быстро размножаются при комнатной температуре. http://narod.ru/disk/11304959001.a45521a9fec375e7763319640426f50d/gigiena333.rar.html О вреде Е-добавок. К наиболее вредным относятся консерванты и антиокислители . Консерванты . В среде, в которой присутствует такой препарат жизнь становиться невозможна и бактерии погибают, что дольше сохраняет продукт от порчи . Человек, состоит из огромного числа самых различных клеток и обладает большой массой (по сравнению с одноклеточным организмом), поэтому в отличие от одноклеточных организмов не погибает от употребления консерванта (в некоторых случаях, ещё и потому, что соляная кислота, содержащаяся в желудке, частично разрушает консервант ). Так, консервант Е240 (формальдегид) может присутствовать в консервах (грибы, компоты, варенья, соки и т.д.) Консерванты и стабилизаторы действуют сродни антибиотикам . Много вредных добавок среди красителей. В частности, запрещены: Е121 (цитрусовый красный краситель) и Е123 (краситель амарант). Они обычно содержатся в сладкой газированной воде, сладостях, цветном мороженом . Уже научно доказано, что все три добавки могут способствовать образованию злокачественных опухолей. Эмульгаторы чаще представлены минеральными веществами, например: Е500 - сода (гидрокарбонат натрия); Е507 - соляная кислота; Е513 - серная кислота. Кроме названных выше, есть химические соединения, которые считаются не опасными и разрешены к применению во всем мире. Одни из самых распространенных: * Е250 - нитрит натрия * Е251 - нитрат натрия * Е252 - нитрат калия Без этих добавок невозможно представить себе колбасные изделия . В процессе обработки колбасный фарш теряет свой нежно-розовый цвет, превращаясь в серо-бурую массу. Тогда в ход идут нитраты и нитриты, и вот с витрины на нас "глядит" уже вареная колбаса цвета парной телятины. Нитродобавки содержатся не только в колбасных изделиях , но и в копченной рыбе , шпротах , консервированной сельди . Добавляют их и в твердые сыры , для предупреждения вспучивания. Людям, страдающим заболеваниями печени, кишечника, дисбактериозом, холециститом рекомендуется исключить из рациона продукты, содержащие эти добавки. У таких людей часть нитратов, попадая в желудочно-кишечный тракт, превращается в более токсичные нитриты, которые в свою очередь, образуют довольно сильные канцерогены - нитрозоамины. Бензоат натрия (Е 211) Натриевая соль бензойной кислоты выполняет довольно важную функцию консерванта - препятствует брожению соков, не даёт размножаться бактериям. Её добавляют в газировку и чипсы, в мясо и кетчуп. Длительное употребление Е 211 в пищу может привести к нарушениям в обмене веществ и вызвать рак. Аспартам (Е 951) Этот подсластитель и усилитель вкуса заменяет сахар в продуктах для диабетиков. Аспартам добавляется в жвачки, напитки, консервы, приправы и т.д. Но уже несколько лет в Америке, где он применяется очень широко, идёт кампания по запрещению Е 951. Продукты с добавлением аспартама могут вызвать мигрень, сыпь на коже и ухудшение мозговой деятельности. Глютамат натрия (Е 621) Химикат под названием глютамат натрия придаёт блюду вкус и запах мяса (его добавляют в бульонные кубики для усиления вкуса). Если превысить норму (высыпать в чашку с лапшой несколько пакетиков) - можно отравиться. В Америке, в год случаются сотни тысяч подобных отравлений. Список FAO Классификация пищевых добавок в системе Codex Alimentarius, разработанная Международной организацией по пищевым продуктам и сельскому хозяйству (FAO) при ООН. Все эти данные доведены до сведения производителей продуктов, но поскольку FAO - организация общественная, её информация носит только рекомендательный характер. * Е103, Е105, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е131, Е142, Е153 - красители. Содержатся в сладкой газированной воде, леденцах, цветном мороженом. Могут привести к образованию злокачественных опухолей. * Е171-173 - красители. Содержатся в сладкой газированной воде, леденцах, цветном мороженом. Могут привести к заболеваниям печени и почек. * Е210, Е211, Е213-217, Е240 - консерванты. Есть в консервах любого вида (грибы, компоты, соки, варенья). Могут привести к образованию злокачественных опухолей. * Е221-226 - консерванты. Используются при любом консервировании. Могут привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. * Е230-232, Е239 - консерванты. Содержатся в консервах любого вида. Могут вызвать аллергические реакции. * Е311-313 - антиоксиданты (антиокислители) Есть в йогуртах, кисломолочных продуктах, колбасных изделиях, сливочном масле, шоколаде. Могут вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта. * Е407, Е447, Е450 - стабилизаторы и загустители. Содержатся в вареньях, джемах, сгущённом молоке, шоколадном сыре. Могут вызвать заболевания печени и почек. * Е461-466 - стабилизаторы и загустители. Есть в вареньях, джемах, сгущенном молоке, шоколадном сыре. Могут вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта. * Е924a, Е924b - пеногасители. Содержатся в газированных напитках. Могут привести к образованию злокачественных опухолей. Приложение 4 Тестовая работа «Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» Вариант 1.
полости. 2) При термической обработке витамины частично или полностью разрушаются. 3) Потеря аппетита – обычный признак многих заболеваний. 4) Особенно опасными желудочно-кишечными заболеваниями являются холера, чума, туберкулёз. 5) Явление, когда часть содержимого желудка попадает в пищевод и желудочный сок начинает воздействовать на стенки пищевода, называется изжога. 6) Количество и качество питания человека зависит от пола, возраста, суточных затрат энергии. 7) Мясо и мясные продукты обычно служат причиной сальмонеллёза. 8) Если признаков нарушения герметичности консервной банки не обнаружено, хотя донышко банки вздуто, то употреблять консервы из такой банки можно. 9) При хранении продуктов при обычном охлаждении (в бытовом холодильнике) срок хранения составляет до трёх дней и перед употреблением продукты необходимо подогревать. 10) Во время еды рекомендуется читать, смотреть телевизор, разговаривать по телефону. 11) При пищевых отравлениях период от момента заражения до первых признаков болезни составляет от 2 до 8 часов после приема пищи, содержащей токсин. 12) Приготовленное мясо можно класть на ту же разделочную доску, на которой разделывали сырое мясо. 13) Цепни, трихинеллы, лентецы относятся к той группе глистов, которые передаются человеку при употреблении в пищу мяса животных и рыб. 14) Острицы – это маленькие круглые черви размером 0,5 -1 см. Они живут в тонком кишечнике человека. 15) Алкоголь нарушает работу печени. Печень под его влиянием разрушается. Развивается заболевание - цирроз. Вариант 2. 1) Бульоны и супы способствуют обильному сокоотделению. 2) Чтобы крепче спать, нужно ужинать непосредственно перед сном. 3)Симптоматическими признаками пищевого отравления являются боли в животе, рвота, понос, головная боль, головокружение, обморочное состояние. 4) Одна из причин образования камней в протоках печени и в желчном пузыре – билирубин, образующийся при разрушении гемоглобина. 5) Режим питания, обычно рекомендуемый диетологами, это 50 % пищи от дневного рациона съедается за завтрак, 25 % - съедается в обед и 25 % - в полдник и ужин. 6)При употреблении консервированных грибов можно заболеть ботулизмом. 7) При употреблении позеленевшего картофеля может произойти пищевое отравление, вызванное соланином, содержащимся в картофеле. 8) Во время еды необходимо тщательно пережёвывать пищу, пережёвывая каждый кусочек до 100 раз. 9) Перед сном лучше выпить чашку кофе, чая или другие возбуждающие напитки. 10) Больные кишечными инфекциями должны соблюдать правильную диету и с помощью специальных препаратов восстанавливать нормальную микрофлору кишечника. 11) Аскаридозом человек может заразиться через овощи, фрукты, ягоды, воду или руки, загрязненные яйцами глистов. 12) Энтеробиоз – это глистное заболевание, возникающее при заражении острицами. 13) При приготовлении мяса из свинины нужно следить, чтобы изделия из нее были хорошо прожарены или проварены. 14) При алкоголизме снижается секреция желудочного сока, претерпевает изменения защитный гель стенок желудка, развивается воспалительный процесс – гастрит. 15) Заражение человека широким лентецом происходит в результате употребления сырой, недоваренной, недожаренной или недостаточно просоленной рыбы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии 8 класс, тема Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (2 часа).
Урок биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» разработан по методике КСО. Использован учебник 8 класса «Биология» по...
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Урок-сообщение по биологии в 8 классе
Урок-сообщение по биологии в 8 классе....
Урок по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».
Цели урока:Образовательные: учить оценивать последствия своей деятельности по отношению к своему здоровью и здоровью других людей;Развивающие: продолжить развитие умений чётко и грамотно выражать свои...
Презентация Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
Презентация к уроку содержит ЭОР....
Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"
Изучение правил гигиены органов пищеварения, ознакомление с кишечными инфекциями....
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
урок биологии 8 класс, тема "Гигиена питания. Профилактика желудочно- кишечных заболеваний. Практическая работа «Определение норм рационального питания»"
Обучающийся научится понятиям о: режиме питания; мерах по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; перв...